Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
1 октября 2010 г.
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Долгополовой Ю.В.,
при секретаре Стародумовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Березина И.М. к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике и Министерству внутренних дел Российской Федерации о возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата,
у с т а н о в и л:
Березин И.М. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике и Министерству внутренних дел Российской Федерации о возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата. Требования мотивированы следующим.
Вступившими в законную силу судебными постановлениями установлено допущенное МВД по УР нарушение очередности получения государственных жилищных сертификатов. Истец находился в сводном списке на 2010 г. под номером 2. Вместе с тем МВД УР выдало 2 именных сертификата другим участникам подпрограммы. В то же время истец должен был получить ГСЖ вторым по очереди. Изложенное является основанием для возложения на ответчиков обязанности по выдаче истцу государственного жилищного сертификата.
В суде истец доводы и требования, изложенные в иске, поддержал, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчиков Шабалин М.Б., действующий на основании доверенностей, иск не признал, просил оставить его без удовлетворения в связи с необоснованностью.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела и учетного дела истца, суд приходит к нижеследующему.
На основании приказа МВД по УР по личному составу № от 29 июня 2007 г. Березин И.М. уволен с должности <данные изъяты> по пункту "з" части 6 статьи 19 Закона РФ "О милиции" (по ограниченному состоянию здоровья).
Согласно справке от 15.04.2008 г., выданной заместителем министра МВД по УР, Березин И.М. проходил службу в Вооруженных силах с 01.08.1989 г. по 16.12.1999 г., с 26.05.1988 г. по 29.06.2007 г. истец проходил службу в органах внутренних дел.
Общая продолжительность службы в календарном исчислении составила 17 лет 10 месяцев, занимаемые должности финансировались за счет средств федерального бюджета.
21 августа 2000 г. на основании рапорта, поданного в Управление кадров МВД по УР, Березин И.М. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В связи с переводом истца из Управления МВД по УР в Октябрьский отдел внутренних дел г. Ижевска, он поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в ОВД по Октябрьскому району г. Ижевска с вышеуказанной даты.
3 декабря 2007 г. Березин И.М. обратился к Министру внутренних дел по УР с заявлением (рапортом) о включении его в число участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
9 декабря 2009 г. Центральной жилищно-бытовой комиссией МВД по УР по результатам рассмотрения учетного дела истца принято решение о включении его в список кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов на 2010 г.
На основании заявления Березина И.М. о включении его в число участников подпрограммы и приложенных к нему документов, истец включен в сводные списки участников подпрограммы на 2010 г. и 2011 гг.
24.08.2010 г. сводный список граждан-участников подпрограммы на 2011 г. направлен МВД по УР для оформления и выдачи сертификатов.
Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами.
Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 825 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов службы и учреждений" установлено, что увольняемые со службы сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета, граждане, уволенные со службы из указанных органов, а также члены их семей, признанные в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются жилыми помещениями преимущественно путем выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов.
Порядок реализации вышеуказанными категориями граждан своего права на приобретение жилья посредством использования средств социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, определен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, далее по тексту Правила).
Так, в силу абзаца 3 подпункта "г" пункта 5 Правил право на участие в названной подпрограмме (далее - Подпрограмма) имеют граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г.
Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов предусмотрен определенный порядок формирования списков граждан-участников подпрограммы и подготовки выпуска сертификатов, который носит обязательный характер.
Согласно пункту 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту (пункт 26).
Согласно пункту 31 Правил порядок и сроки формирования списков граждан - участников подпрограммы, состоящих на учете в подразделениях и изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти.
Порядок оформления и выдачи сертификатов определяется органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов (пункт 32 Правил).
Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирующим сводный список категории лиц, к которой относится истец, является МВД по УР, выдачу сертификатов осуществляет МВД РФ.
Вместе с тем порядок и сроки формирования списков граждан - участников подпрограммы, а также порядок оформления и выдачи сертификатов в системе органов внутренних дел органом исполнительной власти не определен.
Судом установлено, что Березин И.М. является участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", включен в сводный список граждан–участников на 2010 г. под №2, утвержденный Министром внутренних дел по УР 17.12.2009 г. Кроме того, истец включен в список граждан-участников подпрограммы на 2011 год на первоочередное получение сертификатов. Данный список утвержден исполняющим обязанности министра внутренних дел по УР 20 августа 2010 г.
В сводном списке на 2010 г. истец, исходя из даты его постановки на учет, состоит под №2, в списке на 2011 г. - под №8.
Березин И.М. претендует на выдачу ему сертификата в 2010 г. в связи с его включением в сводный список на 2010 г.
Из содержания пунктов 24 и 26 Правил следует, что право на получение государственного жилищного сертификата возникает у участника подпрограммы в случае его включения в сводный список на планируемый год. Включение в такой список происходит на основании поданного участником заявления о выдаче сертификата и приложенных к указанному заявлению документов.
Судом установлено, что с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата в 2009 и 2010 гг. истец в МВД по УР не обращался. В то же время Березин И.М. включен в сводные списки как на 2010 г., так и на 2011 г. Включение истца в указанные списки является одним из оснований для выдачи ему жилищного сертификата. Следовательно, доводы представителя ответчиков о том, что у истца не возникло право на получение ГСЖ в связи с отсутствием заявления о выдаче сертификата, суд находит несостоятельными.
В соответствии с пунктом 27 Правил федеральные органы исполнительной власти представляют до 1 сентября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год.
Государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на ее реализацию в проекте федерального бюджета на соответствующий год, и на основании установленного подпрограммой принципа распределения общих объемов финансирования по категориям граждан, а также сводных списков, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и сведений, полученных от федеральных органов исполнительной власти, определяет для каждого органа исполнительной власти контрольные цифры бюджетных средств для предоставления социальных выплат по категориям граждан, которые до 1 октября года, предшествующего планируемому, доводятся до соответствующих органов исполнительной власти.
Распределение объема финансирования, определенного для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по каждой категории граждан, за исключением граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей), осуществляется пропорционально количеству граждан - участников подпрограммы, указанному в утвержденных сводных списках, с учетом года их постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
Распределение объема финансирования должно предусматривать возможность получения органом исполнительной власти, представившим сводный список (сведения), не менее 1 сертификата или возможность перечисления средств социальной выплаты по ранее выданным сертификатам (пункт 28 Правил).
Согласно пункту 29 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 10-дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств на основании утвержденного сводного списка, а также норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации (средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по этому субъекту Российской Федерации), действующего на момент получения контрольных цифр бюджетных средств, формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году. Формирование указанных списков осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан - участников подпрограммы.
Пунктом 36 Правил определено, что оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан - участников подпрограммы с учетом реализации положений, установленных пунктом 7 Правил.
Органы исполнительной власти вправе выдавать сертификаты только в пределах размера социальных выплат, установленного приказом государственного заказчика подпрограммы для этого органа в отношении соответствующих категорий граждан (пункт 39).
Из содержания вышеприведенных норм следует, что выдача сертификатов участникам подпрограммы осуществляется в хронологической последовательности, исходя из даты их постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях. В списке на 2010 г. истец состоит под №2, исходя из даты постановки на учет 21.08.2000 г. Под №1 в данном списке состоит Н.В.А., поставленный на учет 05.07.1985 г., и не получивший государственный жилищный сертификат в 2010 г. Следовательно, возложение на ответчиков обязанности по предоставлению истцу ГСЖ в нарушение установленной очередности является неправомерным, противоречит Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.
Кроме того, выдача сертификатов осуществляется в пределах размера социальных выплат, установленных государственным заказчиком. При этом согласно пункту 28 Правил объем финансирования может предусматривать возможность получения органом исполнительной власти, представившим сводный список (сведения), всего одного сертификата.
Таким образом, учитывая, что на 2010 г. МВД РФ может быть предоставлен один сертификат, который в соответствии с хронологической последовательностью постановки участников подпрограммы на учет подлежит выдаче Н.В.А., состоящему в списке перед истцом, возложить на ответчиков обязанность по выдаче истцу ГСЖ не представляется возможным.
Поскольку истец включен в сводный список на текущий год, который еще не истек, суд приходит к выводу о том, что право на получение государственного жилищного сертификата в 2010 г., им не утрачено. Включение истца в список на 2011 г. является одним из оснований для получения им сертификата в указанном, а не текущем году.
Другим основанием для отказа в иске является нижеследующее.
Как указано выше, выдачу сертификатов осуществляет МВД РФ. МВД по УР таким полномочием не наделено. Следовательно, МВД по УР является ненадлежащим ответчиком по требованиям истца, в связи с чем иск к МВД по УР не подлежит удовлетворению.
В то же время суд отмечает, что МВД РФ прав истца не нарушало, в выдаче ему ГСЖ не отказывало. Вступившим в законную силу решением суда установлено нарушение прав истца МВД по УР, в части его включения в сводный список как лицо, имеющее жилое помещение для постоянного проживания. Вместе с тем указанное нарушение в связи с вышеизложенным не является основанием для возложения на МВД РФ обязанности по выдаче истцу ГСЖ. Тем более, что указанное нарушение было установлено судом в июне 2010 г., то есть после того как сводный список был направлен в МВД РФ. Сведений об внесенных в сводный список в отношении истца изменениях МВД по УР в МВД РФ не предоставляло. Поскольку судебной защите подлежит лишь нарушенное право, такое нарушение МВД РФ не допущено, иск Березина И.М. не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Березина И.М. к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике и Министерству внутренних дел Российской Федерации о возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата оставить без удовлетворения.
Решение изготовлено председательствующим на компьютере в совещательной комнате.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти дней через районный суд.
Председательствующий судья Ю.В. Долгополова