Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
20 сентября 2010 г.
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Долгополовой Ю.В.,
при секретаре Шадрине К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Октябрьского района г. Ижевска, действующего в интересах Смирнова Н.С., о признании недействительным распоряжения и возложении обязанности по постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях,
у с т а н о в и л:
Прокурор Октябрьского района г. Ижевска, действуя в интересах Смирнова Н.С., обратился в суд с заявлением о признании недействительным распоряжения Главы администрации Октябрьского района г. Ижевска и возложении обязанности по постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях. Требования мотивированы следующим.
Прокуратурой района проведена проверка по обращению Смирнова Н.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, инвалида 1 группы, участника Великой Отечественной Войны. Смирнов Н.С. зарегистрирован и проживает в квартире по адресу: <адрес> общей площадью 64, 1 кв.м. Всего в квартире зарегистрировано 8 человек, на каждого члена семьи приходится 8 кв.м. общей площади. Иного жилого помещения у Смирнова Н.С. нет, в связи с чем он относится к категории граждан нуждающихся в жилых помещениях. Вместе с тем до настоящего времени Смирнов Н.С. мерой социальной поддержки по предоставлению жилья не обеспечен.
В суде помощник прокурора Октябрьского района г. Ижевска Шепелев С.В. доводы и требования, изложенные в заявлении, поддержал, просил заявление удовлетворить.
Смирнов Н.С., извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия. В соответствии с частью 2 статьи 257 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие заявителя.
Представитель администрации Октябрьского района г. Ижевска Вотяков А.В., действующий на основании доверенности, с требованиями прокурора не согласился, просил оставить их без удовлетворения.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему.
Смирнов Н.С., 1924 года рождения, является инвалидом Великой Отечественной Войны.
20.04.2010 г. Смирнов Н.С. обратился в администрацию Октябрьского района г. Ижевска с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Распоряжением Главы Администрации Октябрьского района г. Ижевска № от 20.05.2010 г. Смирнову Н.С. отказано в постановке на учет в связи с обеспеченностью заявителя и членов его семьи общей площадью жилого помещения на одного человека свыше учетной нормы.
Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами.
В соответствии со статьей 254 ГПК РФ - гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод граждан.
Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, а также свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
С учетом содержания вышеприведенной нормы прокурор имеет право обращения в суд с заявлением в защиту прав граждан, к категории которых относится Смирнов Н.С.
Согласно статье 255 ГПК РФ - к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» - исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Следовательно, для признания судом незаконным решения органа местного самоуправления необходимо наличие совокупности следующих условий: установления факта нарушения прав и свобод заявителя, соблюдения срока обращения с заявлением в суд; установления незаконности оспариваемого решения.
При рассмотрении настоящего дела данные условия нашли своё подтверждение.
Согласно статье 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ, срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что срок на обращение в суд прокурором не пропущен.
Рассматривая заявление прокурора по существу, суд исходит из нижеследующего.
Согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия.
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Постановлением Администрации г. Ижевска от 14.12.2005 N 576
"О реализации Закона Удмуртской Республики "О Порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" на территории г. Ижевска"
(вместе с "Порядком реализации Закона Удмуртской Республики "О Порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" на территории г. Ижевска") определен порядок ведения учета граждан нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с указанным порядком вопросы постановки граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях находятся в компетенции главы районной администрации. Решения по указанным вопросам оформляются в форме распоряжений.
Таким образом, оспариваемое распоряжение принято Главой администрации Октябрьского района г. Ижевска в пределах предоставленных полномочий и с соблюдением установленного порядка.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма определены статьей 51 Жилищного кодекса РФ.
Так, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Судом установлено, что Смирнов Н.С. проживает и зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности его сыну С.В.Н., супруге сына – С.В.В. и внуку заявителя – С.А.В., по 1/3 доле каждому.жевск, ул. влено, что Ф.З.Я. проживает в жилом помещении по адресу: г.
Следовательно, заявитель обладает правом пользования указанным жилым помещением как член семьи собственника и может быть поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях в случае обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Из представленных суду доказательств следует, что в данном жилом помещении, кроме Смирнова Н.С., С.В.Н., С.В.В. и С.А.В. зарегистрированы по месту жительства другие члены семьи: С.А.В.. и С.С.В. (внуки заявителя), С.С.Л. (сноха заявителя) и сын последней (Т.В.Н.).
Таким образом, семья Смирновых состоит из 8 человек и проживает в трехкомнатной квартире общей площадью 64, 1 кв.м.
Иных жилых помещений на праве собственности либо условиях договора социального найма Смирновы не имеют.
Следовательно, на каждого члена семьи приходится 8, 01 кв.м. общей площади (64, 1 : 8).
Согласно пункту 1.2. Решения Городской думы г. Ижевска от 28.07.2005 N 349 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории города Ижевска" в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 10 кв. м. и менее общей площади жилого помещения на одного человека.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Смирнов Н.С. соответствует критериям нуждаемости в жилых помещениях, в связи с чем распоряжением Главы администрации района необоснованно отказано в постановке заявителя на учет.
Согласно пункту 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В связи с изложенным распоряжение Главы администрации Октябрьского района г. Ижевска об отказе в постановке Смирнова Н.С. на учет нуждающихся в жилых помещениях является незаконным, а на администрацию Октябрьского района г. Ижевска подлежит возложению обязанность по постановке Смирнова Н.С. на такой учет.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:Заявление прокурора Октябрьского района г. Ижевска, действующего в интересах Смирнова Н.С., о признании недействительным распоряжения и возложении обязанности по постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Главы администрации Октябрьского района г. Ижевска № от 20.05.2010 г. об отказе Смирнов Н.С. в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Возложить на администрацию Октябрьского района г. Ижевска обязанность по постановке Смирнова Н.С. на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд УР через районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим на компьютере 22 сентября 2010 г.
Председательствующий судья Ю.В. Долгополова