о восстановлении пенсиолнных прав



Дело № 2-1831/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 сентября 2010 г. г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Фаррухшиной Г.Р.

при секретаре Дорофееве С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федоренко О.Л. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав,

УСТАНОВИЛ:

Федоренко О.Л. (далее по тексту – истец) обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики (далее по тексту - УПФ РФ в г. Ижевске, Управление, ответчик) о восстановлении нарушенных пенсионных прав.

Требования мотивированы тем, что Федоренко О.Л. является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г., получателем пенсии по выслуге лет по линии Министерства обороны РФ.

9 ноября 2009 г. истец обратился в отдел назначения, перерасчета и выплаты пенсий по Октябрьскому району г. Ижевска с заявлением о назначении страховой части трудовой пенсии по старости с 1 января 2007 г. 16 февраля 2010 г. ответчик принял решение № в установлении пенсии. Истец не согласился с указанным решением, в связи с чем и обратился в суд с иском. Истец считает, что в соответствии ст. 1 ФЗ от 22 июля 2008 г. № 156-ФЗ, которая дополнила ст. 7 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 частью четвертой, согласно которой лица, указанные в ст. 1 закона при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренных ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренной Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Согласно ч. 2 ст. 4 данного ФЗ положения ст. 7 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, п. 6 ст. 3 ФЗ от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ, ФЗ от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ в части установления страховой части трудовой пенсии по старости гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г. В связи с чем истец обратился в суд с иском к ответчику и просит признать незаконным решение ответчика № от 16 февраля 2010 г. об отказе в назначении страховой части трудовой пенсии по старости, обязать ответчика произвести истцу назначение и выплату страховой части трудовой пенсии по старости с 1 января 2007 г. Кроме того, истец просит взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины, расходы по оформлению доверенности и расходы по оплате услуг представителя в сумме 10700 руб.

В судебное заседание истец Федоренко О.Л. не явился, извещен о времени и месте судебного заседания, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В связи с чем дело рассмотрено в соответствии со ст.167 ГПК РФ в отсутствие истца.

В судебном заседании представитель истца Россихин А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме. При этом пояснил, что отказ ответчика в назначении истцу страховой части пенсии по старости является незаконным. Истец обратился к ответчику и представил все необходимые документы. Согласно ст. 15 Закона № 1244-1 основанием для предоставления льгот является удостоверение установленного образца, других доказательств не требуется. Ответчик ставит под сомнение статус истца как участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, представитель истца считает это некорректным. Представитель истца просит удовлетворить иск в полном объеме и взыскать с ответчика судебные расходы – расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб., расходы по оформлению нотариальной доверенности в сумме 500 руб., и расходы по оплате услуг представителя в сумме 10000 руб.

В судебном заседании представитель ответчика Вахитова Л.А., действующая на основании доверенности, исковые требования Федоренко О.Л. не признала, поддержала письменные возражения. При этом пояснила, что истец представил в отдел пенсий удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986 г. серии №, выданное Правительством УР. По мнению представителя ответчика, исходя из содержания ст. 3 ФЗ № 156-ФЗ (внесены изменения в ст. 30 ФЗ № 173-ФЗ п. 4.1) к заявлению должна быть приложена справка силового ведомства установленного образца о периодах службы, работы и иной деятельности, учтенных при определении размера пенсии за выслугу лет. В установленный законодательством срок ожидания документов (3 месяца) указанная справка Федоренко О.Л. не была представлена. Представленными документами не подтверждено непосредственное участие истца в ликвидации последствий аварии на АЭС. Удостоверение истцу не выдано полномочным органом в установленном порядке. Для получения удостоверения необходимо представление необходимых достоверных документов, подтверждающих статус участника ликвидации. Удостоверение нового образца взамен старого должно было выдаваться Военкоматом УР, а не Правительством УР. Справка, представленная третьим лицом суду - это лишь сообщение о периодах, которые включены в стаж истцу. Военкомат в ответе на запрос УПФР РФ в г. Ижевске указывает, что справка установленного образца будет выдана истцу по достижении им 60 лет. Объективно вины ответчика в том, что истцу отказано в установлении страховой части трудовой пенсии по старости не имеется. Если бы истцом была представлена справка установленного образца, ему была бы назначена пенсия в установленные сроки. Представитель ответчика считает, что оснований для назначения истцу второй пенсии не имеется. В связи с чем представитель ответчика считает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Представитель ответчика просит отказать в удовлетворении иска и отказать в взыскании в пользу истца судебных расходов.

В судебном заседании представитель третьего лица - Военного комиссариата УР (далее по тексту – Военкомат) Дворецкая С.М., действующая на основании доверенности, поддержала письменные возражения. При этом пояснила, что исковые требования Федоренко О.Л. необоснованны и не подлежат удовлетворению. По мнению представителя третьего лица, право на страховую часть пенсии возникает у истца только по достижении им 60 лет. У Федоренко О.Л. отсутствуют документы, подтверждающие факт его участия в работах, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения. 10 декабря 2004 г. в военкомате проводилась проверка законности предоставления льгот пенсионерам Минобороны РФ, принимавшим участие в ликвидации аварии на ЧАЭС. В ходе проверки было установлено, что в пенсионном деле истца отсутствуют документы, подтверждающие факт его непосредственного участия в работах по ликвидации последствий катастрофы в ЧАЭС, что указывает на незаконность выдачи ему удостоверения. По этой причине истцу отказано в выдаче удостоверения нового образца, но доказательств обращения Федоренко О.Л. в Военкомат УР с заявлением о выдаче удостоверения нового образца и доказательств отказа ему в выдаче удостоверения нового образца нет. Удостоверение было выдано Правительством УР, законность выдачи удостоверения не подтверждается. Военкомат УР в работе с военными пенсионерами руководствуется Законом РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 г., а не руководствуется Федеральным Законом № 173-ФЗ, не начисляет и не выплачивает трудовые пенсии по старости. Представитель третьего лица просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела:

- Федоренко О.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 6 июля 1996 года является получателем пенсии за выслугу лет, что подтверждается удостоверением серии № от 4 сентября 1996 г.

- Федоренко О.Л. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г., что подтверждается удостоверением серии №, выданного 20 сентября 2005 г.

- 9 ноября 2009 г. истец обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой части пенсии.

- УПФР РФ в г. Ижевске решением № от 16 февраля 2010 г. отказал Федоренко О.Л. в назначении страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с ФЗ от 22 июля 2008 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам пенсионного обеспечения», ФЗ от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» в связи с тем, что Федоренко О.Л. не представил справку, подтверждающую, что заявитель является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 (как указано в решении ответчика: представил удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г., однако не представил документы, подтверждающие статус пенсионера силовых структур, получающего пенсию за выслугу лет или по инвалидности).

Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями сторон, представленными доказательствами и сторонами в целом не оспариваются.

Исковые требования истца Федоренко О.Л. о наличии у него права на страховую часть трудовой пенсии по старости с 1 января 2007 г. суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» № 4468-1 от 12 февраля 1993 г. (далее по тексту – Закон РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 г.) определяет условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения категорий лиц, перечисленных в ст. 1 указанного закона.

Согласно ч. 4 ст. 7 Закона РФ № 4468-1 в редакции Федерального закона РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам пенсионного обеспечения» № 156-ФЗ от 22 июля 2008 г. (далее по тексту – ФЗ РФ № 156-ФЗ от 22 июля 2008 г.) лица, указанные в ст. 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

При этом пунктом 2 статьи 4 ФЗ РФ № 156-ФЗ от 22 июля 2008 г. предусмотрено, что положения статьи 7 Закона РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 г. (в редакции настоящего Федерального Закона), п. 6 ст. 3 ФЗ № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 г. (в редакции настоящего Федерального Закона), ФЗ от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции настоящего Федерального Закона), в части установления страховой части трудовой пенсии по старости гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 г., распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа не менее пяти лет (ст. 7).

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 10 Федерального закона РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 г. (далее по тексту – ФЗ РФ № 166-ФЗ) предусмотрено, что право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 10 ФЗ РФ № 166-ФЗ пенсия по старости назначается гражданам, указанным в пп. 3, 5-10 п. 1 настоящей статьи, при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 г. (далее по тексту – Закон РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 г.) к категориям граждан, подвергшихся радиации вследствие чернобыльской катастрофы отнесены граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие участие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения…, военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения…

В соответствии со ст. 15 Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 г. гражданам, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС… Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления. Порядок и условия выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством РФ.

В соответствии с пп. 1 ст. 30 Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 г. гражданам, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона (принимавшим участие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы) пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.

Таким образом, при достижении возраста 50 лет и при наличии страхового стажа не менее 5 лет граждане, получающие пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 г., имеют право на установление страховой части трудовой пенсии по старости.

Учитывая, что в судебном заседании ответчиком не оспаривалось, что истец (9 сентября 1956 года рождения), является получателем пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 г., обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой части трудовой пенсии по старости 9 ноября 2009 г., то есть по достижении 53 лет, и при этом страховой стаж истца составляет более 5 лет, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на установление страховой части трудовой пенсии по старости с 1 января 2007 г. (возраст истца на 1 января 2007 г. – более 50 лет).

Доводы представителей ответчика и третьего лица о том, что удостоверение выдано не уполномоченным органом; что для получения удостоверения необходимо представление необходимых достоверных документов, подтверждающих статус участника ликвидации; удостоверение нового образца взамен старого должно было выдаваться Военкоматом, а не Правительством УР; к заявлению истца о назначение страховой части трудовой пенсии по старости не приложена справка силового ведомства установленного образца, и потому истец не имеет право на установление страховой части трудовой пенсии по старости, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 Положения «О порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», утвержденного приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 114, Министерства труда и социального развития РФ № 66, Министерства финансов РФ № 23н от 29 февраля 2000 г. (далее по тексту - Положение от 29 февраля 2000 г.) - настоящее Положение устанавливает единые обязательные правила оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на территории Российской Федерации. Ранее выданные гражданам удостоверения действительны для предоставления льгот и компенсаций до замены их на удостоверения нового образца согласно приложениям № 1 и № 2 к настоящему Положению до 1 января 2006 г.

Согласно п. 3 указанного выше Положения от 29 февраля 2000 г. оформление и выдача удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС производится:

- федеральными органами исполнительной власти – гражданам, работающим в этих федеральных органах исполнительной власти и их территориальных органах, а также в учреждениях и организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти;

- органами исполнительной власти субъектов РФ – гражданам, работающим в указанных органах исполнительной власти, а также в учреждениях и организациях, находящихся в их ведении, работникам организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности…

- органами социальной защиты населения – пенсионерам, состоящим на учете в этих органах, неработающим инвалидам (кроме инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы);

- военными комиссариатами субъектов РФ – пенсионерам Министерства обороны.

Пунктом 4 указанного Положения установлено, что для получения удостоверения по форме согласно приложениям № 1 и № 2 граждане представляют в органы, указанные в п. 3 Положения, заявление о выдаче удостоверения нового образца, копию ранее выданного удостоверения, а также один или несколько документов, подтверждающих участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа перечисленных в п. 5 настоящего Положения.

При этом пункт 4 признан недействующим в части, обязывающей граждан, имеющих удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, при обращении с заявлением о выдаче удостоверений нового образца представлять иные документы, кроме копии ранее выданного удостоверения, со дня вступления в законную силу решения Верховного суда РФ от 19 февраля 2004 г. № ГКПИ 03-1519. Определением Верховного суда РФ от 27 апреля 2004 г. № КАС 04-135 указанное решение оставлено без изменения.

В судебном заседании установлено, что 23 марта 1999 г. истец получил удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. серии №, удостоверение выдано Военным комиссариатом Октябрьского района г. Ижевска.

Согласно сведениям трудовой книжки истец Федоренко О.Л. в период с 4 октября 2004 г. по 1 июня 2006 г. работал в <данные изъяты> в должности <данные изъяты> (записи №№ 19 и 20 трудовой книжки).

29 марта 2005 г. истец обратился с заявлением к заместителю Правительства УР с просьбой выдать удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС нового образца взамен старого серии №.

В соответствии с пунктом 7 Положения 27 июня 2005 г. Правительство УР обратилось в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с просьбой выдать удостоверения участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС нового образца согласно прилагаемому списку (письмо № 6-166/13), представителю постоянного представительства Президента УР при Президенте РФ в г. Москве доверено получить удостоверения.

20 сентября 2005 г. истцу выдано Правительством УР удостоверение участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС в 1986 г.

Поскольку истец работал в <данные изъяты>, то есть, как и предусмотрено в Положении от 29 февраля 2000 г., являлся работником организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, по мнению суда, истец обоснованно обратился в Правительство УР, то есть в компетентный орган, с заявлением о выдаче удостоверения нового образца. При этом истец приложил к заявлению о выдаче удостоверения нового образца ранее выданное удостоверение. Суд считает, что истец в соответствии с Положением от 29 февраля 2000 г. выполнил все необходимые действия для получения удостоверения нового образца.

Таким образом, никаких иных документов при обращении с заявлением о выдаче удостоверения нового образца, кроме копии ранее выданного удостоверения, истец представлять был не должен.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что удостоверение нового образца выдано истцу уполномоченным органом, предусмотренным п. 3 Положения от 29 февраля 2000 г.

Доводы третьего лица о том, что удостоверение нового образца является недействительным, суд считает необоснованными, поскольку данное удостоверение не признано в установленном порядке недействительным.

Доводы ответчика о том, что истец не представил в пенсионный орган справку, подтверждающую, что истец является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, суд считает несостоятельными, поскольку доказательством данного обстоятельства является пенсионное удостоверение серии № от 4 сентября 1996 г. Справка № ОСО - 224 от 29 января 2010 г., выданная Военкоматом УР и представленная ответчику, также свидетельствует о том, что Федоренко О.Л. является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1.

С учетом изложенного, суд признает, что решение УПФ РФ в г. Ижевске за № от 16 февраля 2010 года об отказе в установлении истцу страховой части пенсии является незаконным, и страховая часть трудовой пенсии по старости истцу Федоренко О.Л. должна быть установлена ответчиком с 1 января 2007 г.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Федоренко О.Л. о признании незаконным решения ответчика № от 16 февраля 2010 г. об отказе в назначении страховой части трудовой пенсии по старости, обязании ответчика установить страховую часть трудовой пенсии по старости с 1 января 2007 г. подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах и с учетом конкретных обстоятельств.

С учетом обстоятельств настоящего дела: участия представителя в подготовке иска и в судебных заседаниях, с учетом требований разумности суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате услуг представителя в сумме 3000 рублей.

Руководствуясь ст. 98 ГПК РФ суд отмечает, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В связи с этим суд признает подлежащими взысканию с ответчика расходов, понесенных истцом по оплате государственной пошлины в размере 200 руб. и расходов по оформлению нотариальной доверенности в сумме 500 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Федоренко О.Л. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики № от 16 февраля 2010 года об отказе в назначении страховой части трудовой пенсии по старости Федоренко О.Л..

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики установить Федоренко О.Л. страховую часть трудовой пенсии по старости с 1 января 2007 г.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики в пользу Федоренко О.Л. расходы по оплате услуг представителя в сумме 3000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб., расходы по оформлению нотариальной доверенности в сумме 500 руб.

Резолютивная часть решения изготовлена судьей в совещательной комнате.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим судьей 29 октября 2010 г.

Председательствующий судья Фаррухшина Г.Р.