Дело№2-3317/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июля 2010 года г.Ижевск
Октябрьский районный суд г.Ижевска в составе:
председательствующего судьи Карповой О.П.,
при секретаре Филипповой О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шапеевой Л.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г.Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики о признании отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным, признании права на получение сертификата на материнский капитал,
УСТАНОВИЛ:
Шапеева Л.А. ( далее по тексту- истец) обратилась в суд иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г.Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики (далее по тексту - УПФ РФ (ГУ) в г.Ижевске (межрайонное) УР, Управление, ответчик) о признании решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным, обязании выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. Требования мотивированы следующим.
ДД.ММ.ГГГГ она родила ребенка, который умер 05 июня 2005 года. ДД.ММ.ГГГГ она родила второго ребенка сына Ш.И.П..
02 февраля 2010 года Шапеева Л.А. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г.Ижевске (межрайонное) УР с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Однако ответчиком вынесено решение об отказе в выдаче государственного сертификата от 19 февраля 2010 года № ввиду отсутствия свидетельства о рождении первого ребенка.
Вместе с тем, Правилами подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года № 873, предусмотрено представление документов, подтверждающих рождение ребенка. Истцом к заявлению о выдаче сертификата была приложена справка о рождении первого ребенка.
Считает, что она приобрела право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 ФЗ от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», оснований для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата, предусмотренных ч. 5 ст. 6 ФЗ от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» не имелось.
В судебном заседании истец поддержала требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г.Ижевске (межрайонное) УР – Кожевникова Е.Б., действующая на основании доверенности, представила письменные возражения на исковое заявление, в которых исковые требования Шапеевой Л.А. не признала по следующим основаниям. 02 февраля 2010 года истец обратилась в Управление с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, предоставив справку о рождении № от 02 февраля 2010 года Ш.Д.П., свидетельство о смерти от 15 июня 2005 года, свидетельство о рождении Ш.И.П..
В соответствии со ст.5 ФЗ от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» женщины, родившие второго ребенка после 01 января 2007 года вправе обратиться за получением сертификата путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, указанными в «Правилах подачи заявления о выдаче сертификата на материнский капитал», утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года № 873, которые предусматривают документы, подтверждающие рождение детей. При обращении в Управление Шапеева Л.А. не предоставила свидетельство о рождении первого ребенка ввиду его отсутствия, тем самым не подтвердила своего права на дополнительные меры государственной поддержки, что и послужило в соответствии с п.1 ч.6 ст. 5 ФЗ от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» основанием для отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
В соответствии со ст. 23 ФЗ от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» документом, подтверждающим рождение ребенка, является свидетельство о рождении. Пунктом 8 ст. 4 ФЗ от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусмотрено, что в федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, вносится определенная информация об этом лице, а также сведения о детях, с указанием реквизитов свидетельств о рождении. Отсутствие данной информации лишает права быть внесенным в указанный регистр, что свидетельствует об отсутствии права на дополнительные меры государственной поддержки.
Утверждение истца о том, что документом, подтверждающим рождение ребенка является справка о рождении, необоснованно, так как данное утверждение противоречит ст.ст. 23,24 ФЗ «Об актах гражданского состояния», ст. 47 Семейного кодекса РФ, согласно которым права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей в удостоверенном законом порядке – путем составления актовой записи о рождении, в подтверждение которой выдается свидетельство о рождении. Также не находят своего подтверждения доводы истца о том, что ни ФЗ от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», ни Правила подачи заявления о выдаче сертификата на материнский капитал, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года № 873, не содержат требования о предоставлении свидетельства о рождении при подаче заявления о выдаче сертификата. Так, в соответствии со ст. 4 указанного ФЗ, в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, реализации указанного права, осуществляется ведение государственного регистра, в который вносятся сведения не только о лице, имеющем право на дополнительные меры поддержки, но и сведения о детях, с указанием реквизитов свидетельств о рождении. Правила также содержат требования о предъявлении документов, подтверждающих рождение детей, которым является свидетельство о рождении. Кроме того, цель Федерального Закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», закрепленная в его преамбуле – дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, то есть детей должно быть не менее двух и они должны быть живы к моменту обращения за выдачей сертификата. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает не из факта родов, а из наличия рожденных (усыновленных) и имеющихся в наличии детей на момент обращения за сертификатом. С учетом изложенного, требования Шапеевой Л.А. удовлетворению не подлежат, просила оставить исковое заявление без удовлетворения.
Выслушав мнение явившихся участников процесса, проверив полномочия представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
ДД.ММ.ГГГГ у Шапеевой Л.А. родился ребенок, о чем составлена запись акта о рождении ребенка, родившегося и умершего на первой неделе № от 15 июня 2005 года.
ДД.ММ.ГГГГ у Шапеевой Л.А. родился ребенок Ш.И.П., о чем составлена запись акта о рождении № от 03 сентября 2007 года, Шапеевой Л.А. выдано свидетельство о рождении ребенка серии № от 03 сентября 2007 года.
02 февраля 2010 года Шапеева Л.А. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г.Ижевске (межрайонное) УР с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Решением УПФ РФ (ГУ) в г.Ижевске (межрайонное) УР от 19 февраля 2010 года № Шапеевой Л.А. в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал отказано в соответствии с п. п. 8 п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в связи с отсутствием свидетельства о рождении первого ребенка.
Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании на основе исследованных доказательств, сторонами в целом не оспариваются.
В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, в том числе у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года.
В силу п. 3 ст. 2 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.
В соответствии с п.1 ст. 5 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» лица, имеющие право на дополнительные меры государственной поддержки, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат) в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).
Согласно п. 5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года № 873 (в редакции постановления Правительства РФ от 22 сентября 2008 года № 709) заявление подается с предъявлением документов, в том числе подтверждающих рождение (усыновление) детей.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», документом, подтверждающим рождение ребенка, является свидетельство о рождении.
В соответствии с п.1 ст. 20 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», свидетельство о рождении ребенка, родившегося мертвым, не выдается.
Действующее законодательство связывает право женщины на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал с фактом рождения ею двоих детей.
Таким образом, для получения сертификата недостаточно только одного факта рождения первого, второго и последующих детей, но необходимо именно наличие двух и более детей в семье для получения мер государственной поддержки.
Поскольку Шапеева Л.А. родила только одного живого ребенка, а второй умер на первой недели жизни, право на дополнительные меры государственной поддержки лиц, имеющих детей, у нее не возникло.
П. 6 ст. 5 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» содержит перечень оснований для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата, в том числе предусмотренное п.п. 1 - отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Поскольку у Шапеевой Л.А. не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, и она не может подтвердить возникновение такого права представлением свидетельства о рождении первого ребенка, решение УПФ РФ (ГУ) в г.Ижевске (межрайонное) УР об отказе в выдаче истцу государственного сертификата на материнский (семейный) капитал является законным, а требования истца не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Шапеевой Л.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г.Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики о признании отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным, признании права на получение сертификата на материнский капитал оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме через районный суд.
Председательствующий судья О.П. Карпова
Изг.29.07.2010 г.