Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 апреля 2011 г.
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Долгополовой Ю.В.,
при секретаре Трефиловой О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Октябрьского района города Ижевска о признании бездействия Администрации муниципального образования «город Ижевск» по постановке на учет бесхозяйного имущества незаконным,
у с т а н о в и л:
Прокурор Октябрьского района города Ижевска обратился в суд с заявлением о признании бездействия Администрации муниципального образования "город Ижевск" по постановке на учет бесхозяйного имущества незаконным. Требования мотивированы следующим.
Прокуратурой района проведена проверка по вопросу обслуживания теплового пункта у жилого <адрес>. Проверкой установлено, что на основании постановления первого заместителя главы Администрации г. Ижевска от 15.07.1998 г. №354 индивидуальный тепловой пункт у жилого <адрес> передан в муниципальную собственность. Вместе с тем право муниципальной собственности на указанный объект не зарегистрировано, следовательно, тепловой пункт не имеет собственника. Администрация г. Ижевска действия, связанные с принятием на учет теплового пункта как бесхозяйного недвижимого имущества, не выполнила. В связи с отсутствием собственника индивидуального теплового пункта, а также бездействием Администрации г. Ижевска по постановке на учет, постоянный контроль за состоянием указанного объекта не обеспечивается, указанный объект находится в неудовлетворительном техническом и санитарном состоянии.
В суде старший помощник прокурора Октябрьского района г. Ижевска Полева И.Л., доводы и требования, изложенные в иске, поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель Администрации г. Ижевска Сандалов М.В., действующий на основании доверенности, извещенный о времени и месте судебного заседания, назначенного на 28.04.2011 г., в суд не явился, о причинах неявки не сообщил. В соответствии со статьей 167 ГПК РФ дело рассмотрено без его участия. В предыдущих судебных заседаниях представитель Администрации г. Ижевска требования, изложенные в заявлении, не признал, просил оставить его без удовлетворения в связи с необоснованностью.
Представитель заинтересованного лица ГОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет» Антропова Н.А., действующая на основании доверенности, с заявлением прокурора согласилась.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему.
15 июля 1998 г. Первым заместителем главы Администрации вице-мэром г. Ижевска принято постановление №354 "О приеме в муниципальную собственность жилого фонда с инженерными сетями и сооружениями от Ижевского Государственного технического университета".
На основании указанного постановления в муниципальную собственность приняты, в том числе жилой дом по <адрес>, центральный тепловой пункт, индивидуальный тепловой пункт и насосная станция (Приложения 1, 2 и 3 к вышеуказанному постановлению).
27 ноября 1998 г. Комитету по управлению имуществом г. Ижевска выдано регистрационное удостоверение №Г-7043, подтверждающее регистрацию права собственности на индивидуальный тепловой пункт, расположенный по адресу: <адрес>.
1 января 1998 г. нежилое помещение на 1 этаже нежилого здания (ИТП) площадью 56, 9 кв.м. по адресу: <адрес> включено в реестр муниципальной собственности.
16 октября 1998 г. решением Государственного комитета Удмуртской Республики по собственности №456-ОБ "О передаче объектов жилого фонда Ижевского государственного технического университета" с баланса ГУ "ИжГТУ" в муниципальную собственность г. Ижевска переданы жилой фонд, в том числе жилой дом по <адрес>; центральный тепловой пункт, индивидуальный тепловой пункт и насосная станция.
В соответствии с решением Комитетом по управлению имуществом Администрации г. Ижевска № 01-04уж/56 от 7 декабря 1998 г. утвержден акт приема ИТП, расположенного по адресу: <адрес> на баланс Городского жилищного управления с баланса Ижевского государственного технического университета.
14 августа 2009 г. муниципальному образованию «город Ижевск» выдано свидетельство о государственной регистрации права на нежилое помещение на 1 этаже нежилого здания (ИТП), общей площадью 56, 9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами.
Для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (пункт 3).
В силу пункта 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
Таким образом, бездействие органа местного самоуправления может быть признано незаконным в случае, если оно противоречит законодательству, нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Для принятия на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйной недвижимой вещи должны быть представлены доказательства, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался.
Таких доказательств прокурором не представлено, напротив, из установленных по делу обстоятельств следует, что индивидуальный тепловой пункт является объектом муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона. При этом суд исходит из нижеследующего.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением №3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность".
В силу абзаца 3 пункта 1 Приложения N 3 к вышеуказанному Постановлению объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов, а именно, объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов, относятся к муниципальной собственности.
Как указано выше, первым заместителем Главы Администрации Вице-мэром города Ижевска 15.07.1998 г. вынесено постановление № 354 "О приеме в муниципальную собственность жилого фонда с инженерными сетями и сооружениями от Ижевского Государственного технического университета", которым спорный объект имущества передан в муниципальную собственность. Из приложения №2 к указанному постановлению видно, что индивидуальный тепловой пункт включен в перечень объектов, передаваемых Ижевским государственным техническим университетом в муниципальную собственность г. Ижевска.
Впоследствии Государственный комитет Удмуртской Республики по собственности на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность" и вышеприведенного постановления Вице-мэра города Ижевска от 15.07.1998 г. принял решение о передаче объектов жилого фонда и объектов коммунального назначения Ижевского государственного технического университета, в том числе индивидуальный тепловой пункт, в муниципальную собственность.
Согласно техническому паспорту нежилое здание является индивидуальным тепловым пунктом, поэтому в силу приведенных выше норм относится к объектам муниципальной собственности. Доказательств того, что здание индивидуального теплового пункта имеет иное назначение, прокурором не представлено.
Следовательно, поскольку перечисленные выше объекты являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше Постановления Верховного Совета Российской Федерации, спорный объект (индивидуальный тепловой пункт) может рассматриваться как объект муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном законом порядке.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", в котором отмечено, что объекты, указанные в приложении 3№ к указанному Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше Постановления Верховного Совета Российской Федерации и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что спорный объект не может рассматриваться в качестве бесхозяйного имущества.
Кроме того, об отсутствии у спорного объекта признаков бесхозяйного имущества свидетельствует нижеследующее.
На основании постановления Вице-мэра города Ижевска №354 от 15 июля 1998 г. Комитету по управлению имуществом г. Ижевска выдано регистрационное удостоверение №Г-7043 от 27 ноября 1998 г., подтверждающее наличие права муниципальной собственности на индивидуальный тепловой пункт.
В техническом паспорте на здание индивидуального теплового пункта, расположенное по адресу: <адрес>, также указано на наличие права муниципальной собственности на спорный объект, а в качестве документа, устанавливающего право собственности, - вышеуказанное регистрационное удостоверение.
14 августа 2009 г. осуществлена государственная регистрация права собственности муниципального образования "город Ижевск" на нежилое помещение 1 этажа нежилого здания (ИТП) общей площадью 56, 9 кв.м.
Изложенное опровергает доводы прокурора об отсутствии собственника у спорного объекта.
Учитывая, что при разделении государственной собственности в 1991 году спорный объект отнесен к муниципальной собственности, муниципальным образованием осуществлена регистрация права собственности на часть помещений данного объекта, он не может являться бесхозяйным, поскольку не подпадает под определение такого имущества, приведенное в пункте 1 статьи 225 ГК РФ, а также в связи с тем, что бесхозяйное имущество в силу пункта 3 статьи 225 ГК РФ может поступить в муниципальную собственность только по решению суда.
При таких обстоятельствах заявление прокурора не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление прокурора Октябрьского района города Ижевска о признании бездействия Администрации муниципального образования «города Ижевска» по постановке на учет бесхозяйного имущества оставить без удовлетворения.
Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим на компьютере 10 мая 2011 г.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней через районный суд.
Председательствующий судья Ю.В. Долгополова