о признании решения об отказе в выдаче гос. сертификата на материнский капитал незаконным, признании права



Дело № 2-2791/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 июля 2010 года г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Фаррухшиной Г.Р.,

при секретаре Дорофееве С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ереминой Л.Р. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, признании права на государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, обязании выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал,

УСТАНОВИЛ:

Еремина Л.Р. (далее по тексту – истец) обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики (далее по тексту - УПФ РФ (ГУ) в г. Ижевске (межрайонное) УР, Управление, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, признании права на государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, обязании выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. Мотивируя требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ она родила сына, который умер 05 июля 2005 года. В октябре 2007 года истец родила второго ребенка, после чего у нее возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. В связи с чем Еремина Л.Р. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г. Ижевске (межрайонное) УР для оформления государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Однако ответчик отказал в выдаче государственного сертификата ввиду отсутствия свидетельства о рождении первого ребенка. Истец, ссылаясь на Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал», Федеральный закон «Об актах гражданского состояния», судебную практику, просит признать незаконным решение об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, признать за ней право на государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, обязать ответчика выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, так как правовым и значимым основанием следует считать не наличие свидетельства о рождении первого ребенка, а факт рождения детей, отсутствие свидетельства о рождении ребенка, при наличии других доказательств о рождении ребенка, не может быть основанием для отказа в выплате материнского капитала.

В судебном заседании Еремина Л.Р., доводы искового заявления поддержала, просила удовлетворить иск.

В судебном заседании представитель Ереминой Л.Р. - Шерстобитова О.А., допущенная к участию в деле по устному ходатайству, доводы искового заявления поддержала, просила удовлетворить иск по основаниям, указанным в иске.

В судебном заседании представитель Ереминой Л.Р. – Филипповский Е.В., допущенный к участию в деле по устному ходатайству, доводы искового заявления поддержал, просил удовлетворить иск Ереминой Л.Р. по основаниям, указанным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики Романова Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования Ереминой Л.Р. не признала по следующим основаниям. 20 апреля 2010 года истица обратилась в Управление с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, предоставив справку о рождении первого ребенка, свидетельство о смерти первого ребенка, копию своего паспорта, свидетельство о рождении второго ребенка.

В соответствии со ст.5 ФЗ от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» женщины, родившие второго ребенка после 01 января 2007 года вправе обратиться за получением сертификата путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, указанными в «Правилах подачи заявления о выдаче сертификата на материнский капитал», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года № 873, которые предусматривают документы, подтверждающие рождение детей. При обращении в Управление Еремина Л.Р. не предоставила свидетельство о рождении первого ребенка ввиду его отсутствия, тем самым не подтвердила своего права на дополнительные меры государственной поддержки, что и послужило в соответствии с п.1 ч.6 ст. 5 ФЗ от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» основанием для отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

В соответствии со ст. 23 ФЗ от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» документом, подтверждающим рождение ребенка является свидетельство о рождении.

Согласно ст.ст. 23, 24 ФЗ «Об актах гражданского состояния», ст. 47 Семейного кодекса РФ, права и обязанности родителей и детей основывается на происхождении детей удостоверенном законом порядке – путем составления актовой записи о рождении, в подтверждение которой выдается свидетельство о рождении.

В соответствии со ст. 4 ФЗ от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, реализации указанного права осуществляется ведение государственного регистра, в который вносятся сведения не только о лице, имеющем право на дополнительные меры поддержки, но и сведения о детях, с указанием реквизитов свидетельств о рождении. Правила также содержат требования о предъявлении документов, подтверждающих рождение детей, которым является свидетельство о рождении.

Кроме того, цель Федерального Закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», закрепленная в его преамбуле – дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, то есть детей должно быть не менее двух и они должным быть живы к моменту обращения за выдачей сертификата. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает не из факта родов, а из наличия рожденных (усыновленных) и имеющихся в наличии детей на момент обращения за сертификатом. Для получения сертификата недостаточно только факта рождения первого и последующего ребенка, но необходимо наличие двух и более детей в семье для получения мер государственной поддержки. Материалами дела подтверждено, что Еремина Л.Р. не имеет двух детей, она имеет одного ребенка. В связи с этим ответчик просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

ДД.ММ.ГГГГ у Мустафиной Л.Р. родился ребенок – М.Т.С., умерший на первой неделе жизни, о чем составлена запись № от 07 июля 2005 года.

05 июля 2005 года ребенок Мустафиной Л.Р. умер, о чем составлена запись акта о смерти № от 07 июля 2005 года.

После заключения брака Мустафиной Л.Р. присвоена фамилия - Еремина, о чем 14 июля 2007 года составлена запись акта о заключении брака.

ДД.ММ.ГГГГ у Ереминой Л.Р. родился второй ребенок Еремин Ф.С., о чем составлена запись акта о рождении № от 06 ноября 2007 года.

20.04.2010 года Еремина Л.Р. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г. Ижевске (межрайонное) УР с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Решением УПФ РФ (ГУ) в г. Ижевске (межрайонное) УР от 05.05.2010 года № 1047 Ереминой Л.Р. в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал отказано в соответствии с п.п. 8 п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в связи с отсутствием свидетельства о рождении первого ребенка.

Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании на основе исследованных доказательств, сторонами в целом не оспариваются.

В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, в том числе у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года.

В силу п. 3 ст. 2 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» лица, имеющие право на дополнительные меры государственной поддержки, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат) в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).

Согласно п. 5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года № 873 (в редакции постановления Правительства РФ от 22 сентября 2008 года № 709) заявление подается с предъявлением документов, в том числе подтверждающих рождение (усыновление) детей.

В соответствии с п.2 ст. 20 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 20 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» дополнительные меры государственной поддержи семей, имеющих детей, - это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей» установленных названным Федеральным законом.

При этом согласно преамбуле Федерального закона № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» его целью является создание условий» обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь.

Данный Федеральный закон направлен на решение неблагоприятной демографической ситуации, сложившейся в Российской Федерации.

К субъектам, которые вправе получить дополнительные меры государственной поддержки, в частности» относятся женщины, родившие (усыновившие) второго ребёнка начиная с 1 января 2007 года (подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»).

Право на дополнительную государственную поддержку у названных женщин возникает при рождении (усыновлении) второго ребенка и может быть реализовано ими не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) этого ребенка (п. 7 ст. 3 Федерального закона № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»).

Из содержания приведенных выше положений Федерального закона № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в контексте его преамбулы следует, что дополнительные меры государственной поддержки предоставляются женщине тогда, когда у нее имеется (ею воспитывается) не менее двух рожденных (усыновленных) ею детей, один из которых родился начиная с 1 января 2007 года.

На основании изложенного женщина, родившая второго ребенка после 1 января 2007 года в случае рождения первого или второго ребенка мертвыми или их смерти на первой неделе жизни, права на получение дополнительной государственной поддержки, не имеет.

Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание то обстоятельство, что первый ребенок Ереминой Л.Р. умер на следующий в день после рождения, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований нет.

В связи с изложенным решение УПФ РФ (ГУ) в г. Ижевске (межрайонное) УР об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал является законным, а требования истца не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Ереминой Л.Р. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, признании права на государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, обязании выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал отказать.

Резолютивная часть решения изготовлена председательствующим судьей в со­вещательной комнате.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Ижевска.

Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим судьей ДД.ММ.ГГГГ года.

Председательствующий судья Г.Р. Фаррухшина