о признании решения незаконным и доплате пенсии



Дело №2-310/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 января 2011 года г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Стех Н.Э.,

при секретаре Сбоевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Останина Н.А. к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о признании решения незаконным, перерасчете пенсии,

у с т а н о в и л:

Останин Н.А. (далее по тексту – истец) обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике (далее по тексту – МВД по УР, ответчик) о признании решения незаконным, перерасчете пенсии с 01 декабря 2007 года с учетом повышения должностного оклада на 15% за работу с инфекционными больными.

Исковые требования мотивировал тем, что с 09 августа 1995 года является пенсионером Министерства внутренних дел. Последним местом его службы являлась -учреждение1- (далее по тексту – -учреждение1-) МВД по УР, где наказание отбывали осужденные, больные <данные изъяты>. До 01.12.2007 года размер его пенсии был повышен на 15% с учетом 15% увеличения должностного оклада за работу с туберкулезными больными. Однако с 01 декабря 2007 года размер пенсии истца был уменьшен, т.к. из него исключили надбавку за работу с <данные изъяты> больными в размере 15%. При обращении к ответчику за разъяснением данной ситуации, истец получил ответ, с которым не согласен. Останин Н.А. считает действия МВД по УР незаконными, т.к. при увольнении из органов внутренних дел ему законно была исчислена пенсия исходя из денежного довольствия, получаемого на день увольнения с учетом 15% повышения должностного оклада за работу с инфицированными осужденными. Считает, что служба в учреждениях, специально созданных для содержания и лечения осужденных, больных <данные изъяты>, не является службой в особых условиях, повышение окладов в связи с которой не учитывается при начислении пенсии. Кроме того, указал, что пенсионерам, вышедшим на пенсию с 1998 года, но состоящим на учете в Федеральной службе исполнения наказаний России по УР по-прежнему выплачивают пенсии исходя из денежного довольствия, в котором учтено повышение оклада за работу с осужденными, больными <данные изъяты> (15%). Предоставление разного объема прав гражданам одного и того же государства, работающим в уголовной системе считает дискриминацией.

Истец просит:

- признать незаконным решение ответчика об исключении из его денежного довольствия надбавки за работу с инфекционными больными;

- обязать МВД по УР произвести перерасчет пенсии за период с 01 декабря 2007 года с учетом повышения должностного оклада за работу с инфекционными больными.

В судебном заседании истец Останин Н.А. поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы искового заявления.

Представитель ответчика – старший юрисконсульт Отдела правового обеспечения МВД по УР Самоволькина И.Р., действующая на основании доверенности №1/54 от 24 декабря 2010 года сроком по 31 декабря 2011 года в судебном заседании требования истца не признала, просила отказать в их удовлетворении. При этом пояснила, что при назначении истцу пенсии в размер его денежного довольствия была ошибочно включена надбавка за работу с <данные изъяты> больными в размере 15%, т.к. данное обстоятельство противоречит законодательству. В связи с чем, с 01 декабря 2007 года, когда произошло очередное повышение окладов по должностям, ответчик заново определил размер денежного довольствия истца для исчисления пенсии, из которого исключил 15% надбавку за особые условия труда, а именно – за работу с <данные изъяты> осужденными. То есть размер денежного довольствия для исчисления пенсии был приведен в соответствие с нормами закона. При этом сумма переплаты, образовавшейся не по вине истца, с него не удерживалась. Поскольку надбавка за особые условия не входит в должностной оклад, то единовременная доплата к пенсии истца правомерно выплачена ответчиком исходя из должностного оклада истца без учета 15% надбавки.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела:

- С <дата> Останин Н.А. является получателем пенсии за выслугу лет после увольнения со службы с должности начальника оперативного отдела ИТК-4 СИД и СР МВД УР, согласно приказу МВД УАССР <номер> л/с от <дата>, по выслуге срока службы, дающего право на пенсию (ст.58 п. «б» Положения о службе в органах внутренних дел РФ).

В соответствии с заключением МВД УР от <дата> <номер>, правовым основанием для назначения пенсии истцу является Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 года.

- При расчете размера пенсии истца Останина Н.А. в составе его денежного довольствия была учтена надбавка за вредные условия труда (за работу с туберкулезными больными), которая в сумме с надбавкой за строгость составила 30%.

- С <дата>, в связи с увеличением должностного оклада по постановлению Правительства РФ от <дата> <номер>, МВД по УР произведен перерасчет денежного довольствия для исчисления пенсии истца, при котором не учтена 15% надбавка за вредность, то есть за работу с <данные изъяты> больными.

Полагая такие действия ответчика неправомерными, истец обратился в суд с настоящим иском.

Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями участвующих в деле лиц, исследованными материалами гражданского дела, представленными доказательствами и сторонами в целом не оспариваются.

Требования истца являются не законными, не обоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Перед выходом на пенсию Останин Н.А. имел звание капитана в/с и занимал должность начальника оперативного отдела -учреждение1-, то есть относился к старшему начальствующему составу.

На момент назначения истцу пенсии за выслугу лет (с <дата>) пенсионное обеспечение военнослужащих и сотрудников, проходивших военную службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы регулировалось Законом РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее по тексту – Закон РФ «О пенсионном обеспечении…»). Согласно статье 43 Закона РФ «О пенсионном обеспечении…» пенсии, назначаемые, в т.ч. лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел исчисляются из денежного довольствия по занимаемым ими должностям. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определенном Правительством РФ, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдельных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Кроме того, подпунктом «б» пункта 9 принятого во исполнение Закона РФ «О пенсионном обеспечении…» Порядка назначения и выплаты пенсий сотрудникам органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №941 (далее – «Порядок назначения и выплаты пенсий»), установлено, что в денежное довольствие, учитываемое при назначении пенсий включается оклад по последней штатной должности, оклад по специальному званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет.

При этом пунктом 10 «Порядка назначения и выплаты пенсий» предусмотрено, что пенсии следует исчислять исходя из обычных, а не персональных или повышенных окладов.

Суд признает, что вышеуказанные нормы Закона РФ «О пенсионном обеспечении…» являются последовательными, ясными, определенными, четкими и не допускают какого-либо различного толкования, позволявшего при исчислении размера пенсии истца в 1995 году учитывать оклад по последней штатной должности с учетом его повышения за службу в особых условиях.

Ссылка истца на то, что его работа не проходила в особых условиях, а потому на него не распространяются ограничения, установленные ст.43 Закона РФ «О пенсионном обеспечении…», не может быть принята судом, поскольку, статья 82 Кодекса законов о труде РСФСР, действовавшего на момент назначения пенсии истцу (в настоящее время - ст.146 Трудового кодекса РФ), нормы которого применяются к правоотношениям, возникающим при прохождении службы в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, или тогда, когда возникшие правоотношения не урегулированы специальными нормативными правовыми актами и требуется применение норм трудового законодательства по аналогии), определяет труд с тяжелыми, вредными, опасными условиями труда как работу с особыми условиями труда, оплата за которую производится в повышенном размере.

Поскольку, начиная с момента назначения (с <дата>), пенсия истца рассчитывается и выплачивается по нормам Закона РФ «О пенсионном обеспечении…», постольку отсутствуют правовые основания для учета повышения оклада за работу в особых условиях труда (в опасных для здоровья, вредных и особо тяжелых условиях труда) при исчислении ему пенсии в силу прямого указания Закона РФ «О пенсионном обеспечении…».

Не смотря на указанные требования законодательства, в размер денежного содержания, из которого был исчислен размер пенсии истца, ответчик при назначении пенсии необоснованно включил надбавку за работу с туберкулезными больными в размере 15% (см. денежный аттестат <номер> от <дата>, заключение о назначении пенсии за выслугу лет <номер>).

Ссылка истца на то, что данные 15%, учтенные при расчете размера его пенсии не являются надбавкой за особые условия труда, а являются повышением его должностного оклада, которое подлежит учету при определении размера денежного довольствия для исчисления пенсии, не может быть принята судом, поскольку не влияет на существо разрешения настоящего спора, а также противоречит нормам законодательства, действовавшего как на момент назначения пенсии истцу, так и на сегодняшний день.

Так, Законом РФ от 21 июля 1993 года №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», положения статьи 36 которого регулируют правоотношения, возникающие в связи с предоставлением льгот сотрудникам уголовно-исполнительной системы в части, касающейся увеличения должностных окладов и выплат надбавок к должностному окладу в зависимости от вида исправительного учреждения, характера и сложности выполняемой работы, а также за работу в учреждениях, исполняющих наказания, предназначенные для лечения и содержания инфекционных больных в размере от 15 до 20 процентов.

Во исполнение вышеназванного положения Закона от 21 июля 1993 года было принято постановление Правительства РФ от 06 мая 1994 года №477 «Об утверждении размеров увеличения должностных окладов (тарифных ставок) персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы с особыми условиями хозяйственной деятельности, в зависимости от вида учреждений, характера и сложности выполняемых работ, а также следственных изоляторов Министерства внутренних дел Российской Федерации», которым установлены размеры увеличения должностных окладов персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы с особыми условиями хозяйственной деятельности, в зависимости от вида учреждения, характера и сложности выполняемых работ.

Причем абзацем первым приложения №1 к данному постановлению предусмотрено, что размер увеличения должностных окладов, тарифных ставок персоналу учреждений, исполняющих наказания, строгого режима составляет 15 процентов. Абзацем третьим того же приложения установлено 15-процентное увеличение должностных окладов персоналу учреждений, специально созданных для содержания и лечения осужденных, больных <данные изъяты> и больниц, созданных к лишению свободы, при условии, если количество осужденных, которым приговором суда определено отбывание лишения свободы в учреждениях строгого режима или строгого и особого режима, вместе взятых, составляет более 50 процентов от числа всех осужденных, содержащихся в этих учреждениях и больницах.

Анализ вышеприведенных нормативных правовых актов позволяет суду сделать вывод о том, что увеличение должностных окладов персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, в т.ч. за работу с туберкулезными осужденными в размере 15%, является повышением должностных окладов за особые условия службы.

Согласно ст.49 Закона РФ Закона РФ «О пенсионном обеспечении…» пенсии, назначенные лицам, подлежат пересмотру одновременно исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел одновременно с его увеличением.

Данное правовое положение также закреплено в пп.«б» п.14 «Порядка назначения и выплаты пенсий», согласно которому в случае увеличения денежного довольствия состоящих на службе военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел одновременно подлежат пересмотру пенсии, назначенные ранее уволенным со службы, исходя из определяемой в установленном порядке (в т.ч. п.9 «Порядка назначения и выплаты пенсий»), суммы увеличенного денежного довольствия. Другими словами, при каждом перерасчете пенсии заново определяется денежное довольствие для ее исчисления.

С 01 декабря 2007 года постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2007 года №837 были увеличены должностные оклады, в т.ч. сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Данное обстоятельство, исходя из вышеперечисленных правовых норм, позволило ответчику произвести перерасчет размера пенсии истца по нормам Закона РФ «О пенсионном обеспечении…» и принятого на его основе «Порядка назначения и выплаты пенсий». При этом должностной оклад истца был включен в денежное довольствие для исчисления пенсии в обычном, а не в повышенном за особые условия труда (за работу с туберкулезными осужденными) размере.

Суд признает данные действия ответчика соответствующими требованиям законодательства, поэтому не может быть принят довод истца о нарушении ответчиком при этом правовых норм Конституции Российской Федерации.

Суд констатирует, что при перерасчете размера пенсии истца ответчик не произвел с него удержания суммы переплаты пенсии, а привел размер его пенсии в соответствие с нормами действующего пенсионного законодательства, то есть довод истца о том, что ответчик придал обратную силу нормам закона, является безосновательным и не нашел подтверждения в ходе рассмотрения дела.

При этом суд признает, что законодатель различает понятие «денежное довольствие сотрудника органов внутренних дел для исчисления пенсии» и понятие «денежное довольствие сотрудника органов внутренних дел» и по содержанию, и по правовому смыслу. Данные понятия имеют самостоятельные нормативные значения, в т.ч. для целей исчисления пенсии, ее пересмотра пенсионерам органов внутренних дел, на что, в частности, указано в пункте 4 Определения Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2004 года №429-О.

Ссылка истца на то, что пенсионерам Министерства юстиции РФ пенсии рассчитываются и выплачиваются, исходя из денежного довольствия, в котором учтена надбавка за работу с <данные изъяты> осужденными, при разрешении настоящего спора правового значения не имеет, т.к. ответчик при исчислении пенсии истца должен руководствоваться требования действующего пенсионного законодательства, а не практикой, сложившейся при выплате пенсий пенсионерам Министерства юстиции РФ, вопрос о правомерности которой выходит за рамки настоящего судебного разбирательства.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования истца о признании незаконным решения ответчика об исключении из его денежного довольствия надбавки за работу с инфекционными больными; обязании МВД по УР произвести перерасчет пенсии за период с <дата> с учетом повышения должностного оклада за работу с инфекционными больными не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Останина Н.А. к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о признании решения незаконным, перерасчете пенсии оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено судьей на компьютере 07 февраля 2011 года.

Председательствующий судья: Стех Н.Э.