о восстановлении пенсионных прав



Дело №2-2101/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 августа 2010 года г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики

в составе:

председательствующего судьи Плеханова А.Н.

при секретаре Ласкове И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайлова Н.Т. к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о восстановлении пенсионных прав,

У С Т А Н О В И Л:

Михайлов Н.Т. (далее по тексту – истец) обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике (далее по тексту – МВД по УР, ответчик) о восстановлении пенсионных прав.

Иск мотивирован тем, что феврале 2010 года истец обратился к ответчику с заявлением о включении в выслугу лет для назначения пенсии периода учебы в <юридическое лицо1> в период с 01 сентября 1969 года по 39 июня 1973 года вместо периода учебы в <юридическое лицо2> с 01 июля 1977 года по 14 ноября 1980 года и назначении пенсии за выслугу лет. Ответом ответчика от 05 февраля 2010 года в назначении истцу пенсии по выслуге лет было отказано. Истец считает данное решение незаконным, принятым с нарушением действующего законодательства, поскольку на при замене указанных периодов учебы истец имеет право на получение пенсии по выслуге лет.

Истец просил суд признать незаконным решение МВД по УР (далее – решение) от 05 февраля 2010 года об отказе в пересмотре расчёта выслуги лет, не включению в него периода учебы в <юридическое лицо1> в период с 01 сентября 1996 года по 30 июня 1973 года и назначении пенсии по выслуге, обязать МВД по УР произвести Михайлову Н.Т. назначение и выплату пенсии по выслуге лет с 01 февраля 2010 года, взыскать с МВД по УР понесенные судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 200 рублей.

В судебном заседании 15 июля 2010 года истец изменил, исковые требования, и на день рассмотрения дела, просил суд признать незаконным решение МВД по УР от 05 февраля 2010 года об отказе в пересмотре расчёта выслуги лет, не включению в него периода учебы в <юридическое лицо1> в период с 01 сентября 1996 года по 30 июня 1973 года и назначении пенсии по выслуге, обязать МВД по УР произвести Михайлову Н.Т. перерасчёт выслуги лет, исключив из него период учёбы в <юридическое лицо2> с 01 сентября 1977 года по 13 ноября 1980 года, включив в него период учёбы в <юридическое лицо1> с 01 сентября 1969 года по 30 июня 1973 года, обязать МВД по УР произвести Михайлову Н.Т. назначение и выплату пенсии по выслуге лет с 01 февраля 2010 года.

В ходе судебного заседания Михайлов Н.Т., его представитель Россихин А.В. действующий на основании доверенности поддержали свои требования в полном объеме.

При этом Михайлов Н.Т. пояснил, что начал обучение в <юридическое лицо1> с 01 сентября 1969 года, диплом получил 30 июня 1973 года, обучение на этом не закончилось, отрабатывали до 15 июля 1973 года. Факт учебы в период с 01 сентябр1969 года по 30 июня 1973 года является доказанным. При увольнении ему не рассчитывали стаж, сказали, что для назначения пенсии хватит, о том, что ему включили в выслугу лет период учебы институте, вместо периода учебы в училище он не знал. После обращения к ответчику ему не предлагали представить документы об учёбе в училище в подлиннике для решения вопроса о назначении пенсии. Просил исковые требования удовлетворить.

Представитель истца Россихин А.В. пояснила, что после обращения истца 01 февраля 2010 года ответчик был обязан исключить из выслуги лет период учебы в <юридическое лицо2> и включить в выслугу лет период учебы в <юридическое лицо1>.

Представители ответчика Косачева О.И. Глухова Е.В., действующие на основании доверенностей, исковые требования Михайлова Н.Т. не признали, просили оставить иск без удовлетворения. При этом пояснили, что в перерасчёт выслуги было отказано, так как истцом не были представлены документы о периоде прохождения обучения, истец не обращался в центр пенсионного обеспечения, оспариваемый истцом ответ был дан Управлением кадров МВД по УР, был согласован с начальником центра пенсионного обеспечения. Днем назначения пенсии является день обращения в пенсионный орган. В случае, когда к заявлению приложены не все документы заявителю разъясняется, какие документы необходимо представить дополнительно. Центр пенсионного обеспечения является структурным подразделением МВД по УР.

Свидетель С.Г.Г. суду пояснила, что до брака её фамилия была Р.Г.Г., она обучалась в <юридическое лицо1> в период с01 сентября 1969 года по 30 июня 1973 года, вместе в ней проходил обучение и Михайлов Н.Т.

Свидетель Б.В.В. суду пояснила, что до брака её фамилия была М.В.В., она обучалась в <юридическое лицо1> в период с 01 сентября 1969 года по 30 июня 1973 года, вместе в ней проходил обучение и Михайлов Н.Т., по окончанию учёбы их предупредили, что до 15 августа 1973 года они являются студентами и выдали студенческие билеты, действующие до 15 августа 1973 года.

Выслушав пояснения участников процесса, свидетелей, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

В период с 14 ноября 1973 года по 14 ноября 1975 года Михайлов Н.Т. проходил службу в <данные изъяты>.

В период с 01 сентября 1977 г. по 13 ноября 1980 года Михайлов Н.Т. обучался в <юридическое лицо2>.

В период с 13 ноября 1980 года по 14 июня 1993 года Михайлов Н.Т. проходил службу в <данные изъяты>.

В период с 15 июня 1993 года по 02 ноября 1993 года проходил службу в <данные изъяты>.

В период с 02 ноября 1993 года по 01 декабря 1995 года проходил службу в <данные изъяты>.

Приказом <данные изъяты> №861 л/с от 21 декабря 1995 года <данные изъяты> Михайлов Н.Т. уволен 01 декабря 1995 года по пункту «а» ст.45 (по собственному желанию) Положения о прохождении службы в <данные изъяты>. Выслуга лет с учетом периода обучения в <юридическое лицо2> для назначения пенсии составила 19 лет 08 месяцев 08 дней.

Период обучения Михайлова Н.Т. с 01 сентября 1969 года по 30 июня 1973 года Михайлов Н.Т. в <юридическое лицо1> в выслугу лет для назначения пенсии не был включен.

На 01 декабря 1995 года Михайлову Н.Т. были установлены должностной оклад в размере 514960 руб. (неденоминированных), оклад по званию в размере 268410 руб. (неденоминированных), процентная надбавка за выслугу лет в размере 30 процентов.

01 февраля 2010 года Михайлов Н.Т. обратился в МВД по УР с заявлением о включении в выслугу лет для назначения пенсии периода учёбы в <юридическое лицо1> с 01 сентября 1969 года по 30 июня 1973 года вместо периода учебы в <юридическое лицо2> с 01 сентября 1977 года по 13 ноября 1980 года, назначении и выплате ему пенсии по выслуге лет.

Решением МВД УР от 05 февраля 2010 года Михайлову Н.Т. отказано в перерасчете выслуги лет, поскольку МВД по УР не является правопреемником Федеральной службы налоговой полиции и не наделено полномочиями как исключать засчитанные ФСНП России своим сотрудникам в выслугу лет периоды времени, так и включать бывшим сотрудникам федеральных органов налоговой полиции соответствующие периоды. Кроме того, к заявлению Михайловым Н.Т. не был приложен документ, подтверждающий обучение в <юридическое лицо1> в период с 01 сентября 1969 года по 30 июня 1973 года.

Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями сторон, представленными доказательствами и сторонами по делу в целом не оспариваются.

Требования истца Михайлова Н.Т. являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению, а решение МВД по УР об отказе Михайлову Н.Т. в перерасчёте выслуги лет, назначению пенсии подлежит признанию незаконным по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении №18-П от 15 июня 1998 года, а также в определении за №320-О от 05 ноября 2002 года, суд вправе применять нормативные правовые акты, утратившие силу, но действовавшие в спорные периоды деятельности истца.

Согласно части 3 статьи 17 Закона РФ от 24.06.1993 N 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции" (в редакции от 31 декабря 2002 года) действовавшего до 01 июля 2003 года пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется Положением "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4991-1 от 20 мая 1993 года (в редакции от 30 июня 2002 года).

Часть 3 статьи 50 названного Положения предусматривает, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один.

Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ), предусматривает, что пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации (ст.11). Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации (ст.18). Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона с заявлением о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса (ст.51). Заявления и поступившие вместе с ними документы для назначения пенсии рассматриваются пенсионными органами не позднее десяти дней со дня поступления заявления либо не позднее десяти дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления (ст.52). Днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления. В случаях, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые для решения данного вопроса документы, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно. При представлении им этих документов до истечения трех месяцев со дня получения указанного разъяснения днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте, указанные в части первой настоящей статьи (ст.54). Выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 настоящего Закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи (ст.56).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 года N 155 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям" (в редакции от 20 февраля 1995 года) действие Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" распространено на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания. Установлено, что пенсии, назначаемые уволенным со службы сотрудникам налоговой полиции и их семьям, исчислять из суммы, складывающейся из выплачиваемых этим сотрудникам месячных окладов по последней штатной должности и по специальному званию, присвоенному ко дню увольнения, процентной надбавки за выслугу лет, исчисленной из этих окладов, и месячной стоимости выдаваемого им продовольственного пайка, исчисленной по общей норме. При этом часть суммы денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, не превышающая 10-кратный минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством на день назначения или перерасчета пенсий, учитывается при исчислении пенсий полностью, а остальная ее часть - в размере 50 процентов.

Согласно п.1, 2 п. 2 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, служба в органах безопасности бывшего Союза ССР в должностях оперативного состава (включая период обучения), руководящего и начальствующего состава - до 1 октября 1955 г. по перечням должностей, утверждаемым Министром безопасности Российской Федерации; служба в органах налоговой полиции Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные звания; время обучения их до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы.

Вследствие изложенного обязательными условиями для назначения пенсии по выслуге лет являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой выслуги, в рассматриваемом случает более 20 лет.

Истцом в судебном заседании представлена необходимая совокупность доказательств свидетельствующих о выполнении им условий влекущих за собой назначении пенсии. Ответчиком доказательств обратного, не представлено.

Так, судом установлено и не оспаривается ответчиком, что с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет истец 01 февраля 2010 года обратился в МВД по УР, то есть в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение сотрудников органов налоговой полиции на территории Удмуртской Республики. Иного пенсионного органа на территории Удмуртской Республики осуществляющего пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и уполномоченного провести проверку по заявлению и назначить Михайлову Н.Т. пенсию по выслуге лет не имеется.

Согласно Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от 27.05.2005 N 418 виды пенсий, пособий и компенсаций, порядок их назначения и выплаты, а также перерасчет ранее назначенных пенсий, пособий и исчисление выслуги лет установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также соглашениями (договорами) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо Союзом ССР с другими государствами (п.2). Пенсии, пособия и компенсации пенсионерам и их семьям назначаются соответствующими пенсионными органами МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по месту увольнения со службы (п.6). Материалы о назначении пенсии представляются кадровыми подразделениями в пенсионные органы не позднее 10 дней со дня увольнения с военной службы (службы) военнослужащего или сотрудника органов внутренних дел (п.11). Для назначения пенсии за выслугу лет кадровыми подразделениями представляются следующие документы: а) заявление о назначении пенсии; б) расчет выслуги лет; в) денежный аттестат; г) свидетельство о болезни лиц, освидетельствованных ВВК; д) справка МСЭК о группе инвалидности (инвалиду и иждивенцам-инвалидам); е) справка соответствующего органа, в компетенцию которого входит выдача документов, подтверждающих состав семьи и степень родства (при назначении надбавки на иждивенцев); ж) справка из органов социальной защиты населения, ПФ России о неполучении пенсии по линии этих органов либо прекращении ее выплаты (при необходимости); з) копии удостоверений, на основании которых осуществляется реализация прав и льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п.12.1).

Доводы ответчика о том, что МВД по УР не является правопреемником Департамента налоговой полиции УР, не наделено полномочиями как исключать засчитанные в выслугу лет периоды, так и включать бывшим сотрудниками иные периоды суд признаёт противоречащими положениям Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"

Суд отмечает, что указанные нормативно-правовые акты не содержат ограничений для пенсионных органов как по перерасчёту выслуги лет, так и таких оснований для отказа в назначении пенсии по выслуге лет.

Помимо этого, судом установлено, что последнее место службы истца ликвидировано в установленном законом порядке, соответственно внесение изменений в расчёт выслуги лет Михайлову Н.Т., в приказы об установлении выслуги лет истцу, равно как и оформление денежного аттестата в настоящее время невозможно.

Ссылка в оспариваемом решении на положения ч.5 ст.54 ФЗ от 30 июня 2003 года №86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" является несостоятельной поскольку данное положение регулирует вопросы исчисления выслуги лет лицам, уволенным из органов налоговой полиции в порядке перевода в органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или на государственную службу. К рассматриваемому спору указанное ч.5 ст.54 ФЗ от 30 июня 2003 года №86-ФЗ применению не подлежит.

Указание в оспариваемом решении на не предоставление Михайловым Н.Т. документов подтверждающих период учебы в <юридическое лицо1> также не свидетельствует о законности оспариваемого решения, поскольку обязанностью пенсионного органа является разъяснение заявителю какие документы им должны быть представлены.

Как установлено судом, данная обязанность пенсионным органом не была выполнена, что и повлекло обращение истца за судебной защитой.

С учетом изложенного, оспариваемое истцом решение нельзя признать соответствующим закону.

Судом установлено, что при увольнении со службы в выслугу лет для назначения пенсии Михайлову Н.Т. были включены следующие периоды: с 14 ноября 1973 года по 14 ноября 1975 года служба в <данные изъяты> (02 года 00 мес.00 дней), с 01 сентября 1977 г. по 13 ноября 1980 года обучения в <юридическое лицо2> (01 год 07 мес. 06 дней), с 13 ноября 1980 года по 14 июня 1993 года служба в <данные изъяты> (12 лет 07 мес. 01 день), с 15 июня 1993 года по 02 ноября 1993 года служба в <данные изъяты> (00 лет 04 мес. 17 дней), с 02 ноября 1993 года по 01 декабря 1995 года на льготных условиях с коэффициентом 1,5 (03 года 01 месяц 14 дней).

Между тем, период учёбы Михайлова Н.Т. в <юридическое лицо1> с 01 сентября 1969 года по 30 июня 1973 года (с учетом понижающего коэффициента 0,5 -01 год 11 месяцев 00 дней) не был включен в выслугу лет.

Как указано выше оснований, предусмотренных законом для отказа Михайлову Н.Т. произвести перерасчет выслуги лет у ответчика не имеется.

Нарушенное право истца на получение социального обеспечения, подлежит судебной защите, путем включения периода обучения Михайлова Н.Т. в <юридическое лицо1> (01 год 11 месяцев 00 дней) в выслугу лет для назначения пенсии вместо периода обучения в <юридическое лицо2> (01 год 07 мес. 06 дней).

С учетом этого, выслуга лет для назначения пенсии у Михайлова Н.Т. по состоянию на 01 декабря 1995 года составит 20 лет 00 мес. 02 дня, что свидетельствует о праве истца на получении пенсии.

Так как судом признан незаконным отказ МВД по УР от 05 февраля 2010 года в пересмотре расчёта выслуги лет, не включению в него периода учебы в <юридическое лицо1> и назначению пенсии, поэтому подлежат удовлетворению требования истца назначении и выплате ему пенсии за выслугу лет со дня обращения за ее назначением, т.е. с 01 февраля 2010 года исходя из установленного истцу на день увольнения должностного оклада, оклада по званию, процентной надбавки за выслугу лет.

Поскольку при разрешении иных требований Михайлова Н.Т. судом сделан перерасчёт выслуги лет, которым период учебы в <юридическое лицо2> исключен из расчёта выслуги лет, а период учебы в <юридическое лицо1> включен в выслугу лет, то исковые требований Михайлова Н.Т. о возложении данной обязанности на МВД по УР удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Иск Михайлова Н.Т. к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о восстановлении пенсионных прав удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике от 05 февраля 2010 года об отказе в пересмотре расчёта выслуги лет, не включению в него периода учебы в <юридическое лицо1> с 01 сентября 1969 года по 30 июня 1973 года и назначению пенсии по выслуге.

Обязать Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике произвести назначение и выплату пенсии за выслугу лет Михайлову Н.Т. с 01 февраля 2010 года.

Исковые требования Михайлова Н.Т. к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о возложению обязанности произвести перерасчёт выслуги лет, исключив из него период учёбы в <юридическое лицо2> с 01 сентября 1977 года по 13 ноября 1980 года, включив в него период учёбы в <юридическое лицо1> с 01 сентября 1969 года по 30 июня 1973 года оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме через районный суд.

Решения изготовлено в совещательной комнате на компьютере и подписано председательствующим судьей.

Судья А.Н. Плеханов