Дело № 2-5326/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 декабря 2010 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Фаррухшиной Г.Р.,
при секретаре Дорофееве С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кореневой В.Г. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав,
У С Т А Н О В И Л:
Коренева В.Г. (далее по тексту – истец) обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики (далее по тексту – УПФР в г. Ижевске, ответчик) о восстановлении пенсионных прав.
Иск мотивировала тем, что ей незаконно отказано во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицу, имеющему 25 летний стаж <данные изъяты> деятельности периодов, когда, по мнению ответчика, истец не выполняла норму <данные изъяты> нагрузки. Истец просит признать незаконным решение УПФР в г. Ижевске № от ДД.ММ.ГГГГ г. об отказе ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости; обязать ответчика включить в ее специальный <данные изъяты> стаж периоды работы с 18 апреля 2003 г. по 14 июля 2003 г., с 26 августа 2003 г. по 30 июня 2004 г.; обязать ответчика досрочно назначить ей трудовую пенсию по старости с момента возникновения права на ее назначение; взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
В судебное заседании истец Коренева В.Г. не явилась, представила в суд письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель ответчика Рязапова Э.М., действующая на основании доверенности, исковые требования Кореневой В.Г. не признала, поддержала письменные возражения, просила отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Выслушав представителя ответчика, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, представленные сторонами доказательства, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела:
- Коренева В.Г., ДД.ММ.ГГГГ рождения, с 21 августа 1985 г. работает на <данные изъяты> должностях в учреждениях для детей.
- 5 октября 2010 г. Коренева В.Г. обратилась в пенсионный орган по месту жительства с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости как <данные изъяты> работнику, отработавшему в учреждениях для детей не менее 25 лет.
- Решением № от ДД.ММ.ГГГГ г. Кореневой В.Г. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку было установлено, что специальный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с <данные изъяты> деятельностью, у нее менее 25 лет и составляет по подсчетам ответчика 23 года 11 месяцев 1 день.
В стаж не были включены периоды с 18 апреля 2003 г. по 14 июля 2003 г., с 26 августа 2003 г. по 30 июня 2004 г., поскольку, по мнению ответчика, истец не выполняла норму <данные изъяты> нагрузки.
Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями участников процесса, представленными доказательствами и сторонами в целом не оспариваются.
Требования истца Кореневой В.Г. являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (далее по тексту – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и одновременно предусматривает право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
В соответствии с подпункт 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее установленного статьей 7 возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п. 2 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»). Заявление о назначении трудовой пенсии рассматривается не позднее чем через десять дней со дня приема заявления (п. 5 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).
Вследствие этого обязательными условиями на досрочное назначение трудовой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), подтвержденной соответствующими документами.
Данные юридически значимые обстоятельства истцом выполнены.
Так, судом установлено и не оспаривается ответчиком, что с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (55 лет), истец обратилась в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, 5 октября 2010 года.
На день обращения истца за трудовой пенсией и приема ответчиком ее заявления со всеми необходимыми документами, общая суммарная продолжительность ее <данные изъяты> деятельности составляла 23 года 11 месяцев 1 день.
При этом оспариваемые истцом периоды с 18 апреля 2003 г. по 14 июля 2003 г., с 26 августа 2003 г. по 30 июня 2004 г. подлежали включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении № 18-П от 15 июня 1998 года, а также в Определении № 320-О от 5 ноября 2002 года, суд вправе применять нормативные правовые акты, утратившие силу, но действовавшие в спорный период деятельности истца.
Исходя из изложенного, давая оценку периодам, не зачтенным ответчиком в специальный <данные изъяты> стаж истца, суд руководствуется, в том числе действовавшими в течение них нормативными правовыми актами.
Возражения ответчика о не включении в <данные изъяты> стаж спорного периодов с 18 апреля 2003 г. по 14 июля 2003 г., с 26 августа 2003 г. по 30 июня 2004 г. в должности <данные изъяты> в МДОУ Центр развития ребенка - детский сад № по причине того, что истцом не выработана норма <данные изъяты> нагрузки, установленная на ставку в размере 36 часов в неделю на основании постановления Правительства РФ от 3 апреля 2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений» суд не принимает с учетом следующих обстоятельств.
Статья 333 Трудового кодекса РФ (далее по тексту – ТК РФ) устанавливает, что «В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы на ставку заработной платы) определяется Правительством Российской Федерации».
В связи с чем, постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы на ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» (далее по тексту – постановление Правительства РФ № 191) была установлена норма часов педагогической работы на ставку заработной платы: 36 часов в неделю – воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
В соответствии со ст. 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом, более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.
Постановлением Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от 29 сентября 1995 года № 82/258 «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений», с изменениями от 31 января и 31 марта 2000 года (далее по тексту – постановление УР № 82/258), воспитателям детских дошкольных учреждений была снижена учебная нагрузка до 30 часов в неделю с учетом затраты времени на подготовку к учебным занятиям и работу с родителями.
Таким образом, нормативным правовым актом субъекта РФ воспитателям детских дошкольных учреждений был установлен более высокий уровень трудовых прав и гарантий по сравнению с установленными нормативным правовым актом РФ, обеспечение которых отнесено к бюджету Удмуртской Республики и бюджетам городов и районов Удмуртской Республики (п. 8 постановления УР № 82/258).
Несмотря на снижение педагогической нагрузки, установленной на ставку заработной платы воспитателям детских дошкольных учреждений, размер ставки заработной платы (должностной оклад) не изменился. Поэтому все удержания из заработка, в том числе, и в Пенсионный фонд производились в соответствующем полном размере от полной ставки заработной платы, без ограничения от нормы фактически отработанных часов.
Согласно справке № 118 от 4 октября 2010 г. МДОУ Центр развития ребенка Детский сад № истец Коренева В.Г. в спорный период работала в должности <данные изъяты> МДОУ Центр развития ребенка Детский сад № и ее еженедельная нагрузка при 5 - дневной рабочей неделе составляла в спорные периоды 30 часов (6 часов в день).
Доводы ответчика о том, что не подлежит применению постановление УР № 82/258 от 29.09.1995 года, так как оно противоречит законодательству РФ, не отвечает требованиям федерального нормативного акта - постановления Правительства РФ от 3 апреля 2003 года № 191, принятого позднее постановления № 82/58 и по своему статусу выше, суд признает неправомерными.
Постановление УР № 82/258 от 29.09.1995 года принято в пределах полномочий, предоставленных Правительству Удмуртской Республики статьей 54 Конституции Удмуртской Республики, а также в соответствии и на основании ст.ст. 6 и 333 ТК РФ.
Исходя из требований ст. 55 п. 3 Конституции РФ следует, что «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 года, установившее норму педагогической нагрузки для педагогических работников дошкольных учреждений в 36 часов в неделю ухудшает уровень трудовых прав работников данной категории субъекта РФ - Удмуртской Республики. С учетом того, что статьями 11, 12 и ч. 2 ст. 13 ТК РФ предусмотрен порядок действия Законов и иных нормативных актов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права во времени и пространстве, суд признает, что Постановление УР № 82/258 от 29.09.1995 года подлежит применению на территории УР.
Учитывая изложенное, периоды работы истца с 18 апреля 2003 г. по 14 июля 2003 г., с 26 августа 2003 г. по 30 июня 2004 г. подлежат включению Кореневой В.Г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При включении в специальный <данные изъяты> стаж Кореневой В.Г., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляющий по подсчетам ответчика на 5 октября 2010 года - 23 года 11 месяцев 1 день, периодов с 18 апреля 2003 г. по 14 июля 2003 г., с 26 августа 2003 г. по 30 июня 2004 г., он составит 25 лет 3 дня, что достаточно для назначения досрочной трудовой пенсии. Таким образом, моментом возникновения права является день обращения истца к ответчику с заявлением о назначении пенсии, то есть 5 октября 2010 г., поскольку на эту дату у истца имелся стаж <данные изъяты> деятельности не менее 25 лет, что позволяет принять решение о досрочном назначении истцу трудовой пенсии по старости с 5 октября 2010 года.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение УПФР в г. Ижевске за № от ДД.ММ.ГГГГ г. об отказе Кореневой В.Г. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», незаконно и необоснованно, поэтому подлежат удовлетворению требования истца о включении в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, оспариваемых истцом периодов с 18 апреля 2003 г. по 14 июля 2003 г., с 26 августа 2003 г. по 30 июня 2004 г. и требования о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости с момента возникновения права на ее назначение, то есть с 5 октября 2010 г.
С учетом того, что решение состоялось в пользу истца, с ответчика в порядке статьи 98 ГПК РФ подлежат взысканию в пользу истца судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в сумме 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кореневой В.Г. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ г. об отказе Кореневой В.Г. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики досрочно назначить Кореневой В.Г. трудовую пенсию по старости, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему <данные изъяты> деятельность в учреждениях для детей, независимо от ее возраста с момента возникновения права на ее назначение, то есть с 5 октября 2010 года.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики включить в <данные изъяты> стаж Кореневой В.Г. периоды ее работы с 18 апреля 2003 г. по 14 июля 2003 г., с 26 августа 2003 г. по 30 июня 2004 г. в должности <данные изъяты> Муниципального дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка - Детский сад №.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики в пользу Кореневой В.Г. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.
Резолютивная часть решения изготовлена председательствующим судьей в совещательной комнате.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме через районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим судьей 27 декабря 2010 года.
Председательствующий судья Фаррухшина Г.Р.