№ 2- 3417/2010 г. Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 октября 2010 года г.Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Карповой О.П.,
при секретаре Яремус М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баранова Ю.И. к Управлению социальной защиты населения в Октябрьском районе г.Ижевска, Министерству социальной защиты населения УР о перерасчете и индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, взыскании недополученных сумм и убытков,
у с т а н о в и л:
Баранов Ю.И. (далее по иску- истец) обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения в Октябрьском районе г.Ижевска, Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики ( далее по тексту- ответчики) о перерасчете и индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, взыскании недополученных сумм и убытков. Требования мотивированы следующим.
Истец Баранов Ю.И. является участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС 1986 года, в 1999 году ему установлена 2 группа инвалидности, с 17 февраля 2004 года установлена 1 группа инвалидности с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанных с аварией на ЧАЭС.
13 декабря 2007 года Октябрьским районным судом г. Ижевска рассмотрено гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Ижевска, действующего в интересах Баранова Ю.И. к Управлению социальной защиты населения в Октябрьском районе г. Ижевска, Федеральной службе по труду и занятости, Казне Российской Федерации о перерасчете и индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, взыскании недополученных сумм и убытков, иск удовлетворен частично. Суд обязал Управление социальной защиты населения в Октябрьском районе г. Ижевска производить Баранову Ю.И. начисление ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда с 01 января 2007 года в размере 12 034 рублей 54 копейки.
Взыскано с Федеральной службы по труду и занятости в пользу Баранова Ю.И. в счет индексации сумм в возмещение вреда 114 523 рублей 31 копейка. При этом данная сумма взыскана за период с 01 июля 2000 года по 31 декабря 2006 года.
Взысканная судом сумма рассчитана, исходя из установленного судом размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда с 01 июля 2000 года по 31 октября 2000 года – 1090,95 рублей в месяц, с 15 февраля 2001 года по 31 декабря 2001 года – 5988,04 рублей в месяц, с 01 января 2002 года – 3367,25 рублей в месяц, с 01 января 2003 года – 4087,50 рублей в месяц, с 01 января 2004 года – 5017,41 рублей в месяц, с 01 апреля 2004 года – 9209,93 рублей в месяц, с 01 января 2005 года – 10223,02 рублей в месяц, с 01 января 2006 года – 11143,09 рублей в месяц.
Размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью 9209,93 рубля с 01 апреля 2004 года, суд рассчитал как индексацию размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, установленную ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ для инвалидов 1 группы – 5000 рублей на индексы роста прожиточного минимума для пенсионеров УР: 1,22 ; 1,23; 1,2273.
В данном случае индекс роста прожиточного минимума для пенсионеров УР - 1,22 отражает рост прожиточного минимума 2002 года по отношению к 2001 году, а индексы – 1,23 и 1,2273 отражают рост прожиточного минимума 2003 года по отношению к 2002 году. Индекс –1,2275 более уточненный. Следовательно, при расчете размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда с 01 апреля 2004 года и взыскания задолженности, применен двойной индекс за 2004 год, а индекс роста величины прожиточного минимума в УР за 2001 год не учтен.
Исходя из вышеизложенного, ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью Баранову Ю.И. назначена в меньшем размере, чем гарантирована законом, соответственно по мнению истца и задолженность взыскана в меньшем размере, следовательно, нарушены права Баранова Ю.И. по возмещению вреда в полном объеме.
В соответствии с п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05 апреля 2005 года №7, первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года и суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год.
Просил обязать Управление социальной защиты населения в Октябрьском районе г.Ижевска производить ему начисление ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда с 01 января 2010 года в размере 18010 рублей 11 копеек, в дальнейшем производить индексацию данной компенсации в указанном размере в соответствии с Законом РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Взыскать с Управления социальной защиты населения в Октябрьском районе г.Ижевска за счет средств федерального бюджета в его пользу недополученные суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в размере 73766 рублей 28 копеек, убытки за причиненный имущественный вред в размере 24131 рублей 74 копейки.
Обязать Министерство социальной защиты населения УР внести в реестр, предоставляемый в Федеральную службу по труду и занятости, сведения о сумме задолженности перед ним по недополученной сумме ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в размере 73766 рублей 28 копеек, убытки за причиненный имущественный вред в размере 24131 рублей 74 копейки.
В судебное заседание Баранов Ю.И. не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. Дело с согласия сторон рассмотрено в его отсутствие, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истца Сармакеев С.П., действующий на основании доверенности, поддержал требования Баранова Ю.И. в полном объеме.
Представитель Управления социальной защиты населения в Октябрьском районе г.Ижевска – Егорова А.П., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, представила письменные возражения ( л.д. 42-43).
Представитель Министерства социальной защиты населения УР в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. Дело с согласия сторон рассмотрено в его отсутствие в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Представитель Федеральной службы по труду и занятости в судебное заседание не явился, надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного заседания, дело рассмотрено в его отсутствие, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что иск Баранова Ю.И. к Управлению социальной защиты населения в Октябрьском районе г.Ижевска, Министерству социальной защиты населения УР о перерасчете и индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда и взыскании недополученных сумм и убытков основан на законе и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Гражданский Кодекс РФ ( ст.1 ГК) не ограничивает гражданина в выборе способа защиты нарушенного права и не ставит использование общих гражданско-правовых способов защиты в зависимость от наличия специальных, вещно-правовых, способов. Граждане и юридические лица в силу ст.9 ГК РФ вправе осуществлять этот выбор по своему усмотрению.
Судом установлено, что истец относится к категории граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, является участником ликвидации аварии и получателем ежемесячной денежной компенсации в отделе пособий и компенсационных выплат. Права истца на получение компенсации в возмещение причиненного здоровью вреда регулируется Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года, в соответствии со ст. ст. 5 ч. 3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции ФЗ от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ, 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, 29 апреля 2004 года № 31-ФЗ), ст.ст. 15, 318, 1091 ГК РФ, 3, 22 ГПК РФ, постановлением Пленума Верховного Суда РФ №7 от 05 апреля 2005 года, постановлением Конституционного Суда РФ от 01 декабря 1997 года № 18-П, постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-П, определением Конституционного Суда РФ от 04 октября 2005 года № 364-О, определением Конституционного Суда РФ от 03 ноября 2006 года № 445-0.
В постановлении Конституционного Суда РФ от 01 декабря 1997 года № 18-П указано, что в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС возник особый характер отношений между гражданином и государством, заключающийся в том, что государство принимает на себя обязанность возмещения такого вреда, который не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством.
Данная конституционно-правовая обязанность государства вытекает из положений статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации, согласно которым признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, а также из #M12293 3 9004937 1265885411 25513 2890801675 477751276 4224782998 2822 2305660101 862328196статьи 53 Конституции Российской Федерации#S, закрепляющей обязанность возмещения государством вреда, связанного с осуществлением государственной деятельности в различных ее сферах, независимо от возложения ответственности на конкретные органы государственной власти или должностных лиц.
Установление в части первой #M12293 8 9034360 1265885411 79 2384949398 2323509361 2697443001 2483551668 1374277425 661480474статьи 3 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"#S, обязанности государства возмещать вред, причиненный гражданам вследствие чернобыльской катастрофы, посредством установленных Законом денежных и других материальных компенсаций и льгот вызвано также и фактической невозможностью его возмещения в обычном судебном порядке, которое должно было бы обеспечить потерпевшим полное восстановление их нарушенных прав.
Следовательно, независимо от того, о каких способах возмещения идет речь в Законе - о льготах, денежных (материальных) компенсациях, других денежных доплатах к социальным выплатам, все они входят в объем возмещения вреда на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности такого возмещения. Вместе с тем законодатель вправе вносить изменения в способы возмещения, уточнять критерии его дифференциации или адресности.
Как установлено в ходе судебного заседания, 13 декабря 2007 года Октябрьский районный суд г. Ижевска, рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Ижевска, действующего в интересах Баранова Ю.И. к Управлению социальной защиты населения в Октябрьском районе г. Ижевска, Федеральной службе по труду и занятости, Казне Российской Федерации о перерасчете и индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, взыскании недополученных сумм и убытков, иск удовлетворил частично. Суд обязал Управление социальной защиты населения в Октябрьском районе г. Ижевска производить Баранову Ю.И. начисление ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда с 01 января 2007 года в размере 12 034 рублей 54 копейки. С Федеральной службы по труду и занятости в пользу Баранова Ю.И. в счет индексации сумм возмещения вреда, взыскано 114523 рублей 31 копейка за период с 01 июля 2000 года по 31 декабря 2006 года.
При этом взысканная судом сумма рассчитана, исходя из установленного судом размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда с 01 июля 2000 года по 03 октября 2000 года – 1090 рублей 95 копеек в месяц, с 15 февраля 2001 года по 31 декабря 2001 года – 5988 рублей 04 копейки в месяц, с 01 января 2002 года – 3367 рублей 25 копеек в месяц, с 01 января 2003 года – 4087руюлей 50 копеек в месяц, с 01 января 2004 года – 5017 рублей 41 копейка в месяц, с 1 апреля 2004 года – 9209 рублей 93 копейки в месяц, с 01 января 2005 года – 10223 рублей 02 копейки в месяц, с 01 января 2006 года – 11143 рублей 09 копеек в месяц.
Размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью 9209 рублей 93 копейки с 01 апреля 2004 года, суд рассчитал как индексацию размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью установленную ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ для инвалидов 1 группы – 5000 рублей на индексы роста прожиточного минимума для пенсионеров УР: 1,22 ; 1,23; 1,2273.
В данном случае индекс роста прожиточного минимума для пенсионеров УР - 1,22 отражает рост прожиточного минимума 2002 года по отношению к 2001 году, а индексы – 1,23 и 1,2275 отражают рост прожиточного минимума 2003 года по отношению к 2002 году. Индекс –1,2275 более уточненный, индекс 1,22 применяется с 01 января 2003 года, а индексы 1,23 и 1,2275 применяются с 1 января 2004 года.
В соответствии с разъяснением, содержащихся в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05 апреля 2005 года №7, первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года.
Суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год.
Следовательно с 1 января 2001 года необходимо индексировать на индекс роста прожиточного минимума, то есть темп роста величины прожиточного минимума в 2001 году, которая определяется как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за 2001 года, который является для 2002 года истекшим, к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за 2000 год, который является для 2001 года предыдущим.
Суд своим решением от 13 декабря 2007 года, обязал Управление социальной защиты населения в Октябрьском районе г. Ижевска, производить Баранову Ю.И. начисление ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда с 1 января 2007 года в размере 12034 рублей 54 копейки, данный размер рассчитан путем индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда для инвалидов 1 группы - 5000 рублей на индексы роста прожиточного минимума 1,22, 1,23, 1,2275, а далее на индексы уровня инфляции: 1,11, 1,09, 1,08.
Более точный расчет индекса роста прожиточного минимума за 2002 года составляет 1,2139 вместо 1,22, а за 2003 года – 1,2275 вместо 1,23.
Следовательно, при расчете размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда и взыскания задолженности после установления Баранову Ю.И. 1 группы инвалидности, судом применен индекс роста величины прожиточного минимума в УР за 2002 год и двойной индекс за 2003 год, а индекс роста величины прожиточного минимума в УР за 2001 год не учтен.
В своем исковом заявлении Баранов Ю.И. просит при индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда для инвалидов 1 группы - 5000 рублей, применить коэффициенты индексации за 2001 год, равный – 1,3469, который ранее не применялся, а также применить более точные коэффициенты индексации за 2002 год и за 2003 год, соответственно 1,2139 и 1,2275, а далее индексировать, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Таким образом, для определения темпа роста величины прожиточного минимума в 2001 году, необходимо определить соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за 2001 год, который является для 2002 года истекшим, к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за 2000 год, который является для 2001 года предыдущим.
За 2000 год сведения о величине прожиточного минимума в Удмуртской Республике были предоставлены по запросу суда №208-Р от 29 мая 2006 года территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по УР, с 1 квартала 2001 года расчет величины прожиточного минимума в УР производится в соответствии с Законом УР «О прожиточном минимуме в УР» от 24 апреля 2001 года № 18-РЗ.
В силу ст. 3 данного закона величина прожиточного минимума на душу населения по основным социально-демографическим группам населения устанавливается ежеквартально Правительством УР. Соотношение сумм величин прожиточного минимума за 2000 год и 2001 год составляет 1,3469 - (8902,22 / 12 = 741,85 руб.) и (3997 / 4 = 999,25 руб.)
Таким образом, темп роста величины прожиточного минимума в УР за 2001 год составил 1,3469, то есть увеличился на 34,69%, за 2002 год – 1,2139 (соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров 2002 года к 2001 году -1213/999,25), за 2003 год – 1,2275 (соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров 2003 года к 2002 году - 1489/1213).
Следовательно с 01 апреля 2004 года, размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, установленный ФЗ №5-ФЗ от 12 февраля 2001 года для инвалидов 1 группы 5000 рублей, необходимо проиндексировать на индексы роста прожиточного минимума для пенсионеров в УР: 1,3469; 1,2139 и 1,2275. Применив вышеуказанные индексы размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда должен составлять:
10 034 рублей 82 копейки (5000?1,3469?1,2139?1,2275=10034,82).
За период с 01 апреля 2004 года по 31 декабря 2004 года истцу не доплачено 7424 рублей 03 копейки:
((5000?1,3469?1,2139?1,2275-9209,93)?9=7424,03).
С 01 января 2005 года выплаты денежных компенсаций должны индексироваться в соответствии с ч.3 ст.2 ФЗ « О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, согласно ФЗ от 23 декабря 2004 года № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» и постановления Правительства РФ от 03 марта 2007 года №143, выплаты должны быть проиндексированы на уровень инфляции – в 1,11 раза.
С 01 января 2006 года – в 1,09 раза согласно ФЗ №197-ФЗ от 01 декабря 2006 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год» и постановления Правительства РФ от 03 марта 2007 года №143.
С 01 января 2007 года – в 1,08 раза согласно ФЗ №238-ФЗ от 19 декабря 2006 года «О федеральном бюджете на 2007 год» » и постановления Правительства РФ от 21 марта 2007 года №171.
С 01 января 2008 года – в 1,105 раза согласно ФЗ №198-ФЗ от 24 июля 2007 года «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов», постановлением Правительства РФ от 03 сентября 2008 года №655.
С 01 января 2009 года – в 1,13 раза согласно ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» и постановлением Правительства РФ от 07 июля 2009 года №545.
Следовательно, размер ежемесячной денежной компенсации с 01 января 2005 года должен составлять 11 138 рублей 65 копеек.
За период с 01 января 2005 года по 31 декабря 2005 года истцу не доплачено 10 987 рублей 62 копейки:
((5000?1,3469?1,2139?1,2275?1,11-10223,02)?12=10987,62).
С 01 января 2006 года размер ежемесячной денежной компенсации должен составлять 12 141 рублей 13 копеек.
За период с 01 января 2006 года по 31 декабря 2006 года истцу не доплачено 11 976 рублей 53 копейки.
(5000?1,3469?1,2139?1,2275?1,11?1,09–11143,09)?12=11976,53).
С 01 января 2007 года размер ежемесячной денежной компенсации должен составлять 13 112 рублей 42 копейки.
За период с 01 января 2007 года по 31 декабря 2007 года истцу не доплачено 12934 рублей 61 копейка.
((5000?1,3469?1,2139?1,2275?1,11?1,09?1,08–12034,54)?12=12934,61).
С 01 января 2008 года размер ежемесячной денежной компенсации должен составлять 14489 рублей 23 копейки.
За период с 01 января 2008 года по 31 декабря 2008 года истцу не доплачено 14 292 рубля 71 копейка. ((5000?1,3469?1,2139?1,2275?1,11?1,09?1,08?1,105-13298,17)?12=14292,71).
С 01 января 2009 года размер ежемесячной денежной компенсации должен составлять 16 372 рублей 83 копейки.
За период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2009 года истцу не доплачено 16 150 рублей 79 копеек.
((5 000?1,3469?1,2139?1,2275?1,11?1,09?1,08?1,105?1,13-15 026,93)?12=16150,79).
Итого, сумма задолженности по не выплаченной сумме ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда за период с 01 апреля 2004 года по 31 декабря 2009 года составляет 73 766 рублей 28 копеек.
Доводы Министерства социальной защиты населения УР и Управления социальной защиты населения в Октябрьском районе г. Ижевска о том, что ЕДК была проиндексирована на основании судебного решения, вступившего в законную силу и не обжалованного истцом, в связи с чем данное решение свидетельствует о том, что истец реализовал свое право на увеличение суммы ЕДК и взыскание сумм задолженности и убытков, не состоятельны по следующим основаниям.
До 31 марта 2004 года взаимосвязанные нормы части третьей статьи 5 ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и части третьей статьи 2 ФЗ от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" устанавливали, что размеры выплат ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
Пункт 5 постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года N 11-П указывает, что установленный взаимосвязанными нормами части третьей статьи 5 базового Закона в редакции от 12 февраля 2001 года и части третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года порядок индексации исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации перечисленным требованиям не отвечает и противоречат принципам справедливости, равенства, соразмерности и умаляет право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы. А также указано, что до внесения изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел, вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, сумм возмещения вреда с учетом их индексации в зависимости от роста прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
Следовательно, органы социальной защиты населения обязаны были индексировать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда Баранову Ю.И. с 01 апреля 2004 года с установлением 1 группы инвалидности по росту прожиточного минимума в УР, чего не было сделано.
Утверждение органов социальной защиты населения, что с 01 апреля 2004 года подлежит индексации ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда в размере 6272 рублей также не состоятельно. Имеется вступившее законную силу решение Октябрьского районного суда г. Ижевска от 13 декабря 2007 года, где судом установлен размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, который составил на 01 апреля 2004 года - 9209 рублей 93 копейки в месяц. Органы социальной защиты населения согласились с данным размером и не оспаривали в вышестоящем суде.
В своих возражениях ответчики также указывают, что истец до подачи в суд нового искового заявления, был согласен с решением Октябрьского районного суда г. Ижевска от 13 декабря 2007 года, в связи с чем не может заявлять требования о применении коэффициента индексации– 1,3469 за 2001 год.
В постановлении Конституционного Суда РФ от 01 декабря 1997 года N 18-П указано, что вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент чернобыльской катастрофы и продолжающих действовать вследствие риска проживания (работы) на радиационных загрязненных (сверх допустимого уровня) территориях, как относящийся к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, обязывает государство стремиться к его возможно более полному по объему возмещению.
Следовательно, размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, установленный решением Октябрьского районного суда г. Ижевска от 13 декабря 2007 года без применения коэффициента индексации– 1,3469, не в полной мере возмещает вред здоровью Баранову Ю.И., что ведет к уменьшению объема возмещения вреда, гарантированного государством.
Кроме того, утверждение ответчиков, что размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, заявленный в исковом заявлении от 12 октября 2010 года меньше, чем установленный решением Октябрьского районного суда г. Ижевска от 13 декабря 2007года, не верно.
По решению от 13 декабря 2007 года Баранов Ю.И. с 01 января 2008 года получает ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда в размере 16529 рублей 62 копейки, в исковом заявлении Баранова Ю.И. заявлены требования о начислении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда с 01 января 2010 года в размере 18 010 рублей 11 копеек.
Истец обоснованно указал, что в связи с ростом стоимости жизни ему причинен имущественный вред, который должен оцениваться по коэффициенту инфляции за данный период. В соответствии с п. 16 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда РФ, суды вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации, с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики РФ. Всего сумма убытков составляет 24 131 рублей 74 копейки.
В соответствии с постановления Правительства РФ от 30 декабря 2006 года №872 «О финансовом обеспечении в 2007 году расходных обязательств РФ, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС», осуществление финансирования указанных расходов возложено на Федеральную службу по труду и занятости за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на 2007 год.
На 2009 год порядок финансирования, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2008 года №946 оставлен прежний, то есть 2007 года.
В соответствии с п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 года №35 в (редакции постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 мая 2007 года №23), надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, представителем которой в соответствии с абзацем третьим пункта 15 части 1 статьи 14 названного Закона выступают органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, уполномоченные согласно части 3 статьи 125 ГК РФ выступать от имени Казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, следовательно сумму задолженности и убытки необходимо взыскать с Управления социальной защиты населения в Октябрьском районе г. Ижевска.
Также в соответствии с п. «г» п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года № 872, органы в сфере социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, на основании информации органов социальной защиты населения, принимающих решения о выплате денежной компенсации на основании вступившего в законную силу решения судебного органа об изменении размера денежной компенсации, ежемесячно составляют реестры. В реестрах указываются потребность субъекта Российской Федерации в средствах федерального бюджета, подлежащих перечислению каждому плательщику в соответствующем месяце, и следующие сведения о каждом получателе денежной компенсации, в том числе и сумму задолженности по выплате денежной компенсации (при ее наличии).
Таким образом, Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики обязано внести в реестр, представляемый в Федеральную службу по труду и занятости, сведения о сумме задолженности в размере 73 766 рублей 28 копеек и сумме убытков в размере 24 131 рублей 74 копейки. Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда с 01 января 2010 года должна быть проиндексирована в 1,1 раза, исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов», постановлением Правительства РФ №1024 от 16 декабря 2009 года и должна составлять 18 010 рублей 11 копеек (5000?1,3469?1,2139?1,2275?1,11?1,09?1,08?1,105?1,13?1,1 =18010,11).
В соответствии с постановлениями Правительства РФ №607 от 21 августа 2001 года и №73 от 14 февраля 2005 года, назначение ежемесячной денежной компенсации производят органы социальной защиты населения, а в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10 октября 2006 года №108 «О территориальных органах Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики», территориальным органом Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики в Октябрьском районе г. Ижевска, который осуществляет назначение и перерасчет ежемесячных денежных компенсаций и ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда и иных выплат, возложенных на государственные органы социальной защиты населения, гражданам, пострадавшим вследствие воздействия радиации, других компенсационных и иных выплат в соответствии с законодательством Российской Федерации, составляет списки получателей компенсаций и представляет их для выплаты компенсаций в установленном порядке, является Управление социальной защиты населения в Октябрьском районе г. Ижевска. Следовательно, с 01 января 2010 года, Управление социальной защиты населения в Октябрьском районе г. Ижевска, обязано производить истцу начисление ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в размере 18 010 рублей 11 копеек, а в дальнейшем производить ее индексацию в соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Баранова Ю.И. к Управлению социальной защиты населения в Октябрьском районе г.Ижевска, Министерству по социальной защите населения УР о перерасчете и индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, взыскании недоплаченных сумм и убытков удовлетворить.
Обязать Управление социальной защиты населения в Октябрьском районе г.Ижевска производить начисление Баранову Ю.И. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда с 01 января 2010 года в размере 18010 рублей 11 копеек, в дальнейшем производить индексацию данной компенсации в указанном размере в соответствии с Законом РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Взыскать с Управления социальной защиты населения в Октябрьском районе г.Ижевска за счет средств федерального бюджета в пользу Баранова Ю.И. недополученные суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в размере 73766 рублей 28 копеек, убытки за причиненный имущественный вред в размере 24131 рублей 74 копейки.
Обязать Министерство социальной защиты населения УР внести в реестр, предоставляемый в Федеральную службу по труду и занятости, сведения о сумме задолженности перед Барановым Ю.И. по недополученной сумме ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в размере 73766 рублей 28 копеек, убытки за причиненный имущественный вред в размере 24131 рублей 74 копейки.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти дней через районный суд.
Решение изготовлено в окончательной форме 28 октября 2010 года.
Председательствующий судья О.П.Карпова