о признании прекратившей право пользования жилым помещением , выселении из служебного помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

1 ноября 2010 г.

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе: председательствующего судьи Долгополовой Ю.В.,

при секретаре Перевозчиковой О.А.,

с участием прокурора Краснова В.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Удмуртской Республике" к Касимовой Г.Г. о признании утратившей право пользования жилым помещением и выселении без предоставления другого жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Государственное учреждение "Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Удмуртской Республике" обратилось в суд с иском к Касимовой Г.Г. о признании прекратившей право пользования служебным жилым помещением по адресу: <адрес> (далее по тексту спорное жилое помещение, квартира) и выселении. Требования мотивированы следующим.

Спорное жилое помещение в установленном законом порядке утверждено в качестве служебного, находится в федеральной собственности, принадлежит истцу на праве оперативного управления. Служебное жилое помещение было предоставлено сотруднику Государственной противопожарной службы Якурнову А.В. в связи с наличием с ним трудовых отношений. Вместе с Якурновым А.В. в спорное жилое помещение вселились его супруга – Касимова Г.Г. и их дети Я.М.А. и Я.Я.А. В 1994 г. брак между Якурновым А.В. и Касимовой Г.Г. был расторгнут, в связи с чем Якурнов А.В. был вынужден выехать из спорного жилого помещения. В связи с прекращением семейных отношений с нанимателем служебного жилого помещения, право пользования им у ответчицы также подлежит прекращению.

В суде представитель истца Захарова Л.Ф., действующая на основании доверенности, доводы и требования, изложенные в иске, поддержала, просила иск удовлетворить. Уточнила исковые требования, указав, что Касимова Г.Г. подлежит признанию утратившей право пользования спорным жилым помещением и выселению без предоставления другого жилого помещения.

В связи с неизвестностью места пребывания ответчицы дело в порядке статьи 119 ГПК РФ рассмотрено в ее отсутствие.

Третье лицо Якурнов А.В. с иском согласился.

Выслушав объяснения участников процесса, показания свидетелей, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, суд исходит из нижеследующего.

Решением исполкома Октябрьского районного Совета народных депутатов г. Ижевска от 23.03.1981 г. квартира по адресу: <адрес> утверждена в качестве служебной.

В 1991 г. в связи с работой Якурнова А.В. в Государственной противопожарной службе на основании решения Жилищно-бытовой комиссии последнему была предоставлена вышеуказанная служебная квартира. Вместе с Якурновым А.В. в нее вселились члены его семьи – супруга Касимова (на тот момент имела фамилию Якурнова) Г.Г., сын Я.М.А. (ДД.ММ.ГГГГ рождения) и дочь Я.Я.А. (ДД.ММ.ГГГГ рождения).

Указанные лица зарегистрированы по адресу спорного жилого помещения по месту жительства с 20.05.1991 г.

29.03.1994 г. брак между Якурновым А.В. и Касимовой Г.Г. был расторгнут.

После расторжения брака из-за конфликтных отношений с Касимовой Г.Г. Якурнов А.В. выехал из предоставленной ему служебной квартиры.

На день рассмотрения дела в суде здание по адресу: <адрес> является собственностью Российской Федерации, принадлежит на праве оперативного управления истцу.

Приказом от 16.12.2009 г. Государственное учреждение "Центр Управления силами Федеральной противопожарной службы по Удмуртской Республике" переименовано в Государственное учреждение "Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Удмуртской Республике".

2 ноября 2009 г. между истцом (наймодатель) и Якурновым А.В. (наниматель) заключен договор найма служебного жилого помещения – квартиры <адрес>. В качестве членов семьи нанимателя в договоре найма указаны его дети – Я.М.А. и Я.Я.А.

В настоящее время в спорном жилом помещении проживают Я.М.А. и Я.Я.А.

Весной 2009 г. Касимова Г.Г. выехала из служебной квартиры, оставив в ней носильные вещи. Обязанности, вытекающие из договора найма служебного жилого помещения, Касимовой Г.Г. не исполняются.

В связи с прекращением у ответчицы семейных отношений с Якурновым А.В. истцом в ее адрес направлено предупреждение о необходимости освобождения спорного жилого помещения в срок до 31.10.2009 г. Данное предупреждение вручено сыну Касимовой Г.Г. – Я.М.А.

Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Ижевска от 4 мая 2010 г. с Якурновых и Касимовой Г.Г. солидарно взыскана задолженность по оплате спорного жилого помещения и коммунальных услуг в размере 63456 рублей 15 коп.

Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами.

В соответствии со статьей 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Согласно статье 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.

Поскольку ответчица вселилась в спорное помещение до 01.03.2005 г. (дата введения в действие ЖК РФ), а иск о ее выселении заявлен после введения в действие Жилищного кодекса РФ, суд при рассмотрении настоящего дела применяет положения Жилищного кодекса РФ и Жилищного кодекса РСФСР.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Назначение служебных жилых помещений определено в статье 93 ЖК РФ, согласно которой служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Судом установлено, что спорное жилое помещение является служебным, между сторонами сложились отношения, вытекающие из договора найма служебного жилого помещения.

Согласно части 1 статьи 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

К пользованию служебными жилыми помещениями по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса (часть 5 статьи 100 ЖК РФ).

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14
"О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", члены семьи нанимателя специализированного жилого помещения, за исключением служебного жилого помещения, имеют равные с нанимателем права и обязанности по договору. Члены семьи нанимателя служебного жилого помещения в соответствии с частью 5 статьи 100 и частями 2-4 статьи 31 ЖК РФ имеют равное с нанимателем право пользования жилым помещением, если иное не установлено соглашением между ними. В случае прекращения семейных отношений между нанимателем служебного жилого помещения и членом его семьи право пользования служебным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя, по общему правилу, не сохраняется (часть 4 статьи 31 ЖК РФ). Однако оно может быть сохранено за бывшим членом семьи нанимателя служебного жилого помещения по решению суда на определенный срок по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 31 ЖК РФ.

Таким образом, исходя из норм материального права, регулирующих данные правоотношения, члены семьи лица, получившего служебное помещение, не приобретают самостоятельного права пользования этим помещением, их права производны от права лица, которое получило служебное помещение.

При этом прекращение семейных отношений с нанимателем служебного жилого помещения в силу части 4 статьи 31 ЖК РФ является основанием для прекращения права пользования указанным жилым помещением у бывшего члена семьи нанимателя.

Как указано выше, нанимателем спорного жилого помещения является Якурнов А.В., брак между которым и Касимовой Г.Г. расторгнут 29.03.1994 г. Судом установлено, что соглашение о сохранении за Касимовой Г.Г. права пользования служебным жилым помещением в случае прекращения семейных отношений с его нанимателем не заключалось.

Таким образом, семейные отношения между нанимателем служебного жилого помещения и ответчицей прекращены, что влечет за собой прекращение у последней права пользования спорным жилым помещением.

Поскольку, как указано выше, служебное жилое помещение предоставлено Касимовой Г.Г. до введения в действие ЖК РФ, суд считает необходимым проанализировать положения Жилищного кодекса РСФСР, регулировавшие порядок выселения граждан из служебных жилых помещений.

Согласно статье 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее по тексту вводный закон) предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьей 108 Жилищного кодекса РСФСР.

Таким образом, не подлежат выселению из служебного жилья без предоставления других жилых помещений граждане, вселенные в них до 1 марта 2005 г., если такое выселение не допускалось ранее ЖК РСФСР, в случае их постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий или наличия права постановки на такой учет.

Статья 108 ЖК РСФСР определяла следующие категории граждан, которые не могли быть выселены из служебного жилья без предоставления другого жилого помещения:

1) инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;

2) участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии;

3) семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы;

4) семьи военнослужащих;

5) инвалиды из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей;

6) лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих");

7) лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, предоставившими это помещение;

8) лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих");

9) пенсионеры по старости, персональные пенсионеры;

10) члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение;

11) инвалиды труда I и II групп, инвалиды I и II групп из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц;

12) одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.

Из обстоятельств дела следует, что Касимова Г.Г. не относится к вышеперечисленным категориям граждан.

При этом суд отмечает, что согласно пункту 12 части 1 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР, не могли быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 этого Кодекса (выселение из служебных жилых помещений), одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми. По состоянию на 1 марта 2005 г. Касимова Г.Г. являлась одиноким лицом, вместе с ней проживали ее несовершеннолетние на тот момент дети – Я.М.А. (ДД.ММ.ГГГГ рождения) и Я.Я.А. (ДД.ММ.ГГГГ рождения). Вместе с тем из содержания пункта 12 части 1 статьи 108 ЖК РСФСР следует, что достижение указанными в данной норме детьми совершеннолетнего возраста не препятствовало выселению одинокого родителя из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Поскольку на дату подачи ГУ "Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Удмуртской Республике" иска дети ответчицы являются совершеннолетними, положения пункта 12 части 1 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР на последнюю не распространяются.

Из содержания статьи 13 Вводного закона предусматривающей дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, следует, что такие граждане не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения при одновременном наличии двух условий: их выселение не должно допускаться законом до введение в действие ЖК РФ и такие лица должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях либо иметь право состоять на таком учете.

По смыслу указанной нормы юридическое значение имеет не только тот факт, что выселение граждан, проживающих в служебном жилье, не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Необходимо также, чтобы эти граждане состояли или имели право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Из информации, предоставленной Администрацией г. Ижевска следует, что Касимова Г.Г. не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Исследуя вопрос о том, может ли ответчица состоять на таком учете, суд исходит из нижеследующего.

В соответствии со статьей 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Согласно статье 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 49 ЖК РФ).

Таким образом, право постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях имеют граждане, признанные малоимущими, либо граждане, относящиеся к иным определенным федеральным законом, указом президента или законом субъекта Российской Федерации категориям. В последнем случае признание граждан малоимущими в целях постановки их на учет нуждающихся не требуется.

Судом установлено, что Касимова Г.Г. малоимущей не признавалась, что следует из представленного суду сообщения из органа местного самоуправления. Более того, ответчица не относятся к иным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях (инвалиды, военнослужащие и т.д.).

В соответствии со статьями 12 и 56 ГПК РФ судом определялись обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, и распределялось бремя их доказывания. При этом на Касимову Г.Г. возлагалась обязанность по представлению доказательств, подтверждающих наличие предусмотренных законом оснований для сохранения за ней права пользования спорным жилым помещением, в том числе ее постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях либо наличие права на постановку на такой учет. Доказательств перечисленных обстоятельств ответчицей суду не представлено.

Таким образом, совокупность обстоятельств, установленных статьей 13 Вводного закона, предусматривающих дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях, по настоящему делу не установлена.

Как указано выше, Касимова Г.Г. не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях и не имеет право состоять на таком учете.

В соответствии с частью 1 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

Учитывая содержание приведенной выше нормы, а также то, что Касимова Г.Г. перестала быть членом семьи нанимателя служебного жилого помещения, в трудовых отношениях с истцом ответчица не состояла и не состоит, к льготной категории лиц, которые не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилья не относится, предупреждена истцом о необходимости освобождения служебного жилья, иск о признании ее утратившей право пользования спорным жилым помещением и выселении без предоставления другого жилого помещения подлежит удовлетворению.

Согласно пункту 41 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 право пользования служебным жилым помещением может быть сохранено за бывшим членом семьи нанимателя по решению суда на определенный срок по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 31 ЖК РФ.

В качестве оснований для сохранения права пользования жилым помещением часть 4 статьи 31 ЖК РФ предусматривает следующие обстоятельства: отсутствие у бывшего члена семьи собственника жилого помещения оснований приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением.

Как указано выше обязанность по представлению доказательств, подтверждающих наличие оснований для сохранения права пользования спорным жилым помещением, возложена судом на Касимову Г.Г. Вместе с тем таких доказательств ею не представлено.

Более того, судом установлено, что с весны 2009 г. ответчица в служебной квартире не проживает. Данный вывод следует, из показаний свидетеля Я.М.А. (сына ответчицы), свидетелей Ч.П.В. (старшины группы обслуживания ПЧ-2) и О.О.А. (проживающего в жилом помещении, расположенном по соседству со спорной квартирой), а также объяснений третьего лица. С января 2006 г. Касимова Г.Г. не выполняет обязанностей по оплате спорного помещения и коммунальных услуг, что установлено вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Ижевска от 04.05.2010 г. Несмотря на наличие указанного решения, о существовании которого Касимовой Г.Г. известно, последней не предпринимаются действия по погашению взысканной с нее задолженности. Изложенное подтверждено объяснениями представителя истца, третьего лица и показаниями свидетеля Я.М.А. В суде Якурнов А.В. и Я.М.А. сообщили о том, что Касимова Г.Г. фактически создала новую семью, в связи с чем выехала из спорной квартиры, забрав свою мебель. В частности, свидетель Я.М.А. показал, что в спорном жилом помещении остались лишь носильные вещи ответчицы, за которыми последняя иногда приходит в служебную квартиру. Зная о наличии в производстве Октябрьского районного суда г. Ижевска настоящего дела, получив копию искового заявления с приложенными к нему документами, определение суда о подготовке дела, Касимова Г.Г. в судебные заседания не являлась, возражения на исковые требования в суд не представила.

Перечисленные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии предусмотренных частью 4 статьи 31 ЖК РФ оснований для сохранения за ответчицей права пользования спорной квартирой и отсутствии нуждаемости последней в осуществлении права пользования данным жилым помещением.

В связи с удовлетворением иска на основании статьи 98 ГПК РФ с ответчицы в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск Государственного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Удмуртской Республике" к Касимовой Г.Г. о признании утратившей право пользования жилым помещением и выселении без предоставления другого жилого помещения удовлетворить.

Признать Касимову Г.Г. утратившей право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.

Выселить Касимову Г.Г. из жилого помещения по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения.

Решение является основанием для снятия Касимовой Г.Г. с регистрационного учета по вышеуказанному адресу.

Взыскать с Касимовой Г.Г. в пользу Государственного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Удмуртской Республике" расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.

Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим на компьютере ДД.ММ.ГГГГ г.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Уд­муртской Республики в течение десяти дней через районный суд.

Председательствующий судья Ю.В. Долгополова