о восстановлении пенсионных прав



Дело №2-2188/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 августа 2010 года г. Ижевск УР

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Стех Н.Э.,

при секретаре Покровской Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Запольского С.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав,

У С Т А Н О В И Л:

Запольский С.В. (далее по тексту – истец) обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики (далее по тексту – УПФ РФ (ГУ) в г. Ижевске (межрайонное) УР, ответчик) о восстановлении пенсионных прав.

Иск мотивировал тем, что 28 августа 2009 года обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему <данные изъяты> деятельность, однако в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ему было отказано. Ответчик незаконно исключил из его <данные изъяты> стажа период прохождения истцом срочной службы по призыву в рядах вооруженных сил СССР в должности санинструктора.

Запольский С.В. просит признать незаконным решение УПФР в г. Ижевске (межрайонного) УР (далее по тексту – решение) № от 31 декабря 2009 года об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости; обязать ответчика досрочно назначить ему трудовую пенсию по старости как лицу, осуществляющему <данные изъяты> деятельность, с момента возникновения права на ее назначение, пожизненно; зачесть в стаж <данные изъяты> деятельности период с 18 мая 1974 года по 10 июня 1976 года.

В судебном заседании истец Запольский С.В. и его представитель Тукманов Р.Г., поддержали заявленные Запольским С.В. требования в полном объеме, ссылаясь на доводы искового заявления, просили их удовлетворить. При этом уточнили, что настаивают на применении при разрешения спора в том числе нормативного акта, действовавшего в период с 18 мая 1974 года по 10 июня 1976 года, а именно Закона СССР «О государственных пенсиях» и принятых на его основе Перечня и Положения от 17 декабря 1959 года №1397.

Представитель ответчика – Барабанова Н.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования Запольского С.В. не признала, пояснив, что за досрочным назначением трудовой пенсии по старости истец обратился 27.08.2009 года. Решением № от 31 декабря 2009 года ему было обоснованно отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемого специального трудового стажа. По представленным документам специальный стаж <данные изъяты> деятельности Запольского С.В. составил 28 лет 2 дня. При этом период прохождения истцом срочной службы по призыву в рядах вооруженных сил СССР в должности санинструктора не может быть зачтен в стаж, т.к. военная служба засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, при условии работы на штатной должности в лечебном учреждении, предусмотренной действующими списками. Закон СССР «О государственных пенсиях» и принятые на его основе Перечень и Положение от 17 декабря 1959 года №1397 отменены с 01 октября 1993 года постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №953, в связи с чем не могут применяться на момент принятия оспариваемого решения об отказе истцу в назначении пенсии.

Выслушав пояснения участников процесса, проверив полномочия представителей сторон, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела:

- Запольский С.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, согласно сведениям трудовой книжки:

с 22.03.1974 года по 19.04.1974 года работал <данные изъяты>;

с 01.08.1981 года работал в должности <данные изъяты>;

с 02.08.1982 года по 01.05.1984 года работал в должности <данные изъяты>;

с 03.05.1984 года по 31.08.1989 года работал в должности <данные изъяты>;

с 04.09.1989 года по настоящее время работает <данные изъяты>.

- 27 августа 2009 года Запольский С.В. обратился в УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР с заявлением о досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости как работнику, не менее 30 лет осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

- Решением № от 31 декабря 2009 года Запольскому С.В. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку было установлено, что специальный стаж для назначения пенсии в связи с <данные изъяты> деятельностью у него менее 30 лет и составляет 28 лет 2 дня.

При этом из <данные изъяты> стажа истца были исключены следующие периоды:

а). 12.09.2007 года, с 27.04.2009 года по 28.04.2009 года – периоды отпуска без сохранения заработной платы – на включении указанных периодов в свой специальный стаж истец не настаивает;

б). с 18.10.2004 года по 14.12.2004 года – период нахождения истца на курсах повышения квалификации - на включении указанного периода в свой специальный стаж истец не настаивает;

в). с 18.05.1974 года по 10.06.1976 года – период прохождения службы по призыву в Вооруженных силах в СССР.

Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями участников процесса, представленными доказательствами и сторонами в целом не оспариваются.

Требования истца Запольского С.В. являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Руководствуясь п.3 ст.196 ГПК РФ, суд рассматривает требования истца в рамках заявленного иска, то есть дает оценку лишь тем периодам ее деятельности, на включении которых в свой стаж <данные изъяты> деятельности истец настаивает.

Требования истца Запольского С.В. являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года за №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с изменениями от 30 декабря 2008 года №319-ФЗ (далее по тексту – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») определяет основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. В качестве условий назначения трудовой пенсии по старости в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» закреплено достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа (не менее пяти лет) (статья 7) и предусмотрено право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).

В соответствии с пунктом 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 7 возраста, в т.ч. лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа, независимо от их возраста (подпункт 20).

Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п.2 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).

Вследствие этого обязательными условиями на досрочное назначение трудовой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), в данном случае - не менее 30 лет лечебной деятельности в городах, подтвержденной соответствующими документами.

Данные юридически значимые обстоятельства истцом выполнены.

Так, судом установлено и не оспаривается ответчиком, что с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (55 лет), истец обратился в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, 27 августа 2009 года.

На день обращения истца за трудовой пенсией и приема ответчиком его заявления со всеми необходимыми документами, общая суммарная продолжительность лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в городах, сельской местности и поселках городского типа у него составляла более 30 лет.

При этом период прохождения службы по призыву в Вооруженных силах в СССР в должности санинструктора (фельдшера) подлежат включению в стаж <данные изъяты> деятельности истца в календарном исчислении (01 год за 01 год) по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении №18-П от 15 июня 1998 года, а также в определении за №320-О от 05 ноября 2002 года, суд вправе применять нормативные правовые акты, утратившие силу, но действовавшие в спорные периоды деятельности истца.

Исходя из изложенного, давая оценку спорным периодам, не зачтенным ответчиком в стаж <данные изъяты> деятельности истца, суд руководствуется, в том числе действовавшими во время него нормативными правовыми актами.

До 01 октября 1993 года действовал «Закон о государственных пенсиях», принятый Верховным Советом СССР от 14 июля 1956 года (далее по тексту – Закон СССР «О государственных пенсиях»), а также принятое на его основе постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (далее по тексту – постановление СМ СССР от 17 декабря 1959 года №1397), подпунктом «б» пункта 1 которого было установлено право на пенсию за выслугу лет врачам и другим работникам здравоохранения при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках) и не менее 30 лет в городах.

Приложением к постановлению СМ СССР от 17 декабря 1959 года №1397 являлось «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» (далее по тексту – Положение от 17 декабря 1959 года №1397), согласно которому учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и в партизанских отрядах, а также в войсках и органах, указанных в подпункте "г" пункта 1 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности, независимо от этого условия.

Довод представителя ответчика о том, что Закон СССР «О государственных пенсиях» и принятые на его основе Перечень и Положение от 17 декабря 1959 года №1397 отменены с 01 октября 1993 года постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №953, в связи с чем не могут применяться на момент принятия оспариваемого решения об отказе истцу в назначении пенсии, суд отклоняет, в связи со следующим.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2007 года, утвержденном постановлением Верховного Суда РФ 01 августа 2007 года, определено следующее «Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года №2-П, а также в ряде его определений, ст.6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано».

Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего медицинские работники не могли предвидеть в дальнейшем изменения в правилах включения в стаж лечебной деятельности периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР.

Суд констатирует, что период работы истца в <данные изъяты> до спорного периода всего 29 дней зачтен ответчиком в стаж <данные изъяты> деятельности в льготном исчислении в порядке, установленном постановлением Совета Министров СССР от 06 сентября 1991 года №464 – 01 год за 01 год и 03 месяца.

Учитывая волеизъявление истца, на применение законодательства, действовавшего в спорный период, суд признает необходимым пересчитать данный период его работы в соответствии с требованиями Положения от 17 декабря 1959 года №1397 один месяц работы за 1,2 месяца.

Расчет специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости будет выглядеть следующим образом.

Согласно таблице трудовой деятельности застрахованного лица

С 22.03.1974 года по 19.04.1974 года 29 дней, в льготном исчислении 34 дня

С 01.08.1981 года по 31.07.1982 года 1 год 0 месяцев 0 дней;

С 01.08.1982 года по 01.05.1984 года 1 год 9 месяцев 1 день;

С 03.05.1984 года по 31.08.1989 года 5 лет 3 месяца 28 дней;

С 04.09.1989 года по 17.10.2004 года 15 лет 1 месяц 14 дней;

С 15.12.2004 года по 11.09.2007 года 2 года 8 месяцев 27 дней;

С 13.09.2007 года по 26.04.2009 года 1 год 7 месяцев 14 дней;

С 29.04.2009 года по 27.08.2009 года 0 лет 3 месяца 29 дней.

Таким образом, на день обращения стаж истца составил 27 лет 11 месяцев 27 дней.

Служба в вооруженных силах с 18.05.1974 года по 10.06.1976 год 2 года 0 месяцев 23 дня.

При включении указанного периода в специальный стаж Запольского С.В., на 27.08.2009 года он составит 30 лет 0 месяцев 20 дней, что позволяет принять решение о назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения за ее назначением.

Таким образом, решение УПФР в г. Ижевске (межрайонного) УР № от 31 декабря 2009 года об отказе Запольскому С.В. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконно и необоснованно, поэтому подлежит удовлетворению требование истца о досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости с момента возникновения права, а именно со дня обращения за ее назначением, т.е. с 27.08.2009 года.

В силу пп.1 п.6 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовые пенсии назначаются бессрочно.

С учетом того, что решение состоялось в пользу истца, на ответчика в порядке статьи 98 ГПК РФ должна быть возложена обязанность по возмещению Запольскому С.В. судебных расходов, состоящих из государственной пошлины – 200 рублей, которые подтверждены в судебном заседании квитанцией (л.д.2).

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Запольского С.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики № от 31.12.2009 года об отказе Запольскому С.В. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики:

- включить в специальный стаж по <данные изъяты> деятельности Запольского С.В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период с 18.05.1974 года по 10.06.1976 года;

- досрочно назначить Запольскому С.В. трудовую пенсию по старости пожизненно, как лицу, не менее 30 лет осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, независимо от его возраста, с 27 августа 2009 года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики в пользу Запольского С.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим судьей на компьютере 16 августа 2010 года.

Судья Н.Э. Стех