о признании незаконным бездействие Администрации по принятию мер к постановке на учет бесхозяйных сетей водопровода



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 августа 2010 г.

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Долгополовой Ю.В.,

при секретаре Сунцовой С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Октябрьского района города Ижевска о признании бездействия Администрации муниципального образования «город Ижевск» по постановке на учет бесхозяйного имущества незаконным,

у с т а н о в и л:

Прокурор Октябрьского района города Ижевска обратился в суд с заявлением о признании бездействия Администрации муниципального образования «город Ижевск» по постановке на учет бесхозяйного имущества незаконным. Заявление мотивировано следующим.

В ходе проведенной проверки по обслуживанию внеплощадочного водопровода в районе <адрес>, расположенного вблизи <адрес> установлено, что указанный водопровод передан <юридическое лицо1> по сводному акту приема-передачи от 31.08.2002 г. <юридическое лицо2> Право собственности <юридическое лицо2> на водопровод не зарегистрировано, в то же время <юридическое лицо2> обращалось в Администрацию г. Ижевска с заявлением о наличии у водопровода признаков бесхозяйной недвижимой вещи. Из информации, поступившей прокурору от регистрирующих органов, следует, что сведения о зарегистрированных правах на указанный объект отсутствуют. Следовательно, данные сети водопровода являются бесхозяйным имуществом, в связи с чем Администрация г. Ижевска в силу закона должна обратиться в регистрирующий орган с заявлением о принятии сетей водопровода на учет. Вместе с тем данные действия Администрации г. Ижевска не выполнены, что является основанием для признания бездействия органа местного самоуправления незаконным и возложении на него обязанности по обращению в регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет указанного объекта.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены <юридическое лицо2> и <юридическое лицо3>.

В суде заместитель прокурора Октябрьского района г. Ижевска Шушаков А.Н., доводы и требования, изложенные в заявлении, поддержал, просил заявление удовлетворить.

Представитель Администрации г. Ижевска Вотяков А.В., действующий на основании доверенности, требования не признал, просил оставить их без удовлетворения.

Представитель <юридическое лицо2> Шерминский А.И., действующий на основании доверенности, с требованиями прокурора согласился.

Представитель <юридическое лицо3> Повышев А.Н., действующий на основании доверенности, требования прокурора не признал.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему.

Из информации предоставленной суду <юридическое лицо3> следует, что строительство жилого дома по <адрес> влекло за собой увеличение расходов в системе водоснабжения, на которое не были рассчитаны водопроводные сети и насосная станция <данные изъяты>

В этой связи для увеличения пропускной способности трубопроводов и поставляемых объемов воды, к вышеуказанному жилому дому выданы ТУ № от 13.05.1999 г. (проект инв. № заказчик – <юридическое лицо1>»), которыми было предусмотрено строительство водопровода Д-500 мм по <адрес> от водопроводного узла № до водопровода <адрес>, относящегося к категории водоводов.

Данный водопровод является важным элементом в системе водоснабжения города и обеспечивает водой <адрес>.

Согласно техническим условиям № от 13.05.1999 г. т № от 15.06.1999 г. <юридическое лицо1> предписано выполнить проект и построить водопровод Д-500 мм по <адрес> от водопроводного узла № до водопровода Д-700 мм <адрес>.

Проект данного водопровода выполнен и согласован <юридическое лицо1> с <юридическое лицо3>.

Письмом от 17.12.1999 г. <юридическое лицо1> уведомило <юридическое лицо3> о планируемом окончании строительства вышеуказанного водопровода в 2000 г. и указало на необходимость принятия водопровода на баланс <юридическое лицо3>.

12.10.2000 г. директором <юридическое лицо1> утвержден акт рабочей комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством здания, сооружения, помещения, в соответствии с которым внеплощадочный водопровод по <адрес> принят в эксплуатацию.

По акту передачи основных средств от 31.08.2002 г. внеплощадочный водопровод передан от застройщика <юридическое лицо1> <юридическое лицо2>.

В настоящее время обслуживание вышеуказанного водопровода осуществляет <юридическое лицо3> договор на обслуживание данного водопровода не заключен.

По результатам проверки, проведенной прокуратурой Октябрьского района г. Ижевска в апреле 2010 г., установлено, что водопровод внеплощадочный Д-500 мм, <данные изъяты>., в районе <адрес> не имеет собственника.

В частности, из сообщений полученных от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике и ГУП «Удмурттехинвентаризация» сведения о зарегистрированных правах на данный объект отсутствуют.

Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами.

В соответствии со статьей 254 ГПК РФ - гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального слу­жащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод неопределенного круга лиц.

Согласно статье 255 ГПК РФ - к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, го­сударственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке граждан­ского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и дейст­вия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он неза­конно привлечен к ответственности.

В силу пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 фев­раля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти и органов местного само­управления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» - ис­ходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служа­щего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному норматив­ному правовому акту.

Следовательно, для признания судом незаконным бездействия органа местного самоуправления необходимо наличие совокупности следующих условий установления факта нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц, соблюдения срока обращения с заявлением в суд; установления незаконности бездействия Администрации г. Ижевска.

При рассмотрении настоящего дела данные условия нашли своё под­твержде­ние.

Согласно статье 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ, срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности.

Факт бездействия Администрации г. Ижевска установлен прокурором по итогам проведенной проверки и после получения ответов из регистрирующих органов, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в УР, Министерства имущественных отношений и Администрации г. Ижевска. Ответы на запросы прокурора о принадлежности сетей водопровода поступили в прокуратуру района в период с 12.04.2010 г. по 15.04.2010 г. Поскольку с рассматриваемым заявлением, прокурор обратился 24 июня 2010 года, то срок на обращение в суд им не пропущен.

Рассматривая заявление прокурора по существу, суд исходит из нижеследующего.

Согласно статье 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую, собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В соответствии со статьями 2, 4 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним.

Согласно статьям 130, 131, 132, 164 Гражданского кодекса РФ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество и соответственно единственным основанием для распоряжения им.

Вопросы, касающиеся принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, урегулированы Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее Положение), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года №580.

В соответствии с пунктами 4,5 Положения на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Таковым органом на территории г. Ижевска является Администрация г. Ижевска, к компетенции которой согласно статье 44 Устава муниципального образования "Город Ижевск" отнесено решение вопросов от имени муниципального образования "Город Ижевск" по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, ведение учета и реестра муниципального имущества, ведение учета и реестра муниципального имущества.

Согласно пункту 6 Постановления Администрации г. Ижевска от 29.01.2007 N 34 «Об инвентаризации, постановке на учет объектов коммунального назначения, имеющих признаки бесхозяйных, на территории г. Ижевска» управлению имущественных отношений Администрации г. Ижевска и комитету муниципального жилья Администрации г. Ижевска по мере поступления технической и иной документации на объекты коммунального назначения и объекты жилого фонда соответственно поручено обращаться с заявлением о постановке на учет бесхозяйных объектов в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР.

Как установлено в судебном заседании спорные сети водопровода, обеспечивающие водой <адрес>, имеют признаки бесхозяйного имущества.

До настоящего времени Администрация г. Ижевска с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР о признании бесхозяйными сетей водопровода не обратилась. Собственник указанных объектов недвижимости не определен.

В ходе подготовки дела к слушанию и в судебном заседании судом распределялось бремя доказывания между сторонами, при этом на Администрацию г. Ижевска была возложена обязанность представить доказательства законности своего бездействия, выраженного в непринятии мер к постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества, не обращения с заявлением о принятии на учет данных сетей. Таких доказательств суду не представлено.

Обжалуемое прокурором бездействие Администрации г. Ижевска является незаконным, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - граждан – жителей, домов, обслуживаемых спорным объектом недвижимости.

Суд отмечает, что сети водопровода требуют обслуживания и постоянного контроля за их техническим состоянием. Отсутствие контроля и обслуживания создаёт опасность аварийной ситуации, которая может повлечь и человеческие жертвы. При этом без обращения Администрации г. Ижевска в регистрирующий орган с заявлением о принятии на учёт бесхозяйного имущества невозможно признание муниципальной собственности и как следствие невозможно определение собственника данных сетей.

Рассматриваемый объект расположен в административных границах муниципального образования «город Ижевск», а, следовательно, бездействие Администрации города в части обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР с заявлением о принятии сетей водопровода на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положения части 3 статьи 225 ГК РФ. Отсутствие на сети водопровода права собственности не освобождает орган местного самоуправления от обеспечения их безопасности.

Учитывая изложенное, заявленное прокурором требование о признании бездействия незаконным подлежит удовлетворению.

Доводы представителя Администрации г. Ижевска, изложенные в возражениях на заявление прокурора, суд находит несостоятельными.

В частности, акт приема-передачи жилого дома по адресу: <адрес> в управление (на баланс) <юридическое лицо2> и сводный акт приема-передачи основных средств не подтверждают наличие права собственности <юридическое лицо2> на спорный объект. Более того, право собственности на данное имущество не могло возникнуть у <юридическое лицо2> в связи с нижеследующим.

В соответствии с частью 1 статьи 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, например, управление товариществом собственников жилья.

Таким образом, <юридическое лицо2>, осуществляя управление многоквартирным домом, выполняет функции управляющей компании, не приобретая при этом право собственности на имущество, являющееся объектом управления.

Более того, акт приема-передачи и сводный акт, на которые ссылается представитель Администрации, не являются основанием для возникновения права собственности <юридическое лицо2> на сети водопровода, поскольку не указаны законом в качестве таких оснований.

Не принадлежит спорное имущество и собственникам помещений жилого дома по <адрес>.

Так, в силу статьи 289 ГК РФ собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, при­надлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома, то есть часть комплекса недвижимого имущества, которая предназначена для обслу­живания, использования помещений и доступа к ним, тесно связана с ними назначением и следующая их судьбе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Аналогичное положение содержит часть 1 статьи 36 ЖК РФ, согласно которой собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).

Таким образом, общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме являются те части дома либо имущество, находящееся за его пределами, которые имеют вспомогательное, обслуживающее значение и не являются объектами индивидуальной собственности.

Из сообщения, представленного суду <юридическое лицо3> от 18.08.2010 г., следует, что спорный водопровод является важным элементом в системе водоснабжения города и обеспечивает <адрес>, включая жилой дом по <адрес>.

Таким образом, спорное имущество не входит в состав многоквартирного дома по <адрес>, следовательно, в силу приведенных выше норм не может находится в собственности собственников помещений указанного дома.

Более того, согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится организация в границах городского округа водоснабжения населения, что отражено и в пункте 4 статье 44 Устава города, относящим организацию водоснабжения и водоотведения к местным вопросам. Пункт 3 статьи 225 ГК РФ предусматривает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Анализ указанных правовых норм указывает на обоснованность заявления прокурора.

В силу части 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа устранить допущенное нарушение в полном объеме, поэтому на Администрацию г. Ижевска возлагается обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о принятии на учёт бесхозяйного недвижимого имущества сетей водопровода.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление прокурора Октябрьского района города Ижевска о признании бездействия Администрации муниципального образования «города Ижевска» по постановке на учет бесхозяйного имущества удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Ижевск» по постановке на учет бесхозяйного имущества, сетей водопровода, находящихся на территории муниципального образования.

Возложить на администрацию муниципального образования «город Ижевск» обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества сетей водопровода протяженностью <данные изъяты>., внутренним диаметром труб 500 мм, расположенных по <адрес>

Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим на компьютере 20 августа 2010 г.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней через районный суд.

Председательствующий судья Ю.В. Долгополова