по иску Меженского Ю.Г. к Администрации г. Ижевска о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке приобретательной давности



Дело № 2-1013/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 апреля 2011года городИжевск

Октябрьский районный суд г.Ижевска в составе:

Председательствующего судьи Нуриева В.М.,

при секретаре Филипповском Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Меженского Ю.Г. к Администрации г. Ижевска о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке приобретательной давности,

У С Т А Н О В И Л:

Меженский Ю.Г. обратился в суд с иском к Администрации г. Ижевска о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке приобретательной давности о признании за ним дома под литерой «Б», веранды – литера «б», крыльца, 2 шт. – литера «б1», балкона – литера «б3», навеса- литера «Н», уборной – литера «У», мезонина – литера «Б» по адресу: <адрес>, 14 км. Як-Бодьинского тракта, мотивируя свои исковые требования следующими обстоятельствами.

<дата> Меженский Ю.Г. купил в жилищно -коммунальном управлении Управления, строительства <номер> дом на <адрес> расположенный на территории дачного хозяйства <адрес>, который ранее, с 1985 года, он арендовал в <адрес> в качестве дачи (квитанция к приходному кассовому ордеру <номер> от <дата>, справка ЖКУ УС <номер> <номер> от <дата>, приказы-накладные» <номер>,202 от <дата>, расчётная книжка платы за аренду дачи 1987-88годы.)

На протяжении последующих 20 лет истец добросовестно, открыто и непрерывно владеет и пользуются этим домом (дачей), в связи, с чем четыре года с 1990 по 1993г. состоял в потребительском кооперативе <данные изъяты> который располагался на этой территории (квитанции к приходным кассовым ордерам <номер> от <дата> <номер> от <дата>; <номер> от <дата>; <номер> от <дата>; <номер> от <дата> и другие). После ликвидации кооператива и по настоящее время, истец самостоятельно осуществляют обслуживание купленного дома и проводит благоустройство прилегающей территории.

В целях регистрации права собственности на этот объект недвижимости в ЕГРП истцом в ГУЛ «Удмурттехинвентаризации» <дата> была подана заявка <номер> на проведение технической инвентаризации купленного дома с изготовлением технического и кадастрового паспорта.

В полученных истцом <дата> паспортах указано, что здание дома под инвентарным номером 32903, было построено в 1981 году по адресу: <адрес>, <адрес> в его состав входит: дом-литера «Б», веранда - литера «б», крыльцо, 2 шт. -литера «61», балкон- литера «б3», навес - литера «Н», уборная - литера «У», мезонин- литера «Б».

Купленный истцом дом по данным технического и кадастрового паспортов сведений о правообладателях и наличии запрещений и арестов не содержат. Спор о праве собственности отсутствует.

Из полученных в архиве ГУЛ «Удмурттехинвентаризация» документов следует, что этот дом был построен жилищно-коммунальной конторой Промстройтреста в 1981 году (копия письма от 28.01.1981 года) и в этом же году поставлен на технический учёт (справка ГУП «Удмурттехинвентаризация» от 27.12.2010г. №01-123/930). Разрешение на строительство дома на территории дачного хозяйства Управления Делами Совета Министров Удмуртской АССР расположенном на 14 км. Як-Бодьинского тракта ЖКК Промстройтреста было получено от Управления Делами Совета Министров УАССР (копия справки от 04.02.1981 г. № 6 -247). Земельный участок Управлению Делами Совета Министров УАССР был выделен распоряжением Совета Министров РСФСР от 31.05.1978г. №765-р (письмо ГУ «ЦГА УР» от 15.10.1010г. №09т-375).

Продавец дома, ЖКУ «УС № 17» (до 1985 года - ЖКК Промстройтреста - приказ Главспецстроя № 0101 от 04.11.1985 г.) в 2000 году ликвидировано приказом начальника Спецстроя России № 012 от 08.06.S000 г. Приказом начальника ГП УС № 17 от 21.06.2000 г. № 30 правопреемником ЖКУ ГП «УС № 17» было определено ГП «УС № 17», которое также было ликвидировано приказом начальника Спецстроя России от 14.06.2000 г., № 185 и на основании определения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21 апреля 2006 г., дело № А71- 68/2001 - Г21 с 31 мая 2006 года исключено из единого государственного реестра юридических лиц (копия свидетельства ФНС серия 18 № 002563338).

На протяжении 20 лет истец является фактическим пользователем земельного участка вокруг дома, права на который не оформлены и не зарегистрированы.

На запрос истца в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республики (№1826/201/10-5455 от 14.09.2010г.) о данном земельном участке был получен ответ, что сведенья в ГКН о нем отсутствуют (уведомление от 20.09.2010 г. № 1800/501/10-155279).

В целях установления границ земельного участка вокруг дома истца 21.10.2010 г. был заключен договор № 272 с ООО «Городской землеустроительный центр» на выполнение кадастровых работ на земельном участке по адресу: УР, г. Ижевск, 14 км. Як - Бодьинского тракта, (дача) в результате выполнения которого был составлен план земельного участка площадью 2105 кв.м, с определением местоположения установленных границ земельного участка (акт № 272 от 16.11.2010 г.).

В судебном заседании истец Меженский Ю.Г., исковые требования поддержал в полном объеме, просил исковые требования удовлетворить, при этом пояснил, что во время приобретения дачи служил заместителем секретаря в Государственном предприятии «Управление строительства № 17». Первоначально он арендовал дачу в течении пяти лет с 1985 по 1990 год, платил каждый месяц. 25 июля 1990 года ему предложили купить участок, предложил Демидов А. М., его командир, организация должна была заниматься строительством, ставился вопрос о реализации. Истец написал рапорт, подписал резолюцию и заплатил деньги в сумме 2750 рублей. Пользуется домом по назначению. Зимой и осенью не ездил, летом приезжал с семьей, иногда ночевал. Новых построек не производил.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Ижевска Акатьев А.С., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, принципиальных возражений против удовлетворения искового заявления не имеет.

В судебное заседание не явились представители третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, ГУП «Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества», извещены надлежащим образом о дате и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Опрошенный в судебном заседании свидетель Б.Г.Н.. суду пояснила, что с Меженским Ю.Г. они работали вместе он в ГП «Управление строительства №17», а она в ЖКУ №17. Истец пользовался домами ГП «Управления строительства № 17» в качестве аренды. Когда на балансе жилья много было, было принято решение передавать городу недвижимое имущество, стали дачные домики продавать, а договора не заключали, просто выезжали, оценивали имущество, инвентарь, если покупатель соглашался, то продавали, просто выдавая квитанцию. Меженский Ю.Г. заплатили где-то тысячи две.

Свидетель Щ.А.А, в суде подтвердил факт того, что Меженский Ю.Г. арендовал дачу, которая принадлежала ЖКУ <номер>, а в последующем купил ее, договор при этом не заключался, просто писался рапорт на имя командира, который издавал приказ.

Свидетель А.Т.В. в судебном заседании подтвердила, что Меженский Ю.Г. пользуется и распоряжается дачей в настоящее время.

Свидетель Украинцев Н.Д.. в судебном заседании пояснил, что они знакомы с истцом по долгу службы, где-то с 70-ого года. Сначала истец работал и проживал в г. Воткинске, потом его перевели в г. Ижевск. Свидетель его рекомендовал в заместители руководителя комитета комсомола. Затем истец стал секретарем парткома. На работе характеризовался положительно. Дачный участок был передан У.Н.Д. – Меженскому Ю.Г., так как дача принадлежал ему. Затем У.Н.Д. стал строить дом по Шабердинскому тракту, и Меженский Ю. Г. стал занимать дом вместо него. Тогда была такая практика. Дом находился у истца, У.Н.Д. приезжал к нему на дачу. Он не помнит, какая там была форма собственности. Знает, что истец платил определенную сумму за этот дом, ни сомнений, ни споров не было.

Выслушав объяснения участников процесса, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации (п. 1). До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания (п. 2). Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является (п. 3).

Исходя из содержания указанной нормы права, в предмет доказывания по делу по основанию приобретательной давности входят факт добросовестного, открытого и непрерывного владения истцом спорным имуществом как своим собственным в течение пятнадцати лет.

В судебном заседании установлено, что <дата> Меженский Ю.Г. купил в жилищно -коммунальном управлении Управления, строительства <номер> дом на <адрес> расположенный на территории дачного хозяйства <адрес>, который ранее, с 1985 года, я арендовал в ЖКУ УС № 17 в качестве дачи (квитанция к приходному кассовому ордеру № 567 от 25.07.1990 года, справка ЖКУ УС № 17 № 38/301 от 15.05.1997 года, приказы-накладные» №201,202 от 25.07.1990г, расчётная книжка платы за аренду дачи 1987-88годы.)

На протяжении последующих 20 лет истец добросовестно, открыто и непрерывно владеет и пользуются этим домом (дачей), в связи, с чем четыре года с 1990 по 1993г. состоял в потребительском кооперативе «<адрес> Октябрьского района г. Ижевска который располагался на этой территории (квитанции к приходным кассовым ордерам № 21 от 26.08.1990 г. № 61 от 09.11.1990 г.; № 76 от 16.06.1991 г.; № 155 от 05.09.1992 г.; № 192 от 20.07.1993 г. и другие). После ликвидации кооператива и по настоящее время, истец самостоятельно осуществляют обслуживание купленного дома и проводит благоустройство прилегающей территории.

В пунктах 15 - 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", обращается внимание на то, что согласно ст. ст. 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено как на бесхозяйное имущество, так и на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу. При разрешении споров, связанных с возникновением права собственности на имущество в силу приобретательной давности, следует исходить из того, что согласно п. 4 ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со ст. ст. 301 и 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.

Поскольку с момента введения в действие Закона СССР "О собственности в СССР" (01 июля 1990 г.) утратили силу положения ст. 90 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. о нераспространении исковой давности на требования государственных организаций о возврате государственного имущества из чужого незаконного владения, при применении положения п. 4 ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении государственного имущества с этого момента действуют общие нормы об исчислении срока исковой давности.

Согласно ст. 11 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" действие статьи 234 Гражданского кодекса РФ (приобретательная давность) распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 года и продолжается в момент введения в действие части первой Гражданского кодекса РФ.

При таком положении применительно к заявленному истцом требованию 15-летний срок приобретательной давности истек.

Исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования заявлены в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом разъяснения, указанном в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", обстоятельства добросовестного, открытого и непрерывного владения истцом недвижимого имущества нашли свое подтверждение как пояснениями самого истца, так и пояснениями свидетелей, а также материалами гражданского дела и представителем Администрации г.Ижевска не оспариваются.

В силу п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 при применении абзаца 2 пункта 1 статьи 234 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что отсутствие государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество не является препятствием для обращения гражданина в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности.

Судебный акт об удовлетворении иска о признании права собственности в силу приобретательной давности является основанием для регистрации права собственности в ЕГРП.

На основании вышеизложенного, суд признает исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Меженского Ю.Г. к Администрации г. Ижевска о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке приобретательной давности удовлетворить.

Признать за Меженским Ю.Г. право собственности в порядке приобретательной давности на дом (дачу) под литерой «Б», веранду - литера «б», крыльцо, 2 шт. - литера «б1», балкон -литера «б3», навес - литера «Н», уборная - литера «У», мезонин - литера «Б» по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней с момента его изготовления в окончательной форме через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено судьей на компьютере <дата>

Председательствующий судья В.М. Нуриева