Дело ***
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
*** года г. Ижевск УР
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Стех Н.Э.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 о признании незаконным ответа Удмуртского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО3, обязании прокурора Удмуртской прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях ФИО3 принять решение по существу заявления ФИО2 (либо освободить ФИО2 от социально-правового информирования, либо мотивированно отказать),
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с заявлением о признании незаконным ответа Удмуртского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО3 от *** года, обязании прокурора Удмуртской прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях ФИО3 принять решение по существу заявления ФИО2 (либо освободить ФИО2 от социально-правового информирования, либо мотивированно отказать).
Заявление мотивировал тем, что обратился в Удмуртскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях с заявлением, в котором указал, что социально-правовое информирование – это право осужденных, а не обязанность, в связи с чем просил освободить его от социально-правового информирования. Однако в ответе прокурора не дана оценка доводам заявителя.
Заявитель ФИО2, отбывающий наказание по приговору суда в исправительном учреждении, был своевременно извещен о времени и месте судебного заседания. При этом заявителю были разъяснены его обязанности и права, в том числе право на ведение дела через представителя. Суд в порядке п. 2 ст.257 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие заявителя ФИО2
ФИО3 в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в порядке п. 2 ст.257 ГПК РФ.
Представитель заинтересованного лица Удмуртской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях – помощник Удмуртского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО5 (удостоверение ***), в судебном заседании заявил о несогласии с доводами заявителя. При этом указал, что действительно осужденный ФИО2, отбывающий наказание в Название России по УР, обращался с жалобами и заявлениями в Удмуртскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Все обращения, заявления и жалобы разрешаются в указанной прокуратуре в соответствии с ФЗ № 59 от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и приказом Генерального прокурора РФ № 200 от 17.12.2007 «О введении в действии Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в системе прокуратуры РФ». С учётом требований закона все жалобы и заявления ФИО2 разрешены. В установленные сроки ответы направлены в письменном виде заявителю.
Проверка доводов, изложенных в заявлении осужденного ФИО2 от ***, поручалась помощнику прокурора ФИО4
В ходе проверки установлено следующее:
В соответствии со ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.
Данные права осужденных также указаны в пункте 11 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждённых приказом Минюста РФ от 03.11.2005 N205.
В соответствии со ст. 9 УИК РФ исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.
Таким образом, осужденные, уклоняющиеся от воспитательных мероприятий, препятствуют выполнению целей и задач уголовно-исполнительного законодательства РФ - исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений.
К основным формам и методам воспитательной работы с осужденными к лишению свободы законодатель относит нравственное, правовое, трудовое5 физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению (ч. 1 ст. 110 УЖ РФ).
Из этого следует, что социально - правовое информирование осужденного не нарушает и не ограничивает его права, так как является методом воспитательной работой с осужденным,
В соответствии со ст. 11 УИК РФ, осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации; обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний» а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 109 УИК РФ распорядком дня исправительного учреждения могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие в которых обязательно для осужденных.
Данные нормы возлагают на осужденного ФИО2 все обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе и посещение воспитательных мероприятий.
Действующим законодательством каких-либо ограничений по количеству разъяснений законодательства и иной информации для осужденных не установлено.
Кроме того, специализированная прокуратура не наделена полномочиями по освобождению осужденного ФИО2 от выполнения возложенных на него обязанностей, в том числе и выполнения. предусмотренного распорядком дня, получения социально-правовой информации.
Осужденному разъяснено, что нарушение требований УИК РФ и ПНР ИУ влечет за собой ответственность, установленную действующим законодательством.
Оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имелось.
Выслушав представителя заинтересованного лица, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд устанавливает следующие юридически значимые обстоятельства дела.
В Удмуртскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях *** года поступила жалоба ФИО2 от *** года, в которой ФИО2 просил освободить его от посещения социально-правового информирования, мотивируя тем, что имеет адекватный уровень образования; социально-правовое информирование отвлекает его от процесса самообразования; подход должен быть индивидуальным, а занятия для него бесполезны.
*** года за исходящим *** Удмуртский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО3 подписал ответ на имя ФИО2, в котором сообщалось, что его жалоба рассмотрена. В ответе указано, что в соответствии со ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказания.
В связи с чем распорядком дня исправительного учреждения могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие в которых обязательно для осужденных.
Нарушения УИК РФ и ПВР ИУ влечет ответственность, установленную действующим законодательством.
Указанные обстоятельства установлены на основании исследованных в судебном заседании доказательств и сторонами в целом не оспариваются.
В силу ст.1 Федерального закона от *** года *** «О прокуратуре Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ «О прокуратуре РФ») прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры (ч.1 ст.11 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Исходя из вышеизложенного, суд признает, что заявленный спор носит публично-правовой характер, поскольку стороны изначально не равны и находятся в отношениях власти и подчинения.
Верховный Суд РФ в п. 3 постановления Пленума от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих разъяснил, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц.
К должностным лицам, в частности, относятся должностные лица органов прокуратуры, решения, действия (бездействие) которых не подлежат оспариванию в порядке уголовного судопроизводства, а также в порядке производства по делам об административных правонарушениях (например, в ходе проверок при осуществлении надзора за исполнением законов).
Суд признает, что в рассматриваемом случае заявитель оспаривает именно действия (бездействие) прокурора, которые не подлежат оспариванию в порядке уголовного судопроизводства, а также в порядке производства по делам об административных правонарушениях.
Поэтому дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 ГПК РФ (производство по делам, возникающим из публичных правоотношений).
Согласно статье 256 главы 25 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Заявитель обратился в суд с заявлением в срок.
Рассматривая заявление ФИО2 по существу, суд находит его необоснованным.
В силу п. 1 ст. 33 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе: требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в статье 32 настоящего Федерального закона.
В силу п. п. 1.3, 1.10 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 30 января 2007 года № 19 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», прокурорам предписано добиваться неукоснительного соблюдения установленного законом режима исполнения и отбывания наказания как основного условия исправления осужденных, пресекать случаи предоставления подозреваемым, обвиняемым и осужденным не предусмотренных законом льгот. Работу с жалобами и обращениями осужденных подчинить задачам охраны их прав и законных интересов, укреплению законности при исполнении уголовных наказаний.
В силу п.п. 1, 4 п. 1 ст. 10 Федерального закона Российской Федерации «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 года № 59-ФЗ, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В силу ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
Пунктом 4.12 Инструкции о порядке рассмотрения и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.12.2007 N 200 предусмотрено принятие по итогам разрешения обращений одного из следующих решений:
"удовлетворено" - приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя;
"удовлетворено повторное обращение" - обращение, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения. При этом первичное решение отменяется;
"отклонено" - требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными;
"разъяснено" - по обращению, в котором не содержалось просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств, разъяснены вопросы правового характера;
"принято иное решение" - обращение оставлено без разрешения, приобщено к материалам уголовного дела (надзорного производства), прекращена переписка;
"направлено" - обращение в 7-дневный срок направлено для разрешения в другую прокуратуру или другое ведомство по принадлежности.
Суд соглашается с доводами ФИО2, что по его заявлению должно было быть принято решение по существу поставленных вопросов, требований («удовлетворено» либо «отклонено»), этих слов в обжалуемом ответе не имеется.
Вместе с тем заявление ФИО2 не требовало проведения проверки, на его заявление об освобождении от социально-правового информирования дается по существу отрицательный ответ со ссылкой на действующее законодательство, поскольку в ответе в частности указано, что воспитательные мероприятия, предусмотренные распорядком дня исправительного учреждения, обязательны для осужденного, а нарушение правил внутреннего распорядка исправительного учреждения влечет ответственность, установленную действующим законодательством.
В указанном ответе мотивировано, почему социально-правовое информирование для ФИО2 как для осужденного обязательно.
Кроме того, ФИО2 обжалуемым ответом разъяснено его право обжалования ответа в прокуратуру Удмуртской Республики или в суд.
Оценивая правомерность отказа Удмуртского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях освободить ФИО2 от социально-правового информирования, суд отмечает следующее.
В соответствии со ст. 9 УИК РФ исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.
Режим в исправительных учреждениях согласно части 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ-это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Уголовно-исполнительный Кодекс РФ в части 2 статьи 82 предусматривает, что в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.11.2005 N 205 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, согласованные с заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.
Настоящие Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений на основании Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений и тюрем.
В каждом исправительном учреждении устанавливается регламентированный распорядок дня, который включает в себя время подъема, отбоя, туалета, физической зарядки, принятия пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных и спортивно-массовых мероприятиях и т.д. Предусматривается непрерывный восьмичасовой сон осужденных и предоставление им личного времени.
Распорядок дня разрабатывается на основе примерного распорядка дня осужденных (приложение №4 к Правилам). Примерный распорядок содержит воспитательные мероприятия до 1 часа.
В силу п.п. 2, 3 ст.11 УИК РФ. осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.
В силу п. 14 Правил внутреннего распорядка исправительный учреждений, осужденные обязаны выполнять требования законов и настоящих Правил; соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ.
В силу ст. 109 УИК РФ, воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.
Распорядком дня исправительного учреждения могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие в которых обязательно для осужденных.
В силу ст. 110 УИК РФ, в исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению.
Приказом УФСИН по УР от *** года *** утверждена тематика занятий с осужденными по социально-правовым вопросам в исправительных учреждениях УФСИН России по УР на 2010 год.
Начальником учреждения Название *** года утверждено расписание занятий с осужденными в системе социально-правового информирования Название УФСИН России по УР на 2010 год с определением времени для осужденных отрядов № *** – ежедневно с 10 до 11.
Распорядком дня Название (Приложение *** к приказу начальника Название от *** года ***) предусмотрены воспитательные мероприятия с 10 до 11 часов. В силу ст. 109 УИК РФ, они обязательно для осужденных.
Пунктами 20, 21 Положения об отряде осужденных исправительного учреждения, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 259 установлено, что для осуществления воспитательной работы с осужденными организуется совет воспитателей отряда (далее СВО). СВО создается приказом учреждения. В его состав входят: начальник отряда, другие сотрудники ИУ, имеющие навыки проведения воспитательной работы с осужденными, преподаватели общеобразовательной школы при ИУ и профессионального училища, представители общественности (по представлению начальника отряда) (в воспитательной колонии - воспитатели, представители родительского комитета). Начальник отряда является председателем СВО и планирует его работу в своем ежеквартальном плане.
Таким образом, воспитательная работа может проводиться не только непосредственно начальником отряда, но и иными лицами, входящими в СВО.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемого ответа по его содержанию, поскольку анализ вышеперечисленных норм дает основание для вывода об обязательности для осужденных посещать занятия по социально-правовому информированию, как составляющей воспитательной работы, предусмотренной распорядком дня исправительных учреждений.
Суд отмечает, что проведение с осужденным воспитательной работы по социально-правовому информированию не нарушает прав заявителя, поскольку в силу п. 1 ст. 12 УИК РФ, осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.
Кроме того, в силу п.п. 1,2 ст. 109 УИК РФ, воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания.
Социально-правовое информирование является одной из форм воспитательной работы с осужденными, которая предусмотрена Уголовно-процессуальным кодексом РФ, и не может рассматриваться как противоречащая принципу индивидуализации исполнения наказания и вторжение в личную жизнь осужденных к лишению свободы.
Таким образом, не нарушает прав заявителя и обжалуемый ответ, которым не удовлетворено ходатайство заявителя о его освобождении от социально-правового информирования.
Поскольку оспариваемый ответ законен и не нарушает прав заявителя, заявление удовлетворению не подлежит.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ФИО2 о признании незаконным ответа Удмуртского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО3, обязании прокурора Удмуртской прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях ФИО3 принять решение по существу заявления ФИО2 (либо освободить ФИО2 от социально-правового информирования, либо мотивированно отказать) оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его принятия через районный суд.
Решение изготовлено председательствующим судьей на компьютере в совещательной форме.
Председательствующий судья Стех Н.Э.