Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 января 2011 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Стех Н.Э.,
при секретаре Сбоевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гонтаренко Т.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение ) в городе Ижевске (межрайонное ) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав,
У С Т А Н О В И Л:
Гонтаренко Т.В. (далее по тексту – истец) первоначально обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (далее по тексту – УПФ РФ (ГУ) в г.Ижевске (межрайонное) УР, ответчик) о восстановлении пенсионных прав.
Иск мотивирован тем, что ДАТА она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии, который принял решение об отказе ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости. При этом из ее специального педагогического стажа незаконно исключены периоды ее работы: с ДАТА по ДАТА ( 09 месяцев 04 дня) в должности секретаря комсомольской организации цеха № <данные изъяты> с ДАТА по ДАТА ( 17 дней), с ДАТА по ДАТА ( 31 день), с ДАТА по ДАТА ( 28 дней), с ДАТА по ДАТА ( 14 дней), с ДАТА по ДАТА ( 14 дней) в должности музыкального руководителя дошкольного учреждения, с 03 января по ДАТА ( 02 дня), с ДАТА по ДАТА ( 03 дня), с ДАТА по ДАТА ( 01 месяц 09 дней), с ДАТА по ДАТА ( 06 дней) в должности музыкального руководителя детского сада №, с ДАТА по ДАТА ( 18 дней), с ДАТА по ДАТА ( 04 дня), с ДАТА по ДАТА ( 02 дня), с ДАТА по ДАТА ( 02 дня), с ДАТА по ДАТА ( 04 дня), ДАТА ( 01 день), с ДАТА по ДАТА ( 05 месяцев 15 дней) в должности музыкального руководителя детских садов №.
Истец считает данное решение незаконным, поскольку на момент его принятия ее специальный педагогический стаж был более 25 лет, что позволяло принять решение о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости. Истец просит признать незаконным решение УПФ РФ (ГУ) в г.Ижевске (межрайонное) УР № от ДАТА об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, обязать УПФ РФ (ГУ) в г.Ижевске (межрайонное) УР досрочно назначить ей трудовую пенсию по старости с момента возникновения права на пенсию, как лицу не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Взыскать с УПФ РФ (ГУ) в г.Ижевске (межрайонное) УР понесенные судебные расходы в виде оплаты услуг представителя в сумме 5 000 рублей, оплаты госпошлины в сумме 100 рублей и оформления нотариальной доверенности в сумме 500 рублей.
В связи с тем, что решением УПФР № от ДАТА, отменено решение УПФР № от ДАТА об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии Гонтаренко Т.В., в порядке ст. 39 ГПК РФ истец изменила исковые требования ( л.д. 31), просила признать незаконным решение УПФР № от ДАТА об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии Гонтаренко Т.В., обязать назначить досрочно трудовую пенсию истцу с момента возникновения права, как педагогическому работнику, выработавшему 25-летний стаж в учреждениях для детей и взыскать понесенные судебные расходы в виде оплаты услуг представителя в сумме 5 000 рублей, оплаты госпошлины в сумме 100 рублей и оформления нотариальной доверенности в сумме 500 рублей.
06 мая 2010 года представитель истца Камалова З.Г., действующая на основании доверенности, изменила исковые требования, в соответствии со ст. 39 ГПК РФ ( л.д. 95), просила признать незаконным решение УПФР № от ДАТА об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии Гонтаренко Т.В. Обязать УПФ РФ (ГУ) в г.Ижевске (межрайонное) УР включить в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии следующие периоды ее работы :
с ДАТА по ДАТА ( 09 месяцев 04 дня) в должности секретаря комсомольской организации цеха № <данные изъяты>
с ДАТА по ДАТА ( 17 дней), с ДАТА по ДАТА ( 31 день), с ДАТА по ДАТА ( 14 дней), с ДАТА по ДАТА ( 14 дней) всего 02 месяца 16 дней – периоды нахождения на листке временной нетрудоспособности,
с ДАТА по ДАТА ( 01 месяц 13 дней), с ДАТА по ДАТА ( 12 дней), с ДАТА по ДАТА ( 17 дней), с ДАТА по ДАТА ( 17 дней), с ДАТА по ДАТА ( 16 дней), с ДАТА по ДАТА ( 18 дней), с ДАТА по ДАТА ( 09 дней), с ДАТА по ДАТА ( 04 дня), всего 03 месяца 16 дней – периоды, когда истец по мнению ответчика не выполнена педагогическую нагрузку до ДАТА,
с ДАТА по ДАТА ( 24 дня), с ДАТА по ДАТА ( 03 дня), с ДАТА по ДАТА ( 21 день), с ДАТА по ДАТА ( 21 день), с ДАТА по ДАТА ( 03 дня), с ДАТА по ДАТА ( 05 дней), с ДАТА по ДАТА ( 30 дней), с ДАТА по ДАТА ( 06 дней), с ДАТА по ДАТА ( 10 дней), ДАТА ( 01 день), ДАТА ( 01 день), с ДАТА по ДАТА ( 04 дня), с ДАТА по ДАТА ( 02 дня), с ДАТА по ДАТА ( 03 дня), с 03 января по ДАТА ( 02 дня ), с ДАТА по ДАТА ( 03 дня), всего 04 месяца 19 дней – периоды нахождения в частично- оплачиваемых отпусках до ДАТА,
с ДАТА по ДАТА ( 02 дня), с ДАТА по ДАТА ( 05 дней), с ДАТА по ДАТА ( 05 дней), с ДАТА по ДАТА ( 06 дней), ДАТА ( 01 день), с ДАТА по ДАТА ( 11 дней), с ДАТА по ДАТА ( 05 дней), всего 01 месяц 05 дней – время освобождения от основной работы в связи с неполным рабочим днем,
с ДАТА по ДАТА ( 04 месяца 08 дней), с ДАТА по ДАТА ( 09 месяцев 04 дня) – периоды работы в должности музыкального руководителя детского сада №.
Обязать УПФР назначить досрочно трудовую пенсию истцу с момента возникновения права, как педагогическому работнику, выработавшему 25-летний стаж в учреждениях для детей и взыскать понесенные судебные расходы в виде оплаты услуг представителя в сумме 5 000 рублей, оплаты госпошлины в сумме 100 рублей и оформления нотариальной доверенности в сумме 500 рублей.
Истец Гонтаренко Т.В. в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие. Дело с согласия сторон, рассмотрено в отсутствие неявившегося истца, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истца – Камалова З.Г., действующая на основании доверенности, измененные исковые требования Гонтаренко Т.В. поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы искового заявления, просила их удовлетворить. При этом не настаивала на включение в педагогический стаж, периодов с ДАТА по ДАТА ( 02 дня), с ДАТА по ДАТА ( 05 дней), с ДАТА по ДАТА ( 05 дней), с ДАТА по ДАТА ( 06 дней), ДАТА ( 01 день), с ДАТА по ДАТА ( 11 дней), с ДАТА по ДАТА ( 05 дней), всего 01 месяц 05 дней - время освобождения от основной работы в связи с неполным рабочим днем.
Пояснила, что в период действия Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» №340-1 действовали постановления Совмина РСФСР и Правительства РФ №463 от 06.09.1991 г. и №1067 от 22.09.1999 г. соответственно.
Постановлением Совета Министров РСФСР №463 от 6 сентября 1991 года был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (далее по тексту - Список №463), в котором указание на должность музыкального руководителя отсутствовала.
Постановлением Правительства РФ №1067 от 22 сентября 1999 года были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее пор тексту - Список №1067) и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет и в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее по тексту - Правила №1067). Пунктом 3 данного постановления было установлено, что в выслугу лет, дающую право на пенсию, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком №463, а после этой даты в соответствии со Списком и Правилами №1067. Абзацем 1 пункта 1 Правил №1067 было установлено, что работа в должностях, предусмотренных Списком №1067 (должность музыкального руководителя была включена в названный Список), включается в выслугу, дающую право на пенсию, при условии выполнения нормы педагогической нагрузки. В соответствии с п.5 постановления Правительства РФ №1067, оно вступало в силу с 1 ноября 1999 года. Таким образом, пункт 1 Правил также начал действовать с 1 ноября 1999 года.
20 марта 2000 года Правительством РФ было принято постановление №240 «О внесении дополнений в постановление Правительства от 22 сентября 1999 года №1067», которым пункт 5 постановления №1067 был дополнен вторым абзацем, согласно которого требования по необходимости выполнения нормы педагогической нагрузки были введены по абзацу 1 Правил №1067 не с 1 ноября 1999 года, а с 1 сентября 2000 года. Такое требование предъявлялось ко всем педагогическим работникам, должности которых были перечислены в Списке №1067, среди которых значился и музыкальный руководитель.
1 февраля 2001 года Правительством РФ было принято постановление №79 «О внесении изменение и дополнений в постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1067», которым был дополнен абзацем пункт 3 постановления, позволивший применять Правила №1067, утвержденные им и на периоды до 1 ноября 1999 года. Данное изменение постановления №1067 позволило применять как Списки и Правила, утвержденные им и на периоды работ, приходящихся в период действия постановления №463, т.к. в соответствии с пунктом 1 Правил №1067 в редакции от 20 марта 2000 года и 1 февраля 2001 года работа в должностях, предусмотренных Списком №1067 (музыкальный руководитель был перечислен среди этих должностей) засчитывалась в выслугу лет при условии выполнения педагогической нагрузки с 1 сентября 2000 года. Каких-либо дополнительных требований постановление Правительства №1067 от 22 сентября 1999 года (в редакции от 20 марта 2000 года и 1 февраля 2001 года) к должности музыкального руководителя не предъявляло, предоставив возможность правоприменителю применить данное постановление к периодам работ до 1 ноября 1999 года.
С учетом возможности применения постановления №1067 с изменениями после 1 февраля 2001 года ввиду обращения истицы за назначением пенсии (3 февраля 2009 года, считает возможным применить постановление №1067 (в редакции от 20 марта 2000 года и 1 февраля 2001 года) за периоды работы истицы в должности музыкального руководителя с 1 октября 1993 года без предъявления требований к выполнению педагогической нагрузки до 1 сентября 2000 года.
Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г.Ижевске (межрайонное) УР – Романова Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, в ходе судебного заседания пояснила, что 13 февраля 2009 года истец обратилась с документами в отдел пенсий по месту жительства для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением Управления от 03 декабря 2009 года в назначении пенсии отказано, в связи с отсутствием требуемого специального стажа. При определении права на данный вид пенсии применялся Список должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781. В случае отсутствия права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с указанным постановлением, с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, право на досрочное пенсионное обеспечение может быть определено по нормативным документам, действовавшим до введения в действие нового правового регулирования, то есть на 31 декабря 2001 года. А именно, в соответствии с постановлением СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 (за периоды работы до 01 ноября 1999 года), постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 (за периоды работы с 01 ноября 1999 года по 11 ноября 2002 года) и постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 (за периоды работы с 12 ноября 2002 года).
Период работы с ДАТА по ДАТА, когда истец работала в должности секретаря комсомольской организации цеха №, не подлежит зачету в педагогический стаж, поскольку каких- либо документов относительно занимаемой должности, стороной истца не представлено. Кроме того, работа в спорной должности засчитывается в выслугу лет в соответствии с пп. «а» пункта 1 Положения от 17 декабря 1959 года № 1397, при этом в силу п.4 Положения время работы, указанной в пункте 2, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа (16 лет 08 месяцев), требуемого для назначения пенсии в соответствии с указанным постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Таким образом, для зачета в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, может быть зачтен при условии выработки 2/3 стажа на момент отмены постановления № 1397.
Периоды работы в должности музыкального руководителя в детских учреждениях может быть включен в педагогический стаж при условии подтверждения выработки нормы рабочего времени педагогической нагрузки, установленной на ставку заработной платы. Периоды работы с ДАТА, нагрузка, установленная на ставку музыкальному руководителю, не вырабатывалась. Из имеющихся в материалах дела архивной справки от ДАТА № о ежемесячной нагрузке за период с ДАТА по ДАТА, за спорные периоды, истец не вырабатывала установленную нагрузку (ежемесячная нагрузка должна составлять 96 часов в месяц).
Периоды, когда истец находилась в отпуске без сохранения заработной платы, не могут быть включены в педагогический стаж, поскольку в данный период истцом не была выполнена установленная нагрузка, кроме того пункт 4 Правил исчисления периодов работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со ст. ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривает право зачета в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, только работу, выполняемую постоянно в течение полного рабочего дня. В п.5 указанных Правил перечислены периоды, которые подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Периоды нахождения в ученических, частично- оплачиваемых и отпусках без сохранения заработной платы, данным перечнем не предусмотрены. Просила в иске отказать.
Выслушав пояснения участников процесса, проверив полномочия представителей сторон, изучив и проанализировав материалы дела, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Гонтаренко Т.В., ДАТА года рождения, с ДАТА года по настоящее время работает в учреждениях для детей.
Согласно записям трудовой книжки в следующие периоды истец осуществляла следующие виды трудовой деятельности:
с ДАТА по ДАТА – музыкальный руководитель отдела дошкольных учреждений <данные изъяты>
с ДАТА по ДАТА – слесарь механосборочных работ, инструментальщик цеха № <данные изъяты>
с ДАТА по ДАТА – воспитатель жилищно- коммунального отдела <данные изъяты>
с ДАТА по ДАТА - музыкальный руководитель отдела дошкольных учреждений № <данные изъяты>
с ДАТА по ДАТА - музыкальный руководитель детского сада №,
с ДАТА по настоящее время- музыкальный руководитель детского сада №.
ДАТА Гонтаренко Т.В. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г.Ижевске (межрайонное) УР с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику, отработавшему в учреждениях для детей более 25 лет.
Решением № от ДАТА Гонтаренко Т.В. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку ответчиком установлено, что специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью у нее менее 25 лет и составляет 23 года 06 месяцев 03 дня.
В стаж были включены следующие периоды.
С ДАТА по ДАТА, когда истец работала в качестве музыкального руководителя в детском ясли- саду №, ясли- саду №, входящих в состав отдела дошкольных учреждений № производственного объединения « Ижмаш».
С ДАТА по ДАТА, когда истец работала в качестве музыкального руководителя МДОУ детского сада № г.Ижевска с учетом работ по совместительству в должности музыкального руководителя детского сада № г.Ижевска.
С ДАТА по ДАТА- работа по совместительству в качестве учителя музыки и ритмики <данные изъяты> для обучающихся ( воспитанников) с отклонениями в развитии <данные изъяты>.
С ДАТА по ДАТА – работа в качестве музыкального руководителя МДОУ детский сад № №
В стаж ответчиком не были включены следующие периоды.
С ДАТА по ДАТА, когда, по мнению ответчика, не выполнена педагогическая нагрузка, установленная на ставку заработной платы музыкальному руководителю.
С ДАТА по ДАТА, на данных периодах истец не настаивает.
С ДАТА по ДАТА, когда истец находилась в частично - оплачиваемом отпуске.
При этом истец настаивает на включении только периодов с ДАТА по ДАТА ( 24 дня), с ДАТА по ДАТА ( 03 дня), с ДАТА по ДАТА ( 21 день), с ДАТА по ДАТА ( 21 день), с ДАТА по ДАТА ( 03 дня), с ДАТА по ДАТА ( 05 дней), с ДАТА по ДАТА ( 30 дней), с ДАТА по ДАТА ( 06 дней), с ДАТА по ДАТА ( 10 дней), ДАТА ( 01 день), ДАТА ( 01 день), с ДАТА по ДАТА ( 04 дня), с ДАТА по ДАТА ( 02 дня), с ДАТА по ДАТА ( 03 дня), с 03 января по ДАТА ( 02 дня ), с ДАТА по ДАТА ( 03 дня).
Не включены ответчиком также периоды с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА и время освобождения от основной работы в связи с неполным рабочим днем с ДАТА по ДАТА ( 02 дня), с ДАТА по ДАТА ( 05 дней), с ДАТА по ДАТА ( 05 дней), с ДАТА по ДАТА ( 06 дней), ДАТА ( 01 день), с ДАТА по ДАТА ( 11 дней), с ДАТА по ДАТА ( 05 дней). На данных периодах истец не настаивает.
Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями сторон, представленными доказательствами и сторонами в целом не оспариваются.
Руководствуясь п.3 ст.196 ГПК РФ, суд рассматривает требования истца в рамках заявленного иска, то есть дает оценку лишь тем периодам ее деятельности (далее по тексту - спорные периоды), на включении которых в свой педагогический стаж она настаивает.
Требования истца Гонтаренко Т.В. являются законными, обоснованными и подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
30 декабря 2008 года в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» внесены изменения (Федеральный закон от 30 декабря 2008 года №319-ФЗ). При этом подпункт 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», которым определено право на назначение трудовой пенсии по старости ранее установленного статьей 7 возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, признан утратившим силу, а пункт 1 статьи 27 дополнен подпунктом 19, устанавливающим аналогичное право лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Данные изменения вступили в законную силу со дня официального опубликования закона (с 31 декабря 2008 года).
Принимая во внимание, что в рамках заявленного спора истец оспаривает решение № от ДАТА, принятое ответчиком на основании ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в редакции, действовавшей после 31 декабря 2008 года, суд дает оценку пенсионных прав истца, основываясь на той же редакции Федерального закона, действовавшей после 31 декабря 2008 года.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ (далее по тексту – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и одновременно предусматривает право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее установленного статьей 7 возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста (подпункт 10).
Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п.2 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»). Заявление о назначении трудовой пенсии рассматривается не позднее чем через десять дней со дня приема заявления (п.5 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).
Вследствие этого обязательными условиями на досрочное назначение трудовой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), подтвержденной соответствующими документами.
Данные юридически значимые обстоятельства истцом выполнены.
Так, судом установлено и не оспаривается ответчиком, что с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (55 лет), истец обратилась в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, 13 февраля 2009 года.
На день обращения истца за трудовой пенсией по старости и приема ответчиком ее заявления со всеми необходимыми документами, общая суммарная продолжительность педагогической деятельности истца составляла менее 25 лет, то есть право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости возникло у нее не со дня обращения за назначением пенсии, а только с 11 января 2010 года.
1. Период с ДАТА по ДАТА ( 09 месяцев 04 дня), когда истец работала в должности секретаря комсомольской организации цеха № <данные изъяты>», не может быть включен в педагогический стаж по следующим основаниям.
В течение спорного периода действовал Закон СССР от 15 июля 1956 года «О государственных пенсиях».
Статьей 58 данного Закона СССР сохранены пенсии за выслугу лет, установленные постановлениями Правительства СССР для отдельных категорий специалистов (учителей, медицинских работников и других). При этом Совету Министров СССР было поручено определить порядок дальнейшего назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, в т.ч. определить круг работников, которым назначаются эти пенсии.
В связи с чем, Советом Министров СССР издано постановление за №1397 от 17 декабря 1959 года, пунктом 1 которого предусмотрено право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет.
Согласно подпункту «а» пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 (далее по тексту – Положение от 17 декабря 1959 года №1397), в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения, кроме работы, указанной в Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном тем же постановлением Совета Министров СССР, в том числе засчитывается «выборная и другая ответственная работа в комсомольских органах».
Инструктивным письмом Министерства социального обеспечения РСФСР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» от 30 июня 1986 года №1-63-И дано разъяснение вышеуказанного постановления СМ СССР от 17 декабря 1959 года №1397. Так, согласно подпункту 3.1 пункта 3 данного Инструктивного письма, при применении пп.«а» п.1 Положения следует иметь в виду, что к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве освобожденного секретаря, заведующего отделом райкома ВЛКСМ и др.
В судебное заседание был представлен протокол заседания комитета комсомола <данные изъяты> от ДАТА, согласно которому Гонтаренко Т.В., ДАТА года рождения утверждена секретарем комсомольской организации цеха № ( л.д. 50), при этом не указано с какой даты.
Согласно записям № трудовой книжки в период с ДАТА по ДАТА ( л.д. 8), Гонтаренко Т.В. работала в цехе механосборочных работ № в должности слесаря механосборочных работ и слесарем – инструментальщиком.
Записи о том, что Гонтаренко Т.В. работала в должности освобожденного секретаря комсомольской организации цеха, в трудовой книжке нет.
Проанализировав совокупность представленных доказательств в полном объеме, суд признает, что стороной истца не представлено доказательств работы истца в должности именно освобожденного секретаря комсомольской организации цеха № с ДАТА по ДАТА.
Таким образом, суд полагает, что требования истца о включении в педагогический стаж периода с ДАТА по ДАТА (09 месяцев 04 дня), когда истец работала в должности секретаря комсомольской организации, не основаны на нормах права, следовательно, удовлетворению не подлежат.
2. Рассматривая периоды с ДАТА по ДАТА ( 17 дней), с ДАТА по ДАТА (31 день), с ДАТА по ДАТА (14 дней), с ДАТА по ДАТА (14 дней) всего 02 месяца 16 дней – периоды временной нетрудоспособности, суд приходит к следующему.
Согласно представленных архивных справок от ДАТА № ( л.д. 67), № от ДАТА ( л.д. 68), истец с ДАТА по ДАТА ( 17 дней), с ДАТА по ДАТА ( 31 день), с ДАТА по ДАТА ( 14 дней), с ДАТА по ДАТА ( 14 дней), была временно нетрудоспособна, в связи с чем норма педагогической нагрузки не была ею выработана.
В указанный период работы ( ДАТА), действовали утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право назначения льготной пенсии по старости, периода работы в должности руководителей- воспитателей и воспитателей, в том числе и в детских садах ( пункт 4 подраздела 1 раздела 1 Перечня).
Разъяснением от 17 мая 1960 года № 19 Государственный комитет Совета Министров ССР по вопросам труда и заработной платы, вопросы пенсионного обеспечения музыкальных руководителей ( музыкальных работников) в вопросах пенсионного обеспечения приравнял к руководителям- воспитателям и воспитателям.
Вышеназванные нормы не предъявляли требования о выполнении педагогической нагрузки для включения в стаж периодов работы музыкальным руководителем (музыкальным работником).
Таким образом, периоды работы истца музыкальным руководителем до ДАТА, возможно включить в стаж осуществления педагогической деятельности на основании постановления от 17 декабря 1959 года № 1397, безотносительно от установления обстоятельств выполнения, либо невыполнения педагогической нагрузки.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что периоды с ДАТА по ДАТА ( 17 дней), с ДАТА по ДАТА ( 31 день), с ДАТА по ДАТА ( 14 дней), с ДАТА по ДАТА ( 14 дней), всего 02 месяца 16 дней – периоды временной нетрудоспособности, подлежат включению в педагогический стаж.
3. Периоды с ДАТА по ДАТА ( 01 месяц 13 дней), с ДАТА по ДАТА ( 12 дней), с ДАТА по ДАТА ( 17 дней), с ДАТА по ДАТА ( 17 дней), с ДАТА по ДАТА ( 16 дней), с ДАТА по ДАТА ( 18 дней), с ДАТА по ДАТА ( 09 дней), с ДАТА по ДАТА ( 04 дня), всего 03 месяца 16 дней, когда не была выполнена педагогическая нагрузка, установленная на ставку заработной платы музыкальному руководителю.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", в котором должность музыкального руководителя не была предусмотрена.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, пункт 3 которого предусматривал, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Названным Списком должность музыкального руководителя поименована, при этом в пункте 1 Правил указано на необходимость выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Таким образом, период с ДАТА по ДАТА законодателем не был урегулирован порядок включения времени работы в должности музыкального руководителя в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
С принятием Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, данный пробел законодателем устранен и в пункте 5 указывается на возможность включения в льготный стаж работы музыкальным руководителем при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).
Разрешая спор, спорные периоды работы истца музыкальным руководителем, суд оценивает на основании ныне действующего п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 и исходит из необходимости выполнения нормы педагогической нагрузки для включения в стаж работы музыкальным руководителем.
В целях осуществления подсчета педагогического стажа суд в качестве значимого обстоятельства определил выполнение истцом нормы педагогической нaгpyзки, урегулированной постановлением Правительства РФ от 03.04.2003г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».
Вместе с тем, как установлено судом, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА истицей норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы не выработана.
Поэтому указанные периоды включению в педагогический стаж истца не подлежат.
4. Рассматривая периоды с ДАТА по ДАТА ( 24 дня), с ДАТА по ДАТА ( 03 дня), с ДАТА по ДАТА ( 21 день), с ДАТА по ДАТА ( 21 день), с ДАТА по ДАТА ( 03 дня), с ДАТА по ДАТА ( 05 дней), с ДАТА по ДАТА ( 30 дней), с ДАТА по ДАТА ( 06 дней), с ДАТА по ДАТА ( 10 дней), ДАТА ( 01 день), ДАТА ( 01 день), с ДАТА по ДАТА ( 04 дня), с ДАТА по ДАТА ( 02 дня), с ДАТА по ДАТА ( 03 дня), с 03 января по ДАТА ( 02 дня ), с ДАТА по ДАТА ( 03 дня), всего 04 месяца 19 дней – периоды нахождения в частично- оплачиваемых отпусках до ДАТА, суд приходит к следующему.
В постановлении Конституционного Суда РФ №18-П от 15 июня 1998 года указано, что права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой деятельности или иной общественно полезной деятельности. Пенсии по старости, за выслугу лет и другие пенсии, назначаемые в связи с трудовой и иной деятельностью, заслужены предшествующим трудом, этим предопределяется содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий.
Учитывая изложенное, суд считает, что, отказывая в зачете в педагогический стаж Гонтаренко Т.В. периода нахождения ее в частично оплачиваемом отпуске, когда она не по своей вине, по независящим от нее причинам, не могла выполнять трудовые обязанности, орган пенсионного обеспечения неправомерно ограничил ее в пенсионных правах и поставил в неравные условия с другими категориями граждан, что ограничивает конституционные права истца на социальное обеспечение.
Таким образом, период частично оплачиваемого отпуска, во время которого истец не по своей вине не могла трудиться, подлежит включению в стаж работы по специальности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При этом ссылка представителя ответчика на Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516 (далее – Правила от 11 июля 2002 года №516), согласно которым в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не включаются периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника), является не состоятельной и не может быть принята судом по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Таким образом, действие Правил от 11 июля 2002 года №516, являющихся подзаконными актами, распространяется на отношения, возникшие после введения их в действие. При этом данные Правила, как и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, не содержат запрета на включение в педагогический стаж периодов нахождения в отпусках.
При таких обстоятельствах суд считает возможным включить спорные периоды в педагогический стаж.
При включении в специальный педагогический стаж Гонтаренко Т.В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляющий на 13 февраля 2009 года по подсчетам ответчика, 23 года 06 месяцев 03 дня, периодов:
- с ДАТА по ДАТА ( 17 дней), с ДАТА по ДАТА ( 31 день), с ДАТА по ДАТА ( 14 дней), с ДАТА по ДАТА ( 14 дней), всего 02 месяца 16 дней, когда истец была временно нетрудоспособна,
- с ДАТА по ДАТА ( 24 дня), с ДАТА по ДАТА ( 03 дня), с ДАТА по ДАТА ( 21 день), с ДАТА по ДАТА ( 21 день), с ДАТА по ДАТА ( 03 дня), с ДАТА по ДАТА ( 05 дней), с ДАТА по ДАТА ( 30 дней), с ДАТА по ДАТА ( 06 дней), с ДАТА по ДАТА ( 10 дней), ДАТА ( 01 день), ДАТА ( 01 день), с ДАТА по ДАТА ( 04 дня), с ДАТА по ДАТА ( 02 дня), с ДАТА по ДАТА ( 03 дня), с 03 января по ДАТА ( 02 дня ), с ДАТА по ДАТА ( 03 дня), всего 04 месяца 19 дней - периоды нахождения в частично- оплачиваемых отпусках до ДАТА, он составит 24 года 01 месяц 08 дней, что не позволяет принять решение о досрочном назначении трудовой пенсии по старости Гонтаренко Т.В. со дня обращения, то есть с ДАТА (не хватает 10 месяцев 22 дня).
Поскольку истец Гонтаренко Т.В. продолжает работать в должности музыкального руководителя в МДОУ детский сад № № ( л.д. 101, 180-181), вырабатывая при этом норму педагогической нагрузки в количестве 24 часа в неделю, либо 4, 8 часов в день, что подтверждается справками (кроме периода нахождения с ДАТА по ДАТА в частично оплачиваемом отпуске), требуемый 25-летний стаж для назначения трудовой пенсии, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, истцом выработан с ДАТА (ДАТА по ДАТА – 4 месяца 09 дней, не хватает 6 месяцев 13 дней; с ДАТА + 6 мес. 13 дней = ДАТА), то есть не с момента обращения, но до вынесения решения судом, что в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» свидетельствует о возникновении права истца на назначение песни с ДАТА.
С учетом того, что решение состоялось в пользу истца, на ответчика в порядке статьи 98 ГПК РФ должна быть возложена обязанность по возмещению истцу судебных расходов, состоящих из государственной пошлины в сумме 100 рублей, расходов за оформление нотариально удостоверенной доверенности в сумме 500 рублей. Данные расходы подтверждены в судебном заседании квитанцией и нотариально удостоверенной доверенностью.
Согласно ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Судебные расходы присуждаются, если они понесены фактически, являлись необходимыми и разумными в количественном отношении. Суд может ограничить взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов сумму, если сочтет ее чрезмерной с учетом конкретных обстоятельств.
Исходя из изложенного, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого гражданского дела, с учетом принципа разумности, суд считает расходы истца на оплату услуг представителя, заявленные к взысканию с ответчика, завышенными.
В связи с чем, суд определяет подлежащими взысканию с УПФР в г. Ижевске (межрайонного) УР в пользу Гонтаренко Т.В. расходы на оплату услуг представителя, принимавшего участие в судебном заседании, в размере 3 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Гонтаренко Т.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное ) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики № от ДАТА в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Гонтаренко Т.В. как педагогическому работнику, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики включить в специальный педагогический стаж Гонтаренко Т.В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии следующие периоды:
с ДАТА по ДАТА ( 17 дней), с ДАТА по ДАТА ( 31 день), с ДАТА по ДАТА ( 14 дней), с ДАТА по ДАТА ( 14 дней), когда истец была временно нетрудоспособна,
с ДАТА по ДАТА ( 24 дня), с ДАТА по ДАТА ( 03 дня), с ДАТА по ДАТА ( 21 день), с ДАТА по ДАТА ( 21 день), с ДАТА по ДАТА ( 03 дня), с ДАТА по ДАТА ( 05 дней), с ДАТА по ДАТА ( 30 дней), с ДАТА по ДАТА ( 06 дней), с ДАТА по ДАТА ( 10 дней), ДАТА ( 01 день), ДАТА ( 01 день), с ДАТА по ДАТА ( 04 дня), с ДАТА по ДАТА ( 02 дня), с ДАТА по ДАТА ( 03 дня), с 03 января по ДАТА ( 02 дня ), с ДАТА по ДАТА ( 03 дня) – периоды нахождения в частично оплачиваемых отпусках до ДАТА, всего 04 месяца 19 дней.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики досрочно назначить Гонтаренко Т.В. трудовую пенсию по старости, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от ее возраста с момента возникновения права, то есть с 11 января 2010 года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики в пользу Гонтаренко Т.В. расходы за услуги представителя в сумме 3000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 100 рублей и расходы за услуги нотариуса по оформлению доверенности в сумме 500 рублей, а всего взыскать 3600 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме через районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено судьей 07 февраля 2011 года на компьютере.
Судья Стех Н.Э.