№ 2-1047/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 февраля 2011 года
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Дубовцева Д.Н.,
при секретаре Юшкиной А.С.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению Трихина С.О. о признании незаконным отказа Удмуртского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Дусяцкого В.А. в ознакомлении с материалами проверки, возложении на должностное лицо прокуратуры обязанности устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Трихин С.О., осужденный за совершение преступления и отбывающий наказание в исправительном учреждении, обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным отказ Удмуртского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Дусяцкого В.А ознакомить его материалами проверки по его жалобе.
Фактически Трихин С.О. оспаривает ответ Удмуртского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Дусяцкого В.А от 23.12.2010 года № 174ж-2009, данный на его обращение об ознакомлении с материалами проверки, проведенной по его жалобе 11.10.2010 г.
Из заявления Трихина С.О. следует следующее:
Оспариваемым ответом должностного лица ему отказано в ознакомлении с материалами проверки по его жалобе, поданной в Удмуртскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.
Заявитель Трихин С.О. не согласен с доводами прокурора о его праве на ознакомление с материалами проверки через представителя, считая, что с материалами проверки он должен быть ознакомлен лично.
Заявитель полагает, что оспариваемым ответом нарушены его гражданские права, Конституционные права, предусмотренные ч.2 ст.15, ч.2 ст.24, ст.45, 46 Конституции РФ.
Истец Трихин С.О., отбывающий наказание по приговору суда в исправительном учреждении, был своевременно извещен о времени и месте судебного заседания. При этом, судом заявителю было разъяснены его обязанности и права, в том числе право на ведение дела через представителя. Данное определение заблаговременно было направлено в адрес истца и вручено последнему 03 февраля 2011 года, о чем свидетельствует расписка заявителя. Однако, ходатайств об обеспечении участия в судебном заседании его представителя, от Трихина С.О. не поступало.
Гражданско-процессуальный Кодекс РФ и другие федеральные законы не предоставляют лицам, отбывающим по приговору суда наказание в исправительных учреждениях, право на личное участие в разбирательствах судами их гражданских дел ( по которым они являются истцами (заявителями), ответчиками, третьими лицами и другие участниками процесса). Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает возможность этапирования осужденных из мест лишения свободы в следственные изоляторы лишь для участия в судебных разбирательствах по уголовным делам ( ст.77.1 УИК РФ).
Таким образом, суды не обязаны этапировать указанных лиц к местам разбирательства гражданских дел с целью обеспечения их личного участия в судебных заседаниях, что согласуется в разъяснениями, данными в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2006 года.
Принимая во внимание изложенное, а также то, что Трихин С.О. в настоящее время отбывает наказание в ФБУ ИК-8, суд считает возможным рассмотреть заявление Трихина С.О. в его отсутствие.
Удмуртская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, ответ должностного лица которой оспаривается, о времени и месте рассмотрения дела была уведомлена надлежащим образом, своего представителя не направила, представив суду письменные возражения на заявление Трихина С.О.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя прокуратуры, так как на основании ст.257 ч.2 ГПК РФ, неявка в судебное заседания извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения участников процесса, не является препятствием к рассмотрению дела.
В представленных письменных возражениях Удмуртский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Дусяцкий В.А. указал следующее:
14.12.2010 года в специализированную прокуратуру поступило обращение осужденного Трихина С.О. об ознакомлении его с материалами проверки, проведенной по его жалобе от 11.10.2010 года.
Прокурором Трихину С.О. дан ответ в разъяснением порядка ознакомления с материалами проверки по обращениям.
При разъяснении заявителю прокуратура ссылалась на требования действующего законодательства, регулирующего порядок рассмотрения обращений, ведомственные нормативные акты и судебную практику. В обжалуемом ответе было подтверждено право заявителя на ознакомление с документами и материалами, касающимися рассмотрение его обращении. Трихину С.О. был разъяснен порядок реализации данного права.
Изучив заявление Трихина С.О., письменные возражения должностного лица прокуратуры, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
09 декабря 2010 года Трихин С.О. обратился в Удмуртскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях с заявлением, в котором просил ознакомить его с материалами проверки № 174ж-2009, проведенной по его жалобе.
В Удмуртскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях заявление Трихина С.О. поступило 14 декабря 2010 года.
Как следует из оспариваемого ответа Удмуртского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Дусяцкого В.А. от 23.12.2010 года № 174ж-2009 на обращение Трихина С.О., последнему разъяснено реализовать свое право на ознакомление с материалами проверки через представителя.
Обращаясь в суд с заявлением о признании незаконным ответа должностного лица – Удмуртского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Дусяцкого В.А. от 23.12.2010 года, заявитель указывает на то, что отказом должностного лица в ознакомлении его с материалами проверки, были нарушены его гражданские и конституционные права.
Частью 2 статьи 24 Конституции РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В части 2 статьи 8 Федерального Закона « Об информации, информационных технологиях и о защите информации» закреплено право гражданина на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлено, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
Данное положение содержится и в пункте 4.14 Инструкции «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Прокуратуры РФ», утв. приказом Генерального прокурора РФ от 17.12.2007г. № 200, предусматривающий возможность ознакомления заявителя с материалами проверки.
Законность данного положения подзаконного нормативного акта органов прокуратуры подтверждена Решением Верховного суда РФ № ГКПИ08-1302 по заявлению Петрова А.П.
В соответствии с п. 4.15 Инструкции, письменное решение о предоставлении заявителю возможности ознакомиться с документами в прокуратурах субъектов РФ принимают соответствующие прокуроры, их заместители, начальники управлений и отделов.
Из анализа приведенных норм следует, что порядок ознакомления осужденных, содержащихся в местах лишения свободы, с материалами проверок по их обращениям, действующим законодательством не предусмотрен.
Указанные выше положения не вменяют в обязанности должностного лица, сотрудников прокуратуры выезжать по месту нахождения заявителя для ознакомления последнего с материалами проверок, а также этапировать содержащегося под стражей лица для ознакомления с материалами проверок.
Оспариваемый ответ Удмуртского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Дусяцкого В.А. от 23.12.2010 года № 174ж-2009, по мнению суда, носит рекомендательный, разъясняющий характер относительно возможности ознакомления заявителя с материалами проверки и получения информации в связи с особенностями места пребывания лица в настоящее время (отбывания наказания в местах лишения свободы).
Оспариваемый ответ не содержит отказа в ознакомлении с материалами проверки, не выдвигает какие-либо условия, в зависимости от которых может быть реализовано его право, гарантированное ст.24 Конституции РФ. Данное разъяснение о возможности ознакомиться с материалами проверки посредством услуг представителя отвечает требованиям закона и не нарушает охраняемые законом права и интересы заявителя.
Данный вывод суда следует из буквального толкования обжалуемого заявителем ответа.
При таких обстоятельствах доводы Трихина С.О. о том, что должностным лицом ему было отказано в праве на ознакомление с материалами проверки, что оспариваемый ответ прокурора не согласуется с Конституцией РФ и порождает ограничение его в правах, гарантированных Конституцией РФ, являются несостоятельными, как не нашедшие своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Ответ Удмуртского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Дусяцкого В.А. от 23.12.2010 г. № 174ж-2009 согласуется с Конституцией, и с пунктом 4.14 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ. Несоответствие оспариваемого ответа закону или иному акту судом не установлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый ответ Удмуртского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Дусяцкого В.А. является законным и оснований для удовлетворения требований заявителя Трихина С.О. не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199,258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Трихина С.О. о признании незаконным отказа Удмуртского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Дусяцкого В.А., выраженного в ответе от 23.12.2010 г. № 174ж-2009, в ознакомлении с материалами проверки, возложении на должностное лицо прокуратуры обязанности устранить допущенные нарушения, - ОСТАВИТЬ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения через Октябрьский районный суд г.Ижевска.
Решение отпечатано на компьютере и подписано судьей в совещательной комнате.
Полный текст решения изготовлен 16 марта 2011 года.
Председательствующий судья Дубовцев Д.Н.
Секретарь