Дело №2-3439/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 октября 2010 года г. Ижевск УР
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Стех Н.Э.,
при секретаре Покровской Н.В., Сабрековой Е.А., Казариновой Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Душкина А.П. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав,
У С Т А Н О В И Л:
Душкин А.П. (далее по тексту истец) обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики (далее по тексту – УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР, ответчик) о восстановлении пенсионных прав.
Иск мотивирован тем, что 11 ноября 2009 года истец обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии, который отказал ему в этом. Из специального стажа, по мнению истца, ответчик незаконно исключил периоды работы в должности <данные изъяты> и в должности начальника <данные изъяты>. Истец просит:
1. признать незаконным решение УПФР в г. Ижевске (межрайонного) УР (далее – решение) № от 18 марта 2010 года об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости;
2. обязать УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР:
- включить в специальный стаж Душкина А.П., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы в должности <данные изъяты> базы в период с 10.07.1984 года по 04.11.1999 года и в должности начальника авиационно-технической базы в период с 05.11.1999 года по 31 мая 2006 года;
- досрочно назначить ему трудовую пенсию по старости с момента возникновения права на пенсию.
В последующем просил также взыскать с ответчика расходы на оплату помощи по составлению искового заявления в размере 10000 руб.
В судебном заседании Душкин А.П., исковые требования поддержал. При этом пояснил, что работал в должностях <данные изъяты> и <данные изъяты>, полный рабочий день был занят <данные изъяты>, что подтверждается справкой предприятия. Понятие обслуживания включает в себя весь комплекс работ, предусмотренный эксплуатационно-технической документацией по <данные изъяты>.
В соответствии с регламентом технического обслуживания воздушных судов, устанавливающим объем и периодичность выполняемых работ на каждом конкретном типе воздушного судна, подготовка документации, анализ выполнения работ исполнителями, контроль этих работ, подготовка заключения о том, что судно готово к выполнению полетного задания, являются этапами непосредственного технического обслуживания воздушного судна.
Должности <данные изъяты> и <данные изъяты> охватывает все виды деятельности, которую выполняют только специалисты с высшим образованием. Все это время истец имел действующие сертификаты на <данные изъяты>. Специалисты, имеющие действующие сертификаты в зависимости от типа и количества воздушных судов получали доплату, предусмотренную в п.6 Коллективного договора.
Обязанности по приему и увольнению работников на предприятии, привлечение к дисциплинарной ответственности на истца не возлагались, права распоряжаться финансами не имел, что подтверждается должностной инструкцией.
Занятость более 80 % при выполнении технического обслуживания воздушных судов подтверждается справкой работодателя.
Представитель ответчика – ведущий специалист-эксперт (юрисконсульт) юридического отдела УПФР в г. Ижевске (межрайонного) УР Вахитова Л.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования истца не признала, просила отказать в их удовлетворении. При этом пояснила, что истец обратился 11.11.2009 в отдел пенсий по месту жительства с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по пп.15 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ). В соответствии с п.п.15 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ досрочная трудовая пенсию назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в <данные изъяты> составе на работах по <данные изъяты> не менее 20 лет и имеют страховой стаж в <данные изъяты> не менее 25 лет. Перечень должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по указанному основанию, определен Списком должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 № 459 (далее- Список № 459), который применяется на территории России в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 №537.
Решением Управления от 18.03.2010 № в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.15 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ истцу отказано из-за отсутствия стажа по Списку № 459. В специальный стаж работы истца по пп.15 п.1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ было засчитано 06 лет 03 месяца 05 дней, что недостаточно для назначения досрочной трудовой пенсии.
Из специального стажа истца законно и обоснованно исключены периоды работы с 10.07.1984 по 04.11.1999 в должности <данные изъяты>, с 05.11.1999 по 31.05.2006 в должности <данные изъяты> по следующим основаниям.
В Список № 459 включены инженеры всех наименований, начальники цехов, участков, смен, служб и групп. Инженерно-технические работники, которые заняты на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях не пользуются правом на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пп.15 п.1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ.
В соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда Росси от 21.08.1998 № 37 должность «главный инженер» отнесена к должностям руководителей, а «инженер» к специалистам, что предполагает различия в должностных обязанностях. Списком № 459 предусмотрены инженеры всех наименований, должности руководителей не предусмотрены.
Из должностных обязанностей «главного инженера авиационно-технической базы», утвержденных Постановлением Минздравсоцразвития РФ от 29.02.2009 № 32 « Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта», следует, что он организует контроль за соблюдением конструкторской и технологической дисциплины, правил по охране труда и пр.; руководит деятельностью технических служб авиационно-технической базы в чрезвычайных ситуациях, организует проведение работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. В должностные обязанности «главного инженера», утвержденных постановлением Минтруда от 05.03.2004 № 29 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта» следует, что он осуществляет только техническое руководство процессом технической эксплуатации авиационной техники в авиапредприятии, а именно - определяет политику в области технической эксплуатации воздушных судов, руководит разработкой мероприятий, организует контроль, организует обучение и повышение квалификации специалистов, руководит деятельностью технических служб и т.д.
В должностной инструкции «главного инженера», утвержденной генеральным директором <юридическое лицо1> от 02.03.2007 предусмотрены аналогичные функции, из которых не усматривается непосредственная занятость в течении полного рабочего дня ( не менее 80 % рабочего времени) по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов.
Должностными обязанностями «инженера» по различным видам деятельности, утвержденными постановлением Минтруда от 05.03.2004 № 29 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта» прямо предусмотрено, что инженер лично принимает участие в процессе технического обслуживания авиационной техники, принимает участие в проведении пуско-наладочных работ, осуществляет поиск и устранение редко встречающихся, а также особо опасных неисправностей авиационной техники и т.п. Должностными обязанностями главного инженера Душкина А.П. не предусмотрено непосредственное личное участие в техническом обслуживании или устранении неисправностей, имеется лишь указание на то, что он проводит специальные осмотры (разовые, инспекторские, сезонные, контрольные), что также не является доказательством постоянной занятости в течении полного рабочего дня каждые день на вышеуказанных работах.
Кроме того, выполнение работ по контролю, организации и руководству также указывает на тот факт, что главный инженер не может быть занят полный рабочий день ( не менее 80 %) на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов как инженер.
Свидетельство специалиста по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники и сертификаты соответствия подтверждают лишь факт допуска Душкина А.П. на выполнение технического обслуживания авиационной техники. Вид и характер выполненных работ, время выполненных работ, вид воздушных судна, отметки соответствующих лиц о выполнении работ и контроле выполненных работ отражаются в картах- нардах и справке о выполнении форм технического обслуживания. Таким образом, свидетельство специалиста без карт-нарядов не является доказательством занятости в течении полного рабочего дня на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов. Справка, выданная работодателем об условиях труда, не подтверждает занятость не менее 80 % рабочего времени на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов, т.к. выдана на основании приказов командира, лицевых счетов, личной карточки формы Т-2, штатных расписаний, должностных инструкциях. В указанных документах, послуживших основаниям выдачи утоняющей справки, не подтверждается личное участие заявителя при выполнении вышеуказанных работ.
Пунктом 5 Списка № 459 должностей инженерно-технического состава предусмотрены должности начальников цехов, смен, участков, служб, групп, т.е. наименование подразделения «как авиационно-техническая база» отсутствует.
Допрошенный в качестве свидетеля Ш.В.И., суду показал, что работает в <юридическое лицо1>, инженером ОТК. С истцом работает с 1978 года.
Свидетель обращался в суд для включения периодов работы в должностях главного инженера и начальника авиационно-технической базы в специальный стаж, решение судом было принято в его пользу.
Согласно сертификационным требованиям инженерно-авиационной службы – в организации должна быть разработана номенклатура, и она включает в себя исполнителей, инженеров производства, инженера-контролера, руководителей, начальника и его заместителей, которые относятся к категории специалистов. Правом приема на работу и увольнения они не обладают. К ним предъявляются сертификационные требования – высшее авиационное образование. Работа связана непосредственно с обеспечением безопасности и техническим обслуживанием воздушных судов. Согласно списка должностей № 459, где указаны инженеры всех наименований, подлежащих льготному обеспечению, начальники цехов, служб, входит и авиационно-техническая база – авиационно-инженерная служба. Работники руководящего состава обязаны иметь все сертификаты, иметь допуск к выполнению работ и выполнять работы по техническому обслуживанию. Федеральные авиационные правила по организации и обслуживанию техники говорят, что техническое обслуживание – это комплекс работ по обслуживанию и подготовке к полету и после полета с поддержанием летной годности.
Руководство авиационно-технической базы относится к ответственным контролерам. Под его руководством и контролем выполняются все операции.
Главный инженер и начальник авиационно-технической базы осуществляет свои обязанности на перроне, в условиях аэродрома, проводит в условиях аэродрома процентов 90 времени.
Допрошенный в качестве свидетеля К.В.Ф. суду показал, что работает начальником службы организации перевозок <юридическое лицо1>. Знаком с истцом с 1978 года. Работает в <юридическое лицо1> с 1977 года, в должностях диспетчера службы перевозок, начальника планового отдела, начальника штаба, первым заместителем, начальником службы перевозок. Инженерно-авиационная служба призвана обеспечивать исправность воздушных судов. В том числе и авиационно-техническая база – как равнозначная служба. Начальник службы, руководитель службы или инженер являются специалистами. На эти должности назначаются специалисты, имеющие специальное образование. Их вся рабочая деятельность направлена на обеспечение технического обслуживания судов. Главный инженер и начальник авиационно-технической базы – это не лица, которые сидят в кабинетах, их рабочее место перрон, самолеты.
Допрошенный в качестве свидетеля Н.В.А. суду показал, что работает в <юридическое лицо1>, заместителем генерального директора по экономике и финансового управления. В <юридическое лицо1> работает с мая 1995 года, истец там уже работал. Свидетель работал главным экономистом, после заместителем генерального директора. Должности начальника авиационно-технической базы и главного инженера связаны с техническим обслуживанием судов. К лицам, занимающим данные должности предъявляются требования. Должен работать высшей квалификацией инженер-специалист, который может заниматься техническим обслуживанием воздушных судов, поскольку принимает в этом активное участие.
Выслушав пояснения участников процесса, проверив полномочия представителей сторон, выслушав показания свидетелей, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела:
- Душкин А.П. ДД.ММ.ГГГГ рождения, согласно записям в трудовой книжке работал:
с 18 июля 1977 года по 20 октября 1977 года работал в должности <данные изъяты> <юридическое лицо2>,
с 05 апреля 1978 года - в должности <данные изъяты> <юридическое лицо2>,
с 27 июня 1978 года – в должности <данные изъяты> <юридическое лицо2>,
с 16 октября 1979 года – в должности <данные изъяты> <юридическое лицо2>,
с 10 июля 1984 года работал <данные изъяты> той же базы;
с 21 сентября 1994 года в должности <данные изъяты>,
02 октября 1997 года присвоена 1 категория <данные изъяты>,
С 05 ноября 1999 года работал в должности <данные изъяты>,
С 01 июня 2006 года в должности <данные изъяты> (л.д. 7-8).
- 11 ноября 2009 года Душкин А.П. обратился в УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР с заявлением о досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости как лицу, которому 18 ноября 2009 года исполнится 55 лет и в связи с тем, что более 20 лет он проработал на работах по <данные изъяты> (л.д.32),
- решением в г. Ижевске (межрайонное) УР № от 18 марта 2010 года Душкину А.П. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, предусмотренной п.п.15 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку было установлено, что специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, в связи с работами по <данные изъяты>, у него составляет 06 лет 03 месяца и 05 дней.
В стаж работ по <данные изъяты> не были включены периоды:
с 10 июля 1984 года по 04 ноября 1999 года в должности <данные изъяты>, поскольку должность <данные изъяты> отнесена к должностям руководителей, в Списке от 04 сентября 1991 года № не предусмотрена, <данные изъяты> не занят непосредственно на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов,
с 05 ноября 1999 года по 31 мая 2006 года – в должности начальника АТБ, поскольку в Списке должностей инженерно технического состава от 04 сентября 1991 года № наименование «авиационная база» отсутствует (л.д. 13-15).
Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями участников процесса, представленными доказательствами и сторонами в целом не оспариваются.
Требования истца Душкина А.П. являются законными, обоснованными и потому подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ (далее по тексту – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») определяет основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. В качестве условий назначения трудовой пенсии по старости в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» закреплено достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа (не менее пяти лет) (статья 7) и предусмотрено право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее установленного статьей 7 возраста, в том числе мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в <данные изъяты> составе на работах по <данные изъяты> соответственно не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 лет.
Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (пункт 2 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»). Заявление о назначении трудовой пенсии рассматривается не позднее чем через десять дней со дня приема заявления (пункт 5 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).
Вследствие этого обязательными условиями на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с тяжелыми условиями труда являются:
- подача заявления о назначении пенсии,
- достижение установленного законом возраста,
- наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа),
- наличие необходимого страхового стажа в гражданской авиации.
Данные юридически значимые обстоятельства истцом выполнены.
В судебном заседании достоверно установлено, что истец родился ДД.ММ.ГГГГ, то есть на 18 ноября 2009 года (через 7 дней после даты обращения с заявлением о назначении пенсии – 11 ноября) ему исполнилось 55 лет.
На день обращения истца с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости и приема ответчиком его документов Душкин А.П. имел не менее 25 лет страхового стажа в гражданской авиации и не менее 20 лет стажа работ в <данные изъяты>. В связи с чем, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости возникло у истца с 18 ноября 2009 года.
При этом спорные периоды работы истца в должностях:
- <данные изъяты> с 10 июля 1984 года по 20 сентября 1994 года, <данные изъяты> с 05 ноября 1999 года по 31 мая 2006 года подлежали зачету в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении правил исчисления периодом работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются Списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в следующем порядке:
и) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, - Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года №459.
В указанный Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», включены должности:
3. Инженеры всех наименований.
4. Начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.
При этом право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно - испытательных (контрольно - испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР И КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно - исследовательских и авиационно - спортивных организациях, а также в летных и учебно - летных отрядах учебных заведений авиации.
Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.
Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов от 12 сентября 1990 года №369/16-52 утверждено «Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий», в соответствии с пунктом 24 которого - специальный трудовой стаж, дающий право на пенсионное обеспечение за выслугу лет отдельным категориям работников авиации и летно-испытательного состава, подтверждается:
для работников инженерно-технического состава авиации - по трудовой книжке, а также на основании справок, выдаваемых предприятиями (объединениями) и организациями в подтверждение непосредственной занятости полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.
Исходя из изложенного, суд признает, что для включения спорных периодов в стаж работы по непосредственному обслуживаю воздушных судов гражданской авиации необходимо доказать, что в течение спорных периодов истец выполнял работы по непосредственному обслуживаю воздушных судов гражданской авиации, при этом занятость истца на указанных работах должны быть подтверждена справками, выдаваемыми соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.
Данное условие при рассмотрении настоящего дела подтверждено следующим.
Справка Открытого акционерного общества «Ижавиа» подтверждает работу Душкина А.П. в спорные периоды времени в должностях <данные изъяты> с 10 июля 1984 года по 20 сентября 1994 года, <данные изъяты> с 05 ноября 1999 года по 31 мая 2006 года, в соответствии со списками должностей работников инженерно-технического состава авиации, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года № 459 и в соответствии подпунктом 15 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» непосредственно в течение полного рабочего дня при полной рабочей неделе на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации на стоянках для самолетов и других открытых площадках аэродрома в <юридическое лицо2> (ныне <юридическое лицо1>). За время работы не имели место периоды, которые не засчитываются в специальный стаж для досрочного назначения пенсии (л.д. 9-10).
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» - в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Как уже отмечалось судом ранее, в Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР включены должности:
3. Инженеры всех наименований.
4. Начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.
Список от 4.09.1991 года № 459 не обозначил четкий перечень должностей и структурных подразделений, занятых техническим обслуживанием воздушных судов. В связи с изложенным, суд соотносит должности и структурные подразделения, в которых работал истец с должностями и наименованием структурных подразделений, перечисленных в Списке от 4.09.1991 года № 459.
По мнению суда, должность главного инженера АТБ, занимаемая истцом, подлежит отнесению к должностям, предусмотренным пунктом 3 Списка – «Инженеры всех наименований», а должность начальника авиационно-технической базы – к должностям, предусмотренным пунктом 4 Списка – «Начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов».
Указанная позиция суда подтверждается следующим.
Приволжское управление государственного авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта письмом за №10-1154 от 02 сентября 2010 года на запрос суда ответило, что пункт 1.3 1 НТЭРАТ ГА-93 определяет, что авиационно-техническая база является основным, организационно-обособленным комплексом, в инженерно-авиационной службе предприятия, осуществляющим инженерно-авиационное обеспечение полетов, следовательно, начальник авиационно-технической базы является начальником инженерно-авиационной службы. (л.д. 46-48).
В справке Открытого акционерного общества «Ижавиа», подтверждающей работу Душкина А.П. в должности начальника АТБ, в скобках указано (<данные изъяты>) (л.д. 9-10).
В силу п. 4.1 Типового положения об авиационно-технической базе (АТБ) эксплуатационного предприятия гражданской авиации (утверждено приказом министра гражданской авиации СССР № 215 от 17 января 1968 года), авиационно-техническая база возглавляется начальником АТБ заместителем руководителя предприятия по инженерно-авиационной службе (л.д. 51).
Исследуя тождественность выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, суд приходит к следующим выводам.
Приволжское управление государственного авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта письмом за №10-1402 от 07 сентября 2007 года на запрос суда ответило, что в соответствии с п. 4.2.2. «Сертификационных требований к организациям по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники (АТБ)», утвержденных Департаментом воздушного транспорта Минтранса России 24 ноября 1993г. № ДВ-6.1-119, в Организации по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР) должна быть разработана номенклатура категорий инженерно-технического персонала, необходимого выполнения работ по техническому обслуживанию авиационной техники в соответствии с нормами и правилами руководящей и эксплуатационно-технической документации. Указанная номенклатура обязательно включает следующие категории специалистов:
- исполнители (авиатехники, рабочие по ремонту);
- инженеры производства (инженеры и начальники смен, мастерских, I лабораторий; старшие, ведущие инженеры и начальники цехов ТО, I лабораторной проверки и ремонта AT);
- инженеры-контролеры (инженеры, старшие, ведущие инженеры и начальник ОТК);
- ведущие специалисты по типам AT (инженеры и начальники технических отделов, инженерных центров);
- главные руководители Организации по ТОиР (начальник или директор, его заместители).
Исходя из изложенного — главный инженер и начальник авиационно-технической базы относятся к инженерно-техническому персоналу в качестве главных специалистов.
Согласно Наставлению по техническому обслуживанию и ремонту рационной техники в гражданской авиации России (НТЭРАТ ГА-93), утвержденному приказом Департамента воздушного транспорта Минтранса России от 20.06.1994г. № ДВ-58, оперативное техническое обслуживание представляет собой систему подготовительных работ, осмотров и проверок технического состояния авиационной техники, обеспечивающих исправность, готовность и использование воздушных судов в интервалах между формами его периодического технического обслуживания. Состав видов оперативного технического обслуживания, их содержание, порядок назначения и выполнения определяется эксплуатационной документацией для воздушного судна конкретного типа. При оперативном техническом обслуживании выполняют плановые, задаваемые регламентом обслуживания перечни работ, и дополнительные работы, не предусмотренные регламентом (замена изделий, разовые осмотры и другие). Периодическое техническое обслуживание воздушных судов выполняют через установленные эксплуатационной документацией наработки (налета, числа циклов, посадок) или интервалы времени (календарные сроки службы) в соответствии с заданным режимом обслуживания.
Таким образом, оперативное и периодическое техническое обслуживание воздушных судов это система мер, направленных на безопасную эксплуатацию самолета. Замещение должностей главного инженера и начальника авиационно-технической базы безусловно связано с оперативным и периодическим техническим обслуживанием воздушных судов.
Необходимо отметить, что должности главного инженера и начальника авиационно-технической базы в обязательном порядке предусматривают непосредственную выдачу заключений об исправности воздушных судов. Согласно п. 7.1.19. НТЭРАТ — ГА-93 руководители и специалисты, дающие заключение об исправности воздушного судна, лично участвуют в процессе производства работ, анализе причин выявленных неисправностей, осуществляют мероприятия по их предупреждению.
В соответствии с п.1 ст.52 Воздушного кодекса Российской Федерации к авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения. Следовательно, главный инженер АТБ и начальник АТБ должны иметь действующее Свидетельство и сертификаты на техническое обслуживание обслуживаемых типов воздушных судов, которые служат допуском специалиста к техническому обслуживанию. Таким образом, непосредственную работу по аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации подтверждают свидетельства специалиста гражданской авиации с датами продления сроков их действия.
Из вышеизложенного следует, главный инженер и начальник авиационно-технической базы в течении всего дня занят с оперативным и периодическим техническим обслуживанием воздушных судов, что в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» дает право на назначение трудовой пенсии по старости по достижении возраста 55 лет.
Из ответа <юридическое лицо1> за №3570 от 20 сентября 2010 года на судебный запрос следует, что представить в суд должностные инструкции главного инженера и начальника АТБ за указанные периоды не представляется возможным в связи с тем, что они не сохранились. Отмечено, что в связи с тем, что технология технического обслуживания воздушных судов практически не меняется, только происходит процесс ее совершенствования и осовременивания в связи с переходом на стандарты международных авиационных организаций ИКАО и ИАТА, должностные обязанности работников инженерно-авиационной службы (или сейчас АТБ) практически не меняются. Поэтому действующие должностные инструкции применимы и к тем, которые были ранее, так как должностные инструкции работников инженерно-авиационной службы авиапредприятий гражданской авиации разрабатываются с 1980 года по настоящее время на основе Типовых должностных инструкций, утвержденных Министерством гражданской авиации СССР.
Из должностной инструкции главного инженера АТБ государственного предприятия «Ижавиа», утвержденной 02 июня 1995 года, следует, что он осуществляет техническое руководство процессом технической эксплуатации авиационной техники в авиапредприятии (пункт 1.3), организовывает учет и анализ причин отказов и неисправностей авиационной техники, авиационных происшествий и их предпосылок, разрабатывает о осуществлять мероприятия по их предупреждению (пункт 2.3.), осуществляет оперативное управлении процессом технического обслуживания (пункт 2.5), организовывает сдачу воздушного судна и двигателей в ремонт и получение их из ремонта (пункт 2.8.), контролирует техническое состояние воздушного судна, проводит специальные (разовые, инспекторские, сезонные, контрольные) осмотры (пункт 2.11.), имеет право отменять вылеты воздушных судов, техническое состояние которых не отвечает требованиям безопасности полетов (пункт 3.1.), несет ответственность за обеспечение нормативной исправности воздушного судна и эффективного их использования (пункт 4.2.), поддержание заданного уровня надежности авиационной техники, технически обоснованный анализ причин отказов и неисправностей, разработку и реализацию мер по их предупреждению, правильное определение технического состояния приписного парка воздушных судов (п.4.4), обеспечение безопасности и регулярности полетов, зависящих от качества технического обслуживания авиационной техники (пункт 4.7.) (л.д.21-25).
Из должностной инструкции начальника АТБ <юридическое лицо1>, утвержденной 02 июня 1995 года следует, что он организует учет и анализ причин отказов и неисправностей авиационной техники, авиационных происшествий и их предпосылок, происходящих вследствие нарушений правил эксплуатации воздушных судов работниками АТБ, принимает меры по их предупреждению (пункт 2.6.), обеспечивает нормативную исправность воздушных судов (пункт 2.7.), имеет право отменять вылеты воздушных судов, техническое состояние которых не отвечает требованиям безопасности полетов (пункт 3.4.), несет ответственность за обеспечение безопасности и регулярности полетов, зависящих от качества технического обслуживания воздушных судов, обеспечение нормативной исправности воздушных судов и эффективность их использования (пункт 4.2.) (л.д.26-30).
В материалах дела имеются также должностные инструкции главного инженера АТБ <юридическое лицо1>, начальника АТБ <юридическое лицо1>, утвержденные 09 августа 2010 года, из анализа которых усматривается, что, действительно, должностные обязанности работников инженерно-авиационной службы не изменились, соответствуют указанным в главе 24 Наставлений по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники и гражданской авиации СССР, утвержденных Приказом Министра гражданской авиации от 27 декабря 1983 года: «Обязанности, права и ответственность должностных лиц инженерно-авиационной службы авиапредприятия гражданской авиации» начальника АТБ и заместителя начальника АТБ – главного инженера.
Анализ должностных инструкций, исследованных в судебном заседании, позволяет суду сделать вывод о том, что, работая в спорных должностях, истец выполнял работы по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов, при этом его непосредственная занятость на указанных работах полный рабочий день, подтверждена в порядке установленном нормативными актами – справкой работодателя Душкина А.П. - <юридическое лицо1>.
Кроме того, из ответа <юридическое лицо1> за №3551 от 16 сентября 2010 года на судебный запрос следует, что согласно п. 5 приложения № 2 к приказу МГА от 03.12.1986 года № 281 и приложения № 24 к постановлению ЦК КПСС, Совета министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 года № 1115 должностные оклады инженерного состава АТБ, в том числе и <данные изъяты> Душкина А.П., были увеличены на 10%, как специалистов, непосредственно занятых техническим обслуживанием газотурбинных воздушных судов. К указанному ответу приложена выкопировка из приложения № 2 к приказу МГА от 03.12.1986 года № 281.
Пунктом 4.6. Типового положения об авиационно-технической базе эксплуатационного предприятия гражданской авиации (приложения № 2 к приказу МГА от 03.12.1986 года № 281) установлено, что начальник АТБ несет ответственность за выполнение следующих основных функций, возлагаемых на АТБ:
организацию технического обслуживания, текущего ремонта авиационной техники и работу личного состава в соответствии с требованиями настоящего Положения и руководящих документов, задаваемых Министерством гражданской авиации;
обеспечение безопасности и регулярности полетов авиационной техники путем высококачественной и своевременной ее подготовки;
обеспечение высокой исправности самолетов (но не ниже установленной нормативами);
организацию и контроль качества технического обслуживания самолетов в базовом предприятии, на оперативных аэродромах и в приписных аэропортах и т.д.
В силу п. 1.2 Федеральных авиационных правил организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, введенных приказом ФАС России от 19 февраля 1999 года № 41, осуществление технического обслуживания, ремонта воздушного судна гражданской авиации без Сертификата не допускается.
Душкин А.П. проходил стажировки по обслуживанию материальной части самолета с 18 февраля 1980 года по 01 марта 1980 года, с 31 января 1983 года по 14 февраля 1983 года, с 07 апреля 1979 года по 23 апреля 1979 года, с 10 февраля 1982 года по 23 февраля 1982 года, с 04 февраля 1981 года по 18 февраля 1981 года, и был допущен к самостоятельному техническому обслуживанию самолетов АН-24, АН-26, ТУ-154, ТУ-134, Як-40 (л.д. 114-116, 124), имеет свидетельства специалиста (л.д. 118-123), удостоверение о краткосрочном повышении квалификации по направлению «Эксплуатация и ремонт авиационной техники» (л.д. 125), удостоверение № 2143 от 30 мая 1957 года, выданного для допуска к самостоятельной работе на технической должности после прохождения стажировки (л.д. 117), Сертификат № С -01.00430 от 24 декабря 2005 года Федерального агентства воздушного транспорта, указано, что он обладает знаниями и навыками, необходимыми для проведения работ по обеспечению безопасности полетов гражданских воздушных судов и осуществлению деятельности в органах, организациях (их подразделениях) на должностях, связанных с обеспечением безопасности полетов на воздушном транспорте (гражданской авиации) Российской Федерации по направлению эксплуатация и ремонт авиационной техники (л.д. 126).
Указанные документы также подтверждают непосредственную занятость истца на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.
Согласно учетной карточке, оформленной на имя Душкина А.П. в спорные периоды времени (с 10 июля 1984 года по 31 мая 2006 года), он принимал участие в сборах, целью которых служило получение допуска к самостоятельному техническому обслуживанию различных видов воздушных судов.
При этом периоды нахождения истца на учебе по повышению квалификации не могут быть исключены из специального стажа истца, поскольку на время нахождения работника на курсах повышения квалификации, трудовые отношения с ним не прекращаются, ему предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск, во время которого сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы. Данные обстоятельства установлены в соответствии с нормами трудового законодательства, Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года №5487-1, приказом Минздрава РФ от 09 августа 2001 года №314 «О порядке получения квалификационных категорий», и в целом сторонами не оспариваются.
В Рекомендации Международной Организации Труда от 24 июня 1974 года №148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска, каковым по существу является период нахождения на кусах повышения квалификации, должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике (п.21).
Действующим в спорные периоды КЗоТ РФ и пришедшим ему на смену Трудовым кодексом РФ работникам, совмещающим труд с обучением, гарантируются такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время.
Таким образом, в силу статьи 67 ГПК РФ, оценив представленные сторонами доказательства, с учетом их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что истец Душкин А.П. выработал необходимый стаж, требуемый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
При этом, не имея возможности выйти за пределы заявленных требований (п. 3 ст. 196 ГПК РФ), суд отмечает следующее.
Истец просит обязать УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР:
- включить в специальный стаж Душкина А.П., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы в должности <данные изъяты> в период с 10.07.1984 года по 04.11.1999 года и в должности <данные изъяты> в период с 05.11.1999 года по 31 мая 2006 года.
Вместе с тем, согласно сведений трудовой книжки и справке работодателя, он работал <данные изъяты> в период с 10 июля 1984 года по 20 сентября 1994 года, а в должности <данные изъяты> работал с 21 сентября 1994 года по 31 мая 2006 года (согласно справке работодателя с 05 ноября 1999 года по 31 мая 2006 года).
В связи с этим суд принимает решение об обязании УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР включить в специальный стаж Душкина А.П., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы в должности <данные изъяты> в период с 10.07.1984 года по 20 сентября 1994 года и в должности <данные изъяты> в период с 05.11.1999 года по 31 мая 2006 года.
Обязать УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР включить в специальный стаж Душкина А.П., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы в должности <данные изъяты> в период с 21 сентября 1994 года по 04.11.1999 года суд не может, поскольку в указанный период истец в должности <данные изъяты> не работал, а работал в должности <данные изъяты>; истец просил обязать ответчика включить указанный период именно как период работы в должности <данные изъяты>.
Истец вправе настаивать на включение указанного периода работы в свой специальный стаж как период работы в должности начальника авиационно-технической базы при условии представления справки работодателя в подтверждение непосредственной занятости в этот период полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов (имеющаяся в материалах дела справка работодателя (л.д. 9) непосредственную занятость истца в период с 21 сентября 1994 года по 04 ноября 1999 года полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов не подтверждает).
То есть спорные периоды работы истца Душкина А.П. в должностях:
- <данные изъяты> 10 июля 1984 года по 20 сентября 1994 года (10 лет 02 месяцев 11 дней),
- <данные изъяты> (<юридическое лицо1>) 05 ноября 1999 года по 31 мая 2006 года (06 лет 06 месяцев 27 дней) подлежат зачету в специальный трудовой стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При включении в специальный стаж работы в <данные изъяты> составе на работах по <данные изъяты> Душкина А.П., составляющий на 11 ноября 2009 года по подсчетам ответчика 06 лет 03 месяца и 05 дней спорных периодов работы в должностях -
- <данные изъяты> 10 июля 1984 года по 20 сентября 1994 года (10 лет 02 месяцев 11 дней),
- <данные изъяты> (<юридическое лицо1>) 05 ноября 1999 года по 31 мая 2006 года (06 лет 06 месяцев 27 дней), он составит 23 года 0 месяцев 13 дней, что позволяет принять решение о досрочном назначении Душкину А.П. трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.15 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», со дня возникновения права на получение пенсии (достижения им возраста 55 лет), а именно: с 18 ноября 2009 года.
Таким образом, суд приходит к выводу, что решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики № от 18 марта 2010 года об отказе Душкину А.П. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконно и необоснованно, поэтому подлежит удовлетворению требование истца о досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости со дня возникновения у него права на назначение пенсии, т.е. с 18 ноября 2009 года.
В силу пп.1 п.6 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовые пенсии назначаются бессрочно.
С учетом того, что решение состоялось в пользу истца, на ответчика в порядке статьи 98 должна быть возложена обязанность по возмещению истцу судебных расходов, состоящих из государственной пошлины – 200 рублей. Данные расходы подтверждены в судебном заседании квитанцией.
Истец также просил возместить ему расходы на составление искового заявления в размере 10000 руб.
Согласно представленной квитанции к приходному кассовому ордеру № от 01 июля 2010 года, истец уплатил 10000 руб. по договору от 01 июля 2010 года за сбор документов, подготовку и подачу искового заявления, представительство в суде (ответчик – УПФ РФ)
Поскольку суду не представлен документ, которым были бы разграничены суммы, уплаченные истцом за сбор документов, подготовку и подачу искового заявления, представительство в суде, суд не может удовлетворить заявление о возмещении расходов на составление иска, так как размер именно этих расходов судом не установлен.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Душкина А.П. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики № от 18 марта 2010 года об отказе Душкину А.П. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики:
- зачесть в специальный стаж Душкина А.П., дающий ему право на досрочное получение пенсии, периоды с 10 июля 1984 года по 04 ноября 1999 года; с 05 ноября 1999 года по 31 мая 2006 года;
- досрочно назначить Душкину А.П. трудовую пенсию по старости, как лицу, не менее 20 лет проработавшему в <данные изъяты> составе на работах по <данные изъяты>, независимо от его возраста, со дня возникновения права на ее назначение, а именно с 18 ноября 2009 года, бессрочно;
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики в пользу Душкина А.П. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 200 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме через районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим судьей на компьютере 01 ноября 2010 года.
Судья Стех Н.Э.