Дело №2-3526/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 августа 2010 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Плеханова А.Н.,
при секретаре Ласкове И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Болотина А.Е. о признании незаконным бездействия Управления охраны фауны Удмуртской Республики по не рассмотрению обращений о выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, возложению обязанности по рассмотрению обращений о выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов,
У С Т А Н О В И Л:
Болотин А.Е. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Управления охраны фауны Удмуртской Республики (далее Управление) по не рассмотрению обращений о выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, возложению обязанности по рассмотрению обращений о выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
Требования мотивировал тем, что 20 июля 2010 года на личном приеме обратился в Управление с 4 заявлениями, в которых просил выдать разрешение на добычу животных – отстрел 1 лося, 1 кабана, 1 лося-сеголетка и 1 кабана –сеголетка в целях любительской охоты в период охотничьего сезона 2010 -2011 года в общедоступных охотничьих угодьях в Граховском районе Удмуртской Республики. Данные заявления зарегистрированы в Управлении 20 июля 2010 года. Согласно п.15 Порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и формы бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 23.04.2010 N 121 (далее приказ №121 от 23 апреля 2010 года) уполномоченный орган исполнительной власти при личном представлении заявления в течение 1-го рабочего дня, а при получении заявления по почте в течение 5-ти рабочих дней со дня получения заявления осуществляет проверку содержания заявления и комплектности прилагаемых к нему документов, оформляет и выдает заявителю разрешение, в получении которого делается соответствующая отметка в разрешении, или направляет заявителю в случаях, указанных в пункте 19 настоящего Порядка, мотивированный отказ с указанием причин отказа.
После регистрации заявлений в Управлении охраны фауны Удмуртской Республики секретарь пояснила, что заявления будут рассмотрены не ранее 1 августа 2010 года. 21 июля 2010 года по телефону он вновь обратился с вопросом о результатах рассмотрения заявления, секретарь вновь пояснила, что заявления будут рассмотрены не ранее 1 августа 2010 года. Указанное бездействие Управления охраны фауны Удмуртской Республики выражающееся в не рассмотрении заявлений, нарушает права гарантированные законодательством об охоте и сохранении охотничьих ресурсов.
В связи с чем заявитель просил суд признать незаконным бездействие Управления охраны фауны Удмуртской Республики по не рассмотрению его обращений о выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, обязав Управление рассмотреть обращения о выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов в соответствии с требованиями закона.
В судебном заседании заявитель Болотин А.Е. в полном объеме поддержал доводы, изложенные в заявлении, просил удовлетворить заявленные требования. При этом пояснил, что 29 июля 2010 года в ответ на свои обращения от 20 июля 2010 года получил письмо из Управления охраны фауны Удмуртской Республики. Однако считает, что до настоящего времени его обращения не рассмотрены, так как ему не выданы разрешения на добычу животных.
Представитель заинтересованного лица Управления охраны фауны Удмуртской Республики Берестова Ю.Л., действующая на основании доверенности от 20 мая 2010 года сроком на три года, в судебном заседании с требованиями Болотина А.Е. не согласилась, полагая их не подлежащими удовлетворению. При этом пояснила, что обращение Болотина А.Е. было рассмотрено в соответствии с законом, нарушений допущено не было, ответ был направлен в установленные сроки, Болотин А.Е. не включен в государственный охотхозяйственный реестр, поскольку не имеется нормативно-правовых актов регламентирующих порядок его ведения.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела:
Болотин А.Е. является охотником, имеет охотничий билет, при этом охотничий билет Болотина А.Е. не зарегистрирован в государственном охотхозяйственном реестре.
20 июля 2010 года в адрес начальника Управления охраны фауны Удмуртской Республики ФИО1 поступили заявления от Болотина А.Е. о выдаче разрешений на добычу –отстрел в целях любительской охоты в период охотничьего сезона 2010 -2011 года в общедоступных охотничьих угодьях в Граховском районе Удмуртской Республики 1 лося, 1 лося-сеголетка, 1 кабана, и 1 кабана –сеголетка.
Данные заявления были зарегистрированы в Управлении охраны фауны Удмуртской Республики за входящими номерами 01-35/1357, 01-35/1358, 01-35/1359, 01-35/1360.
В ответ на указанное заявление 29 июля 2010 года заявитель Болотин А.Е. получил письменные ответы за подписью начальника Управления охраны фауны Удмуртской Республики (исходящий №№01-35/900 от 29 июля 2010 года).
Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями участников процесса, представленными доказательствами и сторонами в целом не оспариваются.
Требования заявителя Болотина А.Е. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 3 ГПК РФ - заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд на защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, то есть по общему правилу правом на обращение в суд наделено лицо права, свободы и законные интересы которого нарушены.
В соответствии со статьей 254 ГПК РФ - гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно статье 255 ГПК РФ - к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Таким образом, для признания судом незаконным бездействия Управления необходимо наличие совокупности следующих условий: незаконности бездействия, а также нарушения прав и свобод гражданина оспариваемым бездействием,, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, оспариваемым бездействием, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности.
При рассмотрении настоящего гражданского дела данные условия не нашли свого подтверждения.
В соответствии со статьями 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая из которых должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, при этом суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались.
Обязанность по доказыванию факта нарушения прав и свобод заявителя или создания препятствий к их осуществлению, оспариваемым бездействием судом возложена на заявителя. Возражения по заявлению, в том числе законность оспариваемого бездействия должен был доказать орган, чье решение оспаривается.
Обосновывая нарушение своих прав как охотника, Болотин А.Е. указывает на то, что он не получил ответа на его обращения от 20 июля 2010 года, хотя ответ должен быть дан ему в течение 1 суток со дня обращения.
Согласно пункту 1 Положения об Управлении охраны фауны УР, утвержденному постановлением Правительства УР от 04 февраля 2008 года № 19 (далее – Положение), Управление охраны фауны УР является органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим полномочия Удмуртской Республики в области охраны и использования объектов животного мира, а также переданные полномочия Российской Федерации в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира.
Управление охраны фауны УР является также специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю, регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания(пункт 2 Положения). Основными задачами Управления охраны фауны УР являются организация и осуществление охраны объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды из обитания на территории Удмуртской Республики (с оговоренными исключениями по территории)(пункт 10 Положения). Начальник Управления осуществляет руководство Управлением на основе единоначалия, действует без доверенности от имени Управления, представляет его в государственных органах, учреждениях и организациях, представляет интересы Управления в судебных органах, выдаёт в установленном порядке лицензии (долгосрочные и именные разовые) (за исключением распорядительных) и разрешения на использование объектов животного мира, за исключением объектов находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира занесенных в Красную книгу российской Федерации (п.26 Положения).
В судебном заседании установлено и не оспаривается участниками процесса, что 20 июля 2010 года в адрес начальника Управления охраны фауны Удмуртской Республики ФИО1 поступили заявления от Болотина А.Е. о выдаче ему разрешений на добычу –отстрел 1 лося, 1 лося-сеголетка, 1 кабана, и 1 кабана –сеголетка в целях любительской охоты в период охотничьего сезона 2010 -2011 года в общедоступных охотничьих угодьях в Граховском районе Удмуртской Республики. Данные заявления были зарегистрированы в Управлении за входящими номерами 01-35/1357, 01-35/1358, 01-35/1359, 01-35/1360.
Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ») граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
Пунктом 1 статьи 8 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» установлено, что гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Судом установлено, что Управление наделено правом выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, к каковым относятся лось и кабан. При этом разрешения на добычу охотничьих ресурсов выдаются физическим лицам и юридическим лицам, у которых возникло право на добычу охотничьих ресурсов в соответствии с Федеральным законом. Любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных, если иное не предусмотрено Федеральным законом. Бланк разрешения на добычу охотничьих ресурсов является документом строгой отчетности, имеет учетные серию и номер. Перечень документов, представляемых одновременно с заявками на выдачу бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов, а также порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, форма бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. (ст.8,11,29, 31 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Проанализировав выписку из информационной системы «Олимп-Делопроизводство» используемой в Управлении, суд установил, что в день регистрации обращений Болотина А.Е. 20 июля 2010 года, начальник Управления ФИО1 поручил ФИО2 принять заявления Болотина А.Е. к исполнению и в срок до 19 августа 2010 года рассмотреть в установленном порядке.
29 июля 2010 года ФИО1 подписан и направлен заявителю ответ на его заявления от 20 июля 2010 года, согласно которому выдача разрешений осуществляется физическим лицам, сведения о которых содержаться в государственным охотхозяйственном реестре. Государственного охотхозяйственного реестра в настоящее время нет по причине отсутствия нормативных правовых актов, регламентирующих порядок его ведения, принятых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Заявки Болотина А.Е. будут учтены при распределении разрешений между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях после утверждения квот добычи охотничьих ресурсов.
Факт получения данного ответа на его обращения Болотов А.Е. подтвердил в судебном заседании.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что обращения заявителя Болотова А.Е. от -дата- года не остались без ответа, то есть со стороны Управления отсутствует оспариваемого бездействие.
Оценка сроков рассмотрения Управлением заявлений Болотина А.Е., равно как и существа направленного ему ответа судом не производится, поскольку данные обстоятельства выходят за пределы предмета и основания рассматриваемого заявления, то есть не являются предметом спора, в связи с отсутствием соответствующих требований, которые могут быть предметом отдельного судебного разбирательства.
Помимо этого, в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела Болотин А.Е. не представил суду доказательств того, какие его права и свободы были нарушены обжалуемым бездействием Управления, между тем, в силу ст.ст.12, 56 ГПК РФ, представление доказательств указанных обстоятельств было возложено именно на заявителя.
Таким образом, учитывая, что на обращения от 20 июля 2010 года, поданные в Управление, Болотин А.Е. получил письменный ответ, а также то, что Болотин А.Е. не представил суду доказательств, того какие его права и свободы нарушены обжалуемым бездействием ответчика, суд приходит к выводу, что его требование о признании незаконным бездействия Управления охраны фауны Удмуртской Республики по не рассмотрению обращений о выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, возложению обязанности по рассмотрению обращений о выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов не подлежит удовлетворению.
Поскольку решение состоялось не в пользу Болотина А.Е., понесенные им судебные расходы возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Болотина А.Е. о признании незаконным бездействия Управления охраны фауны Удмуртской Республики по не рассмотрению обращений о выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, возложению обязанности по рассмотрению обращений о выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме в Верховный суд УР через районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим на компьютере 18 августа 2010 года.
Председательствующий судья А.Н. Плеханов
-
Секретарь