о восстановлении пенсионных прав



Дело № 2-3764/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 октября 2010 года г. Ижевск УР

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Стех Н.Э.,

при секретаре Казариновой Э.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарасова Л.Л. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав,

У С Т А Н О В И Л:

Тарасов Л.Л. (далее по тексту – истец) обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики (далее по тексту – УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР, ответчик) о восстановлении пенсионных прав.

Иск мотивирован тем, что истец является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году. 17 августа 1998 года ему установлена третья группа инвалидности в связи с заболеванием, полученным при исполнении обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС, с утратой трудоспособности на 40%. С этого же времени является получателем пенсии по инвалидности по линии Министерства обороны РФ. На основании письма отдела ПФР в Первомайском районе г. Ижевска 02 декабря 2008 года истец обратился в УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР с заявлением о назначении страховой части трудовой пенсии по старости, представил все документы, за исключением справки о заработной плате. 09 ноября 2009 года указанная справка была истцом представлена, однако расчет страховой части трудовой пенсии по старости по ней был сделан не с 01 января 2007 года, а с 1 декабря 2009 года. Истец просит:

1. Обязать УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР произвести ему перерасчет страховой части трудовой пенсии по старости с 01 января 2007 года;

2. взыскать с УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР денежную сумму в размере 9769,91 руб. в счет неполученной части трудовой пенсии по старости с 01 января 2007 года и убытки за причиненный имущественный вред в размере 1418,78 руб. за период с 1 января 2007 года по 30 ноября 2009 года.

Истец Тарасов Л.Л. был своевременно извещен о времени и месте судебного заседания, но в суд не явился, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием его представителя Россихина А.В. Выслушав мнение участников процесса, суд, в порядке ст.167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие истца.

В судебном заседании представитель истца Россихин А.В., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности от 23.01.2008 года сроком на три года, исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы искового заявления, просил их удовлетворить. При этом пояснил, что просит рассчитать истцу страховую часть трудовой пенсии с 01 января 2007 года по справке, представленной истцом 09 ноября 2009 года, поскольку если бы истец обратился в УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР с заявлением о назначении пенсии, имея на руках указанную справку, ему бы была назначена трудовая пенсия по старости с 01 января 2007 года независимо от времени его обращения, но тогда расчет страховой части трудовой пенсии был бы осуществлен по справке, представленной истцом. Правовым основанием указал ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в силу п. 3 которого, в случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Кроме того, обратил внимание суда на сложившуюся судебную практику (обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2006 года, вопрос 18), согласно которой, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по не зависящим от него причинам (например, тождественность выполняемых истцом функций тем работам, которые дают право на пенсию, была установлена в ходе судебного разбирательства), то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.

Представитель ответчика – УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР, Романова Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила оставить иск без удовлетворения. При этом пояснила, что за назначением страховой части трудовой пенсии по старости истец обратился к ответчику 02 декабря 2008 года. При обращении с заявлением, истцом в установленный законом трехмесячный срок ожидания документов не была представлена справка о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд до 01.01.2002 года. С учетом этого, пенсия была назначена на основании данных о среднемесячном заработке за 2000-2001 годы (по данным сведений индивидуального (персонифицированного) учета за полных 12 месяцев.

Процедура перерасчета трудовой пенсии по старости регулируется ст. 20 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в силу абз. 3 п. 1 которой перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.

Заявление о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом заработка за 60 месяцев поступило 09.11.2009 года. Соответственно перерасчет в сторону увеличения произведен с 01.12.2009 года. Других сроков перерасчета законом не предусмотрено.

Выслушав пояснения участников процесса, проверив полномочия представителей сторон, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела:

- Тарасову Л.Л., ДД.ММ.ГГГГ рождения, 05 августа 1987 года назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий и пособий лицам офицерского состава, прапорщикам и мичманам Советской Армии и Военно-Морского Флота и их семьям.

- 02 декабря 2008 года Тарасов Л.Л. обратился в УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР с заявлением о назначении ему страховой части трудовой пенсии по старости, при этом указал, что ранее ему пенсия назначалась по линии Министерства Обороны. Просил назначить пенсию без справки о заработной плате. Вместе с тем ему предложено представить справку о заработной плате за пять лет и разъяснено под роспись о трехмесячном сроке ожидания недостающих документов;

- решением УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР Тарасову Л.Л. 12 марта 2009 года пенсия назначена пожизненно с 01.01.2007 года;

- 09 ноября 2009 года Тарасов Л.Л. обратился в УПФР в г. Ижевске с заявлением о перерасчете пенсии по заработной плате;

- 10.11.2009 года произведен перерасчет страховой части трудовой пенсии по старости Тарасова Л.Л. с 01.12.2009 года.

Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями сторон, представленными доказательствами и сторонами в целом не оспариваются.

Требования истца Тарасова Л.Л. не законны, не обоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ (далее по тексту – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7).

В силу п. 4 ст. 7 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"), лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

При этом в силу п. 2 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", положения статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции настоящего Федерального закона), пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части установления страховой части трудовой пенсии по старости гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.

Таким образом, при возникновении у военнослужащего права на страховую часть трудовой пенсии по старости в период до 24 июля 2008 г. (дата вступления в силу Закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ) включительно, указанная часть трудовой пенсии по старости по желанию заявителя может быть назначена независимо от времени обращения с 01 января 2007 г., но не может быть назначена ранее возникновения права на данную часть трудовой пенсии по старости.

Правила перерасчета размера пенсии установлены ст. 20 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в силу абз. 3 п. 1 которой перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения, и п. 2 ст. 23 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 30.11.2001, в силу которого перерасчет размера пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин обратился за перерасчетом размера пенсии.

Как усматривается из содержания иска, объяснений представителя истца и материалов дела, истцу со стороны УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР было предложено подойти для оформления страховой части пенсии в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ, при этом сразу же разъяснено, какие документы истец должен иметь при себе. В числе прочего, истец был уведомлен, что он может представить в УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР справку о заработной плате за 60 месяцев подряд до 01.01.2002 года. При наличии страхового стажа до 01.01.2002 года менее чем за 60 месяцев справка о заработной плате представляется за фактически отработанное время.

В соответствии с указанными разъяснениями истец 13 ноября 2008 года обратился в Архив Приволжского Военного округа с просьбой выслать ему справку о заработной плате за 60 месяцев подряд, т.е. за период с 01.05.1993 года по 30.04.1998 года.

Не дожидаясь запрошенной справки, истец 02 декабря 2008 года Тарасов Л.Л. обратился в УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР с заявлением о назначении ему страховой части трудовой пенсии по старости, выразив волю на назначение пенсии без справки о заработной плате. При этом ему было разъяснено, что в течение трех месяцев УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР будет ожидать от истца справку о заработной плате за 60 месяцев подряд до 01.01.2002 года.

В связи с изложенным суд приходит к следующему выводу.

1). Истец по своей воле обратился в УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР, не имея на руках справки о заработной плате за 60 месяцев подряд до 01.01.2002 года, хотя о праве предоставления указанной справки истцу было разъяснено ответчиком до подачи истцом заявления о назначении страховой части трудовой пенсии (указанная справка перечислена в перечне документов, которые истец должен иметь при себе при обращении в УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР).

2). При подаче заявления о назначении пенсии, истец выразил волю на назначение ему пенсии без справки о заработной плате.

3). Согласно действующему законодательству, страховая часть трудовой пенсии по старости по желанию заявителя может быть назначена независимо от времени обращения с 01 января 2007 г., поэтому дата обращения истца за страховой частью трудовой пенсии не могла повлиять на дату назначения ему страховой части трудовой пенсии, и у истца была возможность не обращаться с заявлением о назначении ему страховой части трудовой пенсии по старости до получения им справки о заработной плате.

4). У УПФР в г. Ижевске (межрайонного) УР не было законных оснований не назначать истцу страховую часть трудовой пенсии по старости в связи с непредставлением истцом в трехмесячный срок справки о заработной плате за 60 месяцев подряд до 01.01.2002 года.

5). У УПФР в г. Ижевске (межрайонного) УР не было законных оснований для перерасчета истцу с 01.01.2007 года страховой части трудовой пенсии по старости в связи с представлением истцом 09.11.2009 года справки о заработной плате за 60 месяцев подряд до 01.01.2002 года и предъявления заявления о перерасчете пенсии.

Доводы представителя истца о том, что страховая часть пенсии должна была быть рассчитана истцу с учетом справки о его заработной плате за 60 месяцев подряд до 01.01.2002 года с 01 января 2007 года, неосновательны, поскольку не соотносятся с волей истца, выраженной в заявлениях о назначении и перерасчете ему трудовой пенсии, на основании которых УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР принимало свои решения, и не основаны на законе.

Пункт 3 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", распространяется на случаи, когда необходимые документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, не предусматривая иных правил, когда документы не представляются в срок заявителем не по его вине. Не предусматривает закон иных правил перерасчета страховой части трудовой пенсии и для военных пенсионеров.

В обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2006 года освещен другой вопрос, когда истец не представил документы, подтверждающие право на пенсию, в назначении пенсии ему было отказано, а суд удовлетворяет требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией. К рассматриваемому случаю указанный пример не применим.

Кроме того, суд отмечает, что назначение и перерасчет пенсии производятся в заявительном порядке.

Гражданин М.Н.Ф. обращался в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в частности просил признать неконституционным положение пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", согласно которому предусмотренная данным Федеральным законом пенсия независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. Конституционный Суд РФ определением от 23.05.2006 N 159-О в принятии к рассмотрению жалоб гражданина М.Н.Ф. отказал, мотивируя тем, что оспариваемый заявителем пункт 1 статьи 23 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" находится во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 22 того же Федерального закона, согласно которому назначение пенсии производится по заявлению гражданина, а обращение за ее назначением может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком. Установленное указанными нормами правовое регулирование не ущемляет пенсионные права граждан - напротив, закрепленные в них сроки, с которых назначается пенсия, как и возложение на граждан обязанности обратиться с заявлением о ее назначении, обеспечивают им возможность реализации субъективных пенсионных прав по собственному свободному волеизъявлению и способствуют своевременному обращению за пенсией.

Гражданин В.В.И. обращался в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающим порядок перерасчета страховой части трудовой пенсии лицам, осуществлявшим работу и (или) иную соответствующую деятельность, не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии либо предыдущего перерасчета ее размера, во взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 20 того же Федерального закона, предусматривающим, что перерасчет размера трудовой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в сторону увеличения.

По мнению заявителя, установленные этими взаимосвязанными нормами правила перерасчета страховой части трудовой пенсии допускают занижение ее размера, что наносит материальный ущерб работающим пенсионерам и ущемляет их социальные права, а потому противоречат статьям 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ определением от 24.11.2005 N 426-О в принятии к рассмотрению жалоб гражданина В.В.И. отказал, мотивируя тем, что Предусмотренный пунктом 3 его статьи 17 вариант перерасчета размера страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, накопленных за 12 полных месяцев работы пенсионера после назначения (перерасчета страховой части) пенсии, ни сам по себе, ни во взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 20 не направлен на какое бы то ни было ущемление прав работающих пенсионеров; напротив, устанавливая основания и порядок пересмотра в сторону увеличения размера одной из составных частей трудовой пенсии, он имеет целью обеспечить повышение ее уровня. Такое правовое регулирование, осуществленное в интересах указанных граждан, не может расцениваться как противоречащее предписаниям конституционных норм, на которые заявитель ссылается в обоснование своей позиции. Следовательно, данная жалоба не является допустимой по смыслу пункта 1 статьи 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

В связи с изложенным, нормы закона о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения предусмотрены в его интересах, имеют целью обеспечить повышение уровня пенсии и не направлены на какое бы то ни было ущемление прав пенсионера.

На основании изложенного, в удовлетворении исковых требований должно быть отказано.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Тарасова Л.Л. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней после изготовления решения в окончательной форме через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено судьей на компьютере ДД.ММ.ГГГГ года.

Судья Стех Н.Э.