по иску Воронова П.П. к Администрации г.Ижевска о предоставлении жилого помещения как лицу оставшемуся без попечения родителей



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 мая 2011 года

Октябрьский районный суд г. Ижевска УР

в составе:

председательствующего судьи В.М. Нуриевой

при секретаре Е.В. Филипповском

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Воронова П.П. к Администрации г.Ижевска о предоставлении жилого помещения как лицу оставшемуся без попечения родителей,

У С Т А Н О В И Л :

Воронов П.П. обратился в суд с иском к Администрации г.Ижевска о предоставлении жилого помещения как лицу оставшемуся без попечения родителей.

Исковые требования мотивированы тем, что Воронов П.П. является лицом, оставшимся без попечения родителей, своего жилья не имеет, в связи с чем обратился в Администрацию г.Ижевска с заявлением о постановке в очередь на жилье, как оставшийся без попечения родителей, на что ответчиком было отказано.

Не согласившись с отказом Администрации г.Ижевска, Воронов П.П. обратился в суд.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования, изложенные в исковом заявлении в полном объеме, просил предоставить ему жилое помещение не ниже установленных социальных норм в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Представитель Администрации г.Ижевска – Мельников Г.В., действующий в судебном заседании на основании доверенности, исковые требования не признал, просила в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку Воронов П.П. утратил статус лица, оставшегося без попечения родителей, на него не распространяется ст. 8 Закона №159-ФЗ.

Выслушав доводы участников процесса, исследовав представленные сторонами доказательства, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Воронов П.П. родился <дата>.

Его родителями являлись: Воронов П.П., умерший <дата>, Воронова Г.Е., умершая <дата>.

Воронов П.П. был зарегистрирован по адресу : УР, <адрес>.

До 18 лет Воронов П.П. проживал и воспитывался в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается справкой МОУ для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, «Понинского детского дом-школа ».

<дата> Воронов П.П. обратился с заявлением в Администрацию г.Ижевска по вопросу предоставления ему вне очереди жилого помещения, как сироте.

Письмом Администрации г.Ижевска от 04.10.2010 года Воронову П.П. было предложено представить документы, подтверждающие его личность, в частности возраст.

Документы в Администрацию г.Ижевска Вороновым П.П. представлены не были.

Согласно ст.40 Конституции РФ граждане РФ имеют право на жилище.

Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность.

Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользования предусмотрены Гражданским кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, другими правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилого помещения, четко обозначен федеральным законодательством.

Некоторые граждане имеют право на внеочередное получение жилого помещения.

Такой льготой наделены лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не имеют закрепленного жилого помещения.

В соответствии с частью 3 статьи 49 ЖК РФ - жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предостав­ляются определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по ус­тановленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, основаниям нуж­дающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в ус­тановленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным феде­ральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

Категориям граждан, указанным в части 3 статьи 49 ЖК РФ, могут предостав­ляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в уста­новленном законодательством порядке государственными полномочиями на обес­печение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения му­ниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (часть 4 статьи 49 ЖК РФ).

Порядок предоставления жилых помещений на условиях договора социального найма определен статьей 57 ЖК РФ, согласно части 2 которой вне очереди жилые по­мещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, ос­тавшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных уч­реждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, ис­полняющих наказание в виде лишения свободы.

Аналогичная норма содержалась и в п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР, в соответствии с которой, вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях, независимо от форм собственности для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

В соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 8 Закона №159-ФЗ - дети-сироты и де­ти, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попе­чительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребы­вания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, испол­няющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных со­циальных норм.

В соответствии с ч.1 ст.5 Закона №159-ФЗ, что дополнительные гарантии вышеназванным категориям лиц производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, за счет государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.

Кроме того, согласно ст.ст.52, 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы на основании решения органа местного самоуправления.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна приемная семья).

В связи с чем, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, состоящих в льготной очереди в Администрации г.Ижевска, возложена действующим законодательством на Администрацию г.Ижевска.

В рассматриваемых правоотношениях в роли органа исполнительной власти по месту жительства выступает Администрация г.Ижевска УР.

Именно на нее также и Законом возложена обязанность по учету по месту жительства детей-сирот, а также по внеочередному предоставлению им жилого помещения.

В ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 года, определяются категории лиц, на которых распространяется действие этого Закона.

- это дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

- лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

На момент обращения истца в Администрацию г.Ижевска, Воронову П.П. исполнилось 33 года.

В соответствии со ст.ст.14,49,50 ГПК РФ сторонам судом было разъяснено, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, стороны пользуются равными правами по представлению доказательств, имеющих значение для дела.

В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается в обосновании своих требований и возражений.

В связи, с чем судом между сторонами было распределено бремя их доказывания.

Анализ правовых норм, регулирующих вопросы предоставления жилья лицам из числа детей-сирот и лицам, оставшимся без попечения родителей, фактических обстоятельств дела, установленных судом, а также собранных по делу доказательств, позволяет сделать вывод о том, что для предоставления жилья в порядке п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (либо ранее до 1.03.2005 года в порядке п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР) необходимо наличие нескольких условий, главным и определяющим из которых является наличие у лица определенного статуса - ребенка-сироты или лица из их числа (ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года).

Истцом указанный статус ребенка-сироты был утрачен, поскольку Воронов П.П. обратился в орган местного самоуправления по вопросу постановки на учет по предоставлению жилья после достижения им возраста 23 лет, в то время как статус лица, которое имеет право на дополнительные социальные гарантии, в том числе право на внеочередное предоставление жилого помещения, сохраняется за ним до 23 лет.

Каких-либо доказательств того, что Воронов П.П. обращался в установленном законом порядке за предоставлением жилого помещения до достижения возраста 23 лет, в деле не имеется.

На основании вышеизложенного суд признает исковые требования Воронова П.П. к Администрации г.Ижевска о предоставлении жилого помещения как лицу оставшемуся без попечения родителей, не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Воронова П.П. к Администрации г.Ижевска о предоставлении жилого помещения как лицу оставшемуся без попечения родителей отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней, через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 26 мая 2011 года.

Судья В.М.Нуриева