Дело №2-5425/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 декабря 2010 года г. Ижевск УР
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Стех Н.Э.,
при секретаре Казариновой Э.С.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению Гайфутдинова М.Т. о признании незаконным действия исполняющего обязанности Удмуртского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Нуртдинова Т.Р., обязании исполняющего обязанности Удмуртского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Нуртдинова Т.Р. дать ответ по существу заявления Гайфутдинова М.Т.,
У С Т А Н О В И Л:
Гайфутдинов М.Т. обратился в суд с заявлением о признании незаконным действия исполняющего обязанности Удмуртского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Нуртдинова Т.Р., перенаправившего заявление Гайфутдинова М.Т. от 30 июня 2010 года о возложении на осужденных, содержащихся в УФСИН России по УР, дополнительных обязанностей, в УФСИН России по УР, обязании исполняющего обязанности Удмуртского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Нуртдинова Т.Р. дать ответ по существу заявления Гайфутдинова М.Т.
Заявление мотивировал тем, что прокурор должен был дать ответ на его заявление по существу, а он перенаправил заявление Гайфутдинова М.Т. в орган, чьи действия обжалуются.
Заявитель Гайфутдинов М.Т., отбывающий наказание по приговору суда в исправительном учреждении, был своевременно извещен о времени и месте судебного заседания. При этом заявителю были разъяснены его обязанности и права, в том числе право на ведение дела через представителя. Суд в порядке п. 2 ст.257 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие заявителя Гайфутдинова М.Т.
Нуртдинов Т.Р. в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в порядке п. 2 ст.257 ГПК РФ.
Представитель заинтересованного лица Удмуртской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях – помощник Удмуртского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Пономарев Д.В. (удостоверение ТО <номер> от <дата>), в судебном заседании заявил о несогласии с доводами заявителя. При этом указал, что действительно осужденный Гайфутдинов М.Т., отбывающий наказание в -учреждение-, обращался в Удмуртскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях с заявлением с доводами о нарушении закона в -учреждение-.
В силу п.п. 8 п. 3 Положения о федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний", одной из основных задач ФСИН России является управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями.
В силу п. 7 Положения о федеральной службе исполнения наказаний, ФСИН России обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации:
правопорядок и законность в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а также безопасность лиц, находящихся на их территориях;
контроль деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также контроль за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Таким образом, заявление не было направлено в учреждение, исполняющее наказание, а было направлено в орган, осуществляющий контроль за деятельностью этого учреждения.
Все обращения, заявления и жалобы разрешаются соответствии с ФЗ № 59 от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и приказом Генерального прокурора РФ № 200 от 17.12.2007 «О введении в действии Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в системе прокуратуры РФ».
Пунктом 4.12 Инструкции о порядке рассмотрения и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.12.2007 N 200 предусмотрено принятие по итогам разрешения обращений одного из следующих решений, в том числе "направлено" - обращение в 7-дневный срок направлено для разрешения в другую прокуратуру или другое ведомство по принадлежности.
Таким образом, действия исполняющего обязанности Удмуртского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Нуртдинова Т.Р. совершены в рамках закона.
Выслушав представителя заинтересованного лица, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд устанавливает следующие юридически значимые обстоятельства дела.
В Удмуртскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях поступило заявление Гайфутдинова М.Т. от 30 июня 2010 года с доводами о нарушениях закона в -учреждение-.
<дата> за исходящим <номер> исполняющий обязанности Удмуртского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Нуртдинов Т.Р. направил обращение осужденного Гайфутдинова М.Т. от 30.06.2010 года с доводами о нарушениях закона в -учреждение- Начальнику УФСИН России по УР, копия сопроводительного письма направлена Начальнику -учреждение- и Гайфутдинову М.Т.
<дата> Заместитель начальника УФСИН России по УР направил Гайфутдинову М.Т. ответ по существу за <номер> копию ответа - исполняющему обязанности Удмуртского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Нуртдинову Т.Р.
Указанные обстоятельства установлены на основании исследованных в судебном заседании доказательств и сторонами в целом не оспариваются.
В силу ст.1 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ «О прокуратуре РФ») прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры (ч.1 ст.11 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Верховный Суд РФ в п. 3 постановления Пленума от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих разъяснил, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц.
К должностным лицам, в частности, относятся должностные лица органов прокуратуры, решения, действия (бездействие) которых не подлежат оспариванию в порядке уголовного судопроизводства, а также в порядке производства по делам об административных правонарушениях (например, в ходе проверок при осуществлении надзора за исполнением законов).
Суд признает, что в рассматриваемом случае заявитель оспаривает именно действия (бездействие) прокурора, которые не подлежат оспариванию в порядке уголовного судопроизводства, а также в порядке производства по делам об административных правонарушениях.
Поэтому дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 ГПК РФ (производство по делам, возникающим из публичных правоотношений).
Согласно статье 256 главы 25 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Заявитель обратился в суд с заявлением в срок.
Рассматривая заявление Гайфутдинова М.Т. по существу, суд находит его необоснованным.
В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Пунктом 4.12 Инструкции о порядке рассмотрения и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.12.2007 N 200 предусмотрено принятие по итогам разрешения обращений одного из следующих решений:
"удовлетворено" - приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя;
"удовлетворено повторное обращение" - обращение, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения. При этом первичное решение отменяется;
"отклонено" - требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными;
"разъяснено" - по обращению, в котором не содержалось просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств, разъяснены вопросы правового характера;
"принято иное решение" - обращение оставлено без разрешения, приобщено к материалам уголовного дела (надзорного производства), прекращена переписка;
"направлено" - обращение в 7-дневный срок направлено для разрешения в другую прокуратуру или другое ведомство по принадлежности.
В силу п. 3.5 Инструкции о порядке рассмотрения и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, обращения, подлежащие разрешению другими органами и учреждениями, в 7-дневный срок со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.
Сопроводительное письмо с переадресованием обращений граждан и должностных лиц подписывается начальником отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, старшим помощником прокурора субъекта Российской Федерации, прокурором нижестоящей прокуратуры или его заместителем.
Уведомление заявителю подписывается начальником отдела или исполнителем.
В силу п. 3.6 Инструкции о порядке рассмотрения и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, при направлении обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в случае необходимости у них может быть истребована информация о результатах рассмотрения обращения.
Действительно, в силу п. 3.7 Инструкции о порядке рассмотрения и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, запрещается направление обращения на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется.
В силу п.п. 8 п. 3 Положения о федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний", одной из основных задач ФСИН России является управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями.
В силу п. 7 Положения о федеральной службе исполнения наказаний, ФСИН России обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации:
правопорядок и законность в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а также безопасность лиц, находящихся на их территориях;
контроль деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также контроль за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Согласно Положению о -учреждение- -учреждение- (в настоящее время ФБУ) является юридическим лицом. Жалоба на рассмотрение направлена не в -учреждение-», а в контролирующий орган, о чем заявителю было сообщено.
Ответ от 22 сентября 2010 года заместителя начальника УФСИН России по УР заявитель не обжаловал.
Таким образом, оспариваемые действия законны и не нарушают прав заявителя, заявление удовлетворению не подлежит.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Гайфутдинова М.Т. о признании незаконным действия исполняющего обязанности Удмуртского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Нуртдинова Т.Р., обязании исполняющего обязанности Удмуртского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Нуртдинова Т.Р. дать ответ по существу заявления Гайфутдинова М.Т. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его принятия через районный суд.
Решение изготовлено председательствующим судьей на компьютере в окончательной форме 03 февраля 2011 года.
Председательствующий судья Стех Н.Э.