о предоставлении жилого помещения



Дело 2-984/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 марта 2011 года г.Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики

в составе:

председательствующего судьи Плеханова А.Н.,

при секретаре Кринициной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г.Ижевска в интересах Д.Л.В. к Администрации г. Ижевска о предоставлении жилого помещения,

У с т а н о в и л:

Прокурор Ленинского района г.Ижевска действуя в интересах Д.Л.В. обратился в суд с иском к Администрации г. Ижевска о предоставлении жилого помещения. Требования мотивированы следующим.

Прокурором Ленинского района г.Ижевска проведена проверка по обращению Д.Л.В. о нарушении её жилищных прав. Проверкой установлено, что Д.Л.В. имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в Администрации г.Ижевска. Жилого помещения на условиях социального найма или на праве собственности истец не имеет, проживает по договору аренды по адресу <адрес>. С учетом вышеизложенного ответчик обязан предоставить Д.Л.В. жилое помещение во внеочередном порядке общей площадью не менее 13,3 кв.м., благоустроенное соответствующие санитарным и техническим нормам, находящееся в г.Ижевске.

Определением Октябрьского районного суда г.Ижевска от 24 января 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Управление муниципального жилья Администрации г.Ижевска, Министерство финансов Удмуртской Республики, Министерство образования Удмуртской Республики.

В судебном заседании:

Прокурор Полякова С.В. доводы и требования, изложенные в иске, поддержала, просила его удовлетворить.

Д.Л.В. на иске настаивала, доводы и требования, изложенные в иске, поддержала, просила его удовлетворить.

Представить Администрации г. Ижевска, третьего лица на стороне ответчика без самостоятельных требований относительно предмета спора К.Ф.В., действующий на основании доверенности, иск не признал, просил оставить его без удовлетворения. Суду пояснил, что Д.Л.В. состоит в списке лиц имеющих право на предоставление жилья во внеочередном порядке, но предоставления жилого помещения возможно лишь в порядке очереди.

Представители третьих лиц Министерства финансов Удмуртской Республики и Министерства образования Удмуртской Республики в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, причины неявки не сообщили. Дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ в их отсутствие.

Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему.

Д.Л.В. (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, до выявления проживала по адресу <адрес>.

Д.Л.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила обучение в МОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Школа-интернат № <данные изъяты>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в ГОУ НПО «Профессиональное училище №» находилась на полном государственном обеспечении.

ДД.ММ.ГГГГ Д.Л.В. поставлена на учет для получения жилого помещения в Администрации г. Ижевска, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состоит в списке очередников под номером №.

Д.Л.В. не имеет закрепленного за ней жилого помещения, врменно, в связи с работой проживает по адресу <адрес>.

Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами и сторонами по делу не оспариваются.

Учитывая, что Д.Л.В. имеет ребенка, оставшегося без попечения родителей, состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, поставлена на данный учет до достижения возраста 23 лет, не имеет закрепленного за ней жилого помещения, иск подлежит удовлетворению.

При этом суд исходит из нижеследующего.

В соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно части 1 статьи 3 Закона Удмуртской Республики от 06.03.2007 N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, нахождения у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилая площадь предоставляется вне очереди в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Согласно статье 4 указанного закона жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим право на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства. В случае невозможности определения места жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения указанной категории лиц предоставляются (по их выбору) по месту их выявления или первичного устройства в семью опекуна, приемную семью, образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для предоставления жилья по договору социального найма. При расчете норм предоставления жилой площади детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, члены семьи не учитываются. Финансирование расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в текущем году осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год.

Статьей 15 указанного закона полномочиями по предоставлению такой меры социальной поддержки, как обеспечение вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, нахождения у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также обеспечение благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях, когда закрепленное за ними жилое помещение находится в непригодном для проживания состоянии и не подлежит ремонту, наделены муниципальное образование "Город Ижевск ".

В соответствии с ч. 1 постановления Правительства УР от 25 июня 2007 года N 99 "О мерах по обеспечению жильем в 2007 году детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и норме предоставления им жилых помещений" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления площади жилых помещений по договору социального найма, установленными органами местного самоуправления в Удмуртской Республики.

Во исполнение Закона № 159-ФЗ Правительством Удмуртской Республики было принято постановление "Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" №435 от 24 апреля 2000 г. действовавшее на момент постановки Д.Л.В. на учёт в качестве нуждающейся, в соответствии с которым на Министерство народного образования Удмуртской Республики возложен учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц в возрасте до 23 лет из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения (пункт 1 Постановления).

При этом администрациям районов и городов Удмуртской Республики рекомендовано обеспечивать вне очереди жилыми помещениями по месту выявления и первичного устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц в возрасте до 23 лет из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пункт 3 Постановления).

Согласно пункту 4 Постановления "Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" №435 от 24 апреля 2000 г. Министерству финансов Удмуртской Республики предписано ежегодно, начиная с 2001 года, предусматривать в республиканском бюджете Министерства народного образования Удмуртской Республики указанные в пункте 3 целевые средства на строительство (приобретение) жилых помещений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц в возрасте до 23 лет из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в установленном порядке возложена на Администрацию г.Ижевска.

Вышеуказанный порядок согласуется с нормами Жилищного кодекса РФ, определяющими условия и основания предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

Так, в соответствии с частью 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 4 статьи 49 ЖК РФ).

Порядок предоставления жилых помещений на условиях договора социального найма определен статьей 57 ЖК РФ, согласно части 2 которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу части 3 статьи 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Из системного толкования приведенных выше норм следует, что обязанность по предоставлению жилого помещения Д.Л.В. должна быть возложена на Администрацию г. Ижевска.

Доводы представителя ответчика Администрации г.Ижевска суд признаёт необоснованными и отклоняет в силу не оспаривания данным ответчиком права истца на вне очередное получение жилья. Наличие очереди среди других лиц имеющих аналогичное право, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.

Согласно части 5 статьи 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта, а не конкретного района населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

До помещения с Школу-интернат № Д.Л.В. проживала в городе <адрес>.

Нормы предоставления в г. Ижевске установлены решением Городской думы г.Ижевска от 28.07.2005 N 349 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории города Ижевска", в соответствии с которым по договору социального найма предоставляются жилые помещения из расчета 13, 3 кв.м. общей площади на одного человека.

С учетом вышеизложенного Администрация г.Ижевска должна предоставить Д.Л.В. жилое помещение на условиях договора социально­го найма общей площадью не менее 13, 3 кв.м., благоустроенное применительно к условиям города Ижевска, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находя­щееся в черте города Ижевска.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Ижевска в интересах Д.Л.В. к Администрации г. Ижевска о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Ижевска предоставить Д.Л.В. на условиях договора социально­го найма жилое помещение общей площадью не менее 13,3 кв.м., благоустроенное применительно к условиям города Ижевска, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находя­щееся в черте города Ижевска.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Уд­муртской Республики в течение 10 дней с момента его изготовления в окончательной форме через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 22 марта 2011 года.

Председательствующий судья А.Н.Плеханов