Дело №2-1825/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 августа 2010 года г. Ижевск УР
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Стех Н.Э.,
при секретаре Покровской Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сунь Х.Х. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав,
у с т а н о в и л:
Сунь Х.Х. (далее по тексту – истец) обратилась в Октябрьский районный суд г. Ижевска с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики (далее по тексту – УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР, ответчик) о восстановлении пенсионных прав.
Иск мотивировала тем, что в период июня по декабрь 2003 года она работала в ЗАО «Аура», ей выплачивалась заработная плата, что подтверждается справкой. В 2003 году истец обратилась в УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР за назначением трудовой пенсии по старости. 29.12.2003 года ей была назначена пенсия в связи с достижением пенсионного возраста. Однако при начислении ей пенсии сумма начисленных страховых взносов в ЗАО «Аура» в период с июня по декабрь 2003 года ответчиком учтена не была. Ответчик пояснил, что причиной невключения указанного периода работы явилось то, что с 2002 года страхователь не вносил страховые взносы и не вел финансово-хозяйственную деятельность. Считает действия ответчика необоснованными на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 года № 9-П, в котором указано, что неуплата страхователем страховых взносов в Пенсионный фонд РФ не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Просила обязать УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР произвести перерасчет страховой части трудовой пенсии с момента обращения за назначением трудовой с учетом суммы страховых взносов в период работы в ЗАО «Аура» с 01.06.2003 года по 31.12.2003 года в размере 4937,21 руб.
В последующем исковые требования изменила, просила обязать УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР зачесть в общий трудовой стаж истца период работы с 02 июня 2003 года по 30 декабря 2003 года, обязать УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР произвести перерасчет размера трудовой пенсии по старости, получаемой Сунь Х.Х. с 07 апреля 2004 года с учетом данного периода.
Истец Сунь Х.Х., опрошенная с участием перводчиков П.А.А., Я.Ю.Х., Ч.Ю.Х., в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, просила их удовлетворить. При этом пояснила, что работала в ЗАО «Аура» со 2 июня по 30 декабря 2003 года. Написала заявление, что после нового года работать не будет, так как не получала заработную плату. Директор обещал внести запись об увольнении в ее трудовую книжку, но не внес. Деньги по платежному поручению № 1 от 13.01.2004 года в ИМНС по Октябрьскому району (единый социальный налог, страховой взнос обязательного пенсионного страхования за июнь-декабрь 2003 года за Сунь Х.Х.) внес ее бывший супруг Я.Ю.Х., в банк ходил вместе с директором ЗАО «Аура».
Представители ответчика УПФР в г. Ижевске (межрайонного) УР – Кожевникова Е.Б. и Вахитова Л.А., в судебном заседании требования истца не признали, считают их не подлежащими удовлетворению. При этом пояснили, что данный период работы истца включен в стаж ее работы до даты регистрации ее в качестве застрахованного лица. Согласно п. 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2002 года № 407, поступившие в ПФР суммы текущих платежей по страховым взносам, а также страховым взносам за прошлые периоды распределяются по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц пропорционально суммам начисленных страховых взносов. В связи с этим при уплате организацией страховых взносов за конкретных работников поступившие в ПФР суммы взносов подлежат распределению по индивидуальным лицевым счетам всех работников организации, застрахованных в системе государственного пенсионного страхования, пропорционально суммам страховых взносов, начисленных каждому работнику (письмо Пенсионного фонда РФ от 01 июля 2002 года № КА-16-27/5835). Поскольку работодатель ЗАО «Аура» с 2002 года не предоставлял сведений о начисленных страховых взносах на своих работников, у УПФР в г. Ижевске (межрайонного) УР нет данных о начисленной заработной плате работников ЗАО «Аура» и начисленных страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, в соответствии с которыми можно было бы распределить по индивидуальным лицевым счетам всех работников организации, застрахованных в системе государственного пенсионного страхования, сумму, перечисленную ЗАО «Аура» 13 января 2004 года.
Кроме того, УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР не нарушало прав истца. В силу п. 1 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории РФ, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», пенсия которому установлена в соответствии с законодательством РФ, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте РФ. К пенсии Сунь Х.Х. осуществлялась бы доплата до величины прожиточного минимума, если бы из сведений в ее трудовой книжке не усматривалось бы, что она продолжает работать в ЗАО «Аура», так как в трудовую книжку истца не внесена запись об увольнении из ЗАО «Аура».
В связи с неизвестностью фактического места пребывания ЗАО «Аура» дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 119 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, проверив полномочия представителей ответчика, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд устанавливает следующие юридически значимые обстоятельства дела.
Сунь Х.Х., ДД.ММ.ГГГГ рождения, согласно сведениям в трудовой книжке, приказом № 3 от 02 июня 2003 года принята на должность врача-рефлексотерапевта ЗАО «Аура».
Сунь Х.Х. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 01 августа 2003 года.
Период работы истца в ЗАО «Аура» с 02 июня по 30 июля 2003 года зачтен ответчиком в общий трудовой стаж работы истца.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица – истца Сунь Х.Х., открытого в Пенсионном фонде РФ, за период работы истца в ЗАО «Аура» страхователь не представлял в Пенсионный фонд сведения о начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах за работавших у него застрахованных лиц, поэтому указанные сведения не были внесены в лицевой счет истца.
с 07 апреля 2004 года Сунь Х.Х. является получателем трудовой пенсии по старости.
Данные обстоятельства установлены в судебном заседании представленными доказательствами и сторонами в целом не оспариваются.
Требования истца Сунь Х.Х. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Правилам подсчета и подтверждения трудового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555, п. 6, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. В силу п. 34 указанных Правил, периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда РФ на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
С 01 января 2002 года вступил в законную силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), которым изменена структура трудовых пенсий.
Согласно п.2 ст.5 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия, назначаемая застрахованным лицам, складывается из базовой, страховой и накопительной частей.
Базовая часть трудовой пенсии формируется за счет единого социального налога, поступающего в федеральный бюджет. Страховая же и накопительная ее части финансируются за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, имеющих неналоговый индивидуально-возмездный характер, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда РФ они персонифицируются применительно к каждому из застрахованных лиц и учитываются на их индивидуальных лицевых счетах, открытых в органах Пенсионного фонда РФ. Учтенные таким образом страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается при наступлении страхового случая (в частности, при достижении пенсионного возраста).
В соответствии с абз.2, 3 п.2 ст.14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ») страхователь обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» Правительство РФ постановлением от 15 марта 1997 года №318 утвердило Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее по тексту – Инструкция).
Пунктом 2 Инструкции дано понятие «лицевого счета», согласно которому это индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, хранящийся в форме записи на машинных носителях информации, которую возможно обработать с помощью средств вычислительной техники в органах Пенсионного фонда РФ, содержащий предусмотренные настоящей Инструкцией сведения о застрахованном лице, включенные в информационные ресурсы Пенсионного фонда РФ.
В силу пп.«б» п.4 Инструкции, персонифицированный учет включает в себя в том числе сбор сведений о начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах за застрахованных лиц за период работы после регистрации и внесение их в лицевые счета.
Согласно п.27 Инструкции, каждый страхователь ежегодно, до 01 марта года, следующего за расчетным периодом, представляет в территориальный орган относящиеся к расчетному периоду индивидуальные сведения в отношении каждого работавшего у него застрахованного лица. Вместе с индивидуальными сведениями страхователь представляет ведомость по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в которой отражает сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом по организации за расчетный период, а также имеющуюся задолженность по уплате страховых взносов на начало и конец расчетного периода. Форма указанной ведомости утверждается Пенсионным фондом РФ.
В связи с чем, постановлением Правления Пенсионного фонда РФ №192п от 31 июля 2006 года была утверждена Инструкция по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (до ее вступления в силу, а именно в 2002-2003 годах действовала аналогичная Инструкция, утвержденная постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 21 октября 2002 года за №122п), согласно которой страхователи по обязательному пенсионному страхованию (далее именуются – плательщики страховых взносов) представляют в территориальный орган Пенсионного фонда России документы индивидуального (персонифицированного) учета, на основании содержания которых формируется индивидуальный лицевой счет застрахованного лица (далее именуются – входящие документы) (п.2). Входящие документы заполняются в строгом соответствии с формами и правилами их заполнения, предусмотренными настоящей Инструкцией, сведения о заработке (вознаграждении), доходе, начисленных и уплаченных (с 2001 года) страховых взносах представляются на основании данных бухгалтерского учета (п.3).
Подпункт «а» пункта 62 Инструкции устанавливает обязанность страхователя своевременно представлять в территориальный орган сведения о застрахованном лице в соответствии с настоящей Инструкцией.
В силу подпункта «б» пункта 64 Инструкции территориальные органы обязаны своевременно вносить в лицевые счета сведения, представленные страхователями в соответствии с настоящей Инструкцией.
Пунктом 33 Инструкции установлено, что индивидуальные сведения, представляемые в территориальный орган страхователем, являющимся юридическим лицом, заверяются подписью руководителя и печатью организации.
Поскольку сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах за застрахованных лиц с 01 января 2002 года не предоставлялись ЗАО «Аура» в территориальный орган Пенсионного фонда России, они не могут быть внесены в лицевой счет истца, и не могут быть учтены при перерасчете размера трудовой пенсии и страхового стажа истца.
В связи с изложенным, до регистрации Сунь Х.Х. в качестве застрахованного лица, период работы в ЗАО «Аура» был зачтен УПФР в г. Ижевске (межрайонным) УР в общий трудовой стаж истца, а последующий период правомерно не был зачтен в общий трудовой стаж истца в связи с отсутствием сведений индивидуального персонифицированного учета.
Суд отмечает, что период работы истца в ЗАО «Аура» в должности врача-рефлексотерапевта с 02 июня до 30 июля 2003 года зачтен ответчиком в общий трудовой стаж истца, поэтому требования о включении указанного периода в общий трудовой стаж истца не подлежат удовлетворению.
Последующий период ее работы в ЗАО «Аура» не может быть включен в общий трудовой стаж истца, поскольку период работы истца в ЗАО «Аура» судом не установлен.
В трудовой книжке истца имеется запись о ее приеме на работу в ЗАО «Аура», но не имеется записи о ее увольнении из ЗАО «Аура». Истец утверждает, что с 2004 года не работает в ЗАО «Аура». Однако достаточных доказательств продолжительности периода работы в ЗАО «Аура» суду не представлено.
Для подтверждения периода работы в ЗАО «Аура» истцу следует ставить вопрос о внесении записи в трудовую книжку о своем увольнении из ЗАО «Аура», в добровольном либо в судебном порядке.
Кроме того, как было указано ранее, периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда РФ на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Доводы истца, изложенные в иске, суд не принимает во внимание по следующим основаниям.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 года за №9-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда РФ и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой» признаны не соответствующими Конституции РФ пункт 1 статьи 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и абзац 3 пункта 7 Правил, в частности ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц – позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
Однако в заявленном споре речь идет не об обязательных платежах, которые не были начислены и перечислены страхователем в Пенсионный фонд (постановление Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 года №9-П), а о сведениях, которые вообще не поступали в Пенсионный фонд и не были внесены в лицевой счет истца.
Верховный Суд РФ в определении от 24 апреля 2009 года № 48-В09-3 указал следующее.
В соответствии с частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1 - ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" постановления Конституционного Суда Российской Федерации вступают в силу с момента провозглашения. Конституционный Суд Российской Федерации специально не оговаривал порядок вступления в силу и срок исполнения Постановления от 10 июля 2007 года N 9-П, поэтому оно должно применяться с момента его провозглашения, т.е. с 10 июля 2007 года.
Более того, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2007 г. N 798-О-О "По ходатайству Пенсионного фонда Российской Федерации об официальном разъяснении постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 9-П" указывается на то, что из содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П однозначно следует, что начиная с этой даты подсчет страхового стажа застрахованных работников и определение размера страховой части их трудовой пенсии должны осуществляться с учетом всех выработанных ими на дату установления (перерасчета) пенсии периодов трудовой деятельности (но не ранее чем с момента вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), включая не оплаченные (частично оплаченные) страховыми взносами (независимо от того, когда они имели место - до или после 10 июля 2007 года).
Пересмотр размера страховой части назначенных трудовых пенсий с учетом периодов, за которые не уплачивались страховые взносы, должен осуществляться с 10 июля 2007 г., то есть с момента провозглашения Конституционным Судом Российской Федерации Постановления от 10 июля 2007 года N 9-П. Причем к моменту этого пересмотра размер страховой части пенсии должен составлять сумму, которую застрахованное лицо получало бы, если бы страховые взносы были уплачены работодателем (страхователем) полностью.
Как было разъяснено истцу представителем УПФР в г. Ижевске (межрайонного) УР, истец может получать доплату к пенсии до величины прожиточного минимума при решении вопроса о внесении в ее трудовую книжку записи об увольнении из ЗАО «Аура», что будет являться доказательством того, что она не является работающем пенсионером. При получении указанной доплаты, на размере пенсии истца никак не скажется тот факт, что спорный непродолжительный период работы в ЗАО «Аура» не был зачтен ответчиком в общий трудовой стаж истца.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сунь Х.Х. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме через районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим судьей на компьютере ДД.ММ.ГГГГ года.
Председательствующий: Стех Н.Э.