о взыскании незаконно полученной суммы пенсии



№ 2-4254/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 ноября 2010 года г.Ижевск

Октябрьский районный суд г.Ижевска в составе:

председательствующего судьи Карповой О.П.,

при секретаре Мельниковой М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Ижевске (межрайонное) УР к Степанову К.С. о взыскании незаконно полученной суммы пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Ижевске (межрайонное) УР ( далее по тексту- истец) обратился в суд с иском к Степанову К.С. ( далее по тексту- ответчик) о взыскании незаконно полученной суммы пенсии в размере 72246 рублей 46 копеек. Требования мотивированы тем, что Степанов К.С. являлся получателем государственной пенсии по случаю потери кормильца, срок выплаты был установлен с 07 августа 2006 года по 31 июля 2010 года в связи с поступлением его на обучение в <юридическое лицо1>. При назначении пенсии ответчику были разъяснены условия ее выплаты за период обучения в образовательном учреждении. 12 мая 2010 года истцу поступила информация об отчислении ответчика из образовательного учреждения с 24 августа 2007 года. Выплата пенсии прекращена с 01 мая 2010 года.

Степанов К.С. в установленные законом сроки не известил истца о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пенсии, в результате чего образовалась переплата пенсии в размере 72246 рублей 46 копеек.

Согласно ответа Ижевского почтамта от 29 июня 2010 года № 18.67.01-14/1968 пенсия по случаю потери кормильца была выплачена с сентября 2007 года по июль 2009 года лично Степанову К.С., а с августа 2009 года по апрель 2010 года – по доверенности Степановой А.С.. В связи с выявлением факта переплаты пенсии, ответчику письменно сообщено о переплате (письмо от 19.05.2010 № 7021/06-25-1) с предложением погасить сумму задолженности. До сегодняшнего дня денежные средства на счет не поступили.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Степанова А.С.

В судебном заседании представитель истца Вахитова Л.А., действующая на основании доверенности, исковые требования и доводы, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме.

Ответчик Степанов К.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался, о причинах неявки суду не сообщил.

Третье лицо Степанова А.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась, о причинах неявки суду не сообщила.

В порядке ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Суд, выслушав объяснения представителя истца, изучив и исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.

Как установлено в судебном заседании, Степанову К.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, назначена социальная пенсия по случаю потери кормильца.

На момент достижения совершеннолетия (25 марта 2006 года ) Степанов К.С. обучался в <юридическое лицо1>, срок обучения с 01 сентября 2005 года по 01 августа 2010 года. Таким образом, Степанов К.С. имел право на получение пенсии по случаю потери кормильца до окончания обучения, но не дольше чем до достижения возраста 23 лет (25 марта 2011 года ).

На основании заявления Степанова К.С. о назначении (о переводе с одного вида пении на другой) от 22 июня 2006 года, УПФ РФ (ГУ) в г.Ижевске (межрайонное) УР 07 августа 2006 года принято решение о выплате Степанову К.С. пенсии по случаю потери кормильца ежемесячно до 31 июля 2010 года.

22 июня 2006 года Степанову К.С. разъяснены условия выплаты пенсии по случаю потери кормильца за период обучения в образовательном учреждении, обязательство извещать о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты.

На основании приказа № 876 от 24 августа 2007 года Степанов К.С. отчислен из учебного заведения, в связи с чем утратил право на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца.

Данные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами и никем не оспариваются.

Согласно п.4 ст.23 ФЗ РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.

Как пояснил представитель истца, ответчик о наступлении обстоятельств, влекущих отмену назначенной пенсии, не известил. Доказательств обратного ответчиком не представлено (ст.56 ГПК РФ). Как видно из материалов дела, информация об отчислении Степанова К.С. из <юридическое лицо1> поступила в УПФ РФ (ГУ) в г.Ижевске (межрайонное) УР 12 мая 2010 года (л.д.8).

В случае, если несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 данного Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст.25 ч.2 ФЗ № 173-ФЗ).

В результате непредставления ответчиком сведений об отчислении из учебного заведения, последнему излишне выплачена пенсия по случаю потери кормильца в размере 72246 рублей 46 копеек. Данное обстоятельство подтверждается расчетом истца (л.д.10), а также ведомостями выплаты пенсии (л.д.16-24), поручениями на доставку пенсий (л.д.25-38), согласно которым Степанову К.С. выплачены суммы пенсии с сентября 2007 года по июль 2009 года на общую сумму 47044 рубля 59 копеек, поручениями на доставку пенсий (л.д.40-46), согласно которым Степановой А.С. по доверенности от 09 июля 2010 года № 3222 выплачены суммы пенсии с августа 2009 года по апрель 2010 года на общую сумму 25201 рубль 87 копеек.

В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

На основании изложенного, поскольку оснований для получения пенсии у Степанова К.С. не имелось, а, также учитывая, что ущерб причинен вследствие недобросовестности со стороны ответчика при отсутствии счетной ошибки истца, суд приходит к выводу, что полученные от истца денежные средства в размере 72246 рублей 46 копеек ответчик приобрел без должного на то правового основания, в связи с чем, они являются неосновательным обогащением ответчика и подлежат возврату истцу.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2367 рублей 39 копеек.

Руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Ижевске (межрайонное) УР к Степанову К.С. о взыскании незаконно полученной суммы пенсии удовлетворить.

Взыскать со Степанова К.С. в пользу Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г.Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики денежную сумму в размере 72246 рублей 46 копеек.

Взыскать со Степанова К.С. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2367 рублей 39 копеек.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г. Ижевска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 25 ноября 2010 года.

Председательствующий судья О.П. Карпова