Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
4 августа 2010 г.
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Долгополовой Ю.В.,
при секретаре Сунцовой С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Селиванова А.В. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике о взыскании убытков,
у с т а н о в и л:
Селиванов А.В. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике о взыскании убытков в размере *** рублей.
В период с -дата- по июль -дата- истец проходил службу в органах внутренних дел и МЧС России по УР. -дата- г. истец уволен с должности -должность- Первомайского района г. Ижевска УГПН ГУ МЧС России по УР по ограниченному состоянию здоровья и выслуге лет. -дата- г. от истца в жилищную комиссию ответчика поступило заявление о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". -дата- г. ответчиком принято решение о снятии истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и отказе во включении в число участников подпрограммы. Вступившим в законную силу решением суда признано недействительным указанное решение жилищно-бытовой комиссии, на ответчика возложена обязанность по рассмотрению рапорта истца, поданного им -дата- г. От исполнения решения суда ответчик устранился, в связи с чем пакет документов для предоставления истцу государственного жилищного сертификата был направлен в Приволжский региональный центр с нарушением установленных сроков, а также не в полном объеме. Ввиду невозможности получить ГЖС истец полагает возможным взыскать с ответчика убытки в размере, эквивалентом государственному жилищному сертификату, который истец мог быть получить на состав семьи 4 человека.
В суде истец доводы и требования, изложенные в иске, поддержал, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика Караваева Е.Д., действующая на основании доверенности, иск не признала, просила оставить его без удовлетворения в связи с необоснованностью.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела и учетного дела истца, суд приходит к нижеследующему.
На основании рапорта от -дата- г. Селиванов А.В. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы – в Ленинском РОВД г. Ижевска.
До -дата- Селиванов А.В. проходил службу в органах внутренних дел УР.
С -дата- истец проходил службу в Государственной противопожарной службе МСЧС России.
-дата- г. Селиванов А.В. уволен с должности старшего инспектора отдела государственного пожарного надзора Первомайского района г. Ижевска УГПН ГУ МЧС России по УР по ограниченному состоянию здоровья (пункт з статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел).
-дата- г. Селиванов А.В. обратился к ответчику с заявлением о включении его в число участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".
-дата- г. на заседании жилищной комиссии ГУ МЧС принято решение о снятии истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Ижевска от -дата- г. по гражданскому делу по иску Селиванова А.В. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике о признании недействительным решения и восстановлении права на включение в состав участников подпрограммы признано недействительным вышеуказанное решение о снятии истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике возложена обязанность по рассмотрению заявления (рапорта) Селиванова А.В. от -дата- г. о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".
Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с гражданским законодательством возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения права, наличие и размер понесенных убытков, а также причинную связь между нарушением права и возникшими убытками.
В порядке статьей 12 и 56 ГПК РФ при подготовке дела и в судебных заседаниях обязанность по представлению доказательств вышеуказанных фактов судом возложена на истца. Вместе с тем таких доказательств истцом не представлено. При этом суд исходит из нижеследующего.
В качестве оснований для взыскания с ответчика убытков истцом приведены следующие обстоятельства: совершение ответчиком противоправных действий по снятию истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий; неисполнение в последующем решения суда о восстановлении истца на указанном учете и рассмотрению его рапорта о включении в число участников подпрограммы; направление ответчиком в орган, осуществляющий выдачу сертификатов (Приволжский региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий), документов, являющихся основанием для выдачи истцу государственного жилищного сертификата, не в полном объеме и с нарушением установленных сроков.
В соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 1 июля 1996 г. N 6/8 при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК). Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п.
Таким образом, убытки, которые просит взыскать истец, относятся к реальному ущербу, основанием для взыскания которого является сложный юридический состав, куда входят: наличие убытков, противоправное поведение предполагаемого причинителя убытков, причинно-следственная связь между убытками и указанным поведением последнего, а также его вина.
Вместе с тем обстоятельств, подтверждающих наличие вышеперечисленных юридических фактов, по настоящему делу не установлено.
Истец обосновывает свои требования нарушением ответчиком порядка формирования документов, необходимых для получения государственного жилищного сертификата, что, по мнению истца, повлекло причинение ему убытков в размере стоимости жилого помещения, субсидию на приобретение которого он мог бы получить посредством государственного жилищного сертификата.
В этой связи суд считает необходимым исследовать положения Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153).
Вышеприведенными Правилами предусмотрен определенный порядок формирования списков граждан-участников подпрограммы и подготовки выпуска сертификатов, который носит обязательный характер. В соответствии с данным порядком (пункты 19-34 Правил) списки граждан, желающих получить сертификат в планируемом году, предварительно формируются организациями, учреждениями федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или органом местного самоуправления, в которых указанные граждане состоят на учете, в соответствии с заявлениями граждан-участников подпрограммы, которые (заявления) не могут быть приняты после 1 июля года, предшествующего планируемому. Данный список направляется в орган исполнительной власти субъекта РФ, который из числа полученных от подразделений или органов местного самоуправления формирует сводный список лиц в той последовательности, в которой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Сводный список направляется государственному заказчику подпрограммы органом исполнительной власти субъекта РФ в срок до 1 октября года предшествующего планируемому. Выпуск сертификатов государственным заказчиком производится после распределения по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета для предоставления социальных выплат для приобретения жилых помещений.
Согласно пункту 36 Правил органы исполнительной власти в 2-месячный срок с даты получения бланков сертификатов производят их оформление на имя граждан - участников подпрограммы и передают сертификаты органам местного самоуправления и подразделениям для вручения указанным гражданам.
В силу пункта 39 Правил гражданам, не включенным в утвержденный список на планируемый год, социальная выплата не производится.
Судом установлено, что Селиванов А.В. включен в сводный список граждан- участников подпрограммы на получение государственных жилищных сертификатов в -дата-, состоит в нем под №*** Указанный список утвержден начальником ГУ МЧС по Удмуртской Республике -дата- и направлен ответчиком в Приволжский региональный центр -дата-.
Следовательно, у истца возникло право на получение государственного жилищного сертификата в -дата-.
-дата- г. сводный список граждан-участников подпрограммы, в который Селиванов А.В. уже включен под №1, повторно направлен в Приволжский региональный центр по делам гражданской обороны. Кроме сводного списка в региональный центр направлено учетное дело истца.
-дата- г. заместитель председателя жилищно-бытовой комиссии ГУ МЧС по УР направил в адрес истца сообщение о направлении документов Селиванова А.В. в отдел основных фондов и капитального строительства Приволжского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ... с последующей отправкой для утверждения в МЧС России.
-дата- г. Приволжский региональный центр по делам гражданской обороны возвратил ГУ МЧС России по Удмуртской Республике учетное дело истца в связи с несоблюдением требований, предъявляемых к предоставленным документам.
Впоследствии в связи с выделением дополнительных средств для получения государственных жилищных сертификатов в -дата-. Приволжский региональный центр запросил у ГУ МЧС России по Удмуртской Республике дела граждан-участников подпрограммы.
В этой связи -дата- г. ответчиком истребованы у истца документы, предусмотренные Правилами для получения государственных жилищных сертификатов.
Изложенное подтверждает то, что право на получение социальной субсидии, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, истцом не утрачено. Решение об отказе в выдаче истцу сертификата уполномоченным органом не принималось. Кроме того, в своих объяснениях суду Селиванов А.В. подтвердил то, что он не отказывается от участия в подпрограмме и, соответственно, от получения государственного жилищного сертификата.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии одного из элементов состава юридических фактов, необходимых для удовлетворения исковых требований, - убытков, понесенных истцом.
Кроме того, в рассматриваемом случае отсутствует и противоправность действий ответчика по формированию списка граждан-участников подпрограммы.
Как указано выше, вступившим в законную силу решением суда от -дата- г. признано недействительным решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по УР о снятии Селиванова А.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Судом на ответчика возложена обязанность по рассмотрению заявления Селиванова А.В. от -дата- г. о включении в его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
Во исполнение решения суда -дата- г. на заседании жилищной комиссии ответчика принято решение о восстановлении истца в списках нуждающегося в улучшении жилищных условий и рассмотрению его рапорта и документов, предусмотренных пунктом 19 Правил.
-дата- г. ответчиком в адрес истца направлено сообщение о необходимости предоставления вышеуказанных документов для принятия решения о признании Селиванова А.В. участником подпрограммы.
В связи с тем, что истцом были представлены истребуемые документы не в полном объеме, в частности копия финансового лицевого счета на занимаемое истцом жилое помещение по адресу: -адрес- получена Селивановым А.В. в управляющей компании -дата- г., учетное дело истца, а также сводный список граждан-участников подпрограммы были направлены ответчиком в Приволжский региональный центр в -дата-.
При этом суд отмечает, что в соответствии с пунктом 27 Правил для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы, состоящий на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) в подразделениях, представляет рапорт (заявление) в порядке и сроки, устанавливаемые соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Федеральные органы исполнительной власти представляют до 1 сентября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год.
Таким образом, сведения о необходимом количестве сертификатов на -дата- должны быть предоставлены государственному заказчику в срок до -дата- г. Обязанность по предоставлению указанных сведений возложена на федеральный орган исполнительной власти, к каковым ответчик не относится.
Учитывая, что решение суда, на основании которого истец восстановлен в списках нуждающихся в жилых помещениях, а на ответчика возложена обязанность по рассмотрению заявления истца о включении его в состав участников подпрограммы, вступило в законную силу -дата- г., суд приходит к выводу о том, что Селиванов А.В. не мог быть учтен при предоставлении сведений государственному заказчику о необходимом количестве сертификатов на планируемый год в указанные выше сроки.
Тем более, что согласно пункту 19 Правил к заявлению о включении в состав участников подпрограммы подлежат приложению перечисленные в данном пункте документы.
Как указано выше, истцом были представлены не все документы, что также исключало возможность учета истца при предоставлении государственному заказчику сведений о количестве сертификатов в срок до -дата- г.
Следовательно, противоправность в действиях ответчика в рассматриваемом случае не усматривается.
Оценивая доводы истца о нарушении ответчиком сроков направления предоставленных им документов в региональный центр для получения государственного жилищного сертификата, суд считает необходимым сослаться на пункт 31 Правил, в соответствии с которым порядок и сроки формирования списков граждан - участников подпрограммы, состоящих на учете в подразделениях и изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти.
Следовательно, сроки формирования указанных списков, установленные Правилами, не применяются в отношении граждан, состоящих на учете в подразделениях.
При этом порядок и сроки формирования списков граждан-участников подпрограммы, состоящих на учете в Управлениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий федеральным органом исполнительной власти не определены, в связи с чем оснований для вменения ответчику нарушения сроков, предусмотренных Правилами, не усматривается.
Изложенное опровергает доводы истца о неисполнении ответчиком решения суда и о направлении учетного дела истца для решения вопроса о выдаче государственного жилищного сертификата с нарушением установленных Правилами сроков.
Таким образом, обстоятельств, подтверждающих причинение истцу убытков, противоправность действий ответчика, а также наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и неполучением истцом государственного жилищного сертификата по настоящему делу не установлено, что является основанием для отказа в иске.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Селиванова А.В. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике о взыскании убытков оставить без удовлетворения.
Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим на компьютере -дата- г.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти дней через районный суд.
Председательствующий судья Ю.В. Долгополова