о признании права собственности на квартиру



2-3465/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 сентября 2010 года

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Плеханова А.Н.,

при секретаре Селезневе Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серебряковой Т.И. к Администрации города Ижевска о признании за С.С.А. права собственности на ? доли в квартире, о включении ? доли квартиры в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти С.С.А.,

У с т а н о в и л:

Серебрякова Т.И. обратилась в суд с иском к Администрации г. Ижевска о признании за С.С.А. права собственности на ? доли в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, и о включении ? доли указанной квартиры в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти С.С.А..

Исковое заявление мотивировано тем, что 14 января 2010 года умер С.С.А.. После его смерти открылось наследство. В собственности С.С.А. находилась ? доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора передачи жилого помещения в собственность. Однако право собственности С.С.А. на ? долю указанного жилого помещения не было зарегистрировано в установленном порядке в связи с его смертью. Учитывая изложенное, необходимо признать за С.С.А. право собственности на указанное имущество и включить его в наследственную массу.

В порядке подготовки дела к слушанию к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне истца без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Серебряков А.С. и Тарасова С.С. (дети С.С.А.)

В судебном заседании Серебрякова Т.И. доводы и требования, изложенные в иске, поддержала, просила их удовлетворить.

Третьи лица на стороне истца без самостоятельных требований относительно предмета спора Серебряков А.С., Тарасова С.С. в судебном заседании против заявленных исковых требований не возражали.

Ответчик Администрация г. Ижевска, уведомленная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителя в суд не направила, дело в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав объяснения истицы Серебряковой Т.И., третьих лиц Серебрякова А.С., Тарасовой С.С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

26 ноября 2009 года между Администрацией Октябрьского района г. Ижевска и Серебряковой Т.И., С.С.А. заключен договор передачи жилого помещения по адресу: <адрес> в собственность по ? доли каждому.

Право собственности на ? доли в вышеуказанной квартире в установленном законом порядке зарегистрировано за Серябряковой Т.И.

Право собственности С.С.А. на указанное выше жилое помещение не зарегистрировано в установленном законом порядке.

14 января 2010 года С.С.А. умер.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность гражданина возникает с момента его рождения и прекращается смертью.

В связи со смертью С.С.А. утратил правоспособность, то есть способность иметь гражданские права и нести обязанности, вследствие чего за умершим, в рассматриваемом случае С.С.А., не может быть признано право собственности на имущество.

Таким образом исковые требования Серебряковой Т.И. к Администрации г.Ижевска о признании за С.С.А. права собственности на ? доли в квартире удовлетворению не подлежат.

В тоже время исковые требования Серябряковой Т.И. к Администрации города Ижевска о включении ? доли квартиры в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти С.С.А. подлежат удовлетворению в силу следующего.

Истица Серебрякова Т.И., являясь супругой умершего, относится к наследникам первой очереди.

Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами и сторонами не оспариваются.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности на недвижимые вещи, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно статье 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основанием для государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Исходя из смысла статей 7, 8 указанного Федерального закона соблюдение порядка оформления передачи жилья в собственность, установленного данными статьями, обязательно для граждан.

Однако, если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до регистрации такого договора местной администрацией, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь ввиду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, которой ему не могло быть отказано (пункт 8 Постановления Пленума Верховного Суда от 24 августа 1993 года № «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).

Судом установлено, что 26 ноября 2009 года С.С.А.и Серябрякова Т.И. заключили с Администрацией Октябрьского района г. Ижевска договор передачи по ? доли вышеуказанной квартиры в их собственность.

09 декабря 2009 года С.С.А. и Серебрякова Т.И. обратились в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР с заявлением о государственной регистрации договора от 26 ноября 2009 года.

Право собственности на ? доли в вышеуказанной квартире в установленном законом порядке зарегистрировано за Серябряковой Т.И.

Регистрация права собственности С.С.А. на ? доли в вышеуказанной квартире не была осуществлена в связи с его смертью.

Вышеизложенное, свидетельствует о принадлежности С.С.А. ? доли квартиры по адресу: <адрес>.

Возможность соблюсти правила оформления документов на государственную регистрацию права собственности С.С.А. исключалась в связи с его смертью.

В силу статьи 1102 ГК РФ в состав наследства входит принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

С учетом содержания приведенных выше норм ? доли в квартире по адресу: <адрес>, принадлежащей С.С.А. подлежит включению в состав наследства, открывшегося после его смерти.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд,

Р е ш и л:

Исковые требования Серебряковой Т.И. к Администрации <адрес> о признании за С.С.А., умершим 14 января 2010 года права собственности на ? доли в квартире, расположенной по адресу <адрес> оставить без удовлетворения.

Исковые требования Серебряковой Т.И. к Администрации <адрес> о включении ? доли квартиры, расположенной по адресу <адрес> в наследственного имущества, оставшегося после смерти С.С.А., умершего 14 января 2010 года удовлетворить.

Включить ? доли квартиры, расположенной по адресу <адрес>. <адрес> в наследственного имущества, оставшегося после смерти С.С.А., умершего 14 января 2010 года.

Решение может быть обжаловано Верховный Суд УР в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 30 сентября 2010 года.

Председательствующий судья А.Н. Плеханов