о признании противоречащим закону и недействующим Административного регламента `Оформление и выдача разрешения на установку рекламной конструкции



Дело № 2-4474/10

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

17 ноября 2010 года

Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Стех Н.Э.,

при секретаре Сбоевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Октябрьского района г. Ижевска в интересах Российской Федерации о признании противоречащим закону Административного регламента «Оформление и выдача разрешения на установку рекламной конструкции», утвержденного постановлением Администрации г. Ижевска № 495 от 08 июня 2009 года (в редакции постановления Администрации г. Ижевска № 14 от 18 января 2010 года), признании его недействующим с момента вступления решения суда в законную силу,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района г. Ижевска обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации о признании противоречащим закону Административного регламента «Оформление и выдача разрешения на установку рекламной конструкции», утвержденного постановлением Администрации г. Ижевска № 495 от 08 июня 2009 года (в редакции постановления Администрации г. Ижевска № 14 от 18 января 2010 года), признании его недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

Заявление мотивировал тем, что Постановлением Администрации г. Ижевска № 495 от 08 июня 2009 года утвержден Административный регламент «Оформление и выдача разрешения на установку рекламной конструкции», являющийся нормативным правовым актом.

Административным регламентом определен порядок предоставления муниципальной услуги по оформлению и выдаче Администрацией г. Ижевска в лице Управления по наружной рекламе, информации и оформлению города Администрации г. Ижевска разрешения на установку рекламной конструкции.

Под административным регламентом исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг понимается нормативный правовой акт, определяющий последовательность действий органа исполнительной власти (административные процедуры), обеспечивающую исполнение государственных функций, включая предоставление государственных услуг, эффективную работу структурных подразделений и должностных лиц, реализацию прав граждан и организаций (Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах»).

В силу ст. 19 ФЗ «О рекламе», все отношения, связанные с получением разрешений на установку объектов наружной рекламы, связанные с вопросами эксплуатации и иными вопросами, связанными с производством, размещением и распространением рекламы, включая вопросы, связанные с порядком выдачи разрешений на установку объекта наружной рекламы, находятся в ведении федерального законодательства.

В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ № 4-П от 04.03.1997 года "По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года "О рекламе" отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, по своей природе являются гражданско - правовыми, поскольку они возникают при осуществлении предпринимательской деятельности, в данном случае предпринимательской деятельности по производству, размещению и распространению рекламы, и в соответствии со статьей 2 ГК Российской Федерации должны регулироваться гражданским законодательством.

Гражданское законодательство относится к ведению Российской Федерации (ст. 71 п. «о» Конституции Российской Федерации), а по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

Таким образом, Административный регламент «Оформление и выдача разрешения на установку рекламной конструкции», утвержденный постановлением Администрации г. Ижевска № 495 от 08 июня 2009 года, принят с нарушением компетенции, предоставленной Администрации г. Ижевска действующим законодательством, и подлежит отмене.

В судебном заседании представители Администрации г. Ижевска, Ануфриева Ю.В. и Мельникова Ю.Л., заявили ходатайство о прекращении производства по делу на основании ст. 29 АПК РФ в связи с подведомственностью дела Арбитражному суду.

В судебном заседании старший помощник прокурора Краснов В.Б. и помощник прокурора Шепелев С.В. против прекращения производства по делу возражали, поскольку Административный регламент распространяет свое действие и на заявителей муниципальной услуги – физических лиц. Кроме того, обратили внимание суда на определения Верховного Суда РФ по делам об оспаривании нормативных актов по вопросам рекламы от 26 декабря 2007 года № 81-Г07-16 и от 14 января 2009 года № 5-Г08-105.

Выслушав мнение участников процесса, проверив их полномочия, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Заявитель настаивает на том, что оспариваемый Административный регламент «Оформление и выдача разрешения на установку рекламной конструкции», утвержденный постановлением Администрации г. Ижевска № 495 от 08 июня 2009 года является нормативным правовым актом в сфере рекламы, а отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы по своей природе являются гражданско - правовыми, поскольку они возникают при осуществлении предпринимательской деятельности.

В силу п. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности об оспаривании нормативных правовых актов в сфере рекламы.

Таким образом, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации прямо относит рассмотрение таких дел к подведомственности Арбитражных судов.

Те определения Верховного Суда РФ, на которые ссылается заявитель, вынесены до внесения изменений в ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о неподведомственности настоящего дела суду общей юрисдикции и его подведомственности Арбитражному суду.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, ст.ст., 224, 225 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по делу по заявлению Прокурора Октябрьского района г. Ижевска в интересах Российской Федерации о признании противоречащим закону Административного регламента «Оформление и выдача разрешения на установку рекламной конструкции», утвержденного постановлением Администрации г. Ижевска № 495 от 08 июня 2009 года (в редакции постановления Администрации г. Ижевска № 14 от 18 января 2010 года), признании его недействующим с момента вступления решения суда в законную силу, прекратить.

Определение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный Суд Удмуртской Республики через районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Определение изготовлено председательствующим судьей на компьютере в совещательной комнате.

Председательствующий судья Стех Н.Э.