№2-1356/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 марта 2011 года
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
Председательствующего судьи Загидуллина Н.А.,
при секретаре Кудрявцеве Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ООО «Производственное объединение «Ижмебель» к Лаптеву С.И. о взыскании задолженности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Производственное объединение «Ижмебель» (далее - ООО «ПО «Ижмебель», истец) обратился в суд с иском к Лаптеву С.И. (далее – ответчик) о взыскании задолженности.
Требование мотивированы тем, что между ОАО «Ижмебель» (Продавец) и Лаптевым СИ. (Покупатель) был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества от 01.06.2010 года.
Согласно п. 1.1. указанного договора ОАО «Ижмебель» передало, а Лаптев С.И. принял следующее недвижимое имущество:
<данные изъяты>
В соответствии с п. 3.1. договора стоимость недвижимого имущества составила 2009000,00 (Два миллиона девять тысяч) рублей. Оплата стоимости отчуждаемого имущества осуществляется путем перечисления денежных средств на расчетный счет Продавца в срок до 31.12.2010 г.
08.06.2010 ОАО «Ижмебель» в соответствии со ст. 15 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» передало, а ООО «Производственное объединение «Ижмебель» приняло право требования задолженности к Лаптеву С.И. в размере 2009000,00 рублей, в качестве вклада в уставный капитал.
Ответчик был надлежащим образом уведомлен о передаче права требования задолженности на ООО «ПО «Ижмебель», уведомление получено ответчиком 14.09.10.
20.01.2011 года в адрес ответчика направлена претензия с просьбой оплатить задолженность в пользу ООО «ПО «Ижмебель», указанная претензия получена ответчиком 25.01.2011 года, однако до настоящего времени ответчик расчет не произвел.
По ходатайству ответчика к участию в деле на стороне истца в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен конкурсный управляющий по делу о банкротстве ОАО «Ижмебель» Шадрин А.А.
В судебном заседании представитель истца по доверенности - Ходырева О.П. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить. Доводы ответчика расценила как необоснованные.
По существу представитель истца пояснила, что 01 июня 2010 г. между ОАО «Ижмебель» и ответчиком был заключен договор купли-продажи. В дальнейшем Совет директоров ОАО «Ижмебель» принял решение о передаче в уставный капитал ООО «ПО «Ижмебель» части имущества и имущественных прав, в число которых входило право требования задолженности к ответчику Лаптеву С.И.
20 августа 2010 г. в адрес ответчика было направлено письмо о том, что задолженность Лаптева С.И. в соответствии со ст. 15 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» передана качестве вклада в уставный капитал ООО «Производственное объединение «Ижмебель» при этом решение о переуступке права требования долга было оформлено в виде протокола заседания Совета директоров ОАО «Ижмебель». Так же к данному письму прилагались иные документы, подтверждающие переуступку права, а именно решение о создании ООО «ПО «Ижмебель» и выписка из акта приема – передачи вклада в уставный капитал. Уведомление о переуступке прав требований подписал новый генеральный директор Мощевитин П.Н., который на тот момент обладал всеми необходимыми полномочиями. 19 октября 2010 г. ответчику отправлено письмо арбитражного управляющего, копия которого приобщена к материалам дела.
В январе 2011 г. ответчику была направлена претензия с требованием погасить задолженность, которая последним была проигнорирована. С учетом изложенного считает, что ООО «ПО «Ижмебель» является надлежащим кредитором.
Третье лицо на стороне истца, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора (конкурсный управляющий по делу о банкротстве ОАО «Ижмебель») Шадрин А.А. подтвердил доводы представителя истца. По существу пояснил о том, что передача имущественных прав в уставный капитал иного хозяйственного общества не запрещена законом. Законность рассматриваемой переуступки права требования долга подтверждается правомочностью решения Совета директоров ОАО «Ижмебель», оформленного в виде протокола. Считает, что ответчик должен погасить задолженность в пользу истца. Полагает, что если во внесудебном порядке стороны договориться не смогли, то вынесенное в рамках данного гражданского процесса решение снимет все вопросы по проблеме признания сделки по переуступке прав требований незаконной в рамках арбитражного судопроизводства.
Ответчик Лаптев С.И. и его представитель по доверенности Громова Е.А. пояснили о том, что признают размер задолженности в полном объеме и готовы ее погасить. Вместе с тем считают, что если договор купли - продажи был заключен с ОАО «Ижмебель» и надлежащим образом зарегистрирован в рег.палате, то и надлежащим кредитором является ОАО «Ижмебель», а не ООО «ПО «Ижмебель».
Выслушав участвующих по делу лиц, изучив и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.
Между ОАО «Ижмебель» (Продавец) и Лаптевым С.И. (Покупатель) заключен договор купли-продажи недвижимого имущества от 01.06.2010.
Переход права собственности на недвижимое имущество по договору купли - продажи недвижимости к покупателю зарегистрирован в установленном для регистрации этой сделки порядке 05.07.2010.
Согласно п. 1.1. указанного договора ОАО «Ижмебель» передало, а Лаптев С.И. принял следующее недвижимое имущество:
<данные изъяты>
В соответствии с п. 3.1. договора стоимость недвижимого имущества составила 2009000,00 (Два миллиона девять тысяч) рублей. Оплата стоимости отчуждаемого имущества осуществляется путем перечисления денежных средств на расчетный счет Продавца в срок до 31.12.2010 г.
Согласно протоколу заседания Советом директоров ОАО «Ижмебель» от 04.06.2010 было принято решение об участии в обществе с ограниченной ответственностью «Производственное объединение «Ижмебель»», о размере, составе и денежной оценке вклада ОАО «Ижмебель» в уставный капитал «Производственное объединение «Ижмебель»»
Согласно протоколу № <номер> общим собранием участников ОАО «Ижмебель» от 08.06.2010 было учреждено Общество с ограниченной ответственностью «Производственное объединение «Ижмебель»» с уставным капиталом в размере 144594595 руб. и утвержден его Устав. Доля ОАО «Ижмебель» составила 107000000 рублей, что составило 74 процента Уставного капитала. Доля в уставном капитале оплачивается имуществом, согласно прилагаемому перечню.
Актом приема – передачи имущественных прав в отношении контрагента Лаптева С.И. по договору купли - продажи недвижимого имущества от 01.06.2010 в уставный капитал ООО «ПО «Ижмебель» ОАО «Ижмебель» передало задолженность ответчика перед истцом.
Определением Арбитражного суда УР от 20.07.2010 г. в соответствии со ст. 62 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127 в отношении ОАО «Ижмебель» введена процедура наблюдения сроком до 26.12.2010, временным управляющим должника утвержден Шадрин А.А.
8 февраля 2011 г. решением Арбитражного суда УР ОАО «Ижмебель» признано несостоятельным банкротом, в отношении Общества открыто конкурсное управление. Конкурсным управляющим Общества утвержден Шадрин А.А.
Ответчик, со ссылкой на ст. 15 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» истцом был уведомлен о передаче ОАО «Ижмебель» ООО «ПО «Ижмебель» права требования задолженности, уведомление получено ответчиком 14.09.10.
20.01.2011 года в адрес ответчика направлена претензия с просьбой оплатить задолженность в пользу ООО «ПО «Ижмебель», указанная претензия получена ответчиком 25.01.2011 года.
До настоящего времени ответчик по рассматриваемому договору купли -продажи расчет не произвел.
Указанные обстоятельства установлены из материалов дела и сторонами не оспариваются.
Ответчик не оспаривает размер задолженности по договору купли – продажи нежилого помещения.
Между сторонами наличествует спор о праве истца требовать долг с ответчика.
Оценивая представленные доказательства суд не находит оснований к удовлетворению заявленных требований по следующим основаниям.
Перемена лиц в обязательстве регулируется главой 24 ГК РФ.
Согласно п. 1 ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования).
Согласно ст. 387 ГПК РФ права кредитора по обязательству переходят к другому лицу на основании закона, в том числе, в результате универсального правопреемства в правах кредитора.
В качестве доказательств о наличии соглашения между ОАО «Ижмебель» и ООО «ПО «Ижмебель» об уступке права требования задолженности Лаптева С.И. сторона истца представила:
протокол заседания Совета директоров ОАО «Ижмебель» от 04.06.2010, на котором было принято решение об участии в обществе с ограниченной ответственностью «Производственное объединение «Ижмебель»», о размере, составе и денежной оценке вклада ОАО «Ижмебель» в уставный капитал «Производственное объединение «Ижмебель»»;
протокол № <номер> общего собрания участников ОАО «Ижмебель» от 08.06.2010, согласно которому было учреждено Общество с ограниченной ответственностью «Производственное объединение «Ижмебель»» с уставным капиталом в размере 144594595 руб. и утвержден его Устав. Доля ОАО «Ижмебель» - 107000000 рублей, что составляет 74 процента Уставного капитала. Доля в уставном капитале оплачивается имуществом, согласно прилагаемому перечню.
акт приема – передачи имущественных прав ОАО «Ижмебель» в отношении контрагента Лаптева С.И. по договору купли продажи недвижимого имущества от 01.06.2010 г. в уставный капитал ООО «ПО «Ижмебель».
Из уведомления, направленного истцом в адрес ответчика, следует, что «Производственное объединение «Ижмебель» передачу ему права требования задолженности от ОАО «Ижмебель» обосновывает положениями ст. 15 ФЗ N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Доводы стороны истца о том, что переуступка права требования долга подтверждается решением Совета директоров ОАО «Ижмебель», изложенном в протоколе заседания суд расценивает несостоятельными.
Согласно ч. 3 ст. 433 ГК РФ, договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Статья 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусматривает обязательную государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с п. 2 ст. 389 ГК РФ уступка требования по сделке, требующей государственной регистрации, должна быть зарегистрирована в порядке, установленном для регистрации этой сделки, если иное не предусмотрено законом.
Как установлено в судебном заседании переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю Лаптеву С.И. зарегистрирован в установленном для регистрации этой сделки порядке 09.07.2010. Тогда как договор уступки права требования между ОАО «Ижмебель» и ООО «ПО «Ижмебель» (истцом) не заключался, сама уступка требования по сделке, требующая государственной регистрации, зарегистрирована в установленном законом порядке не была.
Представителем истца данное обстоятельство не оспорено, доказательств обратного суду не предоставлено.
Статья 15 Федерального Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», на которую ссылается сторона истца в обоснование перехода к ней права требования задолженности с ответчика по рассматриваемому договору купли - продажи недвижимости, регулирует исключительно вопросы оплаты доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью неденежными средствами, и спорному правоотношению не относится.
Статьей 60 ГПК РФ предусмотрено, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
По убеждению суда, в отсутствие договора, предоставленные стороной истца акт приема – передачи имущественных прав, протоколы общего собрания акционеров и Совета директоров ОАО «Ижмебель» не могут рассматриваться в качестве допустимого доказательства реального соглашения об уступке права требования.
При таких обстоятельствах, суду не представлено доказательств существования договора об уступке права требования.
Согласно ст. 165 ГК РФ несоблюдение нотариальной формы, а в случаях, установленных законом, - требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной.
Поскольку по правилам ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения, суд приходит к выводу, что к истцу не перешло право требования исполнения ответчиком обязательств по договору купли-продажи, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Изложенное свидетельствует о том, что истец не обладает правом требования исполнения обязательства ответчиком по рассматриваемому договору купли - продажи.
При таких обстоятельствах договор цессии является незаключенным.
Незаключенный договор не порождает никаких прав и обязанностей для сторон.
Следовательно, на основании:
решения Совета директоров отраженного в протоколе заседания Совета директоров ОАО «Ижмебель» от 04.06.2010,
протокола № <номер> общего собрания участников ОАО «Ижмебель» от 08.06.2010,
акт приема – передачи имущественных прав ОАО «Ижмебель» в отношении контрагента Лаптева С.И. по договору купли продажи недвижимого имущества от 01.06.2010 г. в уставный капитал ООО «ПО «Ижмебель» у истца не возникло никаких прав (требования) по отношению к ответчику.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, в удовлетворении иска следует отказать.
При отказе в удовлетворении исковых требований расходы по оплате госпошлины подлежат возложению на истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ООО «Производственное объединение «Ижмебель» к Лаптеву С.И. о взыскании задолженности по договору купли-продажи от 01.06.2010 в размере 2009000,00 (Два миллиона девять тысяч) рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 11.04.2011 года.
Председательствующий судья: Н.А. Загидуллин
Копия верна
Судья
Секретарь