о предоставлении ж/п



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

-дата- г.

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Долгополовой Ю.В.,

при секретаре Сунцовой С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юнусова Л.Л. к Администрации г. Ижевска и Управлению муниципального жилья Администрации г. Ижевска о возложении обязанности по постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Юнусов Л.Л. обратился в суд с иском к Администрации г. Ижевска и Управлению муниципального жилья Администрации г. Ижевска о возложении обязанности по постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилого помещения. Требования мотивированы следующим.

Истец относится к лицам в возрасте до *** лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С -дата- за ним закреплено жилое помещение по адресу: -адрес-, по данному адресу истец зарегистрирован по месту жительства. Указанное жилое помещение представляет собой двухкомнатную квартиру общей площадью 43 кв.м., где кроме истца зарегистрировано еще 9 человек. -дата- г. Юнусов Л.Л. обратился в Администрацию г. Ижевска с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях. -дата- г. истцу отказано в постановке на учет в связи с наличием у него закрепленного жилого помещения. Отказ в постановке Юнусова Л.Л. на учет нуждающихся в жилы помещениях лишает его права на внеочередное предоставление жилого помещения и является незаконным.

В суде истец доводы и требования, изложенные в иске, поддержал, просил иск удовлетворить.

Представитель Администрации г. Ижевска Березин Д.В., действующий на основании доверенности, иск не признал, просил оставить его без удовлетворения в связи с необоснованностью.

Представитель третьего лица – Управления финансов Администрации г. Ижевска Камалиева С.В., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, просила оставить его без удовлетворения.

Выслушав истца, его представителя Кузьминых С.В., действующего на основании доверенности, представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему.

Юнусов Л.Л. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

-дата- г. отделом опеки и попечительства Администрации Октябрьского района г. Ижевска за Юнусовым Л.Л. закреплено жилое помещение по адресу: -адрес-. По указанному адресу истец зарегистрирован по месту жительства.

-дата- г. Юнусов Л.Л. обратился в Управление муниципального жилья Администрации г. Ижевска с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях в связи с наличием у него статуса лица, оставшегося без попечения родителей.

-дата- г. Юнусову Л.Л. Администрацией г. Ижевска отказано в постановке на учет в связи с наличием у него закрепленного жилого помещения.

Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами.

Рассматривая требование о возложении на Управление муниципального жилья Администрации г. Ижевска обязанности по постановке Юнусова Л.Л. на учет нуждающихся в жилых помещениях, суд исходит из нижеследующего.

В качестве основания для постановки на учет, истец указывает на наличие у него права на получение жилого помещения как у лица, относящегося к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно части 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 22 августа 2004 г.) (далее - Закон N 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона УР от 06.03.2007 N 2-РЗ
"О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в Удмуртской Республике предоставляются следующие меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

обеспечение вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, нахождения у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также обеспечение благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях, когда закрепленное за ними жилое помещение находится в непригодном для проживания состоянии и не подлежит ремонту.

Частью 2 статьи 3 вышеприведенного закона определено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, другое благоустроенное жилое помещение при наступлении оснований, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется вне очереди в случае, если закрепленное за ними жилое помещение признано в соответствии с законодательством непригодным для проживания и не подлежащим ремонту.

Из системного анализа приведенных выше норм следует, что лицам, к категории которых относится истец, жилые помещения предоставляются в случае отсутствия у них закрепленного за ними жилого помещения, либо признания закрепленного жилого помещения непригодным для проживания.

Порядок предоставления жилой площади лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к которой относится Юнусов Л.Л., определен Законом УР от 6 марта 2007 г. N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Так, в соответствии со статьей 5 вышеприведенного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющие право на внеочередное получение жилой площади, учитываются в органах местного самоуправления отдельно от остальных граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Таким образом, для предоставления жилого помещения, лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно состоять на учете в органе местного самоуправления.

Как указано выше, основанием для постановки на такой учет является отсутствие у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения или признание указанного жилого помещения непригодным для проживания.

Судом установлено, что органом опеки и попечительства Администрации Октябрьского района г. Ижевска за истцом закреплено жилое помещение – трехкомнатная квартира по адресу: -адрес-, находящаяся в муниципальной собственности.

Из объяснений Юнусова Л.Л. следует, что в настоящее время он имеет право пользования указанным жилым помещением, в установленном законом порядке жилое помещение не признано непригодным для проживания.

Таким образом, наличие у истца закрепленного жилого помещения, правом пользования которым он обладает на условиях договора социального найма, исключает удовлетворение его требований о возложении на ответчика обязанности по постановке истца на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Доводы истца о том, что он лишен возможности проживать в закрепленном за ним жилом помещении из-за конфликтных отношений с семьей его тети ФИО1, проживающей в данной квартире, а также о большом количестве лиц, зарегистрированных по месту жительства и проживающих в квартире, не является основанием для удовлетворения иска.

При наличии определенных условий (признание малоимущим, уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи ниже учетных норм и т.д.) истец может быть поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях в общем порядке.

Утверждение истца о противоречии абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" нормам Жилищного кодекса РФ суд находит несостоятельным.

Положения пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающие, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеющие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном или ином учреждении (абзац первый), а не имеющие закрепленного жилого помещения обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац второй), направлены на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не могут рассматриваться как нарушающие права истца.

Различия в правовом регулировании жилищных отношений с участием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основаны на учете факта наличия либо отсутствия у них жилья, т.е. объективно обусловлены, что не может рассматриваться как не согласующееся с принципом равенства всех перед законом и судом и равенства прав и свобод человека и гражданина (статья 19 Конституции Российской Федерации).

Другим основанием для отказа в иске является нижеследующее.

В обоснование требований о возложении на ответчика обязанности по постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, истец ссылается на незаконность отказа Администрации г. Ижевска в его постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со статьей 254 ГПК РФ - гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального слу­жащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно статье 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Таким образом, исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ, срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод.

Как указано выше, -дата- г. Администрацией города принято решение об отказе в постановке Юнусова Л.Л. на учет нуждающихся в жилых помещениях. О данном решении истцу стало известно в этот же день, о чем он подтвердил суду в своих объяснениях и представил письменное заявление о признании данного факта. С исковым заявлением Юнусов Л.Л. обратился в суд -дата- г., то есть с пропуском установленного законом срока. Доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин пропуска указанного срока, истец суду не представил.

Так как Юнусов Л.Л. обратился в суд с пропуском трехмесячного срока, а также, учитывая соответствие оспариваемого решения Администрации г. Ижевска закону, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для постановки истца на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Поскольку Юнусов Л.Л. не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, на Администрацию г. Ижевска не может быть возложена обязанность по предоставлению ему жилого помещения.

При таких обстоятельствах иск не подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ с истца в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере *** рублей, в уплате которой при подаче иска истцу была предоставлена отсрочка.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Юнусова Л.Л. к Администрации г. Ижевска и Управлению муниципального жилья Администрации ... о возложении обязанности по постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилого помещения оставить без удовлетворения.

Взыскать с Юнусова Л.Л. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере *** рублей.

Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим на компьютере -дата- г.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Уд­муртской Республики в течение десяти дней через районный суд.

Председательствующий судья Ю.В. Долгополова