на решение УФМС по УР



Дело № 2-3776/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 октября 2010 г.

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Стех Н.Э.,

при секретаре Покровской Н.В., Казариновой Э.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Оганнисяна В.Г. о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной миграционной службы по Удмуртской Республике от 21 мая 2010 года № об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации,

Установил:

Оганнисян В.Г. (далее по тексту заявитель) обратился в суд с заявлением об отмене решения Управления Федеральной миграционной службы по Удмуртской Республике от 21 мая 2010 года № об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Требования заявителя мотивированы тем, что 21 мая 2010 года аннулировано ранее выданное ему разрешение на временное проживание в Российской Федерации в связи с тем, что он дважды привлекался к административной ответственности в течение года. Вместе с тем Оганнисян В.Г. состоит в браке, имеет двоих детей; супруга не работает, и он единственный, кто обеспечивает благополучие семьи.

В судебном заседании заявитель Оганнисян В.Г., а также его представитель Керакосян С.Г., доводы и требования заявления поддержали в полном объеме. При этом пояснили, что Оганнисян В.Г. дважды привлечен к административной ответственности за одно и то же правонарушение, а разрешение на временное проживание в РФ ликвидируется в случае неоднократного привлечения к административной ответственности.

Представитель УФМС России по УР Малых А.Ю. действующая на основании доверенности, с заявлением не согласилась, пояснив, что обжалуемое решение является законным и обоснованным, так как Оганнисян В.Г. был дважды привлечен к административной ответственности в течение года. Аннулирование разрешения на временное проживание не влечет за собой запрет въезда на территорию Российской Федерации.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив полномочия представителей участников процесса, исследовав и проанализиро­вав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Оганнисяну В.Г., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженцу <адрес>, заключением УФМС России по УР от 21 марта 2008 года № разрешено временное проживание в Российской Федерации по адресу: <адрес>.

Уведомление о подтверждении проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации было подано Оганнисяном В.Г. 12 марта 2010 года.

11 марта 2010 года Оганнисян В.Г. привлечен к административной ответственности за то, что в течение более двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание (с 21 мая 2009 года по настоящее время) не подал в территориальный орган ФМС России уведомление о подтверждении своего пребывания в РФ.

28 декабря 2009 года Оганнисян В.Г. привлечен к административной ответственности за то, что, что в течение более двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание (с 21 мая 2009 года по настоящее время) не подал в территориальный орган ФМС России уведомление о подтверждении своего пребывания в РФ.

На основании заключения, утвержденного заместителем начальника УФМС России по УР К.Н.Ф. от 21 мая 2010 года Оганнисяну В.Г. аннулировано разрешение на временно проживание в Российской Федерации на основании п.п.7 п.1 ст.7 ФЗ от 25.07.2005 г.№115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в связи с тем, что он неоднократно (два раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации.

Согласно свидетельству о заключении брака №, выданному <данные изъяты> Оганнисян В.Г., гражданин <адрес>, и Новикова Е.Ю., гражданка <адрес>, заключили брак, о чем составлена актовая запись о заключении брака №.

Согласно свидетельству об установлении отцовства серии № от <данные изъяты>.

Согласно свидетельству об установлении отцовства серии № от <данные изъяты>.

03 августа 2010 года Оганнисян В.Г. получил уведомление УФМС России по УР о принятии решения об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

06 августа 2010 года Оганнисян В.Г. направил почтой в суд с рассматриваемое заявление.

Эти обстоятельства следуют из содержания заявления, объяснений лиц участвующих в деле, показаний свидетеля, сторонами фактически не оспариваются и подтверждаются представленными и исследованными доказательствами.

Заявление Оганнисяна В.Г. об оспаривании решения УФМС России по УР подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 254 ГПК РФ - гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального слу­жащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно статье 255 ГПК РФ - к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке граждан­ского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и дейст­вия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он неза­конно привлечен к ответственности.

Согласно ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности.

Согласно п.4 ст.7 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» решение территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание может быть обжаловано данным иностранным гражданином в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или в суд в течение трех рабочих дней со дня получения данным иностранным гражданином уведомления о принятии соответствующего решения. В период рассмотрения жалобы данного иностранного гражданина он не утрачивает право на временное пребывание в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Копии решения федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по жалобе данного иностранного гражданина в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения направляются в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, вынесший обжалуемое решение, и данному иностранному гражданину.

Уведомление о принятии УФМС России по УР решения об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации было получено Оганнисян В.Г.ом под роспись 03 августа 2010 года, 06 сентября 2010 года, то есть в течение 3 рабочих дней, после получения уведомления заявитель направил по почте в Октябрьский районный суд г.Ижевска заявление об оспаривании указанного решения.

Таким образом, Оганнисяном В.Г. срок обращения в суд не пропущен.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 фев­раля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти и органов местного само­управления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» - ис­ходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служа­щего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному норматив­ному правовому акту.

При рассмотрении настоящего дела данные условия нашли своё под­твержде­ние.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (часть1 статьи 27), а также устанавливает, что забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (часть2 статьи 38).

Данные права в силу статьи 55 Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно части 3 стать 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 33 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Статья 18.8 КоАП РФ, устанавливает административную ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Оганнисян В.Г. дважды в течение года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) в Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в России до получения вида на жительство.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 указанного выше Закона разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении Конституционного суда Российской Федервции от 02 марта 2006 года №55-О, оценивая нарушение тех или иных правил пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации как противоправное деяние, а именно как административный проступок, и, следовательно, требующее применения мер государственного принуждения, в том числе в виде высылки за пределы Российской Федерации, отказа в выдаче разрешения на временное пребывание или аннулирования ранее выданного разрешения, уполномоченные органы исполнительной власти и суды обязаны соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации требования справедливости и соразмерности, которые, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания (Постановление от 15 июля 1999 года N 11-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" и Законов Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции").

Поскольку отказ в выдаче разрешения на временное проживание или аннулирование ранее выданного разрешения за неоднократные нарушения установленного порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации в отношении иностранного гражданина, состоящего в браке с гражданкой Российской Федерации и имеющего ребенка, влечет его обязанность в течение 15 дней добровольно покинуть Россию, что представляет собой серьезное вмешательство в сферу личной и семейной жизни, право на уважение которой гарантируется статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, такие меры могут быть применены уполномоченным органом исполнительной власти и судом только с учетом личности правонарушителя и характера совершенного административного правонарушения, т.е. степени его общественной опасности.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, являются составной частью её правовой системы.

Федеральным законом №101-ФЗ от 15 июля 1995 года «О международных договорах Российской Федерации» установлено, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права – принципы добросовестного выполнения международных обязательств.

Как указано в статьях 26 и 27 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться; участник данной Конвенции не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения договора.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Исходя из этого, а также положений части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, являются непосредственно действующим в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Аналогичные разъяснения содержаться и в постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

В соответствии со статьёй 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года, каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

В связи с этим Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что, хотя право иностранца на въезд или проживание в какой-либо стране как таковое Конвенцией о защите прав человека и основных свобод не гарантируется, высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное пунктом 1 статьи 8 Конвенции. При этом нарушенными в большей степени могут оказаться права и интересы не только самого выдворенного, но также и членов его семьи, включая несовершеннолетних детей, которые, в силу применения подобных мер реагирования со стороны государства, фактически несут "бремя ответственности" за несовершенное правонарушение.

Кроме того, Европейский Суд по правам человека акцентировал внимание на том, что лежащая на государствах ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну и пребывание иностранцев и высылать за пределы страны правонарушителей из их числа, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели (Постановления от 26 марта 1992 года по делу "Бельджуди (Beldjoudi) против Франции", от 21 июня 1988 года по делу "Беррехаб (Веrrеhab) против Нидерландов", от 18 февраля 1991 года по делу "Мустаким (Moustaguim) против Бельгии", от 19 февраля 1998 года по делу "Дали (Dalia) против Франции", от 07 августа 1996 года по делу "С. против Бельгии", от 28 ноября 1996 года по делу "Ахмут (Ahmut) против Нидерландов" и др.).

Таким образом, аннулирование разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации Оганнисяну В.Г., который создал семью и проживает с ней на территории Российской Федерации, должен был быть мотивирован крайней необходимостью в интересах национальной безопасности и общественного порядка, целями предотвращения беспорядков или преступлений, целями охраны здоровья или нравственности.

Данной мотивации оспариваемое решение УФМС России по УР не содержит.

Поскольку такая мера, как аннулирование временного разрешения на проживание на территории Российской Федерации может быть применена уполномоченным органом исполнительной власти и судом только с учетом личности правонарушителя и характера совершенного административного правонарушения, т.е. степени его общественной опасности, суд анализирует указанные обстоятельства.

В силу ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство.

В силу п. 9 ст. 6 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание обязан лично подавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание. При наличии уважительных причин указанное уведомление может быть подано иностранным гражданином в более поздний срок, но не позднее чем через шесть месяцев со дня истечения очередного года со дня получения разрешения на временное проживание с приложением документов, перечисленных в абзаце первом настоящего пункта, а также документов, подтверждающих невозможность подать указанное уведомление в установленный срок.

Судом установлено, что Оганнисяну В.Г., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженцу <адрес>, заключением УФМС России по УР от 21 марта 2008 года № разрешено временное проживание в Российской Федерации по адресу: <адрес>. Следовательно, Оганнисян В.Г. должен был подать уведомление о подтверждении своего проживания на территории Российской Федерации в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание, а именно до 21 мая 2009 года, а при наличии уважительных причин – до 21 сентября 2009 года.

Однако в установленные законом сроки Оганнисян В.Г. указанное уведомление не подал.

За факт указанного правонарушения Оганнисян В.Г. был привлечен к административной ответственности постановлениями от 28 декабря 2009 года и от 11 марта 2010 года. Следующий срок подачи уведомления о подтверждении проживания на территории Российской Федерации на 11 марта 2010 года еще не наступил.

Уведомление о подтверждении проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации было подано Оганнисяном В.Г. 12 марта 2010 года, то есть с пропуском установленных законом сроков.

Поскольку постановления о привлечении Оганнисян В.Г. к административной ответственности им не оспорены и вступили в законную силу, суд не входит в обсуждение вопроса о законности и обоснованности их вынесения, вместе с тем отмечает, что совершенные Оганнисян В.Г. правонарушения не представляют большой общественной опасности. Поведение Оганнисян В.Г. свидетельствует об отсутствии умысла на совершение правонарушений или нежелания исполнять законы Российской Федерации.

Наложенные штрафы Оганнисян В.Г. уплатил, что свидетельствует о его уважении к решениям органов исполнительной власти.

Оганнисян В.Г. понес достаточное наказание за совершение им административных правонарушений, и речь не идет об освобождении его от ответственности. Вместе с тем, принятая в отношении него мера –аннулирование разрешения на временное проживание на территории РФ неоправданно сурова, не соответствует личности правонарушителя и степени его общественной опасности.

Аннулирование Оганнисян В.Г.у временного разрешения на проживание в Российской Федерации, влечет за собой обязанность последнего выехать за пределы Российской Федерации в течение пятнадцати дней (п. 2 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 21.06.2002)), что является серьезным вмешательством в сферу личной и семейной жизни, а также нарушает права и интересы не только самого заявителя, но членов его семьи.

В связи с чем суд полагает оспариваемое решение незаконным и подлежащим отмене.

В силу п. 5 ст. 7 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в случае, если федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции отменил решение своего территориального органа об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание, указанный территориальный орган в течение трех рабочих дней со дня отмены соответствующего решения выдает (восстанавливает) данному иностранному гражданину разрешение на временное проживание.

В связи с этим суд считает возможным удовлетворить также требование заявителя об обязании УФМС России по УР восстановить разрешение на временное проживание в Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Оганнисяна В.Г. о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной миграционной службы по Удмуртской Республике от 21 мая 2010 года № об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной миграционной службы по Удмуртской Республике от 21 мая 2010 года № об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации Оганнисяну В.Г..

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме будет изготовлено в течение 5 дней.

Резолютивная часть решения изготовлена судьей на компьютере в совещательной комнате.

Судья Стех Н.Э.