Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 февраля 2011 г.
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Долгополовой Ю.В.,
при секретаре Трефиловой О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гамбарова В.М. к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Гамбаров В.М. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о предоставлении жилого помещения. Требования мотивированы следующим.
В 1985 г. истец поступил на службу в органы внутренних дел на должность участкового милиции. В этой должности Гамбаров В.М. проработал до 5 марта 2005 г., 6 марта 2005 г. истец уволен из органов внутренних дел по состоянию здоровья. В соответствии со статьей 30 Закона Российской Федерации "О милиции" участковым уполномоченным милиции жилая площадь в виде отдельной квартиры предоставляется не позднее 6 месяцев с момента вступления в должность. Истец подавал рапорт на получение жилья, однако в установленные законом сроки жилое помещение истцу не было предоставлено. В настоящее время семья истца состоит из 6 человек, истец с указанным составом семьи поставлен на учет для получения жилья в Первомайском РОВД г. Ижевска, вместе с тем жилым помещением истец до сих пор не обеспечен. Изложенное является основанием для возложения на ответчика обязанности по предоставлению истцу жилого помещения общей площадью не менее 60 кв.м.
Впоследствии истец уточнил исковые требования, указав, что на ответчика подлежит возложению обязанность по предоставления ему жилого помещения на состав семьи из 6 человек общей площадью не менее 79, 8 кв.м.
В суде истец доводы и требования, изложенные в иске, поддержал, просил иск удовлетворить.
Представитель МВД по УР Шабалин М.Б., действующий на основании доверенности, иск не признал, просил оставить его без удовлетворения в связи с необоснованностью.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела и учетного дела истца, суд приходит к нижеследующему.
С 1985 г. по 2005 г. истец проходил службу в органах внутренних дел Удмуртской Республики в должности уполномоченного милиции отдела участковых уполномоченных.
На основании рапорта от 14.08.1991 г. истец с составом семьи 7 человек поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в Первомайском РОВД г. Ижевска с вышеуказанной даты.
На основании приказа МВД УР от 11.03.2005 г. №48 л/с истец уволен из органов внутренних дел по пункту 3 части 7 статьи 19 Закона РФ "О милиции" (по ограниченному состоянию здоровья) с 14 марта 2005 г.
На день рассмотрения дела в суде Гамбаров В.М. состоит в очереди на получение жилого помещения в Отделе милиции №3 УВД по г. Ижевску под номером 5.
Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами.
Правовым основанием заявленных требований истец указывает часть 1 статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции", в соответствии с которой сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Согласно части 2 статьи 30 Закона РФ "О милиции" милиция может иметь служебный жилой фонд, формируемый в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Из содержания приведенной нормы следует, что критериями для обеспечения жилой площадью участковых уполномоченных милиции являются назначение на эту должность и нуждаемость в улучшении жилищных условий, а субъектами предоставления жилых помещений участковым уполномоченным являются федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления, к которым органы внутренних дел не относятся.
Такой порядок предоставления жилых помещений согласуется с норами Жилищного кодекса РФ.
Так, в соответствии с частью 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, нормы Жилищного кодекса прямо указывают, что иной порядок обеспечения отдельных категорий граждан жилыми помещениями может быть предусмотрен федеральными законами, каковым и является Закон РФ "О милиции", а из системного толкования приведенных выше норм следует, что органам местного самоуправления фактически переданы государственные полномочия по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма участковым уполномоченным милиции, при этом законом субъекта отдельный порядок предоставления не установлен. В связи с чем, в силу части 4 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения сотрудникам милиции подлежат предоставлению в порядке, установленном данным Кодексом.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ и частью 4 статьи 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 статьи 49 ЖК РФ, могут предоставляться жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (в том числе по основаниям части 1 статьи 30 Закона РФ "О милиции"). Иной порядок предоставления жилых помещений участковым инспекторам милиции законом не установлен.
С учетом данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15 февраля 2005 года N 58-О по жалобе администрации города Коряжма Архангельской области, связанной с проверкой конституционности части первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции", подтвердил, что обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жильем работников расположенных на территории муниципального образования органов милиции не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие и имеет как общегосударственное, так и местное значение; содержание муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, а вопросы обеспечения жильем указанной категории граждан подлежат совместному разрешению федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления; возникающие при этом расходы подлежат компенсации из федерального бюджета. В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что законоположение, обязывающее органы местного самоуправления обеспечивать сотрудников милиции, в том числе участковых уполномоченных милиции, жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающее самостоятельность и права местного самоуправления и противоречащее Конституции Российской Федерации.
Таким образом, надлежащим субъектом предоставления жилого помещения участковым инспекторам по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 30 "О милиции" является орган местного самоуправления, а не органы внутренних дел, к каковым относится ответчик.
Более того, вышеприведенная норма определяет, что жилые помещения предоставляются именно сотрудникам внутренних дел.
В этой связи суд отмечает, что согласно статье 1 Постановления ВС РФ от 23.12.1992 N4202-1
"Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации" сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном настоящим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
Как указано выше, в 2005 г. истец уволен со службы, следовательно, на день рассмотрения дела в суде он не является сотрудником органов внутренних дел, а относится к числу сотрудников, уволенных из органов внутренних дел, что исключает распространение на него положений части 1 статьи 30 Закона РФ "О милиции".
Кроме того, согласно части 2 статьи 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Из обстоятельств дела следует, что Гамбаров В.М. состоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий по месту службы, и, соответственно, имеет право на обеспечение его жилым помещением в порядке очередности исходя из времени принятия его на учет.
Как нуждающийся в предоставлении жилого помещения вне очереди, истец на учет не был поставлен и таких оснований для принятия на учет не заявлял.
Учитывая, что истец состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в Отделе милиции №3 УВД по г. Ижевску под номером 5, жилое помещение подлежит предоставлению ему ответчиком в порядке очереди. Возложение на ответчика обязанности по предоставлению истцу жилого помещения во внеочередном порядке приведет к нарушению прав других лиц, стоящих в очереди перед истцом.
Доводы истца о его праве состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях с 1985 г. не могут быть приняты судом во внимание, поскольку из представленных суду доказательств следует, что истец поставлен на учет 14.08.1991 г., решение ответчика о постановке истца на учет с указанной даты им не оспорено, обстоятельств, подтверждающих принятие ответчиком решения о постановке истца на учет нуждающихся в жилых помещениях в 1985 г. по настоящему делу не установлено.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Гамбаров В.М. к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о предоставлении жилого помещения оставить без удовлетворения.
Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим на компьютере 11 марта 2011 г.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти дней через районный суд.
Председательствующий судья Ю.В. Долгополова