Дело № 2-4544/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 ноября 2010 года г. Ижевск УР
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Фаррухшиной Г.Р.
при секретаре Дорофееве С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черноморова В.Ф. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав,
У С Т А Н О В И Л:
Черноморов В.Ф. (далее по тексту – истец) обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики (далее по тексту – УПФ РФ г. Ижевска, ответчик) о восстановлении пенсионных прав.
Иск мотивировал тем, что ответчик незаконно отказал ему во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицу, имеющему 25 летний стаж <данные изъяты> деятельности, периода с 3 декабря 1990 г. по 14 января 1992 г. - службы в <юридическое лицо>. Черноморов В.Ф. считает, что данный период должен быть зачтен в его <данные изъяты> стаж на основании действовавшего в спорный период Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397. Истец просит признать незаконным решение УПФ РФ № от 13 сентября 2010 г. об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии, обязать ответчика включить в специальный <данные изъяты> стаж период службы в органах внутренних дел с 3 декабря 1990 г. по 14 января 1992 г., назначить ему трудовую пенсию по старости с даты обращения за ее назначением – с 1 сентября 2010 г. и взыскать с ответчика в его пользу расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб.
В судебном заседании истец Черноморов В.Ф. поддержал доводы искового заявления, что просил иск удовлетворить, а также взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.
Представитель ответчика Кожевникова Е.Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Черноморова В.Ф. не признала, поддержала письменные возражения, просила отказать в удовлетворении иска. При этом пояснила, что за досрочным назначением трудовой пенсии по старости истец обратился 1 сентября 2010 г. Ответчик обоснованно принял решение об отказе ей в назначении трудовой пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемого специального трудового стажа, поскольку по представленным документам <данные изъяты> стаж истца составил 23 года 11 месяцев. В специальный <данные изъяты> стаж истца не включен период прохождения службы в <юридическое лицо>, так как включение указанного периода в <данные изъяты> стаж не предусмотрено действующим пенсионным законодательством.
Выслушав истца и представителя ответчика, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела:
- Черноморов В.Ф., ДД.ММ.ГГГГ рождения, осуществлял <данные изъяты> деятельность в учреждениях для детей.
- согласно записям трудовой книжки № Черноморов В.Ф. служил в <юридическое лицо> с 3 декабря 1990 г. по 14 января 1992 г. (1 год 1 месяц 11 дней).
- 1 сентября 2010 г. Черноморов В.Ф. обратился в УПФ РФ г. Ижевска с заявлением о досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости как <данные изъяты> работнику, отработавшему в учреждениях для детей не менее 25 лет.
- Решением № от 13 сентября 2010 г. Черноморову В.Ф. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, поскольку было установлено, что специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости, в связи с <данные изъяты> деятельностью у него менее 25 лет и составляет 23 года 11 месяцев.
При этом в специальный <данные изъяты> стаж не был включен период прохождения службы в <юридическое лицо> с 3 декабря 1990 г. по 14 января 1992 г.
Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями участников процесса, представленными доказательствами и сторонами в целом не оспариваются.
Требования истца Черноморова В.Ф. являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (далее по тексту – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») определяет основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. В качестве условий назначения трудовой пенсии по старости в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» закреплено достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа (не менее пяти лет) (статья 7) и предусмотрено право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
В соответствии с пп. 19 п. 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п. 2 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).
Вследствие этого обязательными условиями на досрочное назначение трудовой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), подтвержденной соответствующими документами.
Данные юридически значимые обстоятельства истцом выполнены.
Так, судом установлено и не оспаривается ответчиком, что с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (55 лет), истец обратился в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, 1 сентября 2010 года.
При этом период службы в <юридическое лицо> подлежал включению в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по следующим основаниям.
Согласно записям в трудовой книжке № с ссылками на приказы №№ 49 от 17 декабря 1990 г. и 1 от 14 января 1992 г. истец служил в <юридическое лицо> 1 год 1 месяц 11 дней с 3 декабря 1990 г. по 14 января 1992 г.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении № 18-П от 15 июня 1998 года, а также в определении № 320-О от 05 ноября 2002 года, суд вправе применять нормативные правовые акты, утратившие силу, но действовавшие в спорный период деятельности истца.
Исходя из изложенного, давая оценку данному спорному периоду, не зачтенному ответчиком в <данные изъяты> стаж работы истца, суд руководствуется, в том числе действовавшими в течение него нормативными правовыми актами.
В спорный период действовали «Закон о государственных пенсиях», принятый Верховным Советом СССР 14 июля 1956 года и постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (далее по тексту – постановление СМ СССР от 17 декабря 1959 года № 1397).
Приложением к постановлению СМ СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 являлось «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», подпунктом «г» пункта 1 которого учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась служба в органах Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.
В соответствии с пунктом 4 Положения от 17 декабря 1959 года № 1397 «Время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию».
Данное условие в рассматриваемом споре выполнено. Так, 2/3 от требуемого для назначения пенсии 25 летнего стажа <данные изъяты> деятельности, составляет 16 лет 8 месяцев. Зачтенный ответчиком <данные изъяты> стаж работы Черноморова В.Ф. в должностях и учреждениях, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляет 23 года 11 месяцев, что превышает необходимые 16 лет 08 месяцев, установленные пунктом 4 Положения от 17 декабря 1959 года № 1397.
При этом суд отмечает, что периоды работы истца, зачтенные ответчиком согласно оспариваемому решению, при оценке пенсионных прав по законодательству, действующему в указанные периоды, также подлежали включению в специальный <данные изъяты> стаж истца, поскольку истец во все периоды трудовой деятельности работал в должности учителя в средней школе, то есть в должности и в учреждении, предусмотренными Списками.
Ссылка представителя ответчика на разъяснение Министерства труда и социального развития РФ от 17 октября 2003 года № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденное постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17 октября 2003 года № 70, согласно которому исчисление стажа по правилам и нормам законодательства, действовавшего в спорный период, может быть применено в том случае, если до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта гражданин полностью выработал необходимый общий или специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию за выслугу лет, а также на то, что Положение от 17 декабря 1959 года № 1397 отменено с 01 октября 1993 года постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953, в связи с чем пункт 4 указанного Положения не может применяться на момент принятия решения о назначении пенсии истцу, а его соблюдение должно быть оценено судом на 01 октября 1993 года, то есть на момент отмены, не может быть принята судом.
Так, на 01 октября 1993 года истец в силу своего возраста не мог выработать 25 летний стаж <данные изъяты> деятельности, а п. 4 Положения от 17 декабря 1959 года № 1397 устанавливает вышеуказанное соотношение (2/3) именно от 25 летнего стажа <данные изъяты> деятельности, требуемого для назначения пенсии. При этом в 1993 году истец не обращался за назначением пенсии, поэтому оценка продолжительности его <данные изъяты> стажа на 01 октября 1993 года, по мнению суда, не правомерна.
Кроме того, в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2007 года, утвержденном постановлением Верховного Суда РФ 01 августа 2007 года, определено, что «Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, а также в ряде его определений, ст.6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано». Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа периода службы в <юридическое лицо>. При этом Верховный Суд РФ указал на то, что данные периоды подлежат включению в стаж, дающий право досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Исходя из изложенного, суд признает, что в рассматриваемом споре данное условие истцом соблюдено, поэтому в силу действовавшего в спорный период законодательства, период службы истца в рядах Вооруженных Сил СССР, составляющий 1 год 1 месяц 11 дней, подлежит включению в стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, при включении в специальный <данные изъяты> стаж Черноморову В.Ф., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляющий на 1 сентября 2010 года 23 лет 11 месяцев, периода службы в органах <юридическое лицо> (1 год 1 месяц 11 дней), который признан подлежащим включению по настоящему решению - он составит 25 лет 11 дней, что достаточно для назначения досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения истца с заявлением о назначении пенсии, то есть с 1 сентября 2010 г.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение УПФ РФ г. Ижевска № от 13 сентября 2010 г. об отказе Черноморову В.Ф. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконно и необоснованно, поэтому подлежат удовлетворению требования истца о признании незаконным решения ответчика № от 13 сентября 2010 г. об отказе Черноморову В.Ф. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении в специальный <данные изъяты> стаж спорного периода, досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости с момента обращения, то есть с 1 сентября 2010 года.
С учетом того, что решение состоялось в пользу истца, на ответчика в порядке статьи 98 ГПК РФ должна быть возложена обязанность по возмещению истцу судебных расходов, состоящих из государственной пошлины в сумме 200 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Черноморова В.Ф. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики № от 13 сентября 2010 г. об отказе Черноморову В.Ф. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики включить в специальный <данные изъяты> стаж Черноморова В.Ф., дающий право на досрочную трудовую пенсию следующие периоды:
- службы в <юридическое лицо> с 3 декабря 1990 г. по 14 января 1992 г.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики досрочно назначить Черноморову В.Ф. трудовую пенсию по старости с 1 сентября 2010 г., как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему <данные изъяты> деятельность в учреждениях для детей, независимо от его возраста.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики в пользу Черноморова В.Ф. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.
Резолютивная часть решения изготовлена председательствующим в совещательной комнате.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме через районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим судьей ДД.ММ.ГГГГ года.
Председательствующий судья Фаррухшина Г.Р.