Дело ***
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
*** года г. Ижевск УР
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Фаррухшиной Г.Р.
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (далее по тексту – ГУ - УПФ РФ в г. Ижевске) о восстановлении пенсионных прав, признании незаконным решения *** от *** года, назначении досрочной трудовой пенсии с момента возникновения права, включении в педагогический стаж периодов работы с *** г. по *** г., с *** г. по *** г., взыскании расходов на оплату государственной пошлины в сумме 200 руб., расходов на оформление нотариальной доверенности в сумме 500 руб. и расходов по оплате услуг представителя в сумме 2 500 руб.
Свои требования мотивирует тем, что решением ГУ - УПФ в г. Ижевске от *** года ***, ей отказано в установлении пенсии, в соответствии с решением у истицы отсутствует требуемый трудовой стаж 25 лет, связанный с педагогической деятельностью. Истица считает, что ей незаконно было отказано в назначении досрочной пенсии, так как у нее имелся необходимый 25 летний педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии и потому решение ГУ-УПФ в г. Ижевске *** от *** года считает незаконным. В стаж педагогической деятельности ответчик не включил периоды работы истицы с *** г. по *** г., с *** г. по *** г. в должности библиотекаря в "Название". Истец считает решение незаконным, так как в соответствии с Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 в специальный педагогический стаж подлежат зачету также период в должности библиотекаря в библиотеке. В связи с этим считает, что спорные периоды работы истицы должны быть включен в педагогический стаж для назначения досрочной пенсии, просит обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с момента возникновения права, признать незаконным решение *** от *** года, включить спорные периоды в педагогический стаж.
В судебное заседании истица ФИО2 не явилась, представила в суд письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истицы.
Представитель истицы ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям указанным в иске, кроме того, просила взыскать с ответчика судебные расходы: расходы на оплату услуг представителя в сумме 2 500 руб., расходы на оплату государственной пошлины в сумме 200 руб. и расходы на оформление нотариальной доверенности в сумме 500 рублей. При этом представитель истицы пояснила, что на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии у истицы был необходимый стаж педагогической деятельности и потому решение ГУ-УПФ в г. Ижевске *** от *** года считает незаконным. В стаж педагогической деятельности ответчик включил 22 года 28 дней, но не включил периоды работы истицы с *** г. по *** г., с *** г. по *** г. в должности библиотекаря "Название", всего 3 года 3 месяца 13 дней. Представитель истицы в судебном заседании настаивала на включении в педагогический стаж указанных спорных периодов работы, просила обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с момента возникновения права, то есть с момента обращения – с *** г.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования ФИО2 не признала в полном объеме, поддержала письменные возражения, просила отказать в удовлетворении иска.
Выслушав представителей истца и ответчика, изучив материалы гражданского дела, исследовав представленные сторонами доказательства, суд установил следующие обстоятельства, имеющие юридическое значение:
- ФИО2, *** года рождения, согласно записям в трудовой книжки:
с *** года по *** года и с *** года по *** года работала библиотекарем в "Название";
- *** года ФИО2 обратилась в пенсионный орган по месту жительства с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии;
- ответчик Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики решением *** от *** года отказал ФИО2 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренной п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку установил, что специальный стаж для назначения досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью у истицы составил 22 года 28 дней.
Ответчиком по решению *** от *** года в педагогический стаж не включены периоды работы истицы с *** г. по *** г., с *** г. по *** г. в должности библиотекаря в "Название", так как данное наименование должности и наименование учреждения не предусмотрено списком должностей и учреждений, а также Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от *** г. ***.
Данные обстоятельства установлены в судебном заседании и сторонами в целом не оспариваются.
Требования истицы ФИО2 суд признает обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ (далее по тексту – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») определяет основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. В качестве условий назначения трудовой пенсии по старости в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» закреплено достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа (не менее пяти лет) (статья 7) и предусмотрено право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», определено право назначения трудовой пенсии по старости ранее установленного статьей 7 возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста
Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п. 2 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»). Заявление о назначении трудовой пенсии рассматривается не позднее чем через десять дней со дня приема заявления (п. 5 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).
Вследствие этого обязательными условиями на досрочное назначение трудовой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), подтвержденной соответствующими документами.
Судом установлено, что с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (55 лет) истица обратилась в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение – *** г.
Ответчик - ГУ-УПФ РФ в г. Ижевске в решении *** от *** г. признал, что общая суммарная продолжительность педагогической деятельности истицы ФИО2 составляет 22 года 28 дней, в связи с чем истице ФИО2 отказано в назначении досрочной пенсии.
Рассматривая исковые требования истца ФИО2 по существу о наличии права на назначение досрочной пенсии с момента возникновения права на назначение пенсии, суд считает необходимым дать оценку периодам работы истицы, не включенным ответчиком в педагогический стаж для назначения пенсии и оспариваемыми представителем истца в данном судебном заседании: с *** г. по *** г., с *** г. по *** г. В указанные периоды истец работала в должности библиотекаря в "Название".
Возражения ответчика о не включении в педагогический стаж спорного периода по причине того, что наименование должности и наименование учреждения не предусмотрено Списком должностей и учреждений, а также Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 суд не принимает с учетом следующих обстоятельств.
Так, судом установлено и не оспаривается ответчиком, что с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (55 лет), истец обратилась в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, *** года.
На день обращения истца за трудовой пенсией и приема ответчиком ее заявления со всеми необходимыми документами, общая суммарная продолжительность педагогической деятельности истца составляла не менее 25 лет, то есть право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости возникло у нее со дня обращения за назначением пенсии. При этом период работы истца в должности библиотекаря в "Название" подлежал включению в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении № 18-П от 15 июня 1998 года, а также в определении № 320-О от 05 ноября 2002 года, суд вправе применять нормативные правовые акты, утратившие силу, но действовавшие в спорный период деятельности истца.
Исходя из изложенного, давая оценку данным спорным периодам, не зачтенным ответчиком в педагогический стаж работы истца, суд руководствуется, в том числе действовавшими в течение них нормативными правовыми актами.
В спорный период действовал «Закон о государственных пенсиях», принятый Верховным Советом СССР 14 июля 1956 года.
Статьей 58 данного Закона СССР были сохранены пенсии за выслугу лет, установленные Постановлениями Правительства СССР для отдельных категорий специалистов (учителей, медицинских работников и других). При этом Совету Министров СССР было поручено определить порядок дальнейшего назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, в том числе определить круг работников, которым назначаются эти пенсии.
Советом Министров СССР было принято постановление от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (далее по тексту – постановление СМ СССР от 17 декабря 1959 года № 1397), пунктом 1 которого было предусмотрено право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет.
Приложением к данному постановлению является Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (далее по тексту – Перечень № 1397), подразделом 2 раздела 1 которого в графе «наименование учреждений» указано библиотеки, а в графе «наименование должностей» - библиотекарь.
При этом Министерством социального обеспечения РСФСР 30 июня 1986 года за №1-63-И было утверждено Инструктивное письмо «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» (далее по тексту – Инструктивное письмо от 30 июня 1986 года №1-63-И), пунктом 2.7 которого разъяснялось, что в срок выслуги засчитывается время работы в должности библиотекаря во всех библиотеках независимо от их ведомственной принадлежности – в школьных, массовых, детских, в библиотеках предприятий, учреждений, организаций.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что согласно действовавшему в спорный период законодательству работа истца в должности библиотекаря в "Название" подлежит включению в стаж работы по специальности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Ссылка представителя ответчика на то, что Положение от 17 декабря 1959 года № 1397 отменено с 01 октября 1993 года постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953, в связи с чем Положение не может применяться на момент принятия решения о назначении пенсии истцу, не может быть принята судом.
В обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2007 года, утвержденном постановлением Верховного Суда РФ 01 августа 2007 года, определено, что «Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, а также в ряде его определений, ст.6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано». Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа периода работы в должности библиотекаря в библиотеке.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом периоды работы с *** г. по *** г. и с *** г. по *** г. подлежат включению ФИО2 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В связи с этим на день обращения за назначением пенсии, то есть на *** г., с учетом включения в педагогический стаж вышеуказанных периодов работы истицы - стаж педагогической деятельности истицы ФИО2 составляет более 25 лет, в том числе: 22 года 28 дней, признанные ответчиком по решению *** от *** г. + 3 года 3 месяца 15 дней по настоящему решению (периоды с *** г. по *** г. и с *** г. по *** г.), признанные судом подлежащими включению.
На основании изложенного суд признает исковые требования ФИО2 обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Таким образом, решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики *** от *** г. об отказе в установлении пенсии ФИО2 является незаконным, а требования о назначении истице досрочной трудовой пенсии по старости с момента возникновения права, то есть момента обращения с заявлением о назначении пенсии с *** г., подлежат удовлетворению. Также подлежат удовлетворению требования истца о включении в педагогический стаж спорных периодов с *** г. по *** г. и с *** г. по *** г.
Согласно ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах и с учетом конкретных обстоятельств.
С учетом обстоятельств настоящего дела: участия представителя в подготовке иска и в судебном заседании, с учетом требований разумности суд считает возможным взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики в пользу истца расходы по оплате услуг представителя в сумме 1 500 рублей.
Руководствуясь ст. 98 ГПК РФ суд отмечает, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В связи с этим суд признает подлежащими взысканию с ответчика расходов, понесенных истцом по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб. и расходов по оформлению нотариальной доверенности в сумме 500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Иск ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики *** от *** года об отказе в установлении пенсии ФИО2.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики назначить ФИО2 досрочную трудовую пенсию с *** года, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики включить в педагогический стаж ФИО2 периоды:
- с *** года по *** года, с *** года по *** года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики в пользу ФИО2 расходы по оплате услуг представителя в сумме 1500 руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб., расходы по оформлению нотариальной доверенности в сумме 500 руб.
Резолютивная часть решения изготовлена председательствующим в совещательной комнате.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим судьей *** года.
Председательствующий судья Фаррухшина Г.Р.