о предоставлении денежной жилищной субсидии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 ноября 2010 г.

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Долгополовой Ю.В.,

при секретаре Дорофееве С.П.,

с участием переводчика Ахмедова Р.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гогинашвили Г.С. к Министерству строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики о возложении обязанности по предоставлению жилищной субсидии,

у с т а н о в и л:

Гогинашвили Г.С. обратился в суд с иском к Министерству строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики о возложении обязанности по предоставлению жилищной субсидии. Требования мотивированы следующим.

С 12.11.2004 г. истец состоит в очереди на получение жилого помещения. В апреле 2009 г. истец включен в список на получение жилищной субсидии. В указанный список истец был включен и в 2010 г. В сентябре 2009 г. из Минстроя УР истцу направлено сообщение о том, что он находится в конце списка граждан на получение ГЖС в 2010 г. и получит сертификат в случае поступления денежных средств из федерального бюджета. Вместе с тем истец не имеет жилого помещения, страдает тяжелыми заболеваниями. Изложенное является основанием для возложения на ответчика обязанности по предоставлению истцу денежной субсидии на приобретение жилья.

В суде истец доводы и требования, изложенные в иске, поддержал, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика Третьякова А.В., действующая на основании доверенности, иск не признала, просила оставить его без удовлетворения в связи с необоснованностью.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела и учетного дела истца, суд приходит к нижеследующему.

Гогинашвили Г.С. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС., с 12.11.2004 г. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в Администрации г. Сарапула.

На основании заявления от 12.02.2009 г. истец включен в число участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

03.04.2009 г. Гогинашвили Г.С. обратился в Администрацию г. Сарапула с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата.

По результатам рассмотрения указанного заявления и приложенных к нему документов, истец включен в сводный список участников подпрограммы на 2010 г.

Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами.

Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, предусматривал для участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось первоочередное разовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью. На основе названного Закона Правительством Российской Федерации были разработаны Федеральная целевая программа по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1995 - 1997 годах (Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 1995 года N 511), действовавшая до 2001 года, и Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675).

Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, принятым в рамках реформирования системы социальной защиты населения, часть льгот, ранее предоставлявшихся гражданам в натуральной форме, была заменена на денежные выплаты.

В частности, изменился порядок обеспечения жильем инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий: тем из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, предоставляется право на обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, а принятые на учет после 1 января 2005 года обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Во исполнение указанного предписания Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 29 декабря 2004 года N 866, согласно которому основной формой обеспечения жильем граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14 и 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", являлось предоставление им субсидий на приобретение жилья (с 2006 года обеспечение жильем названной категории граждан осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 путем предоставления социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилья).

Тем самым инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации ее последствий, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, было предоставлено право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 и действует в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 133), предусматривающей социальные выплаты на приобретение жилья (жилищные субсидии).

Судом установлено, что Гогинашвили Г.С. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, включен в число участников Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

Порядок реализации участниками ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающимися в улучшении жилищных условий, своего права на приобретение жилья посредством использования средств социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, определен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153).

Постановлением Правительства УР от 19.03.2007 г. №37 "О реализации в Удмуртской Республике подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" установлено, что оформление и выдачу государственных жилищных сертификатов категории граждан, к которой относится истец, осуществляет Минстрой УР.

Таким образом, ответчик является органом исполнительной власти субъекта РФ, который на территории УР осуществляет оформление и выдачу государственных жилищных сертификатов.

Как указано выше, Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов предусмотрен определенный порядок формирования списков граждан-участников подпрограммы и подготовки выпуска сертификатов, который носит обязательный характер.

В соответствии с данным порядком списки граждан, желающих получить сертификат в планируемом году, предварительно формируются органом местного самоуправления в соответствии с заявлениями граждан-участников подпрограммы, которые (заявления) не могут быть приняты органом местного самоуправления после 1 июля года, предшествующего планируемому. Данный список направляется в орган исполнительной власти субъекта РФ, который из числа полученных от органов местного самоуправления формирует сводный список лиц в той последовательности, в которой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Сводный список направляется государственному заказчику подпрограммы органом исполнительной власти субъекта РФ в срок до 1 октября года предшествующего планируемому. Выпуск сертификатов государственным заказчиком производится после распределения по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета для предоставления социальных выплат для приобретения жилых помещений.

Согласно пункту 36 Правил органы исполнительной власти в 2-месячный срок с даты получения бланков сертификатов производят их оформление на имя граждан - участников подпрограммы и передают сертификаты органам местного самоуправления и подразделениям для вручения указанным гражданам.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту (пункт 26).

В силу пункта 39 Правил гражданам, не включенным в утвержденный список на планируемый год, социальная выплата не производится.

Как указано выше, истец является участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", включен в сводный список граждан–участников на 2010 г., утвержденный заместителем Министра строительства и архитектуры УР 28.08.2009 г. Кроме того, истец включен в список граждан-участников подпрограммы на получение сертификатов в 2011 г. Данный список утвержден первым заместителем министра 28 августа 2010 г.

В сводном списке на 2010 г. истец, исходя из даты его постановки на учет, состоит под №157, в списке на 2011 г. - под №136.

Гогинашвили Г.С. претендует на выдачу ему сертификата в 2010 г. в связи с его включением в сводный список на 2010 г.

Из содержания пунктов 24 и 26 Правил следует, что право на получение государственного жилищного сертификата возникает у участника подпрограммы в случае его включения в сводный список на планируемый год. Включение в такой список происходит на основании поданного участником заявления о выдаче сертификата и приложенных к указанному заявлению документов.

Судом установлено, что истец обращался в Администрацию г. Сарапула с заявлениями о выдаче государственного жилищного сертификата в 2010 и 2011 гг., включен в сводные списки как на 2010 г., так и на 2011 г. Включение истца в указанные списки является одним из оснований для выдачи ему жилищного сертификата.

В соответствии с пунктом 27 Правил федеральные органы исполнительной власти представляют до 1 сентября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год.

Государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на ее реализацию в проекте федерального бюджета на соответствующий год, и на основании установленного подпрограммой принципа распределения общих объемов финансирования по категориям граждан, а также сводных списков, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и сведений, полученных от федеральных органов исполнительной власти, определяет для каждого органа исполнительной власти контрольные цифры бюджетных средств для предоставления социальных выплат по категориям граждан, которые до 1 октября года, предшествующего планируемому, доводятся до соответствующих органов исполнительной власти.

Распределение объема финансирования, определенного для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по каждой категории граждан, за исключением граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей), осуществляется пропорционально количеству граждан - участников подпрограммы, указанному в утвержденных сводных списках, с учетом года их постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).

Распределение объема финансирования должно предусматривать возможность получения органом исполнительной власти, представившим сводный список (сведения), не менее 1 сертификата или возможность перечисления средств социальной выплаты по ранее выданным сертификатам (пункт 28 Правил).

Согласно пункту 29 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 10-дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств на основании утвержденного сводного списка, а также норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации (средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по этому субъекту Российской Федерации), действующего на момент получения контрольных цифр бюджетных средств, формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году. Формирование указанных списков осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан - участников подпрограммы.

Пунктом 36 Правил определено, что оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан - участников подпрограммы с учетом реализации положений, установленных пунктом 7 Правил.

Органы исполнительной власти вправе выдавать сертификаты только в пределах размера социальных выплат, установленного приказом государственного заказчика подпрограммы для этого органа в отношении соответствующих категорий граждан (пункт 39).

Из содержания вышеприведенных норм следует, что выдача сертификатов участникам подпрограммы осуществляется в хронологической последовательности, исходя из даты их постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях. В списке на 2010 г. истец состоит под №157, исходя из даты постановки на учет 12.11.2004 г. Впереди истца в данном списке состоят участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, поставленные на учет 1989, 1991 гг., и не получившие государственный жилищный сертификат в 2010 г. Следовательно, возложение на ответчика обязанности по предоставлению истцу ГСЖ в нарушение установленной очередности является неправомерным, противоречит Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.

Кроме того, выдача сертификатов осуществляется в пределах размера социальных выплат, установленных государственным заказчиком. При этом согласно пункту 28 Правил объем финансирования может предусматривать возможность получения органом исполнительной власти, представившим сводный список (сведения), всего одного сертификата.

Таким образом, учитывая, что размер социальных выплат устанавливается государственным заказчиком, а не ответчиком, возложить на Минстрой УР обязанность по выдаче истцу ГСЖ не представляется возможным.

Поскольку истец включен в сводный список на текущий год, который еще не истек, суд приходит к выводу о том, что право на получение государственного жилищного сертификата в 2010 г., им не утрачено. Так, в соответствии с пунктом 41 Правил, в случае если органом исполнительной власти выданы сертификаты в размере, меньшем чем размер социальных выплат, установленный приказом государственного заказчика подпрограммы, этот орган ежеквартально, до 20-го числа последнего месяца квартала, вправе направлять государственному заказчику подпрограммы заявку на дополнительный выпуск сертификатов на сумму в пределах остатка неиспользованных средств социальных выплат в отношении каждой категории граждан. Следовательно, при наличии вышеперечисленных условий государственный заказчик вправе принять решение о дополнительном выпуске сертификата.

Включение же истца в список на 2011 г. является одним из оснований для получения им сертификата в указанном, а не текущем году.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии нарушений ответчиком прав истца, что является основанием для отказа в удовлетворении иска.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Гогинашвили Г.С. к Министерству строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики о возложении обязанности по предоставлению жилищной субсидии оставить без удовлетворения.

Решение изготовлено председательствующим на компьютере в совещательной комнате.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти дней через районный суд.

Председательствующий судья Ю.В. Долгополова