об оспаривании действий органа местного самоуправления



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

21 января 2011 г.

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Долгополовой Ю.В.,

при секретаре Трефиловой О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Курмаева Ф.Х. о признании недействительным распоряжения и возложении обязанности по постановке на учет,

у с т а н о в и л:

Курмаев Ф.Х. обратился в суд с заявлением о признании недействительным распоряжения Главы администрации Октябрьского района г. Ижевска от 09.04.2010 г. и возложении обязанности по постановке на учет. Требования мотивированы следующим.

С 17.09.2002 г. Курмаев Ф.Х. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Октябрьского района г. Ижевска, включен в список лиц, имеющих право на первоочередное предоставление жилья. 15.01.2010 г. заявитель обратился в администрацию района с просьбой предоставить ему меры социальной поддержки посредством единовременной выплаты на улучшение жилищных условий на основании ФЗ "О ветеранах". 05.02.2010 г. заявителю было предложено представить документы для решения вопроса о наличии у него права на получения меры социальной поддержки. Такие документы были им представлены, вместе с тем 09.04.2010 г. районная администрация направила в адрес заявителя распоряжение о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Курмаев Ф.Х., извещенный о времени и месте судебного заседания, назначенного на 20 января 2011 г., в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия. В соответствии с частью 2 статьи 257 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие заявителя.

В предыдущих судебных заседаниях заявитель доводы и требования, изложенные в заявлении, поддержал, просил его удовлетворить.

Представитель Курмаева Ф.Х. – Краснов Н.А., действующий на основании доверенности, заявление поддержал, просил его удовлетворить.

Представитель администрации Октябрьского района г. Ижевска Вотяков А.В., действующий на основании доверенности, требования не признал, просил оставить их без удовлетворения в связи с необоснованностью.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему.

17.09.2002 г. Курмаев Ф.Х. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Октябрьского района г. Ижевска с составом семьи 3 человека: сам, супруга и дочь.

С даты постановки на учет Курмаев Ф.Х. включен в список лиц, имеющих право на первоочередное предоставление жилья.

Распоряжением Главы Администрации Октябрьского района г. Ижевска № от 09.04.2010 г. Курмаев Ф.Х. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дававших право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами.

В силу части 1 статьи 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со статьей 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Курмаев Ф.Х. оспаривает распоряжение Главы районной администрации от 09.04.2010 г. Судом установлено, что данное распоряжение получено заявителем 06.05.2010 г., с заявлением о признании распоряжения незаконным Курмаев Ф.Х. обратился в суд 30.11.2010 г., то есть за пределами установленного срока.

Указывая на наличие уважительных причин пропуска срока обращения в суд, Курмаев Ф.Х. подал заявление о восстановлении пропущенного им срока в связи с плохим состоянием его здоровья в период с мая по ноябрь 2010 г.

В подтверждение изложенных доводов Курмаевым Ф.Х. представлена справка, выданная главным врачом <юридическое лицо1> о том, что Курмаев Ф.Х. наблюдается в указанном учреждении с 2008 г. с диагнозом гипертоническая болезнь 3 степени, риск 4, атеросклеротический кардиосклероз, ишемическая болезнь сердца, хроническая сердечная недостаточность. В справке содержатся сведения о том, что с 14.05.2010 г. по 15.10.2010 г. заявитель наблюдался врачом-терапевтом на дому из-за отсутствия мест в стационаре, с 15.11.2010 г. состояние Курмаева Ф.Х. ухудшилось, лечение на дому признано неэффективным и при появлении места в стационаре он был госпитализирован.

При таких обстоятельствах, а также учитывая преклонный возраст заявителя (80 лет), наличие у него 2 группы инвалидности, суд приходит к выводу о том, что срок обращения в суд пропущен Курмаевым Ф.Х. по уважительной причине – в связи с плохим состоянием его здоровья и подлежит восстановлению.

Рассматривая требования Курмаева Ф.Х. по существу, суд исходит из нижеследующего.

Согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия.

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Постановлением Администрации г. Ижевска от 14.12.2005 N 576
"О реализации Закона Удмуртской Республики "О Порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" на территории г. Ижевска"
(вместе с "Порядком реализации Закона Удмуртской Республики "О Порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" на территории г. Ижевска") определен порядок ведения учета граждан нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с указанным порядком вопросы постановки граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях находятся в компетенции главы районной администрации. Решения по указанным вопросам оформляются в форме распоряжений.

Таким образом, оспариваемое распоряжение принято Главой администрации Октябрьского района г. Ижевска в пределах предоставленных полномочий и с соблюдением установленного порядка.

Распоряжение Главы районной администрации о снятии заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях мотивировано тем, что последний утратил основания, дававшие право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Основанием для постановки заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях указан обмен на квартиру ниже этажом.

Как указано выше, на учет нуждающихся в жилых помещениях заявитель поставлен 17.09.2002 г.

Основания, по которым граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий, устанавливались статьей 29 ЖК РСФСР, постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335
"О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР", а также Постановлением Совета Министров Удмуртской АССР, Удмуртского облсовпрофа от 30.08.1984 N231
"Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Удмуртской АССР".

Перечисленными актами не предусматривалась возможность постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан с целью обмена, занимаемого ими жилого помещения, на жилое помещение, расположенное ниже этажом.

Иных оснований, по которым заявитель мог бы быть поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилых помещений, не установлено. Так, на дату постановки Курмаева Ф.Х. на учет он проживал в двухкомнатной муниципальной квартире жилой площадью 28, 7 кв.м. по адресу: <адрес>. Кроме заявителя, правом пользования указанным жилым помещением на 17.09.2002 г. обладали его супруга – К.С.М. и дочь К.Н.Ф., которые на вышеуказанную дату были зарегистрированы по месту жительства в квартире заявителя. Следовательно, обеспеченность заявителя и членов его семьи жилой площадью превышала установленную на тот момент норму в 9 кв.м. жилой площади на одного человека.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Из содержания приведенной нормы следует, что граждане, вставшие на учет до 1 марта 2005 г. могут быть сняты с него в двух случаях: по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 статьи 56 ЖК РФ либо в случае утраты ими оснований, которые ранее действовавшим законодательством предоставляли право на получение жилья.

Из оспариваемого распоряжения видно, что Курмаев Ф.Х. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой им таких оснований, при этом какие основания для постановки на учет были утрачены заявителем в распоряжении не указано, мотивировка принятого решения отсутствует. В то же время, исходя из содержания распоряжения главы администрации района, следует, что Курмаев Ф.Х. был поставлен на учет на законных основаниях, но впоследствии их утратил, то есть, по мнению органа местного самоуправления, перестал быть нуждающимся в жилых помещениях.

Вместе с тем при принятии оспариваемого распоряжения не учтено нижеследующее.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма определены статьей 51 Жилищного кодекса РФ.

Так, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Судом установлено, что на дату принятия оспариваемого распоряжения заявитель проживает и зарегистрирован по месту жительства в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении по адресу: <адрес>.

Следовательно, заявитель является собственником указанного жилого помещения и может состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях в случае обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Из представленных суду доказательств следует, что в данном жилом помещении, кроме заявителя, зарегистрированы по месту жительства другие члены его семьи: К.С.Н. (супруга), К.Н.Ф. (дочь заявителя), К.Р.Ф. (сын заявителя) и К.В.Р. (внучка заявителя). Перечисленные лица были зарегистрированы по указанному выше адресу и на дату принятия оспариваемого распоряжения.

Таким образом, семья Курмаевых состоит из 5 человек и проживает в двухкомнатной квартире общей площадью 43, 6 кв.м., то есть на каждого проживающего в данной квартире приходится 8, 72 кв.м. общей площади.

Согласно пункту 1.2. Решения Городской думы г. Ижевска от 28.07.2005 N 349 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории города Ижевска" в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 10 кв.м. и менее общей площади жилого помещения на одного человека.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что при принятии решения о снятии заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях администрацией района не были исследованы вышеперечисленные обстоятельства, в том числе с учетом положений части 2 статьи 51 ЖК РФ, для проверки соответствия заявителя критериям нуждаемости в жилых помещениях, в связи с чем распоряжение Главы администрации района не соответствует закону.

Согласно пункту 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В связи с изложенным распоряжение Главы администрации Октябрьского района г. Ижевска о снятии Курмаева Ф.Х. с учета нуждающихся в жилых помещениях является незаконным, а на администрацию Октябрьского района г. Ижевска подлежит возложению обязанность по постановке Курмаева Ф.Х. на такой учет.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявление Курмаева Ф.Х. о признании распоряжения незаконным и возложении обязанности по постановке на учет удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Главы администрации Октябрьского района г. Ижевска №585 от 09.04.2010 г. о снятии Курмаева Ф.Х. с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Возложить на администрацию Октябрьского района г. Ижевска обязанность по постановке Курмаева Ф.Х. на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд УР через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим на компьютере 1 февраля 2011 г.

Председательствующий судья Ю.В. Долгополова