о предоставлении жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 декабря 2010 г.

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Долгополовой Ю.В.,

при секретаре Трефиловой О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крякушина А.С. к Администрации г. Ижевска о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Крякушин А.С. обратился в суд с иском к Администрации г. Ижевска о предоставлении жилого помещения. Требования мотивированы следующим.

Истец относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Учитывая, что Крякушин А.С. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях на основании статьи 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ему подлежит предоставлению жилое помещение с учетом члена его семьи – несовершеннолетнего сына К.Т.А. общей площадью не менее 26, 6 кв.м.

В суде истец доводы и требования, изложенные в иске, поддержал, просил иск удовлетворить.

Представитель Администрации г. Ижевска – Мельников Г.В., действующий на основании доверенности, иск не признал, просил оставить его без удовлетворения в связи с необоснованностью.

Представитель третьего лица Чукавина М.Ю., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась.

Выслушав объяснения истца, его представителя Кузьминых С.В., действующего на основании ордера, представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему.

Крякушин А.С. (ДД.ММ.ГГГГ рождения) относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

28 октября 2004 г. Крякушин А.С. поставлен на учет в Администрации г. Ижевска как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилья.

В списке очередности детей-сирот по <адрес> по состоянию на 01.11.2010 г. истец состоит под номером №.

Крякушин А.С. имеет несовершеннолетнего сына К.Т.А. (ДД.ММ.ГГГГ рождения).

Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами.

В качестве оснований заявленных требований истец указывает на наличие у него права на получение жилого помещения как у лица, относящегося к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 22 августа 2004 г.) (далее - Закон N 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Во исполнение Закона № 159-ФЗ Правительством Удмуртской Республики принято постановление "Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" №435 от 24 апреля 2000 г., в соответствии с которым на Министерство народного образования Удмуртской Республики возложен учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц в возрасте до 23 лет из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения (пункт 1 Постановления).

При этом администрациям районов и городов Удмуртской Республики рекомендовано обеспечивать вне очереди жилыми помещениями по месту выявления и первичного устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц в возрасте до 23 лет из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пункт 3 Постановления).

Согласно пункту 4 Постановления Министерству финансов Удмуртской Республики предписано ежегодно, начиная с 2001 года, предусматривать в республиканском бюджете Министерства народного образования Удмуртской Республики указанные в пункте 3 целевые средства на строительство (приобретение) жилых помещений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц в возрасте до 23 лет из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, Правительством УР возложена на местные администрации. Финансирование такого предоставления осуществляет Министерство финансов УР.

Вышеуказанный порядок согласуется с нормами Жилищного кодекса РФ, определяющими условия и основания предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

Так, порядок предоставления жилых помещений на условиях договора социального найма определен статьей 57 ЖК РФ, согласно части 2 которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу части 3 статьи 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Из системного толкования приведенных выше норм следует, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей должна быть возложена на орган местного самоуправления, в котором такие лица состоят на учете.

Порядок предоставления жилой площади категории лиц, к которой относится истица, определен Законом УР от 6 марта 2007 г. N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями).

Так, в соответствии со статьей 5 вышеприведенного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющие право на внеочередное получение жилой площади, учитываются в органах местного самоуправления отдельно от остальных граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

В силу части 2 статьи 4 Закона УР жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для предоставления жилья по договору социального найма. При расчете норм предоставления жилой площади детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, члены семьи не учитываются.

Аналогичное положение содержится в статье 8 Закона N 159-ФЗ, согласно которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с частью 1 статьи 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (часть 2 статьи 50 ЖК РФ).

Согласно пункту 1.1. Решения Городской думы г. Ижевска от 28.07.2005 N 349 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории <адрес>" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в <адрес> установлена в размере 13,3 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

С учетом вышеизложенного, истец вправе претендовать на предоставление ему жилого помещения общей площадью не менее 13, 3 кв.м. При этом его сын не подлежит учету при предоставлении жилого помещения, поскольку внеочередное предоставление жилого помещения лицам, относящимся к категории детей-сирот, является индивидуальной льготой и не распространяется на членов их семьи.

Вместе с тем Крякушин А.С. пояснил в суде, что настаивает на представлении ему жилого помещения общей площадью не менее 26, 6 кв.м., на предоставление жилого помещения меньшей площадью, истец не согласен.

Поскольку законодательством не предусмотрена возможность предоставления лицам, к категории которых относится истец, жилого помещения в указанных Крякушиным А.С. размерах, а на предоставление жилого помещения общей площадью 13, 3 кв.м. истец не согласен, его иск не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Крякушина А.С. к Администрации г. Ижевска о предоставлении жилого помещения оставить без удовлетворения.

Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим на компьютере 16 декабря 2010 г.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Уд­муртской Республики в течение десяти дней через районный суд.

Председательствующий судья Ю.В. Долгополова