о признании незаконный бездействия, и возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалида в жилое здание путем установки пандуса



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 января 2011 г.

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Долгополовой Ю.В.,

при секретаре Трефиловой О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Ижевска, действующего в интересах Хромовой М.В., к Администрации г. Ижевска о возложении обязанности по установке пандуса,

у с т а н о в и л:

Прокурор Ленинского района г. Ижевска, действующий в интересах Хромовой М.В., обратился в суд с иском к Администрации г. Ижевска о возложении обязанности по установке пандуса. Требования мотивированы следующим.

На основании обращения Хромовой М.В. прокуратурой Ленинского района г. Ижевска проведена проверка по созданию органами местного самоуправления условий для беспрепятственного доступа инвалида в жилое помещение. Хромова М.В. является инвалидом-колясочником и проживает по адресу: <адрес>. Вход в подъезд, в котором расположена квартира истицы, не оборудован пандусом, что нарушает положения статьи 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов". Невнесение в бюджет муниципального образования на 2010 г. расходов на обустройство пандусов к жилым домам не является основанием для освобождения органа местного самоуправления от обязанности обеспечивать доступ инвалидов к жилому зданию.

В суде помощник прокурора Репина В.К. доводы и требования, изложенные в иске, поддержала, просила иск удовлетворить.

Истица, извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, представила заявление о рассмотрении дела без ее участия. В порядке статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истицы.

Представитель истицы Поздеева Л.И., действующая на основании доверенности, доводы и требования, изложенные в иске, поддержала, просила иск удовлетворить.

Представитель Администрации Соловьева Э.Ф., действующая на основании доверенности, иск не признала, просила оставить его без удовлетворения в связи с необоснованностью.

Представитель третьего лица Муниципального учреждения УК в ЖКХ "Городское жилищное управление г. Ижевска", извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил. В порядке статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему.

Хромова М.В. относится к числу инвалидов, использующих кресла-коляски, имеет первую группу инвалидности.

Истица проживает в квартире №, расположенной на первом этаже многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.

Указанное жилое помещение находится в долевой собственности матери истицы Поздеевой Л.И. (1/5 доля) и племянников истицы М.В.А. (2/5 доли) и М.А.А. (2/5 доли).

Вход в подъезд жилого дома, где расположена вышеуказанная квартира, не оборудован пандусом.

Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав.

Прокурор Ленинского района г. Ижевска обратился в суд в защиту социальных прав инвалида, то есть в рамках полномочий, предоставленных ему законом.

Рассматривая требования по существу, суд исходит из нижеследующего.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).

Конституция Российской Федерации непосредственно не закрепляет полномочия органов публичной власти разного уровня в сфере социальной защиты инвалидов, - их установление в конституционно заданных пределах относится к ведению федерального законодателя, который на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации вправе определять содержание и объем соответствующей компетенции как органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так и органов местного самоуправления.

Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. и 25 апреля 2005 г.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2005 г. N 832.

Установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Часть первая статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" закрепляет требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступающего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (в том числе, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").

Так, Санитарные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления.

Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены и жилые здания.

Как указано выше, прокурором заявлены требования о возложении на Администрацию г. Ижевска обязанности по установке пандуса с целью обеспечения доступа инвалида в жилое помещение, в котором он проживает. Данное жилое помещение находится в жилом доме, квартиры №№15, 20, 33, 49, 54 и 60 которого являются муниципальной собственностью.

Следовательно, исходя из содержания статьи 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", обязанность по установке пандуса подлежит возложению на Администрацию г. Ижевска, являющуюся органом местного самоуправления.

Из представленных суду доказательств, следует, что в ответах на обращения Хромовой М.В., Администрацией г. Ижевска признавалась необходимость обустройства подъезда, где расположена квартира истицы, пандусом, а также определялись сроки выполнения указанных работ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что предъявление прокурором иска к Администрации г. Ижевска является обоснованным.

Определяя способ обеспечения беспрепятственного доступа истицы в жилой дом, суд исходит из нижеследующего.

В судебных заседаниях установлено, что установить пандус для инвалидной коляски в лестничной клетке жилого дома, где расположена квартира истицы, не представляется возможным в виду технических особенностей жилых домов данной серии. В этой связи управляющей компанией дома МУ "ГЖУ – Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" по поручению Администрации г. Ижевска разработан проект установки пандуса через лоджию квартиры истицы, а также проект подъемного устройства.

С учетом вышеизложенного, прокурором заявлены требования об установке пандуса через лоджию квартиры истицы, истица с таким способом обеспечения ее беспрепятственного доступа в жилое помещение согласна.

При таких обстоятельствах иск прокурора основан на законе и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск прокурора Ленинского района г. Ижевска, действующего в интересах Хромовой М.В. к Администрации г. Ижевска о возложении обязанности по установке пандуса удовлетворить.

Возложить на Администрацию г. Ижевска обязанность установить для беспрепятственного доступа истицы в жилое здание, расположенное по адресу: <адрес> пандус через лоджию квартиры №.

Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим на компьютере 4 февраля 2011 г.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти дней через районный суд.

Председательствующий судья Ю.В. Долгополова