Дело 2-896/11,2-901/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 18 марта 2011 года г.Ижевск Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Плеханова А.Н., при секретаре Кринициной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Индустриального района г.Ижевска в интересах Бородиной Л.В., Бородина Д.В. к Администрации г. Ижевска о предоставлении жилого помещения, У с т а н о в и л: Прокурор Индустриального района г.Ижевска действуя в интересах Бородиной Л.В. и Бородина Д.В. обратился в суд с иском к Администрации г. Ижевска о предоставлении жилого помещения. Требования мотивированы следующим. Прокурором Индустриального района г.Ижевска проведена проверка по обращению Бородиной Л.В., Бородина Д.В. о нарушении их жилищных прав. Проверкой установлено, что Бородина Л.В.(<дата>г.р.), Бородин Д.В.(<дата> г.р.) относятся к категории лиц, из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Письмом Администрации Индустриального района г.Ижевска <номер> от <дата> за Бородиной Л.В., Бородиным Д.В. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>. На основании акта межведомственной комиссии, утвержденного постановлением Главы Администрации Индустриального района г.Ижевска <номер> от <дата> данный дом признан непригодным для проживания. На момент признания дома непригодным для проживания Бородина Л.В. и Бородин Д.В. находилась в ГОУ для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <данные изъяты> на полном государственной обеспечении, выбыли из него Бородина Л.В. на основании приказа от <дата> <номер>, Бородин Д.В. на основании приказа от <дата> <номер>. В настоящее время Бородина Л.В. и Бородин Д.В. проживают в жилом помещении, расположенном по адресу <адрес>. Таким образом, жилое помещение хотя и было закреплено за Бородиной Л.В., Бородиным Д.В., но на момент окончания учреждения было признано непригодным для проживания. Изложенное является основанием для возложения на ответчика обязанности по предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения Бородиной Л.В. и Бородину Д.В. общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., каждому, благоустроенного соответствующего санитарным и техническим нормам, находящееся в г.Ижевске. Определением Октябрьского районного суда г.Ижевска от 19 января 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Управление муниципального жилья Администрации г.Ижевска, Министерство финансов Удмуртской Республики, Министерство образования Удмуртской Республики. Определением Октябрьского районного суда г.Ижевска от 17 марта 2011 года дела по искам прокурора Индустриального района г.Ижевска в интересах Бородиной Л.В. и Бородина Д.В. к Администрации г. Ижевска о предоставлении жилого помещения в порядке ст.151 ГПК РФ соединены в одно производство для совместного рассмотрения. В судебном заседании: Прокурор Ващенко А.П. доводы и требования, изложенные в иске, поддержала, просила его удовлетворить. Бородина Л.В. на иске настаивала, доводы и требования, изложенные в иске, поддержала, просила его удовлетворить. Суду пояснила, что в Администрацию г.Ижевска с заявлением о принятии её на учет в качестве сироты, ребенка оставшегося без попечения родителей не обращалась. Обращалась устно в Администрацию Индустриального района г.Ижевска с просьбой о предоставлении жилья. Обращалась в Управление муниципального жилья Администрации г.Ижевска с просьбой о предоставлении жилья в связи с расселением дома по адресу <адрес>. Бородин Д.В. на иске настаивал, доводы и требования, изложенные в иске, поддержал, просил его удовлетворить. Суду пояснил, что в Администрацию г.Ижевска с заявлением о принятии его на учет в качестве сироты, ребенка оставшегося без попечения родителей не обращался. Обращался в Управление муниципального жилья Администрации г.Ижевска с просьбой о предоставлении жилья в связи с расселением дома по адресу <адрес>. Представить Администрации г.Ижевска, третьего лица на стороне ответчика без самостоятельных требований относительно предмета спора в Управления муниципального жилья Администрации г.Ижевска Кочетков Ф.В., действующий на основании доверенностей, иск не признал, просил оставить его без удовлетворения. Суду пояснил, что Бородина Л.В., Бородин Д.В. не состоят на учете в списке лиц имеющих право на предоставление жилья во внеочередном порядке, не обращались в Администрацию г.Ижевска до достижения возраста 23 лет с заявлением о предоставлении им жилья как детям –сиротам, детям оставшимся без попечения родителей. Представители третьих лиц Министерства финансов Удмуртской Республики и Министерства образования Удмуртской Республики в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, причины неявки не сообщили. Дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ в их отсутствие. Свидетель К.Н.В. суду пояснила, что до обращения в суд не было известно, что дом признан аварийным, проживание в доме в настоящее время не возможно, органы опеки и попечительства не пытались обследовать помещение. Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему. Бородина Л.В.(<дата> г.р.), Бородин Д.В.(<дата> г.р.) не состоят на учете в Администрации г.Ижевска как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющие право на внеочередное получение жилья. Письмом <адрес> <номер> от <дата> за Бородиной Л.В. и Бородина Д.В. было закреплено жилое помещение по адресу по адресу <адрес>. После окончания ГОУ для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <данные изъяты> Бородина Л.В. 01 сентября 2003 года, Бородин Д.В. 31 августа 2004 года истцы зарегистрированы и проживают по адресу <адрес>. На основании акта межведомственной комиссии, утвержденного постановлением Главы Администрации Индустриального района г.Ижевска <номер> от <дата> данный дом признан непригодным для проживания. На момент признания дома непригодным для проживания Бородина Л.В. и Бородин Д.В. находились на полном государственном обеспечении в ГОУ для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <данные изъяты> Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами и сторонами по делу не оспариваются. Требования прокурора не подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из нижеследующего. В соответствии с частью 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно части 1 статьи 3 закона Удмуртской Республики от 06.03.2007 N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания, образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, нахождения у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилая площадь предоставляется вне очереди в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Согласно части 2 статьи 3 указанного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, другое благоустроенное жилое помещение при наступлении оснований, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется вне очереди в случае, если закрепленное за ними жилое помещение признано в соответствии с законодательством непригодным для проживания и не подлежащим ремонту. Согласно статье 4 указанного закона жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим право на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства. Жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для предоставления жилья по договору социального найма. При расчете норм предоставления жилой площади детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, члены семьи не учитываются. Согласно статье 5 указанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющие право на внеочередное получение жилой площади, учитываются в органах местного самоуправления отдельно от остальных граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Заявление о предоставлении жилой площади подается в орган местного самоуправления лицом, имеющим право на внеочередное получение жилой площади (далее - заявитель). Заявление о предоставлении жилой площади подается в орган местного самоуправления непосредственно заявителем (при достижении им 16 лет) либо законным представителем заявителя (опекуном, попечителем, приемным родителем, органом опеки и попечительства). 7. Заявление регистрируется с указанием времени подачи заявления, при этом выдается расписка в получении представленных документов с указанием их перечня и даты получения органом местного самоуправления. Заявитель считается принятым на учет со дня принятия уполномоченным органом или должностным лицом соответствующего решения. При рассмотрении нескольких заявлений в один день их очередность определяется по времени подачи заявления с полным комплектом необходимых документов. На каждого заявителя, принятого на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, заводится учетное дело, в котором содержатся все представленные заявителем документы. Учетному делу присваивается номер. Органы местного самоуправления обеспечивают надлежащее хранение учетных дел заявителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетные дела заявителей, нуждающихся в жилых помещениях, хранятся десять лет после предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Органы местного самоуправления ежегодно до 1 мая проводят перерегистрацию заявителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Для прохождения перерегистрации заявитель представляет в орган местного самоуправления уведомление, которым он подтверждает неизменность ранее представленных им сведений. В случае если за истекший период произошли изменения в ранее представленных сведениях, заявитель представляет новые документы, подтверждающие произошедшие изменения. В этом случае орган местного самоуправления осуществляет проверку обоснованности отнесения заявителя к нуждающимся в жилом помещении с учетом новых представленных документов. Право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении сохраняется за заявителем до получения им жилого помещения по договору социального найма или до выявления оснований для снятия с учета. Статьями 2,15,16 указанного закона полномочиями по предоставлению такой меры социальной поддержки, как обеспечение благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях, когда закрепленное за ними жилое помещение находится в непригодном для проживания состоянии и не подлежит ремонту, в порядке предусмотренным законом наделено муниципальное образование "Город Ижевск ". Вышеуказанный порядок согласуется с нормами Жилищного кодекса РФ, определяющими условия и основания предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Так, в соответствии с частью 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 4 статьи 49 ЖК РФ). Порядок предоставления жилых помещений на условиях договора социального найма определен статьей 57 ЖК РФ, согласно части 2 которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу части 3 статьи 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Из системного толкования приведенных выше норм следует, что обязанность по предоставлению жилого помещения Бородиной Л.В., Бородину Д.В. могла быть возложена на Администрацию г. Ижевска при доказанности истцом совокупности следующих обстоятельств: истцы на момент рассмотрения дела обладают статусом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленное за ними жилое помещение находится в непригодном для проживания состоянии и не подлежит ремонту, истцы состоят на учете в органе местного самоуправления как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющие право на внеочередное получение жилой площади. Указанная совокупность обстоятельств, представленными истцами доказательствами не подтверждена. Напротив, в судебном заседании установлено, что истцы на момент рассмотрения дела старше возраста 23 лет, истцы не состоят на учете в Администрации г.Ижевска в качестве нуждающихся в жилых помещениях как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющие право на внеочередное получение жилой площади. Суд отмечает, что обязательным условием для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма органом местного самоуправления является постановка гражданина на учет нуждающегося в жилых помещениях. Как указано ранее, истцы Бородина Л.В., Бородин Д.В. на таком учете в Администрации г. Ижевска не состоят. Данное обстоятельство не оспаривалось истцами и подтверждено доказательствами, представленными ответчиком. Как следует из преамбулы Закона №159-ФЗ, а также из статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-х летнего возраста. Следовательно, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возраста 23 лет, и не вставшим (не поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, является основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований о предоставлении истцам во внеочередном предоставлении жилых помещений по договору социального найма. Обстоятельства, свидетельствующие об отказе ответчика поставить на данный учёт Бородину Л.В., Бородина Д.В. до достижения ими возраста 23 лет при рассмотрении дела не установлены. Кроме того, в судебном заседании установлено, что Бородина Л.В. и Бородин Д.В. обращались в Администрацию г.Ижевска в связи с предоставлением им жилого помещения в связи с расселением дома по адресу <адрес>, что свидетельствует об избрании истцами права на получение жилого помещения, взамен занимаемого ими на основания ст.89 ЖК РФ, что также препятствует удовлетворению заявленных исковых требований. С учетом вышеизложенного исковые требования удовлетворению не подлежат. Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд Р е ш и л: Исковые требования прокурора Индустриального района г.Ижевска в интересах Бородиной Л.В., Бородина Д.В. к Администрации г. Ижевска о предоставлении жилого помещения оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней с момента его изготовления в окончательной форме через районный суд. Решение в окончательной форме изготовлено 04 апреля 2011 года. Председательствующий судья А.Н.Плеханов