о восстановлении пенсионных прав



Дело 2-4052/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 сентября 2010 г. г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Фаррухшиной Г.Р..

при секретаре Дорофееве С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Багаутдиновой Р.К. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Багаутдинова Р.К. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики (далее по тексту – ГУ – УПФ РФ в г. Ижевске) о восстановлении пенсионных прав: признании незаконным решения ГУ – УПФ РФ в г. Ижевске № от 30 июня 2010 г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, обязании ответчика назначить истцу досрочную трудовую пенсию с момента возникновения права, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему <данные изъяты> деятельность; взыскании с ответчика в пользу истца судебных расходов: оплату услуг представителя в сумме 3000 руб., оплату государственной пошлины в сумме 200 руб., оплату услуг нотариуса по оформлению доверенности в сумме 500 руб.

В судебное заседание истец Багаутдинова Р.К. не явилась, извещена о времени и месте судебного разбирательства, представила заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие истца в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

В судебном заседании представитель истца Кузнецова У.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования подержала в полном объеме. При этом пояснила, что право на назначение истцу досрочной трудовой пенсии по старости возникло 2 июня 2010 г. – то есть с момента обращения истца с заявлением о назначении пенсии. Ответчиком на 2 июня 2010 г. зачтено истцу в специальный стаж 21 год 1 месяц 1 день, истец оспаривает не включение ответчиком в <данные изъяты> стаж периода работы: в должности старшей пионервожатой с 26 августа 1980 г. по 31 августа 1984 г. С учетом включения спорных периодов <данные изъяты> стаж истца составляет более 25 лет. Представитель истца просит удовлетворить иск в полном объеме и кроме того, взыскать в пользу истца судебные расходы.

В судебном заседании представитель ответчика Рязапова Э.М., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, представила письменные возражения. Просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме и отказать в удовлетворении требования о взыскании судебных расходов.

Выслушав представителей истца и ответчика, изучив и проанализировав материалы гражданского дела и представленные сторонами доказательства, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела:

- Багаутдинова Р.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, работает на <данные изъяты> должностях в общеобразовательных учреждениях для детей;

- 2 июня 2010 г. истец обратилась в пенсионный орган по месту жительства с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии;

- по данному обращению истца с заявлением о назначении пенсии ответчиком Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики вынесено решение № от 30 июня 2010 г., которым Багаутдиновой Р.К. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку было установлено, что специальный стаж для назначения досрочной пенсии в связи с <данные изъяты> деятельностью у истца составил менее 25 лет (21 год 1 месяц 1 день).

Ответчиком в <данные изъяты> стаж истца не был включен спорный периоды с 26 августа 1980 г. по 31 августа 1984 г. – работа истца в должности <данные изъяты>.

Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании и сторонами в целом не оспариваются.

Требования истца Багаутдиновой Р.К. о наличии у нее права на досрочную трудовую пенсию по старости на основании пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» с момента возникновения права суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (далее по тексту – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») определяет основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. В качестве условий назначения трудовой пенсии по старости в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» закреплено достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа (не менее пяти лет) (статья 7) и предусмотрено право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п. 2 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»). Заявление о назначении трудовой пенсии рассматривается не позднее чем через десять дней со дня приема заявления (п. 5 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).

Вследствие этого обязательными условиями на досрочное назначение трудовой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), подтвержденной соответствующими документами.

Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (55 лет) истец обратилась в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение – 2 июня 2010 г.

Ответчик - УПФ РФ в г. Ижевске в решении № от 30 июня 2010 г. признал, что на день обращения с заявлением о назначении пенсии, то есть на 2 июня 2010 г., стаж <данные изъяты> деятельности истца для назначения досрочной трудовой пенсии составляет менее 25 лет – 21 год 1 месяц 1 день. В связи с этим истцу Багаутдиновой Р.К. отказано в назначении досрочной пенсии. Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами.

Рассматривая требования истца о незаконности отказа в назначении ей досрочной пенсии и включении оспариваемых ею периодов работы в специальный стаж <данные изъяты> деятельности, суд приходит к следующему:

Ответчик – УПФ РФ в г. Ижевске не включил в специальный <данные изъяты> стаж период работы истца с 26 августа 1980 г. по 31 августа 1984 г. в должности <данные изъяты>, обосновывая отказ тем, что наименование должности <данные изъяты> не предусмотрено Списками должностей и учреждений, дающих право на досрочное назначение пенсий <данные изъяты> работникам. Доводы, по которым указанный спорный период не включен в специальный <данные изъяты> стаж истца, суд считает необоснованными.

Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает в себя и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П указано, что «Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность правовых норм, которые лежат в соответствующих решениях правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенным в неизменности своего официально признанного статуса, приобретение прав, действенности их государственной защиты… изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости – предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано».

Исходя из изложенного, давая оценку спорным периодам, не учтенным ответчиком в специальный <данные изъяты> стаж истца, суд, в том числе, руководствуется действовавшими в течение его нормативными правовыми актами.

В спорный период работы истца с 26 августа 1980 г. по 31 августа 1984 г. в должности старшей пионервожатой действовал «Закон о государственных пенсиях», принятый Верховным Советом СССР от 14 июля 1956 г., которым для отдельных категорий специалистов было установлено право на пенсию за выслугу лет, в том числе учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет.

Согласно записям в трудовой книжке в указанный спорный период, который не включен в <данные изъяты> стаж, истец Багаутдинова Р.К. работала в должности <данные изъяты> (записи №№ 1 и 2 трудовой книжки).

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, действовавшем до 1 октября 1993 года, пунктом 1 предусмотрено право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет.

Согласно пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается «… работа … в школах, пионерских лагерях … в качестве штатных пионервожатых». Таким образом, выполняемая истцом в указанный спорный период работа старшей пионервожатой в школе включалась в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет (в настоящее время на досрочное назначение пенсии).

Постановление № 18-П от 15 июля 1998 года Конституционного Суда РФ отметило, что «Права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой и иной общественно-полезной деятельности. Пенсии… по выслуге лет, назначаемые в связи с трудовой деятельностью, заработаны, заслужены предшествующим трудом… Этим предопределяются содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение такой пенсии (пункт 4).

Определение Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2001 года за № 320-О акцентировало внимание на эти вопросы и определило следующую правовую позицию:

«Принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством».

Конституционный суд отметил, что «…внесение законодателем изменений в условия приобретения права, касающегося граждан, уже выполнявших ранее установленные требования и исходя из них до вступления в силу нового регулирования совершивших юридически значимых действий, по существу, означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательствах, возникшие из ранее действовавшего регулирования и состоявшихся правоприменительных актов, не только подрывает доверие к действиям государства, к закону, но и приводит к нарушению конституционных принципов равенства, поскольку в таком случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного ими права..» (пункт 4 постановления Конституционного Суда РФ от 15.06.98 г.).

С учетом конституционных принципов равенства всех перед законом и права на социальное обеспечение, а значит и права на получение пенсии, истице должна быть назначена досрочная трудовая пенсия с зачетом предыдущих ее периодов работы по нормам действовавшего тогда законодательства.

Ранее действовавшее законодательство: Закон СССР от 15 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (пункт 2), утвержденное постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 года и действующее до 1 октября 1993 года, предусматривали включение в стаж работы учителей и других работников просвещения работу в школах в качестве штатных пионервожатых.

Суд отмечает, что отказ ответчика в назначении пенсии и распространение норм законодательства, ухудшающее положение истицы, недопустимо.

Учитывая изложенное, при оценке пенсионных прав истца суд исходит из приведенных выше норм и приходит к выводу, что представленные доказательства с достоверностью свидетельствуют о том, что работа истца в период с 26 августа 1980 г. по 31 августа 1984 г. в должности <данные изъяты> была связана с <данные изъяты> деятельностью.

В соответствии с п. 4 указанного выше Положения от 17 декабря 1959 г. № 1397 время работы, указанное в п. 2 … засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Решением № 243/01-15 от 30 июня 2010 г. ответчик признал наличие <данные изъяты> стажа у истца на 2 июня 2010 г. в размере 21 года 1 месяца 1 дня, что составляет более необходимых 2/3 <данные изъяты> стажа (то есть более 16 лет 8 месяцев).

Исходя из изложенного, суд признает, что в заявленном споре данное условие истцом соблюдено, поэтому в силу действовавшего в спорный период законодательства период работы истца с 26 августа 1980 г. по 31 августа 1984 г. в должности <данные изъяты> подлежит включению в стаж <данные изъяты> деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

При этом, суд отмечает, что периоды работы истца, зачтенные ответчиком в специальный <данные изъяты> стаж, при оценке пенсионных прав по ранее действующему законодательству также подлежала включению в специальный <данные изъяты> стаж истца.

Ссылка представителя ответчика на то, что Положение от 17 декабря 1959 года № 1397 отменено с 1 октября 1993 года постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953, в связи с чем пункт 4 указанного Положения не может применяться на момент принятия решения о назначении пенсии истцу, а его соблюдение должно быть оценено судом на 1 октября 1993 года, то есть на момент отмены, не может быть принята судом.

Так, на 1 октября 1993 года истец в силу своего возраста не могла выработать 25 летний стаж <данные изъяты> деятельности, а п. 4 Положения от 17 декабря 1959 года № 1397 устанавливает вышеуказанное соотношение (2/3) именно от 25 летнего стажа <данные изъяты> деятельности, требуемого для назначения пенсии. При этом в 1993 году истец не обращался за назначением пенсии, поэтому оценка продолжительности его <данные изъяты> стажа на 1 октября 1993 года, по мнению суда, не правомерна.

Таким образом, с учетом конституционных принципов равенства всех перед законом и права на социальное обеспечение, а значит и права на получение пенсии, истцу должна быть досрочно назначена трудовая пенсия по старости с зачетом периодов ее работы в должности <данные изъяты> с 26 августа 1980 г. по 31 августа 1984 г.

В связи с вышеизложенным на день обращения за назначением пенсии, то есть на 2 июня 2010 г., с учетом включения в <данные изъяты> стаж спорного периода - стаж <данные изъяты> деятельности истца Багаутдиновой Р.К. составляет более 25 лет (25 лет 1 месяц 7 дней), в том числе: 21 год 1 месяц 1 день – признанные ответчиком по решению № от 30 июня 2010 г. + 4 года 6 дней по настоящему решению (период работы истца с 26 августа 1980 г. по 31 августа 1984 г. в должности <данные изъяты>).

С учетом изложенного суд признает, что трудовая пенсия истцу Багаутдиновой Р.К. должна быть назначена с момента возникновения права, то есть с 2 июня 2010 года, при наличии на указанную дату свыше 25 лет стажа <данные изъяты> деятельности.

В связи с чем решение ответчика № от 30 июня 2010 г. об отказе Багаутдиновой Р.К. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости является незаконным и подлежит отмене, а требование о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости с момента возникновения права, то есть с 2 июня 2010 г. подлежит удовлетворению, так как у нее имеется свыше 25 лет стажа <данные изъяты> деятельности в учреждениях для детей.

Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах и с учетом конкретных обстоятельств.

С учетом обстоятельств настоящего дела: участия представителя в подготовке иска и в судебном заседании, с учетом требований разумности суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате услуг представителя в сумме 2000 рублей.

Руководствуясь ст. 98 ГПК РФ суд отмечает, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В связи с этим суд признает подлежащими взысканию с ответчика расходов, понесенных истцом по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей и расходов по оформлению нотариальной доверенности в сумме 500 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Иск Багаутдиновой Р.К. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики № от 30 июня 2010 г. об отказе в назначении досрочной пенсии Багаутдиновой Р.К..

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики назначить Багаутдиновой Р.К. досрочную трудовую пенсию с момента возникновения права, то есть с 2 июня 2010 г., как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему <данные изъяты> деятельность.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики в пользу Багаутдиновой Р.К. расходы по оплате услуг представителя в сумме 1000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб., расходы по оформлению нотариальной доверенности в сумме 500 рублей.

Резолютивная часть решения изготовлена председательствующим судьей в совещательной комнате.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим судьей 4 октября 2010 г.

Председательствующий судья Фаррухшина Г.Р.