о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного имущества питьевого водоснабжения микрорайон Воложка



Дело № 2-176/11

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

28 января 2011 года

Октябрьский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Плеханова А.Н.,

при секретаре Селезневе Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района г.Ижевска в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Город Ижевск», возложения на Администрацию Муниципального образования «Город Ижевск» обязанность устранить допущенные нарушения,

Установил:

Прокурор Ленинского района г.Ижевска действующий в интересах неопределенного круга лиц (далее по тексту – прокурор, заявитель) обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Город Ижевск», возложения на Администрацию Муниципального образования «Город Ижевск» (далее по тексту Администрация г.Ижевска) обязанности устранить допущенные нарушения.

Требования заявителя мотивированы тем, что прокурором проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения питьевой водой жителей микрорайона <адрес>. В ходе проверки установлено, что источником водоснабжения микрорайона <адрес> является артезианская скважина №2406-55 с четырьмя водоразборными колонками, обслуживаемые МУП г.Ижевска «Ижводоканал». Жители микрорайона <адрес> используют воду из указанной скважины для питьевых целей, поскольку иных источников питьевого водоснабжения в микрорайоне не имеется. По заключению <юридическое лицо1> Удмуртской геологоразведочной экспедиции от 29 мая 2003 года по химическому составу подземные воды скважины, расположенной в микрорайоне <адрес> не соответствуют нормативам СаНПиН 2.1.4.1074-10 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества воды» (далее СаНПиН 2.1.4.1074-01) по содержанию фторидов, бора.

По результатам лабораторных испытаний проведенных Центральной лабораторией МУП г.Ижевска «Ижводоканал» от 19 октября 2006 года установлено, пробы воды отобранные из скважины не соответствуют по количественному химическому анализу СаНПиН 2.1.4.1074-01.

По требованию п.3.4 СаНПиН 2.1.4.1074-01 безвредность питьевой воды по химическому составу определяется её соответствиям нормативам по содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения, согласно которым в питьевой воде содержание бора не должно превышать 0,5 мг/л, тогда как в воде, отобранной из указанной скважины содержание бора составляет 18,1 мг/л, что в 36 превышает показатели содержания этого вредного вещества. Кроме того, при норме содержания в питьевой воде фторидов 1,4 мг/л, в воде отобранной из скважины, находящейся в микрорайоне <адрес> содержание фторидов составляет 4,30мг/л.

Ситуация, при которой население использует для питьевых целей воду, которая не соответствующую гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям создаёт угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и представляет потенциальную опасность для здоровья населения, представляет реальную угрозу возникновения и распространения заболеваний. Указанная ситуация является результатом невыполнения Администрацией г.Ижевска возложенных на неё законом полномочий по организации водоснабжения жителей микрорайона <адрес>. При этом заявитель просил:

- признать незаконным бездействие Администрации г.Ижевска выразившееся в непринятии мер к обеспечению питьевым водоснабжением микрорайона <адрес> в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

- обязать Администрацию г.Ижевска в целях устранения допущенных нарушений организовать питьевое водоснабжение микрорайона <адрес> в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

В судебном заседании:

Прокурор Репина В.К. доводы и требования заявления поддержала в

полном объеме.

Представитель Администрации г.Ижевска, Администрации Ленинского района г.Ижевска Богданова А.В. действующая на основании доверенностей, с заяв­лениями не согласилась, пояснила, что вода подаваемая из скважины не соответствует нормам. Проведение работ по реконструкции, существующей артезианской скважины и поиску новых источников водоснабжения в микрорайоне <адрес> включено в программу комплексного развития систем коммунального водоснабжения <адрес> на период до 2015 года, в 2009 и 2010 году работы не проводились в связи с отсутствием денежных средств. Рассматриваются два варианта обеспечения питьевой водой жителей микрорайона, а именно установка фильтрующих элементов на существующей скважине или подвоз питьевой воды. В настоящее время жители обеспечиваются питьевой водой через торгово-розничную сеть.

Представители заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике Лихачева А.В., Суслопарова Т.А. действующие на основании доверенности полагали заявление подлежащими удовлетворению. Суду пояснили, что скважина в микрорайоне <адрес> эксплуатируется с 2000 года, вода в скважине не пригодна для питьевого водоснабжения, является технической, иных источников водоснабжения в микрорайоне не имеется, в связи с низким спросом реализация питьевой воды через киоски не производится.

Представитель заинтересованного лица МУП г.Ижевска «Ижводоканал» Шакирзянов И.И. суду пояснил, что источником водоснабжения микрорайона <адрес> является артезианская скважина пробуренная в 2000 году. Качество воды в скважине не соответствует требованиям СаНПиН 2.1.4.1074-01 по шести химическим показателям, а также по микробиологическим показателям. Наиболее оптимальным вариантом по обеспечению жителей микрорайона питьевой водой является устройство очищающей установки для существующей скважины.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей исследовав и проанализиро­вав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Микрорайон <адрес> расположен в границах муниципального образования «Город Ижевск».

В период со 13 сентября по 19 октября 2010 года прокуратурой Ленинского района г.Ижевска проводилась проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения питьевой водой жителей микрорайона <адрес>, в ходе которой установлено, что источником водоснабжения микрорайона <адрес> является артезианская скважина №2406(А)-55, и четыре водозаборные колонки, вода в скважине является технической и непригодна для питья. Иных источников водоснабжения в микрорайоне не имеется.

Артезианская скважина №2406(А)-55 находится в муниципальной собственности, передана в хозяйственное ведение МУП г.Ижевска «Ижводоканал».

Управлением Роспотребнадзора по УР разрешено использование артезианской скважины №2406(А)-55, в микрорайоне <адрес> как технической.

Согласно лабораторным исследованиям Управления Роспотребнадзора по УР, МУП г.Ижевска «Ижводоканал» пробы воды, отобранные из систем водоснабжения микрорайона, не соответствуют СаНПиН 2.1.4.1074-01 по содержанию фторидов и содержанию бора.

22 октября 2010 года прокурор обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Эти обстоятельства следуют из содержания заявления, объяснений лиц участвующих в деле, сторонами не оспариваются и подтверждаются представленными и исследованными доказательствами.

Заявления прокурора об оспаривании бездействия органа местного само­управления, возложении обязанности по устранению выявленных нарушений подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 254 ГПК РФ - гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального слу­жащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод неопределенного круга лиц.

Согласно статье 255 ГПК РФ - к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, го­сударственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке граждан­ского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и дейст­вия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он неза­конно привлечен к ответственности.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 фев­раля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти и органов местного само­управления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» - ис­ходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служа­щего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному норматив­ному правовому акту.

Следовательно, для признания судом незаконным бездействия органа местного самоуправления необходимо наличие совокупности следующих условий установления факта нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц, соблюдения срока обращения с заявлением в суд; установления незаконности бездействия Администрации г.Ижевска.

При рассмотрении настоящего дела данные условия нашли своё под­твержде­ние.

Согласно ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности.

Факт бездействия Администрации г.Ижевска выразившего в непринятии мер к обеспечению питьевым водоснабжением микрорайона <адрес> требованиям СаНПиН 2.1.4.1074-01 установлен прокурором по итогам проверки проведенной в период с 13 по 19 октября 2010 года. Поскольку с рассматриваемым заявлением, прокурор обратился 22 октября 2010 года, то срок обращения в суд им не пропущен.

Рассматривая требования прокурора по существу суд приходит к следующему.

Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст.17 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Согласно ст.8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст.18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Согласно ст.19 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Согласно п.п.2.1., 2.2. СаНПиН 2.1.4.1074-01 требования настоящих Санитарных правил должны выполняться при разработке государственных стандартов, строительных норм и правил в области питьевого водоснабжения населения, проектной и технической документации систем водоснабжения, а также при строительстве и эксплуатации систем водоснабжения. Качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил.

Согласно п.п.3.1-3.2 СаНПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

Согласно п.п.4 и 8 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Аналогичные положения содержаться в п.п.4 и 8 ч.1 ст.9 Устава Муниципального образования «Город Ижевск».

Из изложенного следует, что обязанность по организации безопасного и безвредного водоснабжения (в том числе и питьевого) населения проживающего на территории муниципального образования «Город Ижевск» возложена на органы местного самоуправления, каковым в рассматриваемом случае является Администрация г.Ижевска (ст.24 и 38 Устава).

В судебном заседании установлено, что источником водоснабжения микрорайона <адрес> является артезианская скважина.

При этом вода, используемая из указанной скважины населением, что следует из материалов дела и объяснений лиц участвующих в деле для питьевых целей не соответствует требованиям СаНПиН 2.1.4.1074-01, то есть является не безвредной и не безопасной.

Доступа к иным источникам питьевого водоснабжения, как жители, так и лица приезжающие в данный микрорайон не имеют.

Изложенное свидетельствует о том, что Администрация г.Ижевска не исполняет свои обязанности по обеспечению питьевым водоснабжением жителей микрорайона <адрес> в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, нарушает то есть бездействует, что является незаконным и нарушающим права неопределенного круга лиц, на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.

Необходимой совокупности доказательств опровергающих данные выводы суда Администрацией г.Ижевска не предоставлено. Объяснения представителя Администрации г.Ижевска о том, что жители микрорайона обеспечиваются питьевой водой через торгово-розничную сеть иными доказательствами не подтверждены, в связи с чем признаются судом недостаточными для признания данного факта доказанным. Отсутствие денежных не снимает с Администрации г.Ижевска обязанности по обеспечению питьевым водоснабжением микрорайона <адрес> в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

Оспариваемое бездействие Администрации создаёт опасность чрезвычайной ситуации, которая может повлечь случаи острых желудочно-кишечных заболеваний среди населения, не имеющих иных источников водоснабжения кроме воды из артезианской скважины, которая не соответствует требованиям СаНПиН 2.1.4.1074-01.

Таким образом, обжалуемое прокурором бездействие Администрации г.Ижевска, выраженное в непринятии мер к обеспечению питьевым водоснабжением микрорайона <адрес> следует признать незаконным.

В силу ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод. Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа местного самоуправления действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

С учетом изложенного на Администрацию г.Ижевска возлагается обязанность в целях устранения допущенных нарушений организовать питьевое водоснабжение микрорайона <адрес> в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

Учитывая вышеизложенное, заявление прокурора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление прокурора Ленинского района г.Ижевска в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Город Ижевск», возложения на Администрацию Муниципального образования «Город Ижевск» обязанность устранить допущенные нарушения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Город Ижевск» выразившееся в непринятии мер к обеспечению питьевым водоснабжением микрорайона <адрес> в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

Обязать Администрацию муниципального образования «Город Ижевск» в целях устранения допущенных нарушений организовать питьевое водоснабжение микрорайона <адрес> в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке Верховный суд Удмуртской Республики через районный суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Резолютивная часть решения изготовлена на компьютере в совещательной комнате и подписана председательствующим судьёй.

Решение в окончательной форме изготовлено 31 января 2011 года.

Председательствующий судья А.Н. Плеханов