№№2-4235/10 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 сентября 2010 года Октябрьский районный суд г.Ижевска в составе: Председательствующего судьи Стех Н.Э. с участием прокурора Краснова В.Б., при секретаре Сабрековой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Орлова М.Э. о признании незаконным бездействия Октябрьской территориальной избирательной комиссии города Ижевска, У С Т А Н О В И Л: Орлов М.Э. (далее заявитель) обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Октябрьской территориальной избирательной комиссии города Ижевска (далее Комиссии) в виде не уведомления его о рассмотрении вопроса – проверке подписных листов избирателей, проведенного 08 сентября 2010 года, а также перенесения 07 сентября 2010 года с 19 часов (нерабочее время) на время позже 23 часов 40 минут (ночное время). Требования мотивировал тем, что 7 сентября 2010 года Орлов М.Э., кандидат в депутаты Городской думы г. Ижевска, находился в помещении Октябрьской территориальной избирательной комиссии г. Ижевска, где должна была быть проведена проверка предоставленных им подписных листов. Однако до 23 часов 40 минут 07 сентября 2010 года проверка произведена не была. Орлов М.Э. сделал заявление о том, что он плохо себя чувствует и не может принимать участие в работе, указанное ему время давно прошло. Позднее Орлову М.Э. стало известно, что действие, на которое он был приглашен, было произведено 08 сентября 2010 года. Указанное нарушает избирательное законодательство, законные права заявителя. В судебное заседание Орлов М.Э., извещенный о месте и времени его проведения не явился, о причинах неявки не сообщил. Дело рассмотрено без его участия, в порядке ст.260.1 ГПК РФ. Представители заявителя Орлова М.Э., Берестов К.Г., Сегал С.А. и Трошков О.Г. требование заявителя поддержали по доводам, указанным в заявлении, просили заявление удовлетворить. Пояснили, что нарушено право Орлова М.Э. на участие в проведении проверки подписей, возможность отстаивать свои права в этом процессе. Полагали, что нарушенное право подлежит восстановлению путем проведения повторной проверки подписных листов. При этом представитель заявителя Трошков О.Г. суду пояснил, что 07 сентября 2010 года с 17 часов 50 минут Орлов М.Э. находился в помещении Комиссии. Его право на участие доверенных лиц при процедуре проверки подписных листов было нарушено, Трошков О.Г. был удален из помещения Комиссии в 21 час 40 минут. Орлов М.Э. неоднократно просил отложить процедуру проверки подписных листов, поскольку время истекло, по семейным обстоятельствам и состоянию здоровья он не мог более присутствовать при проведении проверки подписных листов. Однако Комиссия на его заявление об отложении процедуры проверки подписных листов никак не отреагировала. Проверка его подписных листов была произведена 08 сентября 2010 года, о чем Орлов М.Э. не был извещен. Представители Комиссии Сайфуллина З.А. (председатель Комиссии) и Нагаева З.Р. заявление полагают необоснованным. Просили отказать в его удовлетворении. При этом Сайфуллина З.А. признала факт того, что: 1) проверка подписных листов Орлова М.Э. была начата не в 19-00 07 сентября 2010 года, а позднее, ориентировочно в 23 часа 30 минут 07 сентября 2010 года; 2) проверка подписных листов Орлова М.Э. завершена 08 сентября 2010 года приблизительно в 00 часов 30 минут; 3) кандидат Орлов М.Э. не был уведомлен после задержки согласно графика о конкретном времени начала проверки подписных листов Орлова М.Э.; 4) кандидат Орлов М.Э. находился в помещении Комиссии до 22 часов 26 минут 07 сентября 2010 года. Также пояснила, что проверка подписных листов Орлова М.Э. должна была состояться 07 сентября 2010 года в 19 часов, о чем Орлов М.Э. был уведомлен. В помещении Комиссии он появился ранее назначенного времени, присутствовал как кандидат при проведении проверки подписных листов других кандидатов, сидел и ждал своей очереди. В связи с тем, что сложилась внештатная ситуация, вовремя начать проверку подписных листов кандидата Орлова М.Э. не удалось. Орлов М.Э. видел, что сложилась внештатная ситуация, присутствовал при этом. Затем он попросил разрешения уйти, о чем написал письменное заявление. Орлову М.Э. было разъяснено, что присутствовать или не присутствовать при проверке подписных листов – это его право. Заявление Орлова М.Э. с просьбой провести проверку подписных листов в его отсутствие Рабочая группа приняла к сведению. В связи с сокращенными сроками проверки подписных листов Рабочая группа не могла перенести проверку подписных листов. В качестве свидетеля Л.О.А. суду показала, что является членом Комиссии с правом решающего голоса, председателем Рабочей группы Комиссии. Рабочая группа работала с 16 часов 07 сентября 2010 года по проверке подписных листов кандидатов. После проверки подписных листов кандидатов, проверка подписных листов которых была назначена на 16 и 17 часов, работу Рабочей группы пришлось приостановить, так как появился гражданин, который не мог присутствовать при проверке подписных листов. Были вызваны члены Комиссии для решения вопроса о его удалении. Решение этого вопроса заняло время примерно до 22 часов 30 минут., после чего Рабочая группа возобновила свою работу по проверке подписных листов кандидата П.А.Р., которую закончили примерно в 23 часа 30 минут. После этого начали проверку подписных листов кандидата Орлова М.Э., которую закончили примерно в 0 часов 30 минут 08 сентября 2010 года. При проверке своих подписных листов Орлов М.Э. не присутствовал, это было его желание. После проверки подписных листов Орлова М.Э. заполнили протокол, ведомость и в 0 часов 40 минут 08 сентября 2010 года закончили работу. 08 сентября 2010 года Орлов М.Э. обратился в Комиссию за получением протокола и ведомости, что ему было выдано. Допрошенный в качестве свидетеля К.Д.А. суду показал, что работает в ЭКЦ МВД по УР экспертом, участвовал в проверке подписных листов кандидатов 07 сентября 2010 года. Проверка подписных листов, предоставленных кандидатом в депутаты Орловым М.Э., началась около 22 часов 30 минут и закончилась около 0 часов 10 минут 08 сентября 2010 года. Орлов М.Э. сначала в помещении Комиссии присутствовал, но потом от него поступило заявление с просьбой проверить подписные листы в его отсутствие. При этом о том, что ему плохо, не заявлял. Допрошенный в качестве свидетеля К.В.С. суду показал, что работает в Октябрьском РОВД в отделе по экспертному исследованию экспертом, участвовал в проверке подписных листов кандидатов 07 сентября 2010 года. Орлова М.Э. он не знает, но был кандидат, который просил провести проверку подписных листов без него, после чего ушел. Комиссия приняла заявление к сведению и продолжила работу. Допрошенный в качестве свидетеля К.С.И. суду показал, что является членом Комиссии с правом решающего голоса. Проверку подписных листов Орлова М.Э. начали примерно в 23 часа 30 минут 07 сентября 2010 года и окончили 08 сентября 2010 года в первом часу ночи. При этом Рабочая группа работала с 16 часов 07 сентября 2010 года. Орлов М.Э. 07 сентября 2010 года в помещении Комиссии присутствовал. Орлов М.Э. просил перенести проверку подписных листов, но ему в этом отказали. После чего Орлов М.Э. написал заявление с просьбой провести проверку подписных листов в его отсутствие, во время работы Рабочей группы, после удаления Трошкова О.Г., после чего ушел. О конкретном времени проверки его подписных листов его не извещали, поскольку не было известно, насколько все затянется. Допрошенная в качестве свидетеля С.Г.А. суду показала, что является членом Комиссии с правом решающего голоса. Рабочая группа начала работу по проверке подписных листов Орлова М.Э. пол двенадцатого 07 сентября 2010 года и закончила работу без двадцати час 08 сентября 2010 года. Орлов М.Э. в 19 часов 07 сентября 2010 года был, но при проверке его подписных листов не присутствовал. Проверка подписных листов избирателей была начата Рабочей группой в 16 часов, были проверены подписные листы двоих кандидатов. После этого в помещение Комиссии зашел Трошков О.Г., который не мог присутствовать при проверке подписных листов. На предложение выйти Трошков О.Г. отказался, работа Рабочей группы прервалась, было созвано заседание Комиссии, чтобы его удалить, потом ждали милицию. После чего Рабочая группа возобновила работу. Члены Рабочей группы все это время не выходили из помещения. Ведомость по итогам проверки подписных листов Орлова М.Э. заполнялась 08 сентября 2010 года, эта дата и стоит в ведомости. При проверке своих подписных листов Орлов М.Э. не присутствовал, подал заявление о проведении проверки подписных листов в его отсутствие. Известить Орлова М.Э. на конкретное время проверки его подписных листов не было возможности, поскольку Рабочая группа не знала, когда из помещения комиссии выйдет Трошков О.Г. Допрошенный в качестве свидетеля А.Е.И. суду показал, что является заместителем председателя Комиссии, членом комиссии с правом решающего голоса. 07 сентября 2010 года А.Е.И. пригласили в помещение Комиссии для решения вопроса об удалении Трошкова О.Г. Орлов М.Э. при этом присутствовал. В последующем Орлов М.Э. сказал, что желает уйти и чтобы рассматривали без него, и ушел. Проверку его подписных листов Рабочая группа закончила в первом часу 08 сентября 2010 года. Выслушав мнение представителей заявителя и Комиссии, показания свидетелей, заключение прокурора, полагавшего требования заявителей необоснованными и не подлежащими удовлетворению, изучив и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Согласно п.1 ст.32 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Закон №67-ФЗ) граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. В силу п.п. 1,3,6 ст.38 Закона №67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в п.п.2 и 3 ст.33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с п.17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в п.16 или 16.2 настоящей статьи. Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). При проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, списки кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума. В силу п.п.1,2,6,14 ст.29 Закона Удмуртской Республики «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике» от 22 декабря 2009 года №70-РЗ (далее Закон №70-РЗ) регистрация кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, осуществляется соответствующей территориальной избирательной комиссией. Регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в ч.ч.2,3 и 5 ст.24, ч.ч.13 и 17 ст.27 настоящего Закона, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. Соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, муниципального списка кандидатов, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, привлеченных специалистов (экспертов). Заключения специалистов (экспертов) могут служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах. При проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, муниципальные списки кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей. Судом установлено следующее. 02 сентября 2010 года в Октябрьскую территориальную избирательную комиссию г. Ижевска поступило уведомление Орлова М.Э. о самовыдвижении кандидатом в депутаты Городской думы г. Ижевска пятого созыва по Майскому одномандатному избирательному округу № и заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Городской думы г. Ижевска пятого созыва по Майскому одномандатному избирательному округу № как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения. 04 сентября 2010 года кандидат в депутаты Городской думы города Ижевска пятого созыва по Майскому избирательному округу № Орлов М.Э. представил в Октябрьскую территориальную избирательную комиссию г. Ижевска документы для регистрации его кандидатом в депутаты: реквизиты специального избирательного счета кандидата, открытого с разрешения территориальной избирательной комиссии, две фотографии, подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей, протокол жеребьевки. При этом Орлов М.Э. был уведомлен о проведении проверки подписных листов избирателей 07 сентября 2010 года. При этом проверка подписных листов кандидатов 07 сентября 2010 года должна была проводиться по графику: К.М.И. – 16 часов, К.А.П. – 17 часов, П.А.Р. – 18 часов, Орлов М.Э. – 19 часов. В 16 часов 07 сентября 2010 года Рабочая группа начала проверку подписных листов кандидатов. Орлов М.Э. появился в помещении Комиссии до 19 часов 07 сентября 2010 года. Также в помещении Комиссии появился Трошков О.Г. Поскольку, по мнению Комиссии, Трошков О.Г. не имел право присутствовать при проверке подписных листов кандидатов, а на требование Рабочей группы покинуть помещение Комиссии ответил отказом, было созвано внеочередное заседание Комиссии, на котором было принято постановление об удалении Трошкова О.Г. из помещения Комиссии. После удаления Трошкова О.Г. из помещения Комиссии, Рабочая группа продолжила работу по проверке подписных листов кандидатов. В 22 часа 26 минут 07 сентября 2010 года от Орлова М.Э., который до этого времени находился в помещении Комиссии и был свидетелем происходящих в помещении Комиссии событий, поступило заявление с просьбой осуществить проверку подписных листов в его отсутствие. После этого Орлов М.Э. из помещения Комиссии удалился, а Рабочая группа продолжила проверку подписных листов кандидатов. Работа Рабочей группы по проверке подписных листов кандидатов, в том числе кандидата Орлова М.Э., была завершена 08 сентября 2010 года около 01 часа. Копию протокола об итогах проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата в депутаты по Майскому избирательному округу № Орлова М.Э. Орлов М.Э. получил 08 сентября 2010 года. Указанные обстоятельства установлены на основании исследованных судом доказательств и сторонами в целом не оспариваются. В силу п. 3 ст. 246 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, что вызвано необходимостью обеспечить надлежащий судебный контроль за правомерностью действий властных субъектов. В то же время, как явствует из содержания приведенной статьи, суд связан предметом заявленных требований. Заявитель считает незаконным бездействие Октябрьской территориальной избирательной комиссии города Ижевска (далее Комиссии) в виде не уведомления его о рассмотрении вопроса – проверке подписных листов избирателей, проведенным 08 сентября 2010 года, а также перенесения 07 сентября 2010 года с 19 часов (нерабочее время) на время позже 23 часов 40 минут (ночное время). Кроме того, заявитель считает, что указанным бездействием нарушаются его избирательные права, а именно нарушено право Орлова М.Э. на участие в проведение проверки подписей, возможность отстаивать свои права в этом процессе. Пунктом 6 ст. 38 Закона № 67-ФЗ, пунктом 14 ст. 29 Закона № 70-РЗ предусмотрено право любого кандидата, представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, присутствовать при проведении проверки подписей избирателей; о соответствующей проверке он должен быть извещен. Таким образом, кандидат вправе присутствовать при проведении проверки не только представленных им в Комиссию подписей избирателей, но и при проведении проверки подписей избирателей, представленных другими кандидатами. Поэтому закон предусматривает извещение кандидата о соответствующей проверке, а не именно о времени проверки только представленных им подписей избирателей. Кандидат Орлов М.Э. был извещен о проведении проверке подписей избирателей 07 сентября 2010 года, о чем, в частности, свидетельствует факт его явки в помещение Комиссии 07 сентября 2010 года до 19 часов, где уже проводилась проверка подписей избирателей, представленных кандидатами. Таким образом, Комиссия выполнила свою обязанность извещения кандидата о проведении проверки. Каких-либо препятствий Орлову М.Э. присутствовать при проведении проверки в нарушение указанных норм закона Комиссия не чинила. Заседание рабочей комиссии по проверке подписей избирателей затянулось в том числе и по причине созыва Комиссии для решения вопроса об удалении Трошкова О.Г. Кандидат Орлов М.Э. присутствовал при проведении проверки подписей избирателей до решения Комиссией вопроса об удалении Трошкова О.Г. из помещения Комиссии и после решения этого вопроса. После чего Орлов М.Э. выразил волю не присутствовать при дальнейшей проверке подписей избирателей, путем подачи письменного заявления об осуществлении проверки подписных листов в его отсутствие. При этом о своем плохом самочувствии в заявлении не указал. Суд отмечает, что закон не предусматривает оснований для отложения работы Рабочей группы по проверке подписей избирателей по какой-либо причине, в том числе в связи с отсутствием при проверке кандидата. Закон налагает на Комиссию лишь обязанность известить кандидата о проводимой проверке, но не исследовать причину его неявки, и в зависимости от этого решать вопрос о том, проводить ли работу Рабочей группы по проверке подписей избирателей. Таким образом, Рабочая группа должна продолжить свою работу по проверке подписей избирателей вне зависимости от явки или присутствия кандидата. Суд констатирует, что 07 сентября 2010 года в обозначенное время была начата работа Рабочей группы по проверке подписей избирателей кандидатов и была окончена с проверкой подписных листов избирателей, представленных всеми кандидатами, проверка подписных листов избирателей которых была назначена на этот день, около одного часа 08 сентября 2010 года, поскольку оснований для отложения заседания Рабочей группы законом не предусмотрено. Таким образом, не имеет юридического значения тот факт, когда именно, в конце ли дня 07 сентября 2010 года (около 24 часов) или в начале дня 08 сентября 2010 года (около 00 часов) была начата проверка подписных листов избирателей, представленных кандидатом Орловым М.Э. При этом проведение проверки подписных листов Рабочей группой как раз было направлено на реализацию избирательных прав кандидатов, а не на их нарушение. Поскольку Орлов М.Э. не присутствовал при проверке подписных листов избирателей, представленных им самим, по своей воле, будучи извещенным о том, что проверка подписных листов Рабочей группой не будет отложена, доводы представителей заявителя о нарушении его права на участие в проведение проверки подписей, возможность отстаивать свои права в этом процессе Комиссией не обоснованны. Заседание Рабочей группы по проверке подписных листов избирателей, представленных депутатом Орловым М.Э. отдельно на 08 сентября 2010 года не назначалось и не откладывалось. Поэтому отдельное извещение Орлова М.Э. о начале проверки представленных им подписных листов не требовалось. Действительно, Постановлением Индустриальной территориальной избирательной комиссии г. Ижевска от 20.07.2010 года № 35.1 одобрен режим работы территориальных избирательных комиссий г. Ижевска в период избирательной кампании по выборам депутатов Городской думы г. Ижевска пятого созыва (август-октябрь 2010 года). Постановление об одобрении режима работы должно быть направлено для опубликования в редакции газет «Известия Удмуртской Республики», «Удмуртская правда» и в Центральную избирательную комиссию УР для размещения на официальном сайте ЦИК Удмуртии, о чем указано в самом постановлении. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что одобрение указанного режима работы и доведение его до сведения населения Удмуртской Республики направлено на обеспечение принципа гласности работы избирательных комиссий. Но это вовсе не означает, что если Комиссия или Рабочая группа не уложились в своей работе в отведенное время, то она обязана немедленно прекратить свою работу, а все действия, совершенные Комиссией за пределами установленного режима, недействительны. Закон не содержит указанных оговорок и ограничений. В частности, в соответствии с указанным режимом работы, для заседания рабочих групп отведено время в рабочие дни с 16 часов до 18 часов. Поэтому, Рабочая группа не могла начать 07 сентября 2010 года свою работу ранее 16 часов. Начав же работу в 16 часов, Рабочая группа не имела законных оснований для отложения работы по проведению проверки подписных листов избирателей. Работа Рабочей группы 07 сентября 2010 года затянулась по независящим от Рабочей группы причинам и закончилась с проверкой подписных листов избирателей, представленных всеми кандидатами и оформлением в связи с этим всех необходимых документов. В связи с изложенным, Комиссия и Рабочая группа не совершили незаконных действий (бездействия), а избирательные права заявителя Комиссией (Рабочей группой) не были нарушены. Поэтому в удовлетворении заявления должно быть отказано. В связи с отказом в удовлетворении заявлений судебные расходы Орлова М.Э. возмещению за счет органа, чьи действия (бездействие) оспаривались, не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199,258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Орлова М.Э. о признании незаконным бездействия Октябрьской территориальной избирательной комиссии города Ижевска отказать. Решение изготовлено на компьютере и подписано председательствующим судьей в совещательной комнате. Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение пяти дней со дня его принятия. Председательствующий судья: Н.Э. Стех