о признании бездействия незаконным



Дело № 2-700/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 апреля 2011 г.

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Стех Н.Э.,

при секретаре Самохваловой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Индустриального района г. Ижевска в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике незаконным, возложении обязанности на Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике оборудовать все камеры Специального приемника МВД по УР средствами радиовещания, оборудовать Специальный приемник МВД по УР помещениями для дактископирования и фотографирования, для приема пищи, для раздельного хранения чистых и грязных постельных принадлежностей, для хранения уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств, оборудовать Специальный приемник МВД по УР средствами охранно – тревожной и пожарной сигнализации, промышленной телевизионной установкой для дистанционного наблюдения за арестованными и контроля за несением службы сотрудниками милиции, обеспечить своевременное проведение медицинским работником первичного медицинского осмотра всех лиц арестованных в административном порядке, то есть перед помещением их в камеры специального приемника МВД по УР, обеспечить норму санитарной площади в камерах специального приемника МВД по УР на одного человека в размере 4 квадратных метров, оборудовать специальный приемник МВД по УР исправной дезкамерой и обеспечить всех поступающих в специальный приемник МВД по УР лиц обязательной санитарной обработкой в санпропускнике с камерной дезинфекцией вещей, запрете содержание лиц, которым назначено наказание в виде административного ареста, в камерах второго этажа Специального приемника МВД по УР,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Индустриального района г. Ижевска обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике незаконным, возложении обязанности на Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу обеспечить лиц, которым назначено наказание в виде административного ареста, и содержащихся в камерах административно задержанных индивидуальным спальным местом, постельными принадлежностями, оборудовать все камеры средствами радиовещания, обеспечить норму санитарной площади в камере на одного человека в размере 4 квадратных метров; привести в соответствие с требованиями закона все помещения, в том числе камеры второго этажа; обеспечить изоляцию лиц с подозрением на наличие инфекционного заболевания в медицинский изолятор или в специально выделенную камеру; обеспечить дезкамерную обработку вещей арестованных лиц; запрете содержания лиц, которым назначено наказание в виде административного ареста, и содержащихся в камерах административно задержанных, в камерах второго этажа Специального приемника МВД по УР до приведения камер в соответствие с требованиями п. 45 Правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденных Приказом МВД РФ № 605 ДСП от 06 июня 2000 года.

Заявление мотивировано следующим.

Прокуратурой Индустриального района г.Ижевска в ходе осуществления надзора за со­блюдением установленных действующим законодательством Российской Федерации прав и обязанностей лиц. которым назначено наказание в виде административного ареста, и содержа­щихся в камере административно задержанных, расположенной в помещении Спецприемника при МВД по УР (далее - Спецприемник), выявлены нарушения действующего законодательства об охране здоровья.

В соответствии с Правилами внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц. арестованных в административном порядке, утвержденных Приказом МВД РФ № 605 дсп от 06 нюня 2000 года, камеры специального приемника должны быть оборудованы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к камерам изоляторов временного содержания органов внутренних дел. Арестованные размещаются в камерах и обеспечиваются индивидуальным спальным местом и постельными принадлежностями. Норма санитарной площади на одного человека устанавливается в размере 4 кв. м.

В июне текущего года прокуратурой района с привлечением врача-эпидемиолога МСЧ МВД по УР проведена проверка условий содержания, материально – бытового и медицинского обеспечения лиц, находящихся в Специальном приемнике МВД по УР.

В ходе проверки установлено, что специальный приемник для содержания лиц, арестованных в административном порядке МВД но УР занимает первый и второй этажи здания спецучреждений, камеры каждого этажа рассчитаны на 45 человек. Планировка второго этажа| аналогична первому, однако условия содержания арестованных лиц в камерах второго этажа не соответствуют требованиям закона.

В камерах №№ 6, 8, 9, 10 нет условий для выполнения требований положений ведомственных приказов в части оборудования камер, площадей, отделки помещений. В камерах недостаточно тумбочек и шкафчиков для личных вещей.

Грубо нарушены требования пункта 71 Правил внутреннего распорядка специальных приемников, в части проведения изоляции лиц с подозрением на наличие инфекционного заболевания в медицинский изолятор по причине отсутствия в учреждении медицинского изолятора или специально выделенной камеры.

Санитарно - техническое состояние всех помещений специального приемника второго этажа неудовлетворительное, ремонт в камерах не проводился длительное время (полы и потолки помещений имеют неприглядный вид, стены оштукатурены под «шубу», естественного освещения нет), тем самым грубо нарушены требования пункта 18 Правил внутреннего распорядка специальных приемников, в соответствии с которыми камеры специального приемника должны быть оборудованы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к камерам изоляторов временного содержания органов внутренних дел.

В соответствии с п.45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел камеры оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями, столом и скамейками по лимиту мест в камере, шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, краном с водопроводной водой, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, бачком для питьевой воды, радиоприемником для вещания общегосударственной программы, кнопкой для вызова дежурного, урной для мусора, светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа, приточной и вытяжной вентиляцией, тазами для гигиенических целей и стирки одежды.

Между тем камеры второго этажа Спецприемника оборудованы лишь общими деревянными нарами, столом, лавками.

В нарушение требований п.69 Правил внутреннего распорядка специальных приемников не проводится дезкамерная обработка вещей арестованных вновь поступивших в Специальный приемник МВД по УР в плановом порядке, так как проектный вариант установки дезкамеры не выполнен.

Кроме того, должностными лицами спецприемника не выполняются требования п.10.3 СанПин 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» в части проведения ежегодного косметического ремонта в медицинском пункте спецприемника.

25 мая 2010 года по фактам вышеуказанных нарушений закона прокурором района внесе­но представление об устранении нарушений действующего законодательства в адрес начальни­ка спецприемника МВД по УР.

Указанные нарушения действующего законодательства нашли свое подтверждение и ре­шением Индустриального районного суда г.Ижевска от 08.09.2010 по заявлению прокурора Ин­дустриального района г.Ижевска в интересах неопределенного круга лиц о признании бездейст­вия Спецприемника при МВД по УР незаконным.

Однако, несмотря на принятые меры прокурорского реагирования, указанные выше нару­шения как имели ранее место, так имеют место и в настоящее время, о чем свидетельствуют проводимые прокуратурой района проверки Спецприемника МВД по УР в текущем году.

Указанные нарушения законодательства ущемляют права граждан, содержащихся в спецприемнике, влекут их обоснованные жалобы.

В последующем прокурор неоднократно изменял заявленные требования.

В окончательном варианте требования заявлены в следующей редакции.

1. Признать незаконным бездействие Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике по не обеспечению надлежащих условий и материально – бытового обеспечения лиц, отбывающих наказание в виде административного ареста в Специальном приемнике МВД по УР.

2. Обязать Министерство внутренних дел по Удмуртской Республики в срок до 01 сентября 2012 года:

- оборудовать все камеры Специального приемника МВД по УР средствами радиовещания в соответствии с требованиями п.6 наставления по организации работы специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденного Приказом МВД РФ от 06 июня 2000 года №605 дсп;

- оборудовать в Специальном приемнике МВД по УР отдельное помещение для дактископирования и фотографирования, отдельное помещение для приема пищи, отдельное помещение для раздельного хранения чистых и грязных постельных принадлежностей, отдельное помещение для хранения уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств, в соответствии с требованиями п.6 наставления по организации работы специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденного Приказом МВД РФ от 06 июня 2000 года №605 дсп;

- оборудовать Специальный приемник МВД по УР средствами охранно – тревожной и пожарной сигнализацией, промышленной телевизионной установкой для дистанционного наблюдения за арестованными и контроля за несением службы сотрудниками милиции, в соответствии с требованиями п.7 наставления по организации работы специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденного Приказом МВД РФ от 06 июня 2000 года №605 дсп;

- обеспечить своевременное проведение медицинским работником первичного медицинского осмотра всех лиц арестованных в административном порядке, то есть перед помещением их в камеры специального приемника МВД по УР, в соответствии с требованиями п.8 правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержании лиц, арестованных в административном порядке и п.18 наставления по организации работы специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденных Приказом МВД РФ от 06 июня 2000 года №605 дсп;

- обеспечить норму санитарной площади в камерах специального приемника МВД по УР на одного человека в размере 4 квадратных метров в соответствии с требованиями п.19 правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержании лиц, арестованных в административном порядке, утвержденных Приказом МВД РФ от 06 июня 2000 года №605 дсп;

- оборудовать специальный приемник МВД по УР исправной дезкамерой и обеспечить всех поступающих в специальный приемник МВД по УР лиц обязательной санитарной обработке в санпропускнике с камерной дезинфекцией вещей в соответствии с п.69 правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц арестованных в административном порядке, утвержденных приказом МВД РФ №605 дсп от 06 июня 2000 года.

3. Запретить содержание лиц, которым назначено наказание в виде административного ареста, в камерах второго этажа Специального приемника МВД по УР до приведения камер в соответствии с требованиями п.45 правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ №950 от 22 ноября 2005 года, то есть до оборудования индивидуальными нарами или кроватями, шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, краном с водопроводной водой, вешалками для верхней одежды, полками для туалетных принадлежностей, бачками для питьевой воды, средствами радиовещания, кнопками для вызова дежурного, урнами для мусора, светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа, приточной и вытяжной вентиляцией, тазами для гигиенических целей и стирки одежды.

В судебном заседании старший помощник прокурора Индустриального района г. Ижевска Пушин И.Ю. заявление поддержал по доводам, изложенным в заявлении, просил его удовлетворить.

Представитель Министерства внутренних дел Удмуртской Республики (далее по тексту МВД по УР) Шабалин М.Б. и начальник Специального приемника Министерства внутренних дел Удмуртской Республики (далее по тексту Спецприемник) Ретунский А.В., привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, с заявлением не согласились. При этом представитель МВД по УР указал, что МВД по УР не бездействует, а невозможность провести капитальный ремонт камер второго этажа Спецприемника и оборудовать надлежащим образом все камеры Спецприемника связана с недостаточным финансированием МВД по УР. Вместе с тем сметы на капитальный ремонт составляются, бюджетные заявки подаются ежегодно. Начальник Спецприемника также указал, что в камерах Спецприемника отсутствуют средства радиовещания; дактископирование осуществляется в камерном блоке; фотографирование осуществляется в кабинете начальника отдела кадров; отдельное помещение для приема пищи не оборудовано в связи с отсутствием свободных помещений, отдельное помещение для раздельного хранения чистых и грязных постельных принадлежностей не требуется, чистое белье хранится отдельно от грязного в разных отделах специально выделенного шкафа; отдельное помещение для хранения уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств не требуется, уборочный инвентарь хранится в отдельном шкафу помещения № 10 на первом этаже, моющие и дезинфицирующие средства хранятся в отдельном помещении на втором этаже, а также в кабинете фельдшера (необходимые в его деятельности), а также у дежурных (например, выдаются им на выходные, когда закрыт склад); Спецприемник МВД по УР средствами охранно – тревожной и пожарной сигнализации, промышленной телевизионной установкой для дистанционного наблюдения за арестованными и контроля за несением службы сотрудниками милиции не оборудован, имеется только световая кнопка для вызова дежурных в каждой камере; своевременное проведение медицинским работником первичного медицинского осмотра всех лиц, арестованных в административном порядке, обеспечено, в штате имеется фельдшер, в отсутствие медработника в соотвествии с действующим законодательством первичный медосмотр проводит дежурный; норма санитарной площади в камерах специального приемника МВД по УР на одного человека в размере 4 квадратных метров обеспечена, факт, когда прокурор обнаружил в одной из камер на одного человека больше нормы, имел место быть по ошибке дежурного; дезкамера приобретена, но не установлена; камеры второго этажа требуют проведения капремонта, стены имеют покрытие типа «шуба», окон нет, в каждой камере имеются общие нары, шкафов для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов не имеется, полки для хранения туалетных принадлежностей отсутствуют.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, осуществив выезд в Спецприемник, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснил, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Так, согласно п. 2 названного постановления по правилам, установленным гл. 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие) федеральных органов государственной власти: представительного (законодательного) органа Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", указами Президента Российской Федерации о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, а также территориальных органов, созданных федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий.

Согласно п. 1 Положения о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 19 июля 2004 года N 927, Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции.

МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему территориальные органы (п. 5 Положения о Министерстве внутренних дел РФ).

Приказом МВД России от 20 января 2007 года N 88 утверждено Положение о Министерстве внутренних дел по УР.

Согласно п. 2, 3 данного Положения МВД по УР является органом исполнительной власти, входящим в систему органов внутренних дел РФ и подчиняющимся МВД РФ, реализующим в рамках предоставленных полномочий задачи и функции органов внутренних дел РФ на территории Удмуртской Республики.

По смыслу приведенных выше норм и разъяснений Верховного Суда РФ, МВД по УР является территориальным органом исполнительной власти, чьи решения, действия (бездействие) могут быть оспорены по правилам, установленным гл. 25 ГПК РФ.

Согласно Положению о Специальном приемнике МВД по УР для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденному приказом МВД по УР от 14 апреля 2007 года N 342, Спецприемник является структурным подразделением милиции общественной безопасности МВД по УР, подчиняется заместителю министра - начальнику милиции общественной безопасности МВД по УР.

В силу п. 23 Положения о Специальном приемнике МВД по Удмуртской Республике по содержанию лиц, арестованных в адмпинистративном порядке, приложение к приказу МВД по Удмуртской Республике от 14 апреля 2007 года № 342, материально-техническое снабжение Специального приемника осуществляется через подразделения Тыла МВД по УР.

Приказом МВД УР от 16.01.2006 N 16 утверждено Положение о Тыле МВД по Удмуртской Республике (далее по тексту Положение о Тыле).

В силу п.п. 1 и 2 Положения о Тыле, Тыл МВД по Удмуртской Республике является структурным подразделением МВД Удмуртской Республики. Тыл организует и осуществляет материально-техническое, финансовое, медицинское обеспечение органов внутренних дел, капитальное строительство, организует развитие и совершенствование ведомственной системы связи МВД по Удмуртской Республике, координирует деятельность тыловых подразделений, УВД, ГО-, РОВД по материально-техническому и финансовому обеспечению возложенных на Министерство задач.

В силу п.п. 21, 26 Положения о Тыле, Тыл МВД по Удмуртской Республике обеспечивает формирование и выполнение федерального и республиканского бюджета по расходам на содержание подразделений МВД по Удмуртской Республике, материально-техническому обеспечению федеральных и республиканских целевых программ в части, касающейся МВД УР, подготавливает предложения в проект федерального и республиканского бюджета по расходам на содержание органов внутренних дел на предстоящий год, обеспечивает финансовыми средствами оперативно-служебную и финансово-хозяйственную деятельность, централизованное снабжение материально-техническими ресурсами и капитальными вложениями подразделения МВД по Удмуртской Республике в пределах, определенных федеральным законом о бюджете на текущий год. Концентрирует финансовые ресурсы на приоритетных направлениях деятельности подразделений системы МВД УР.

В силу п.п. 54.3, 54.4 Положения о Тыле, Тыл МВД по Удмуртской Республике в пределах своей компетенции представляет МВД по Удмуртской Республике во взаимоотношениях с органами государственной власти Удмуртской Республики; вносит в них по поручению Министра предложения по вопросам, относящимся к деятельности органов внутренних дел, обеспечивает разработку и представление предложений по финансированию и материально-техническому обеспечению органов и подразделений МВД по Удмуртской Республике, согласование объемов финансовых и материально-технических ресурсов, осуществляет по поручению Министра распределение кредитов, связанных с расходованием средств федерального бюджета, бюджета Удмуртской Республики, заключает от имени МВД по Удмуртской Республике договоры и соглашения, утверждает сметы расходов.

Таким образом, образован специальный орган, обладающий широкими полномочиями по обеспечению разработки и представлению предложений по финансированию и материально-техническому обеспечению органов и подразделений МВД по Удмуртской Республике, согласованию объемов финансовых и материально-технических ресурсов, обеспечению формирования и выполнения федерального и республиканского бюджета по расходам на содержание подразделений МВД по Удмуртской Республике, концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях деятельности подразделений системы МВД УР.

25 мая 2010 года прокурором Индустриального района г. Ижевска внесе­но представление № 71-2010 об устранении нарушений действующего законодательства в адрес начальни­ка Спецприемника МВД по УР, в котором было предложено рассмотреть исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений, в частности, помещения в камеры Спецприемника лиц с нарушением санитарной нормы на одного человека 4 квадратных метра, несоответствие требованиям закона камер второго этажа, отсутствие средств радиовещания.

С 24 июня по 25 июня 2010 года Центром Госсанэпиднадзора МВД по УР осуществлена совместная проверка с прокуратурой Индустриального района г. Ижевска. Установлено, что в камерах недостаточно шкафчиков и тумбочек для личных вещей, дезкамерная обработка вещей не проводится, санитарно-техническое состояние всех камер Спецприемника второго этажа неудовлетворительное.

Вместе с тем за период с мая-июня 2010 года по день рассмотрения настоящего дела в суде МВД по УР исчерпывающих мер к устранению выявленных нарушений не предприняло. Представитель МВД по УР объясняет это отсутствием финансирования. Вместе с тем, из представленных документов видно, что, например, 2 дезкамеры приобретены еще в декабре 2010 года, однако до настоящего времени не установлены; устранение отдельных нарушений не требует серьезных финансовых вложений, как, например, оборудование камер средствами радиовещания, однако никаких мер и в этом направлении не предпринимается.

В связи с изложенным, требование Прокурора Индустриального района г. Ижевска о признании бездействия Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике незаконным подлежит удовлетворению.

В силу п. 6 Положения о порядке отбывания административного ареста, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 726, камеры специального приемника оборудуются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к камерам изоляторов временного содержания органов внутренних дел, определяемыми нормативными документами Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Пунктом 18 Правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке (Приложение 4 к Приказу МВД РФ от 06.06.2000 N 605дсп) также предусмотрено, что камеры специального приемника должны быть оборудованы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к камерам изоляторов временного содержания органов внутренних дел.

В силу п. 42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.

Статьей 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", норма санитарной площади в камере на одного человека установлена в размере четырех квадратных метров.

В силу п.п. 43, 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 N 950, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования:

спальным местом;

столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи: миской, кружкой, ложкой.

Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование.

Камеры ИВС оборудуются:

индивидуальными нарами или кроватями;

столом и скамейками по лимиту мест в камере;

шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов;

санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности;

краном с водопроводной водой;

вешалкой для верхней одежды;

полкой для туалетных принадлежностей;

бачком для питьевой воды;

радиодинамиком для вещания общегосударственной программы;

кнопкой для вызова дежурного;

урной для мусора;

светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа;

приточной и/или вытяжной вентиляцией;

детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми;

тазами для гигиенических целей и стирки одежды.

В силу п. 25 Правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, арестованные, содержащиеся в специальных приемниках, имеют право:

получать питание, материально - бытовое обеспечение по установленным нормам и медико - санитарное обеспечение в соответствии с действующим законодательством;

иметь спальное место и постельные принадлежности во время сна;

пользоваться настольными играми, читать газеты и журналы, слушать радио в установленное время до 22 часов;

Для хранения туалетных принадлежностей оборудуются шкафы или полки - ячейки в специально отведенных местах.

В силу п. 7 Положения о порядке отбывания административного ареста, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 726, в специальных приемниках арестованные обеспечиваются индивидуальными спальными местами и постельными принадлежностями (на время сна).

В силу Положения о специальных приемниках для содержания лиц, арестованных в административном порядке (Приложение 1 к Приказу МВД РФ от 06.06.2000 N 605дсп):

1. специальные приемники предназначены для содержания лиц, которым за совершенные ими правонарушения постановлением уполномоченных лиц назначено наказание в виде административного ареста.

3. содержание под стражей в специальном приемнике лиц, арестованных в административном порядке, основывается на принципах законности, равенства, гуманизма, уважения и соблюдения прав человека и не должно сопровождаться действиями, причиняющими им физическими и нравственными страданиями.

4. финансирование специальных приемников производится за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

6. организация работы и контроль за их деятельностью осущестлвяется руководителями органов внутренних дел, в структуре которых они созданы.

В силу п. 8 Положения о порядке отбывания административного ареста, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 726 арестованные, вновь поступившие в специальный приемник, проходят первичный медицинский осмотр, осуществляемый медицинским работником с целью выявления лиц, нуждающихся в медицинской помощи, и больных.

В силу п.п. 8 и 9 Правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, всем арестованным, вновь поступившим в специальный приемник, медицинским работником проводится первичный медицинский осмотр с целью выявления лиц с подозрением на инфекционные заболевания, представляющих опасность для окружающих, и больных, нуждающихся в неотложной медицинской помощи. При этом обращается особое внимание на наличие проявлений кожных, венерических, психических заболеваний, пораженность педикулезом и чесоткой.

Лица, нуждающиеся в неотложной медицинской помощи, освобождаются из специального приемника с выдачей изъятых у них вещей, предметов и ценностей и направляются в соответствующее лечебное учреждение государственной и муниципальной систем здравоохранения. О данном факте в течение суток извещаются судья или орган, оформивший материал, а также сообщается их близким родственникам.

В случае направления арестованного в медицинское учреждение для оказания срочной квалифицированной медицинской помощи его конвоирование осуществляется вплоть до принятия решения о госпитализации или невозможности содержания под административным арестом в условиях специального приемника.

О госпитализации или освобождении арестованного по медицинским показаниям немедленно информируется орган, производивший административное задержание.

В случае отсутствия медицинского работника в период поступления в специальный приемник вновь прибывших лиц их осмотр осуществляется дежурным по специальному приемнику. Дежурный опрашивает вновь прибывших лиц о состоянии их здоровья на предмет выявления нуждающихся в неотложной медицинской помощи, а также осуществляет наружный осмотр кожных покровов и волосистой части головы (туловища) на наличие признаков травмы, педикулеза и чесотки.

Лица, имеющие явные признаки телесных повреждений, принимаются в специальный приемник после их осмотра медицинским работником и письменного заключения о возможности содержания под стражей.

В силу п.п. 67, 68 Правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, в течение первых суток пребывания в специальном приемнике всем вновь поступившим проводится первичный медицинский осмотр с целью выявления лиц, представляющих эпидемическую опасность для окружающих, и больных, нуждающихся в неотложной медицинской помощи. При этом обращается особое внимание на наличие проявлений кожных, венерических, инфекционных, психических и других опасных заболеваний, пораженность педикулезом, чесоткой.

Осмотр проводится медицинским работником в медицинском кабинете. Регистрация больных и лиц, предъявляющих жалобы на состояние здоровья, осуществляется в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в специальном приемнике.

В случае отсутствия медицинского работника в период поступления в специальный приемник вновь прибывших лиц их осмотр осуществляется дежурным по специальному приемнику. При наличии жалоб кого-либо из вновь поступивших на плохое самочувствие или при явных признаках заболевания (травмы) дежурный по специальному приемнику обязан немедленно вызвать медицинского работника специального приемника либо бригаду скорой медицинской помощи.

О результатах опроса арестованных, заявленных при этом жалобах на состояние здоровья и оказанной нуждавшимся медицинской помощи производятся необходимые записи в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в специальном приемнике, который хранится в здравпункте специального приемника, а в период отсутствия медицинского работника - у дежурного по специальному приемнику (приложение N 12).

В силу п.п. 72 Правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, о каждом случае выявления инфекционного (паразитарного) заболевания медицинский работник докладывает начальнику специального приемника и вышестоящему медицинскому начальнику.

При отсутствии в специальном приемнике медицинского работника дежурный по специальному приемнику докладывает начальнику (лицу, его заменяющему) о каждом случае выявления в специальном приемнике лиц, подозрительных на наличие инфекционного (паразитарного) заболевания. Начальник специального приемника (лицо, его заменяющее) принимает меры к изоляции таких лиц и вызову в специальный приемник медицинских работников.

Не позднее 24 часов с момента установления диагноза в ЦГСЭН МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и одновременно в ЦГСЭН в субъектах Российской Федерации направляются экстренные извещения установленного образца об инфекционном заболевании, пищевом отравлении.

Согласно штатному расписанию Спецприемника от 02.12.2004 года № 730, в штате Спецприемника состоит 1 фельдшер.

Приказом Спецприемника от 02 сентября 2009 года № 103, на должность фельдшера принята с 03 сентября 2009 года Хакимова З.Н.

В силу п.п. 2.3.7, 2.3.8 должностной инструкции дежурного помощника начальника Спецприемника Ислибаева А.И., в должностные обязанности дежурного помощника начальника Спецприемника входит своевременное обеспечение медицинского осмотра, санитарной обработки арестованных. В случае отсутствия медицинского работника в период поступления в специальный приемник вновь прибывших лиц осуществляет их осмотр, при наличии жалоб на плохое самочувствие или явные признаки заболевания обязан немедленно вызывать медицинского работника специального приемника либо бригаду скорой медицинской помощи.

Согласно штатному расписанию Спецприемника от 02.12.2004 года № 730, в штате Спецприемника состоит 4 дежурных помощника начальника Спецприемника.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о соблюдении Спецприемником положений нормативных актов о первичном медицинском осмотре лиц, арестованных в административном порядке и необоснованности требования прокурора в части возложения обязанности на МВД по УР обеспечить своевременное проведение медицинским работником первичного медосмотра всех лиц, арестованных в административном порядке, то есть перед помещением их в камеры специального приемника МВД по УР, так как именно такого требования действующее законодательство не содержит.

В силу п. 14 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку (лица, имеющие признаки педикулеза, - незамедлительно) в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере.

В силу п. 69 Правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, все вновь поступившие в специальный приемник лица подвергаются обязательной санитарной обработке в санпропускнике с камерной дезинфекцией вещей.

Одежда и постельные принадлежности этих лиц подвергаются камерной обработке, результаты которой заносятся в журнал регистрации дезинфекции (дезинсекции), а нательное и постельное белье - дополнительно кипячению и стирке.

В материалы дела представлена товарная накладная № 439 от 06.12.2010 года о приобретении МВД по УР двух дезкамер ВЭФ-1,5/1,0. Однако вопреки указанной норме, в Спецприемнике камера дезинфекции вещей не установлена.

В связи с изложенным, требование прокурора о возложении обязанности на МВД по УР оборудовать специальный приемник МВД по УР исправной дезкамерой и обеспечить всех поступающих в специальный приемник МВД по УР лиц обязательной санитарной обработке в санпропускнике с камерной дезинфекцией вещей обоснованно и подлежит удовлетворению.

В силу п. 19 Правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, арестованные размещаются в камерах и обеспечиваются индивидуальным спальным местом и постельными принадлежностями (на время сна).

Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере 4 кв. метров.

В письме от 03 июня 2010 года № 40/207 начальнику ООДСУМиК МОБ МВД по УР полковнику милиции И.И. Гимранову начальник Спецприемника А.В. Ретунский указывает, что в связи со значительным количеством лиц, доставленных в спецприемник и ограниченным количеством камер, соответствующих требованиям законодательства, сотрудниками спецприемника неоднократно допускалось помещение в камеры лиц сверх установленной законом санитарной нормы. В результате допущенных нарушений санитарная норма на одного человека в камерах Спецприемника составляла менее 4 квадратных метров. Указанные нарушения законодательства ущемляют права граждан, содержащихся в Специальном приемнике.

Кроме того, факт нарушений санитарной нормы на одного человека в камерах Спецприемника подтверждается рапортом заместителя прокурора Индустриального района Ситдикова Р.А. по результатам проверки Спецприемника 11 марта 2011 года, в котором указывается, что на момент проверки в камерах Спецприемника содержится 45 человек, при этом в камере № 12 содержится 7 человек вместо 6, чем нарушена санитарная норма на человека в размере 4 квадратных метров.

В судебном заседании начальник Спецприемника А.В. Ретунский указанный факт подтвердил, объяснив этот факт ошибкой дежурного.

Поскольку нарушение нормы санитарной площади в камере Спецприемника на одного человека допускается, требование прокурора о возложении обязанности на МВД по УР обеспечить норму санитарной площади в камерах специального приемника МВД по УР на одного человека в размере 4 квадратных метров обоснованно и подлежит удовлетворению.

Пунктами 6 и 7 Приложения 2 к Приказу МВД РФ от 06.06.2000 N 605дсп установлено, что в специальных приемниках оборудуются в том числе помещения для фотографирования и дактилоскопирования, помещения для раздельного хранения чистых и грязных постельных принадлежностей, помещения для хранения уборочного инвентаря, моющих и дизенфицирующих средств, помещения для разогрева и приема пищи.

Специальный приемник оборудуется средствами охранно-тревожной и пожарной сигнализации, техническими средствами, селекторной и телеграфной связью, промышленной телевизионной установкой для дистанционного наблюдения за арестованными и контроля за несением службы сотрудниками милиции.

Поскольку между заявителем и заинтересованными лицами имел место спор, что и каким образом оборудовано в Спецприемнике, суд организовал выездное судебное заседание.

Судом установлено, что в Спецприемнике помещение для дактилоскопирования оборудовано. Оборудование для дактилоскопирования расположено в камерном блоке. Суд не находит каких-либо оснований для возложения обязанности на МВД по УР размещать оборудование для дактилоскопирования в каком-либо другом месте.

Для фотографирования оборудовано помещение инспектора по кадрам. Там расположен один из двух компьютеров, имеющихся в Спецприемнике, камера, у входа в кабинет расположен стул, на котором усаживаются для фотографирования административно арестованные лица, при фотографировании дверью в коридор закрывается. Суд не находит, чтобы при фотографировании таким образом нарушались бы какие-либо права арестованных лиц.

Средствами радиовещания камеры Спецприемника не оборудованы.

Для хранения моющих и дизенфицирующих средств на втором этаже Спецприемника оборудовано отдельное помещение типа склада. Моющие и дизенфицирующие средства в необходимом количестве хранятся также в кабинетах фельдшера и у дежурного.

Уборочный инвентарь хранится в специально оборудованном шкафу, то есть помещение для хранения уборочного инвентаря оборудовано, требований оборудования для этих целей отдельного помещения действующее законодательство не содержит.

Помещение для раздельного хранения чистого и грязного белья надлежащим образом не оборудовано. Грязное и чистое белье в Спецприемнике хранится в разных отделениях одного и того же шкафа, который находится в таком состоянии, что отходит его задняя стенка. При таких обстоятельствах, говорить о том, что чистое и грязное белье хранятся отдельно, можно лишь условно. По мнению суда, помещение для хранения белья должно быть оборудовано таким образом, чтобы полностью исключить возможность попадания микробов и насекомых с грязного белья на чистое.

Помещение для разогрева пищи в Спецприемнике оборудовано. Помещение для приема пищи в Спецприемнике не оборудовано, при этом арестованные вынуждены принимать пищу в камерах, там же где оборудованы санузлы. Представляется, что это негигиенично и унизительно для арестованных. При этом в Спецприемнике достаточно свободных помещений на втором этаже.

Средствами охранно-тревожной и пожарной сигнализации, промышленной телевизионной установкой для дистанционного наблюдения за арестованными и контроля за несением службы сотрудниками милиции Спецприемник не оборудован.

На основании изложенного суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора в части возложения обязанности на МВД по УР оборудовать все камеры Специального приемника МВД по УР средствами радиовещания; оборудовать в Специальном приемнике МВД по УР помещение для приема пищи, помещение для раздельного хранения чистых и грязных постельных принадлежностей; оборудовать Специальный приемник МВД по УР средствами охранно – тревожной и пожарной сигнализации, промышленной телевизионной установкой для дистанционного наблюдения за арестованными и контроля за несением службы сотрудниками милиции.

Рассматривая требование о запрете содержания лиц, которым назначено наказание в виде административного ареста, в камерах второго этажа Специального приемника МВД по УР до приведения камер в соответствие с требованиями п.45 правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ №950 от 22 ноября 2005 года, то есть до оборудования индивидуальными нарами или кроватями, шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, краном с водопроводной водой, вешалками для верхней одежды, полками для туалетных принадлежностей, бачками для питьевой воды, средствами радиовещания, кнопками для вызова дежурного, урнами для мусора, светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа, приточной и вытяжной вентиляцией, тазами для гигиенических целей и стирки одежды, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что лишь 4 камеры 2 этажа оборудованы вешалками для верхней одежды, бачками для питьевой воды, тазами для гигиенических целей и стирки одежды.

Индивидуальными нарами или кроватями, полками для туалетных принадлежностей, шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, средствами радиовещания не оборудована ни одна камера второго этажа.

Кранами с водопроводной водой, кнопками для вызова дежурного, светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа, вытяжной вентиляцией оборудованы все камеры второго этажа.

Однако содержание в камерах второго этажа административных арестованных невозможно, поскольку во всех камерах отсутствуют окна, и, следовательно, естественное освещение, оборудованы общие нары, туалеты оборудованы без соблюдения необходимых требований о приватности, на стенах покрытия типа «шуба», полы, потолки и двери имеют неприглядный вид.

В камерах второго этажа, кроме четырех камер, отключено водоснабжение и помещения используются под склад.

В связи с этим суд считает возможным удовлетворить требование о запрете содержания лиц, которым назначено наказание в виде административного ареста, в камерах второго этажа Спецприемника до приведения камер в соответствие с требованиями п.45 правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ №950 от 22 ноября 2005 года.

При этом у суда имеются сведения о среднесуточной наполняемости Спецприемника, которое не превышает 45 человек в сутки (количество человек, которое может принять первый этаж Спецприемника). Так, согласно сведениям о деятельности Спецприемника для содержания лиц, арестованных в административном порядке МВД по УР за 12 месяцев 2010 года, среднесуточная наполняемость Спецприемника в декабре 2009 года составила 29,8 человек, за 12 месяцев 2009 года составила 40,8 человек, в декабре 2010 года составила 21,8 человек, за 12 месяцев 2010 года составила 28,6 человек. Согласно сведениям о деятельности Спецприемника для содержания лиц, арестованных в административном порядке МВД по УР за 2 месяца 2011 года, среднесуточная наполняемость Спецприемника за февраль 2010 года составляла 26,5 человек, за 2 месяца 2010 года 24,2 человека, за февраль 2011 года 26,6 человек, за 2 месяца 2011 года 25,7 человек. В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что запрет содержания лиц, которым назначено наказание в виде административного ареста, в камерах второго этажа Спецприемника не приведет к невозможности исполнения постановлений об административном аресте.

Срок устранения недостатков – до 01 сентября 2012 года представляется разумным; доказательств невозможности устранения выявленных недостатков в указанные сроки заинтересованными лицами не представлено.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Прокурора Индустриального района г. Ижевска в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике незаконным, возложении обязанности на Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике оборудовать все камеры Специального приемника МВД по УР средствами радиовещания, оборудовать Специальный приемник МВД по УР помещениями для дактископирования и фотографирования, для приема пищи, для раздельного хранения чистых и грязных постельных принадлежностей, для хранения уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств, оборудовать Специальный приемник МВД по УР средствами охранно – тревожной и пожарной сигнализациий, промышленной телевизионной установкой для дистанционного наблюдения за арестованными и контроля за несением службы сотрудниками милиции, обеспечить своевременное проведение медицинским работником первичного медицинского осмотра всех лиц арестованных в административном порядке, то есть перед помещением их в камеры специального приемника МВД по УР, обеспечить норму санитарной площади в камерах специального приемника МВД по УР на одного человека в размере 4 квадратных метров, оборудовать специальный приемник МВД по УР исправной дезкамерой и обеспечить всех поступающих в специальный приемник МВД по УР лиц обязательной санитарной обработке в санпропускнике с камерной дезинфекцией вещей, запрете содержания лиц, которым назначено наказание в виде административного ареста, в камерах второго этажа Специального приемника МВД по УР, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике по не обеспечению надлежащих условий и материально – бытового обеспечения лиц, отбывающих наказание в виде административного ареста в Специальном приемнике МВД по УР.

Обязать Министерство внутренних дел по Удмуртской Республики в срок до 01 сентября 2012 года:

- оборудовать все камеры Специального приемника МВД по УР средствами радиовещания;

- оборудовать в Специальном приемнике МВД по УР помещение для приема пищи, помещение для раздельного хранения чистых и грязных постельных принадлежностей;

- оборудовать Специальный приемник МВД по УР средствами охранно – тревожной и пожарной сигнализации, промышленной телевизионной установкой для дистанционного наблюдения за арестованными и контроля за несением службы сотрудниками милиции;

- обеспечить норму санитарной площади в камерах специального приемника МВД по УР на одного человека в размере 4 квадратных метров;

- оборудовать специальный приемник МВД по УР исправной дезкамерой и обеспечить всех поступающих в специальный приемник МВД по УР лиц обязательной санитарной обработке в санпропускнике с камерной дезинфекцией вещей.

Запретить содержание лиц, которым назначено наказание в виде административного ареста, в камерах второго этажа Специального приемника МВД по УР до приведения камер в соответствии с требованиями п.45 правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ №950 от 22 ноября 2005 года, то есть до оборудования индивидуальными нарами или кроватями, шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, полками для туалетных принадлежностей, вешалками для верхней одежды, бачками для питьевой воды, средствами радиовещания, урнами для мусора, тазами для гигиенических целей и стирки одежды.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 20 апреля 2011 года.

Судья Стех Н.Э.