о восстановлении в очереди на получении гос. жилищного сертификата



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 сентября 2010 года

Октябрьский районный суд г. Ижевска

в составе:

председательствующего судьи Нуриевой В.М.

при секретаре Подобедовой М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саланкина Г.Л. к Администрации г.Ижевска о признании незаконным решения о снятии с очереди на получение жилых помещений и жилищного сертификата и восстановлении в очереди на получение жилых помещений и государственного жилищного сертификата,

у с т а н о в и л:

Саланкин Г.Л. обратился в суд с иском к Администрации г.Ижевска о восстановлении в очереди на получение жилых помещений и государственного жилищного сертификата.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец дополнил исковые требования, требованиями о признании незаконным решения о снятии с очереди на получение жилых помещений и жилищного сертификата.

Исковые требования мотивированы тем, что истец является бывшим военнослужащим, уволен с военной службы по достижению предельного возраста, имеет стаж военной службы 26 лет. В связи с отсутствием у семьи истца жилья, он был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях.

27 апреля 2010 года Администрацией г.Ижевска в выдаче сертификата было отказано, а 05 мая 2010 года истец был исключен из очереди на получение жилищного сертификата.

По мнению истца решение Администрации является незаконным, в связи с чем за защитой своих интересов истец обратился в суд.

В судебном заседании истец поддержал свои исковые требования в полном объеме, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации г.Ижевска Жданова О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, по возражениям, изложенных в предыдущих судебных заседаниях, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные сторонами доказательства, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Саланкин Г.Л. уволен с военной службы 31 декабря 1986 г. по достижению предельного возраста пребывания на службе. Место прохождения службы - <адрес>.

20 января 1987 г. истцу выдано удостоверение о наличии у него льгот, предусмотренных для военнослужащих.

Саланкин Г.Л. имеет выслугу в календарном и льготном исчислении 26 лет.

После увольнения со службы истец прибыл из <адрес> в <адрес>.

В 1994 г. Саланкин Г.Л. получил статус вынужденного переселенца.

24 октября 1995 г. Балезинской поселковой администрацией вынесено постановление о предоставлении истцу земельного участка площадью 0, 10 га по адресу: <адрес> в аренду сроком на один год для строительства индивидуального одноквартирного жилого дома.

14 декабря 1995 г. комиссией по выдаче суд беженцам и вынужденным переселенцам Миграционной службы по УР принято решение о предоставление истцу ссуды в размере 6000000 рублей на строительство или покупку жилья.

В этот же день с Саланкиным Г.Л. заключен договор № о предоставлении ссуды.

14 апреля 1998 г. на основании заявления истец был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях в Администрации г. Ижевска.

17 февраля 1999 г. Саланкиным Г.Л. подано заявление в городскую комиссию по выдаче государственных жилищных сертификатов о включении в состав кандидатов на участие в президентской программе "Государственные жилищные сертификаты".

В августе 1999 г. Миграционной службой УР принято решение об утрате истцом статуса вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления этого статуса.

04 июля 2005 г. на основании постановления Администрации г. Ижевска Саланкину Г.Л. предоставлен бесплатно в собственность земельный участок площадью 1000 кв.м. по адресу: <адрес> для строительства жилого дома. Право собственности истца на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке.

25 сентября 2006 г. истец уведомлен о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях в Администрации г. Ижевска в связи с использованием права на улучшение жилищных условий.

Указанное решение истцом было обжаловано истцом.

Решением Октябрьского районного суда г. Ижевска УР от 26 июня 2008 года Саланкин Г.Л. восстановлен в очереди на получение государственного жилищного сертификата.

05 мая 2010 года Администрацией г. Ижевска Саланкин Г.Л. исключен из очереди на получение государственного жилищного сертификата.

Правовыми основаниями для снятия с учета, Администрация указала ст. 53 и п.6 ст. 56 ЖК РФ.

Исковые требования истца суд признает необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, ст. 2 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями от 14 декабря 1995 г.)

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.

Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

При этом в соответствии с пунктом14 этой же статьи обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральных законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации вышеуказанной подпрограммы (далее по тексту Правила).

В соответствии с подпунктом "г" пункта 5 Правилправо на участие в подпрограмме имеютграждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1января 2005г.:

граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти.

Согласно подпункту "в" пункта 18 Правил выдачу сертификатов осуществляют:гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "г", "е"-"з" пункта 5 настоящих Правил, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение субсидии).

В соответствии с Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19 марта 2007 г. №37 "О реализации в Удмуртской Республике подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики УР осуществляет оформление и выдачу государственных жилищных сертификатов категории граждан, указанным подпункте "г" пункта 5 Правил.

Учитывая, что истец уволен с военной службы по достижению предельного возраста, имеет выслугу свыше 10 лет, он относится к категории граждан перечисленных в подпункте "г" пункта 5 Правил.

Вместе с тем из содержания приведенных норм следует, что обязательным условием для получения государственного жилищного сертификата такой категории граждан является их нахождение на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Анализируя основания для снятия Саланкина Г.Л. с вышеуказанного учета, указанные Администрацией г. Ижевска суд пришел к следующему.

Из содержания решения Администрации г. Ижевска следует, что имеются два основания для снятия истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренные ст. 53 и п. 6 ст. 56 ЖК РФ.

Статья 53 ЖК РФ содержит меру юридической ответственности граждан за намеренное ухудшение своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Граждане, которые намеренно предприняли действия, направленные на ухудшение своих жилищных условий, с целью приобретения права постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, принимаются на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Такие действия могут заключаться, например, во вселении в жилое помещение других граждан, которые имеют возможность проживать в другом жилом помещении. В результате их вселения в жилое помещение жилая площадь на каждого проживающего становится меньше учетной нормы. Возникает право постановки на учет. Намеренными действиями могут быть признаны и действия по умышленному разрушению жилого помещения с целью приведения его в состояние, негодное для проживания и т.д.

Факт того, что принял на себя обязательство о сдаче жилого помещения не приватизировать указанное жилое помещение и не совершать иных действий не является основанием для применения ст. 53 ЖК РФ.

Кроме того, истец приобрел право состоять в очереди на улучшении жилищных условий в 1998 году, будучи проживая в общежитии.

Указанная же выше норма предусматривает намеренное ухудшение жилищных условий с целью постановки в дальнейшем на учет для улучшения жилищных условий.

Исчерпывающий перечень оснований снятия граждан с данного учета содержится в ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. К ним отно­сятся:

1) подача гражданами заявления о снятии с учета;

2) утрата оснований, дающих гражданам право на получе­ние жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жи­тельства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) получение гражданами в установленном порядке от орга­на государственной власти или органа местного самоуправ­ления бюджетных средств на приобретение или строитель­ство жилого помещения;

5) предоставление им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправле­ния земельного участка для строительства жилого дома;

6) выявление в представленных гражданами документах сведений, не соответствующих действительности и послужив­ших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о приня­тии на учет.

Принимая решение об исключении Саланкина Г.Л. из очереди на получение жилых помещений ( ГЖС) по основаниям, предусмотренным п.6 ст. 56 ЖК РФ, Администрация г.Ижевска не указала какие сведения в документах, не соответствующих действительности были представлены Саланкиным Г.Л., послужив­шие основанием для принятия на учет, какие были совершены неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о приня­тии на учет Саланкина Г.Л.

Решением Октябрьского районного суда г.Ижевска от 26 июня 2008 года установлено, что 14 апреля 1998 года Саланкин Г.Л. правомерно был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях в Администрации г.Ижевска УР.

В соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы завяленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии с ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявителя, в связи с чем суд всесторонне и полно рассматривает заявленные требования с учетом всех положенных в их обоснование доводов и аргументов с целью вынесения законного и обоснованного решения по делу.

Правовой статус нуждающихся в улучшении жилищных условий на период до 01 марта 2005 года определялся Жилищным Кодексом РСФСР от 24 июня 1983 года.

В соответствии со ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Условием для предоставления меры социальной поддержки является признание граждан в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях и постановка в органе местного самоуправления на учет в качестве таковых до 1 января 2005 года.

Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ (в ред. от 1 декабря 2007 г.), граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., в целях последующего предоставле­ния им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Указан­ные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в дей­ствие ЖК РФ давали им право на получение жилых поме­щений по договорам социального найма. Этим гражданам жилые помещения по договорам социального найма предос­тавляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.

До 1 января 2005 года на территории Удмуртской Республики действовали нормативные акты (постановление Совета Министров УАССР и Удмуртского областного Совета профсоюзов от 30.08.1984г. № 231, постановление Правительства УР от 08.12.2003г. № 275), в соответствии с которыми нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 9 кв. метров.

В судебном заседании установлено, что на день рассмотрения дела в суде истец проживает в квартире сына С.Р.Г., по адресу <адрес>, которая принадлежит С.Р.Г. на праве собственности по договору о передачи жилого помещения в собственность от 03.07.2008 года №

Истец от приватизации в данной квартире отказался.

Как пояснил в судебном заседании Саланкин Г.Л., он проживает в вышеуказанной квартире вместе с сыном, ведет с ним общее хозяйство и является членом семьи собственника.

Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами и сторонами не оспаривается.

Из представленных правоустанавливающих документов и поквартирной карточки, видно, что Саланкин Г.Л. проживает со своим сыном С.Р.Г. занимает жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 19 кв. м, в т.ч жилой площадью 19 кв.м, т.е. обеспеченность на одного члена семьи превышает 9 кв. м жилой площади.

В силу статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Члены семьи собственника вправе пользоваться наравне с ним жилым помеще­нием.

Статьей 19 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что если бывший член семьи собственника на момент приватизации имел равные права с лицом, которое впоследствии приобрело в собственность данное жилое помещение, но отказался от приватизации, дав согласие на приватизацию иному лицу, то при переходе права собственности на жилое помещение к другому лицу он не может быть выселен из этого жилого помещения, поскольку имеет право пользования данным жилым помещением.

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения на условиях договора социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Из указанной правовой нормы следует, что приватизация жилого помещения возможна только при обязательном согласии на приватизацию всех совершеннолетних членов семьи нанимателя, в том числе бывших членов семьи нанимателя (часть 4 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации). Каких-либо исключений для проживающих совместно с нанимателем членов его семьи, в том числе и для тех, кто ранее участвовал в приватизации другого жилого помещения, данная норма права не устанавливает.

Таким образом, при прекращении семейных отношений с собственником приватизированного жилого помещения за бывшим членом семьи собственника, реализовавшим свое право на бесплатную приватизацию, сохраняется право пользования приватизированным жилым помещением, так как на приватизацию этого жилого помещения необходимо было его согласие.

При этом следует учитывать, что, дав согласие на приватизацию жилого помещения, лицо, совместно проживающее с гражданином, впоследствии приобретшим в собственность данное жилое помещение, исходило из того, что право пользования данным жилым помещением для него будет носить бессрочный характер.

Давая сыну согласие на приватизацию указанной квартиры, истец не отказывался от принадлежащего ему права пользования этой жилой площадью, добросовестно полагая, что это право является безусловным.

В связи с этим, данное право пользования жилым помещением сохраняется за членом семьи собственника на неопределенное время, поскольку иное толкование нарушало бы положения статьи 40 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен своего жилища.

На основании вышеизложенных обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований Саланкина Г.Л.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Саланкина Г.Л. к Администрации г. Ижевска о признании незаконными решения Администрации г.Ижевска о снятии с очереди на получение жилых помещений и жилищного сертификата и восстановлении в очереди на получение жилых помещений и государственного жилищного сертификата отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме в Верховный Суд Удмуртской республики, через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено судьей на компьютере 05 октября 2010 года.

Судья В.М.Нуриева