о признании регистрации права собственности на земелю



Дело № 2-3550/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 сентября 2010 года г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Фроловой Ю.В.,

при секретаре Семеновой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Саянина А.Р. к Управлению земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска о возложении обязанности согласовать схему расположения земельного участка,

у с т а н о в и л :

Саянин А.Р. (далее по тексту – заявитель) обратился в суд с заявлением об обязании Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска (далее по тексту – Управление) сформировать участок по адресу: <адрес> <юридическое лицо1>, гараж № с целью осуществления прав на регистрацию права собственности на данный земельный участок.

Требования мотивированы тем, что он является собственником гаража, расположенном по указанному адресу, данный гараж находится в черте города, следовательно относится к землям поселений, которые используются и предназначаются в том числе и для гаражного строительства. Согласно ч. 2 ст. 15 Земельного Кодекса РФ ( далее – ЗК РФ) земельный участок под гаражом может находится в частной собственности. С целью регистрации прав на земельный участок он обратился в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии для подготовки кадастрового плана. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории была направлена на согласование в Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска. Письмом указанное Управление № 01-16-ОЗ/306 от 01.02.2010 г. было отказано в формировании самостоятельного земельного участка без ссылки на законодательство. Заявитель считает данный отказ незаконным, поскольку оснований, препятствующих отчуждению земельного участка согласно п. 8 ст.28 ФЗ РФ « О приватизации государственного и муниципального имущества»не имеется. Кроме того, считает, что применение понятия неделимости земельного участка неправомочно.

В ходе рассмотрения дела заявитель Саянин А.Р. требования изменил ( л.д. 40) просил суд обязать Управление согласовать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес> <юридическое лицо1>, гараж №.

В судебном заседании Саянин А.Р. поддержал свои требования, просил их удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных пояснения, заявлении. Кроме того, пояснил, что нарушены его права, предусмотренные ст. 36 ЗК РФ. Он как собственник строения имеет право на получение земельного участка в собственность, при этом земельный участок был выделен гаражно-строительному кооперативу, с последующим предоставлением земельных участков собственникам гаражей на праве пожизненного наследуемого владения ( далее – ПНВ). Пояснил, что ранее обращался с требованиями о признании права собственности на земельный участок, иск был оставлен без рассмотрения.

Представитель Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г.Ижевска – Логинова Н.С., действующая на основании доверенности, с заявлением не согласилась, полагала его не подлежащим удовлетворению, поддержала письменные возражения по делу и пояснила, что земельный участок, на котором находится гараж, принадлежащий Саянину А.Р. является неделимым, поскольку гаражи расположены блоками, являются неделимым объектом и не может быть передан земельный участок в 25 кв.м. в индивидуальную собственность, считает, что в данном случае имеется аналогия с передачей прав на земельный участок под многоквартирным жилым домом. Кроме того, считает, что минимальные нормы делимости в данном случае не будут соблюдены, поскольку территория ГСК относится к производственно- коммерческой территориальной зоне, где, в соответствии с п. 27 Правил землепользования и застройки г. Ижевска минимальная часть вновь образуемого земельного участка не может быть менее 0.2 га ( 2000 кв.м.).

Представители заинтересованных лиц <юридическое лицо1>, Федерального государственного учреждения « Земельная кадастровая палата» по УР будучи надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, в соответствии с честью 2 статьи 257 ГПК РФ судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения сторон, исследовав и проанализи­ровав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с Постановлением Главы местного самоуправления - Мэра г. Ижевска от 04.07.1994 г. № 93/12 у Ижевского автозавода изъят земельный участок площадью 10 га в коммунальной зоне Устиновского района и предоставлен <юридическое лицо1> в постоянное ( бессрочное ) пользование площадью 105661 кв.м. для строительства индивидуальных гаражей.

Постановлением Первого заместителя главы Администрации – вице мэра г. Ижевска от 17 июля 1998 г. № 362/2 уточнены границы и площади земельного участка <юридическое лицо1> на <адрес> для эксплуатации индивидуальных гаражей в Устиновском районе и определена площадь 115912 кв.м. ( 11,59 га), согласно акта установления границ от 27 марта 1998 г.и выкопировке ГУАиГ г. Ижевска.

14 августа 1998 г. на основании договора № 1371 между Администрацией г. Ижевска и <юридическое лицо1>, а также соглашений к указанному договору, земельный участок площадью 115912 кв.м. по <адрес> передан в аренду <юридическое лицо1> ( далее – <юридическое лицо1>) сроком до 05.02.2014 г.

Саянину А.Р. принадлежит на праве собственности гараж, яма овощная, яма смотровая ( назначение: гаражное; площадью 25 кв.м., этажность: 2, инвентарный номер: №), расположенном по адресу: <адрес> <юридическое лицо1>, гараж №, о чем имеется запись о регистрации прав в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 17.10.2006 г. ( свидетельство о государственной регистрации права №).

11 декабря 2009 года Филиалом ФГУП « Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по УР на основании договора на оказание услуг № от 21.09.2009 г. и задания на выполнение работ от 21.09.2009 г. изготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которого площади частей новых участков: образуемого – 25 кв.м., оставшегося – 115 887 кв.м.

11 декабря 2009 г. Саянин А.Р. обратился в Управление с заявлением о согласовании схемы расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории.

01 февраля 2010 г. на заявление Саянина А.Р. Управление представило замечания к схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, мотивируя свои замечания тем, что образуемый земельный участок формируется из ранее учтенного земельного участка государственной собственности с кадастровым номером №. Участок сдан в аренду <юридическое лицо1>, договор № от 14.08.1998 г. сроком по 05.02.2014 г. Гараж является неделимым объектом недвижимости и формирование самостоятельного земельного участка под данным гаражом невозможно.

Эти обстоятельства следуют из содержания заявления, пояснений участников процесса в судебном заседании, сторонами фактически не оспариваются и подтверждаются представленными и исследованными доказательствами.

Требования Саянина А.Р. о возложении на Управление обязанности согласовать схему расположения земельного участка не законны, не обоснованы и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 3 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту - ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе в порядке установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд на защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, то есть по общему правилу правом на обращение в суд наделено лицо права, свободы и законные интересы которого нарушены.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту решения - ГК РФ) ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 фев­раля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти и органов местного само­управления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (далее по тексту – Постановление №10) - ис­ходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служа­щего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному норматив­ному правовому акту.

То есть, для признания судом незаконным решения, действия ( бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, действия ( бездействия), а также нарушение прав и свобод гражда­нина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответ­ственности.

При рассмотрении настоящего гражданского дела своего подтвержде­ния наличие данных условий не нашло.

Как установлено в судебном заседании 11 декабря 2009 г. Саянин А.Р. обратился к начальнику Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска с заявлением, в котором просил согласовать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, <юридическое лицо1>, гараж №.

Согласно ст. 69 ЗК РФ землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации г.Ижевска в соответствии с Положением «Об управлении земельных ресурсов и землеустройства Администрации г.Ижевска», утвержденном распоряжением Вице-мэра г.Ижевска 06 июня 2006 года (далее по тексту – Положение об Управлении), является структурным подразделением Администрации г.Ижевска осуществляющим функции управления в области земельных отношений в соответствии с установленными полномочиями, осуществляющим свою деятельность на землях, находящихся на территории муниципального образования « Город Ижевск». Управление наделяется правами юридического лица, является муниципальным учреждением, осуществляет имущественные и иные права и обязанности, выступает истцом, ответчиком, третьим лицом в судах.

Согласно пункта 2.1 Управление осуществляет землеустройство на территории муниципального образования.

Пунктом 23 Положения об Управлении Управление наделено правами по рассмотрению обращений юридических лиц и граждан в установленном порядке по вопросам предоставления земельных участков на территории муниципального образования "Город Ижевск".

В силу пунктов 1 и 2 статьи 11.2 ЗК РФ - земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при этом земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи (пункт 2 статьи 11.2 ЗК РФ).

Согласно ст. 6 Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что вместо утверждения проекта границ земельного участка (далее - проект границ) при его формировании должна утверждаться схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории. До настоящего времени нормативный правовой акт об утверждении формы схемы расположения земельного участка и требований к ее подготовке не утвержден.

В соответствии с заданием на выполнение работ ( л.д. 95) Саянина А.Р. в ФГУП « Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» и заявленными требованиями в суд формирование земельного участка производилось с целью постановки на кадастровый учет.

В силу пункта 2 части 1 статьи 22 Закона о государственном кадастре недвижимости при обращении за кадастровым учетом заявитель обязан представить копию документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.

Таким образом, согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории входит в полномочия Управления.

Как уже отмечалось ранее судом, для признания судом незаконным действия ( бездействия) муниципального необходимо наличие совокупности следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражда­нина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответ­ственности, при этом бремя доказывания в указанной части возлагается на заявителя.

Заявитель Саянин А.Р. в основание своих требований указал, что понятие делимости ( л.д. 108) приобретает правовое значение главным образом применительно к разделу общей собственности. Вместе с тем, его гараж не находится ни в долевой, ни в общей собственности двух или более лиц, а значит не может являться неделимым объектам по отношению к соседним объектам. Кроме того, понятие блок в законодательстве отсутствует, гараж является законченным объектом, а не пространством внутри здания. По мнению заявителя, раздел земельного участка возможен как физически, так и юридически.

Вместе с тем, согласно доводов Управления, поскольку вновь образуемый земельный участок формируется из ранее учтенного земельного участка государственной собственности с кадастровым номером 18:26:030018:6, то формируемый земельный участок должен отвечать установленным законом критериям делимости.

Оценивая наличие факта нарушения прав заявителя бездействием муниципального органа, суд приходит к следующим выводам.

В силу пп. 3 п. 1 ст. 6 ЗК РФ объектом земельных отношений может быть часть земельного участка. В случаях, когда в соответствии с законодательством земельный участок приобретает качества делимой вещи, объектом гражданского оборота может быть не только соответствующий земельный участок в целом, но и его часть, которая в таком случае приобретает статус самостоятельного земельного участка.

Частью 1 статьи 11.4 ЗК РФ предусмотрено такое понятие как разделение земельного участка. Так при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пункте 4 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

Объектом спорных правоотношений является земельный участок, площадью 115912 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> из которого путем разделения формируется земельный участок площадью 25 кв.м.

Указанный земельный участок площадью 115912 кв.м. с кадастровым номером № не разделен на самостоятельные участки в соответствии с нормами земельного законодательства РФ.

Согласно информации от 22.04.2009 г. ( л.д. 16), представленной ГУП « Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества» гараж № в блоке № <юридическое лицо1> является неделимым объектом недвижимости по отношению к соседним гаражам, находящимся в блоке, т.к. имеет общие стены с соседними гаражами с трех сторон. В соответствии с информацией от 02.04.2010 г. ( л.д. 97) каждый гараж в блоке является составной частью основного здания, т.е. блока. При этом условное разделение конструктивно единого здания не правомерно.

В соответствии с п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Решением Городской думы г. Ижевска от 27.11.2007 N 344 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Ижевска" утверждены Правила землепользования и застройки г. Ижевска, согласно которых установлено, что предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства – это предельные физические характеристики земельных участков и объектов капитального строительства (зданий и сооружений), которые могут быть размещены на территории земельных участков в соответствии с градостроительным регламентом.

Согласно ст. 27 Правил землепользования и застройки г. Ижевска образуемый земельный участок находится в производственно-коммерческой территориальной зоне ( ПД3), для которой минимальные нормы делимости установлены в размере 0,2 га ( 2000 кв.м.).

Таким образом, образование формируемого земельного участка в данной зоне в соответствии с установленными Правил землепользования и застройки г. Ижевска нормами делимости возможно только площадью не менее 2000 кв.м.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации площадь земельного участка, занятого зданием, строением, сооружением и необходимая для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации, исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (абзац 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).

В пункте 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

По смыслу пункта 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обязательным условием образования земельного участка является наличие подъездов и подходов к нему.

Таким образом, в границы земельного участка, предназначенного для эксплуатации объекта недвижимости, должна входить не только часть, которая занята недвижимостью, но и часть, необходимая для ее использования, в том числе подъездов и подходов к нему, при этом должны быть соблюдены и положения п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ.

Исходя из изложенного, по мнению суда, гараж, принадлежащий истцу, находится на неделимом земельном участке, поскольку конструктивно данный гараж в ходит в единый объект с гаражами блока и в соответствии с пунктом 3 статьи 36 ЗК РФ истец имеет право на приобретение земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора совместно с другими собственниками в порядке, предусмотренном пунктом 5 данной статьи.

Указанная позиция установлена определением Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2004 года N 82-О, где изложено следующее.

« Пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляет организационно-правовой порядок обращения указанных в данной статье граждан и юридических лиц в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления по поводу приобретения прав на находящиеся в государственной и муниципальной собственности земельные участки, на которых расположены здания, строения и сооружения. Сама возможность приобретения этими лицами прав на данные земельные участки закреплена в пунктах 3 и 4 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Так, в соответствии с пунктом 3 в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено данным Кодексом и федеральными законами.

Критерий отнесения тех или иных земельных участков к делимым или неделимым, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в общей долевой собственности, закреплен в абзаце втором пункта 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающем, что делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, и каждая часть после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Из этих положений, взятых в нормативном единстве с положениями пункта 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, относящего к объектам земельных отношений, в том числе земельные участки и части земельных участков, а также во взаимосвязи с требованиями статей 128 "Виды объектов гражданских прав" и 133 "Неделимые вещи" ГК Российской Федерации, следует, что неделимый земельный участок является одновременно и неделимым объектом как гражданских прав, так и земельных отношений, что, в частности, означает невозможность установления права собственности только лишь на его часть, - такой земельный участок выступает объектом прав в целом.

Вместе с тем Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает основания приобретения права общей собственности, одно из которых - поступление в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона (пункт 4 статьи 244). Следовательно, на неделимый земельный участок как объект права двух или более лиц в силу его особых природных свойств допускается существование только общей собственности.

Исходя из этого, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что законодательно установленный порядок приобретения прав на неделимые земельные участки с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями объективно обусловлен спецификой объекта и природой права общей собственности, а также характером связанных с ней отношений. Он направлен на защиту прав и интересов всех участников общей собственности и, таким образом, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, не может рассматриваться как ограничивающий права и свободы человека и гражданина».

Вместе с тем, доводы представителя Управления о неисполнимости постановки на кадастровый учет вновь образуемых участков одновременно судом не принимаются, поскольку вопрос о постановке на кадастровый учет не является предметом рассматриваемого дела, а постановка на кадастровый учет не входит в компетенцию Управления.

При этом доводы заявителя Саянина А.Р. относительно необходимости исполнения Постановления Первого заместителя главы Администрации – вице мэра г. Ижевска от 17 июля 1998 г. № 362/2 в части оформления свидетельств на право пожизненного наследуемого владения с владельцами гаражей суд отвергает, поскольку в соответствии со ст. 21 ЗК РФ предоставление земельных участков и распоряжение ими ( кроме перехода прав на земельный участок по наследству) гражданам на праве ПНВ после введения в действие настоящего Кодекса не допускается.

Вместе с тем, схема расположения земельного участка на кадастровом плане не является правоустанавливающим документом, кроме того, данная схема должна быть составлена в соответствие с нормативными документами, с учетом фактического расположения земельного участка и границами ранее учтенных земельных участков, с соблюдением прав всех собственников гаражей одного блока. При этом площадь земельного участка сформированного по заявке не включает в себя землю для обслуживания, подъезда и прохода к нему.

Поскольку доказательств нарушения прав и свобод либо угрозы их нарушения отказом в согласовании схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории заявителем в суд не представлено, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о незаконности оспариваемого бездействия, то требования заявителя удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Требования Саянина А.Р. к Управлению земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска о возложении обязанности согласовать схему расположения земельного участка оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме в Верховный суд УР через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено судьей 19 октября 2010 г.

Судья- Ю.В. Фролова