об оспаривании решения органов местного самоуправления



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

-дата- г.

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Долгополовой Ю.В.,

при секретаре Казариновой Э.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Вершинина Ю.А. об оспаривании решения органа местного самоуправления,

у с т а н о в и л:

Вершинин Ю.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления – Главного управления и архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию нежилых помещений, расположенных по адресу: -адрес- и возложении обязанности по выдаче ему указанного разрешения. Требования мотивированы следующим.

Заявитель является собственником нежилых помещений, расположенных по адресу: -адрес-. -дата- г. Вершининым Ю.А. получено разрешение ГУАиГ на реконструкцию вышеуказанных помещений. После завершения реконструкции заявитель обратился в ГУАиГ за выдачей разрешения на ввод нежилых помещений в эксплуатацию. В выдаче указанного разрешения заявителю было отказано в виду отсутствия заключения Инспекции Государственного строительного надзора при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики. Данный отказ является незаконным, поскольку принадлежащие заявителю нежилые помещения не являются объектом государственного строительного надзора. Отказ в выдаче разрешения на ввод помещений в эксплуатацию нарушает права заявителя на осуществление правомочий собственника.

Заявитель в судебное заседание, назначенное на -дата- г., извещенный о времени и месте его проведения, не явился, о причинах неявки не сообщил. В соответствии с пунктом 2 статьи 257 ГПК РФ дело рассмотрено без его участия.

В предварительных судебных заседаниях Вершинин Ю.А. доводы и требования, изложенные в заявлении, поддержал, просил заявление удовлетворить.

Представитель заявителя Телицын С.В., действующий на основании доверенности, заявление поддержал, просил его удовлетворить.

Представители ГУАиГ Администрации г. Ижевска - Акатьев А.С. и Администрации г. Ижевска Локатун Г.В., действующие на основании доверенностей, требования заявителя не признали.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему.

Вершинин Ю.А. является собственником нежилого помещения общей площадью 247, 5 кв.м., расположенного на первом этаже административно-бытового корпуса по адресу: -адрес- и общей площадью 954, 7 кв.м., расположенного на втором этаже указанного здания.

Государственная регистрация права собственности заявителя на указанные выше помещения осуществлена -дата- г.

-дата- г. Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска выдало Вершинину Ю.А. разрешение на реконструкцию нежилых помещений, расположенных по вышеуказанному адресу, в том числе устройство входной группы, демонтаж лифтовых шахт, перепланировку, присоединение галереи к существующим помещениям на первом этаже.

-дата- г. Вершининым Ю.А. завершена реконструкция принадлежащих ему нежилых помещений, нежилые помещения сданы ему застройщиком "Название" по акту от -дата- г.

-дата- г. заявитель обратился в Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию принадлежащих ему помещений.

-дата- г. Вершинину Ю.А. отказано в выдаче указанного разрешения в связи с отсутствием заключения Инспекции Государственного строительного надзора при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики.

Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 55 названного Кодекса для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, к которому прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) разрешение на строительство;

4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора);

5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;

6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора);

7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);

8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора).

9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение государственного экологического контроля в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса.

Из содержания указанной статьи следует, что при отсутствии перечисленных в ней документов разрешение на ввод в эксплуатацию не выдается.

Как следует из содержания статьей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, с получением разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.

Полномочия по выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию возложены на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска, которым отказано заявителю в выдаче такого разрешения в связи с не предоставлением им заключения Инспекции Государственного строительного надзора при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики.

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.

Пунктом 8 данной нормы предусмотрено, что порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.

Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 (далее - Положение N 54).

Пунктом 16 названного Положения предусмотрено после завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства проведение органом государственного строительного надзора проверки (итоговой), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения. При этом пунктом 17 Положения N 54 установлено, что орган государственного строительного надзора выдает соответствующее заключение, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.

Согласно пункту 18 названного Положения орган государственного строительного надзора отказывает в выдаче упомянутого заключения в случае, если были допущены нарушения соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации и такие нарушения не были устранены до выдачи заключения о соответствии.

Из содержания приведенных выше норм следует, что государственный строительный надзор осуществляется при реконструкции объектов капитального строительства. Следовательно, заключение органа государственного строительного надзора требуется при реконструкции объектов капитального строительства.

При этом в соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) реконструкцией является изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.

Согласно пункту 10 статьи 1 Кодекса под объектом капитального строительства понимаются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Помещение как самостоятельный объект капитального строительства Кодексом не определено. Вместе с тем в части 4 статьи 39 Кодекса указано на "помещения, являющиеся частью объекта капитального строительства".

Из представленных суду документов следует, что Вершинин Ю.А. является собственником нежилых помещений общей площадью 1 202, 2 кв.м., расположенных на первом и втором этаже административно-бытового корпуса по адресу: -адрес-.

Данные нежилые помещения по своим характеристикам не относятся к объектам капитального строительства, не является отдельно стоящим зданием по смыслу приведенных норм Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Более того, согласно пункту 4 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 названного Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

Как указано выше, по своим параметрам нежилые помещения, принадлежащие Вершинину Ю.А., не подпадают под признаки объекта капитального строительства, в том числе не обладают теми характеристиками, при которых проведение государственной экспертизы является обязательным. По смыслу статьи 48.1 Градостроительного кодекса указанные помещения не относятся к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам.

Таким образом, в рассматриваемом случае проведение государственного строительного надзора, а также участие представителя органа государственного строительного надзора в приемке реконструированного объекта недвижимого имущества не требуются.

Данный вывод суда подтверждается направленным -дата- г. в адрес заявителя отказом Инспекции государственного строительного надзора при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики в осуществлении государственного надзора в отношении нежилых помещений по адресу: -адрес-.

В связи с изложенным отказ Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска в выдаче заявителю разрешения на ввод в эксплуатацию нежилых помещений является незаконным.

Данный отказ нарушает права Вершинина Ю.А., поскольку лишает его возможности зарегистрировать право собственности на реконструируемый объект и, как следствие, реализовать правомочия собственника.

При этом суд отмечает, что заявителем соблюден установленный частью 1 статьей 256 ГПК РФ трехмесячный срок для обращения в суд с требованием с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что Вершининым Ю.А. наряду с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию нежилых помещений представлены в Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска предусмотренные законом документы, на ГУАиГ подлежит возложению обязанность по выдаче заявителю вышеуказанного разрешения.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Вершинина Ю.А. об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать незаконными отказ Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска от -дата- г. в выдаче Вершинину Ю.А. разрешения на ввод в эксплуатацию нежилых помещений по адресу: -адрес-.

Возложить на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска обязанность по выдаче Вершинину Ю.А. разрешения на ввод в эксплуатацию нежилых помещений, расположенных по адресу-адрес-.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд УР через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим на компьютере -дата- г.

Председательствующий судья Ю.В. Долгополова