о признании незаконным решения



№№2-2655/11

2-2804/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июня 2011 года

Октябрьский районный суд г.Ижевска в составе:

Председательствующего судьи Стех Н.Э.

с участием прокурора Соловьева А.Д.,

при секретаре Самохваловой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Комитета Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» о признании незаконным бездействия Городской думы г. Ижевска, признании вопроса для вынесения на местный референдум соответствующим требованиям закона, возложении обязанности на Индустриальную территориальную избирательную комиссию г. Ижевска осуществить регистрацию инициативной группы по проведению местного референдума, о признании незаконным решения Городской думы г. Ижевска,

У С Т А Н О В И Л:

Комитет Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Городской думы г. Ижевска, признании вопроса для вынесения на местный референдум соответствующим требованиям закона, возложении обязанности на Индустриальную территориальную избирательную комиссию г. Ижевска осуществить регистрацию инициативной группы по проведению местного референдума. Заявление мотивировано тем, что <дата> Комитет Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» направил в Индустриальную территориальную избирательную комиссию г. Ижевска ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории муниципального образования «город Ижевск» по следующему вопросу:

-Согласны ли вы с тем, чтобы ввести в Устав муниципального образования «город Ижевск» изменения и дополнения, согласно которым глава муниципального образования будет возглавлять местную администрацию и избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании?

Индустриальная территориальная избирательная комиссия г. Ижевска, рассмотрев ходатайство Комитета Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», приняла постановление <номер> от <дата> о признании ходатайства и приложенных к нему документов соответствующими требованиям п. 3 ст. 36 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 4 ст. 22 Закона УР «О местном референдуме в УР», Устава муниципального образования «город Ижевск» и направлении ходатайства и приложенных к нему документов в Городскую думу г. Ижевска.

Вместе с тем Городская дума г. Ижевска в установленный законом срок не проверила соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и не приняла решения о признании вопроса соответствующим требованиям указанного федерального закона либо об отказе инициативной группе по проведению местного референдума в регистрации.

В последующем Комитет Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Городской думы г. Ижевска. Заявление мотивировано тем, что Городская дума г. Ижевска, рассмотрев постановление <номер> от <дата> Индустриальной территориальной избирательной комиссии г. Ижевска, приняла <дата> решение «О рассмотрении вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум г. Ижевска», которым признала предлагаемый для вынесения на местный референдум вопрос не отвечающим требованиям ст. 12 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Считают указанное решение незаконным по следующим основаниям.

1. Предлагаемый для вынесения на местный референдум вопрос направлен на определение прямого волеизъявления граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования «город Ижевск», по рассматриваемому вопросу. При этом правовые последствия принятого на референдуме вопроса также определены законодательством.

Так, Законом Удмуртской Республики «О местном референдуме в Удмуртской Республике» (статья 55) установлено, что «решение, принятое на местном референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнителъном утверждении». Однако «если для реализации решения, принятого на местном референдуме, дополнительно требуется издание нормативного правового акта», то, согласно статье 55, пункту 7 указанного Закона Удмуртской Республики, «орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в чью компетенцию входит банный вопрос, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на местном референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия данного нормативного правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца».

Таким образом, в случае, если местный референдум будет признан состоявшимся, а вынесенный на него вопрос принятым, Городская дума города Ижевска, к компетенции которой относится внесение изменений и дополнений в Устав, обязана будет внести соответствующие изменения и дополнения в Устав муниципального образования «город Ижевск» в сроки, определённые статьёй 55 Закона Удмуртской Республики «О местном референдуме в Удмуртской Республике».

2. Предлагаемый для вынесения на местный референдум вопрос относится к вопросам местного значения, так как он окончательно не урегулирован федеральным и республиканским законодательством. Так согласно части 3, статьи 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ «порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования». При этом в соответствии с частью 6 статьи 34 данного Федерального закона установлено, что «в решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются: 1) структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления; 2) порядок избрания и полномочия главы муниципального образования - в соответствии с частью 2 статьи 36 настоящего Федерального закона».

3. Предложенная для вынесения на местный референдум формулировка вопроса не предполагает избрание каких-либо конкретных депутатов и должностных лиц муниципального образования «город Ижевск».

Кроме того, в случае принятия решения по вынесенному на местный референдум вопросу и внесения Городской думой города Ижевска в сроки, определённые статьёй 55 Закона Удмуртской Республики «О местном референдуме в Удмуртской Республике» соответствующих изменений и дополнений в Устав муниципального образования «город Ижевск», решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления, согласно статье 34, части 8 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение.

4. Предлагаемая инициативной группой формулировка вопроса включает в себя два вытекающих один из другого вопроса, совокупный ответ на которые установлен частью 2 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно данной норме вышеназванного Федерального закона предусмотрено два возможных варианта порядка избрания главы муниципального образования: на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.

При этом для главы муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено два возможных варианта полномочий - он либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию.

Таким образом, принятие решения о выборах главы муниципального образования на выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании предполагает необходимость одновременно ответить и на вопрос о полномочиях главы местного самоуправления. В противном случае, действительно, появляется возможность для множественного толкования вопроса референдума и не исключается неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Определением Октябрьского районного суда от <дата> указанные заявления соединены в одно производство для совместного рассмотрения.

Председатель Комитета Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» С.Г. Щукин заявления поддержал по доводам, изложенным в заявлениях, просил их удовлетворить.

Представитель Городской думы г. Ижевска Д.А. Чулкин, заявление полагает необоснованным. Просил отказать в его удовлетворении. При этом суду пояснил следующее.

<дата> Индустриальной территориальной избирательной комиссией города Ижевска принято постановление <номер> «О ходатайстве Комитета Удмуртского регионального отделения политической партии «Патриоты России» (инициативной группы) по проведению местного референдума, в соответствии с которым ходатайство и приложенные к нему документы признаны соответствующими требованиям п. 3 ст. 36 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», Конституции УР, п. 4 ст. 22 Закона УР «О местном референдуме в УР», Устава муниципального образования «город Ижевск».

1. Заявитель просит признать незаконным бездействие Городской думы города Ижевска, не рассмотревшей в установленный законом срок ходатайство о проведении местного референдума.

В соответствии с п. 6 ст. 36 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям ст. 12 ФЗ № 67-ФЗ, при этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов. Необходимо отметить, что соблюдение установленного федеральным законом срока относится к обязанности представительного органа местного самоуправления, и нарушение срока не затрагивает права и законные интересы Заявителя. Учитывая, что Городской думой вопрос, предлагаемый для вынесения на местный референдум, рассмотрен. Городская дума не усматривает нарушений прав Заявителя.

Кроме того, из системного анализа сроков предусмотренных пунктами 5, 6, 8, 11 ст. 36 ФЗ № 67-ФЗ следует, что со дня поступления ходатайства инициативной группы в комиссию до дня регистрации инициативной группы комиссией, либо отказа инициативной группе в регистрации, должно пройти не более 50 дней. Указанный срок в данном случае не нарушен и данное обстоятельство доказывает, что права Заявителя по проведению референдума не нарушены.

2. Заявитель просит признать вопрос для вынесения на местный референдум, соответствующим требованиям ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и Индустриальной территориальной избирательной комиссии г. Ижевска в 15-дневный срок осуществить регистрацию инициативной группы по проведению местного референдума.

По данному требованию необходимо отметить, что в соответствии с п. 8 и п. 1 ст. 36 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» полномочиями по признанию вопроса, вносимого на местный референдум, отвечающим или не отвечающим требованиям ст. 12 указанного федерального закона обладает представительный орган муниципального образования, и исходя из того, какое решение будет принято представительным органом комиссия, либо осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума, либо отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации.

Таким образом, федеральный закон четко установил порядок рассмотрения вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, и действие комиссии. При этом закон не предусматривает возможности на основании решения суда признавать вопрос, предлагаемого для вынесения на местный референдум соответствующим или отвечающим требованиям ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», а также не предусматривает возможности на основание решения суда осуществить регистрацию инициативной группы по проведению референдума.

Пунктом 13 ст. 36 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» установлено, что основанием отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации может быть только нарушение инициативной группой Конституции РФ, федеральных законов, законов субъекта РФ, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в порядке установленном ст. 75 указанного закона.

3. В названии заявления и его обосновании со ссылкой на ст. 15 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» Заявитель указывает о назначение местного референдума по решению суда.

В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ № 67-ФЗ назначение и проведение референдума обязательно, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведение референдума и ее реализации, установленные соответственно уровню референдума Федеральным законом, законом субъекта РФ, уставом муниципального образования. Согласно п. 5 указанной статьи местный референдум назначается в соответствии с федеральным законом, законом субъекта РФ, уставом муниципального образование представительным органом муниципального образования, а в случае отсутствие указанного органа или не принятия им решения в установленный срок судом.

Пунктом 5 ст. 22 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дне поступления в представительный орган документов, на основании которые назначается местный референдум.

В данном случае необходимо отметить, что поскольку не соблюдена процедура выдвижения и реализации инициативы проведения референдума, установленная ст 36 и 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», суд не может назначить референдум. Назначение референдума судом возможно только в случае не назначения референдума представительным органом муниципального образования.

4. Заявитель просит суд признать решение Городской думы города Ижевска от <дата> <номер> «О рассмотрении вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум города Ижевска» незаконным.

Городская дума не согласна с указанным требования по следующим основаниям.

<дата> Городская дума города Ижевска в соответствии со ст. 36 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и ст. 22 Закона УР «О местном референдуме в УР» приняла решение <номер> «О рассмотрении вопроса, предлагаемого на местный референдум города Ижевска», пунктом 1 которого, признала предлагаемый для вынесения на местный референдум вопрос: «Согласны ли Вы с тем, чтобы внести в Устав муниципального образования «Город Ижевск» изменения и дополнения, согласно которым глава муниципального образования будет возглавлять местную администрацию, и избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании?» не отвечающим требованиям ст. 12 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Принимая указанное решение Городская дума исходила из того, что вопрос, предлагаемый для вынесения на местный референдум не отвечает требованиям п.п. 3, 6, 7 и 8 ст. 12 федерального закона.

4.1. Так, в соответствии с п. 3 ст. 12 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.

Согласно ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Статьей 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся 38 вопросов местного значения. Вопрос, предлагаемый для вынесения на местный референдум, к вопросам местного значения городского округа не относится.

4.2. В соответствии с п. 6 ст. 12 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству РФ, законодательству субъекта РФ.

Указанный заявителями вопрос противоречит ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Так, согласно ст. 17 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочием по принятию устава муниципального образования и внесения в него изменений и дополнений. В соответствии с п.1 ч. 10 ст. 35 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.

Устав муниципального образования «город Ижевск», который определил структуру органов местного самоуправления городского округа (ст. 24), порядок избрания и полномочия Главы муниципального образования «город Ижевск» (ст. 35. 36, 37), вступил в силу 1 июля 2005г. Согласно ч. 3 ст. 34 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Заявитель, ссылаясь на ч. 6 ст. 34 ФЗ № 131-ФЗ (которая устанавливает, что в решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местного референдуме (сходе граждан) устанавливаются порядок избрания и полномочия главы муниципального образования - в соответствии с ч. 2 ст. 36 указанного закона), делает вывод о возможности вынесения, предлагаемого вопроса на местный референдум. Однако данную ссылку Заявителя необходимо рассматривать во взаимосвязи с частью 5 указанной статьи, общий смысл которой сводится к тому, что местный референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления возможен только по вновь образованным муниципальным образованиям.

4.3. Пункт 7 ст. 12 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» устанавливает, что вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на местном референдуме решения.

В нарушение указанной нормы закона предлагаемая формулировка вопроса фактически содержит в себе два самостоятельных вопроса:

1. согласны ли Вы с тем, чтобы глава муниципального образования будет возглавлять местную администрацию?

2. согласны ли Вы с тем, чтобы глава муниципального образования избирался на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании?

На которые граждане, участвующие в референдуме, должны дать только один однозначный ответ.

Конституционный суд РФ в ряде своих решений (постановления от 13.03.1992г. № 3-П, от 21.04.1993г. № 8-П) изложил свою позицию применительно к требования, предъявляемым к вносимым на референдум вопросам. В силу этих правовых позиций формулировка вопроса, вносимого на местный референдум, должна позволять воспринимать его как единое целое, с тем, чтобы граждане не были вынуждены голосовать одновременно за несколько не связанных между собой вопросов, соединенных в одном предложении; один и тоже вопрос не должен относится к разным уровням законодательства; вопрос должен быть сформулирован таким образом, чтобы правовые последствия принятого на референдуме решения были определенными по своему содержанию. В противном случае ставиться под сомнение адекватность волеизъявления граждан, участвующих в референдуме, а реализация органами местного самоуправления выраженной на референдуме воли народа ставиться проблематичной.

Таким образом, предложенный вопрос местного референдума не исключает возможности его множественного толкования и впоследствии, возникает сомнение в адекватности волеизъявления граждан, участвующих в референдуме.

4.4. Пункт 8 ст. 12 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» устанавливает, что на местный референдум не могут быть вынесены вопросы об избрании депутатов и должностных лиц. При этом в указанной норме закона не говориться о конкретных (персональных) должностных лицах. Поскольку, глава муниципального образования является в соответствии со ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» должностным лицом местного самоуправления, указанный вопрос не может быть вынесен на местный референдум.

5. Дополнительно необходимо отметить, что Городской думой города Ижевска принимались аналогичные решения (решение от <дата> <номер> «О вопросе, предлагаемом для вынесения на местный референдум города Ижевска» и решение от <дата> <номер> «О рассмотрении вопросов, предлагаемых для вынесения на местный референдум города Ижевска»), которые были предметом рассмотрения в судебных инстанциях и были признаны соответствующими действующему законодательству.

Представитель Индустриальной территориальной избирательной комиссии ФИО1, заявление полагает необоснованным. В обоснование возражений изложил доводы, аналогичные доводам Представителя Городской думы г. Ижевска ФИО2.

Выслушав мнение представителей заявителя и заинтересованных лиц, прокурора, полагавшего требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению, изучив и проанализировав материалы дела, суд устанавливает следующие юридически значимые обстоятельства дела.

Индустриальная территориальная избирательная комиссия города Ижевска была сформирована постановлением Центральной избирательной комиссии УР от <дата> за <номер>.

Постановлением <номер> от <дата> Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики полномочия Избирательной комиссии муниципального образования «город Ижевск» возложены на Индустриальную территориальную избирательную комиссию города Ижевска.

<дата> состоялся Пленум Комитета Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», на котором было решено обратиться в Индустриальную территориальную избирательную комиссию г. Ижевска с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории муниципального образования «город Ижевск» по следующему вопросу:

Согласны ли вы с тем, чтобы ввести в Устав муниципального образования «город Ижевск» изменения и дополнения, согласно которым глава муниципального образования будет возглавлять местную администрацию и избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании?

<дата> в Индустриальную территориальную избирательную комиссию г. Ижевска поступило ходатайство Комитета Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» о проведении местного референдума (входящий номер 05-05/6) с приложением: протоколом Комитета Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» от <дата>.

<дата> Постановлением Избирательной комиссии <номер> ходатайство с приложенными к нему документами признано соответствующим требованиям п. 3 ст. 36 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Конституции Удмуртской Республики, п. 4 ст. 22 Закона УР «О местном референдуме в Удмуртской Республике», Устава муниципального образования «город Ижевск».

<дата> Решением Городской думы <номер>, подписанного Главой муниципального образования «город Ижевск» А.А. Ушаковым, признано, что предлагаемый вопрос не отвечает требованиям ст. 12 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

<дата> Индустриальной территориальной избирательной комиссией принято постановление <номер> об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума (Комитет Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ»).

Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями участников процесса, представленными доказательствами и сторонами в целом не оспариваются.

Требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Согласно ст. 261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.

Таким образом, для признания судом незаконными действий (бездействия) или решения Городской думы необходимо наличие следующих условий: незаконность действий (бездействия) или решения указанного органа, а также нарушение оспариваемыми действиями (бездействием) или решением прав заявителя на участие в референдуме.

В силу п.п. 1, 3 ст. 14 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", инициатива проведения референдума, инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме. Для выдвижения инициативы проведения референдума, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума.

Выдвинуть инициативу проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума. В этом случае руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума) независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума.

Согласно п. 1.8 Устава политической партии «Патриоты России» (общероссийского общественного объединения), принятого Учредительным Съездом 12 января 2002 года, с изменениями и дополнениями от 11 июля 2004 года, 20 апреля 2005 года и 05 апреля 2006 года, политическая партия «Патриоты России» в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеет право участвовать в выборах и референдумах; выдвигать инициативу проведения референдума.

В силу ст. 36 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" , инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы (п. 2).

В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы (п. 3).

К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума (п. 4).

Комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:

в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования - о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума;

в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы (п.5).

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов (п.6).

Если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума принимается в пятнадцатидневный срок со дня признания законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительным органом муниципального образования соответствия вопроса, выносимого на референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона (п.8).

Если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации (п.11).

В силу ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения (п.3).

Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации (п.6).

Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения (п.7).

На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о персональном составе органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления;

в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения (п.8).

Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме указанных в настоящей статье, не допускается (п.9).

1. Рассматривая требование Комитета Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» о признании незаконным бездействия Городской думы г. Ижевска, суд отмечает следующее.

<дата> Городская дума г. Ижевска приняла решение «О рассмотрении вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум г. Ижевска». Таким образом, требование Комитета Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» о признании незаконным бездействия Городской думы г. Ижевска, заявленное до вынесения решения Городской думой г. Ижевска «О рассмотрении вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум г. Ижевска», в настоящее время не основано на обстоятельствах дела и не может быть удовлетворено.

Суду не представлено доказательств, что принятие указанного решения Городской думой г. Ижевска за пределами установленного законом срока нарушает права заявителя на участие в референдуме.

2. Рассматривая требования Комитета Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» о признании вопроса для вынесения на местный референдум соответствующим требованиям закона, о признании незаконным решения Городской думы г. Ижевска, возложении обязанности на Индустриальную территориальную избирательную комиссию г. Ижевска осуществить регистрацию инициативной группы по проведению местного референдума, суд отмечает следующее.

Предложенный Комитетом Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» для вынесения на местный референдум г. Ижевска вопрос: «Согласны ли вы с тем, чтобы ввести в Устав муниципального образования «город Ижевск» изменения и дополнения, согласно которым глава муниципального образования будет возглавлять местную администрацию и избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании?» содержит в себе два подвопроса:

- согласны ли Вы с тем, чтобы глава муниципального образования будет возглавлять местную администрацию?

- согласны ли Вы с тем, чтобы глава муниципального образования избирался на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании?

, что сторонами не оспаривается.

В силу п. 2 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:

1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;

2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию.

Поэтому на предложенный для вынесения на референдум вопрос не всегда можно дать однозначный ответ, «да» или «нет», поскольку гражданин может быть согласен на избрание главы муниципального образования на муниципальных выборах, но не согласен с тем, что глава муниципального образования будет возглавлять местную администрацию.

В связи с тем, что предложенный вопрос референдума не предполагает только однозначный ответ, он не соответствует п.7 ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и не может быть вынесен на голосование.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения (п. 3). Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 6).

Таким образом, предметом местного референдума могут быть только вопросы местного значения. Это положение исходит из конституционной нормы о том, что местное самоуправление в России обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) определены вопросы местного значения городского округа. С учетом положений федерального законодательства в ст. 9 Устава муниципального образования «город Ижевск» определены вопросы местного значения, находящиеся в ведении муниципального образования.

Вопрос, который предлагается вынести на референдум, в силу вышеуказанных положений Федерального закона и устава муниципального образования не относится к вопросам местного значения и, следовательно, не может быть вынесен на местный референдум.

По мнению заявителя, круг вопросов местного значения, установленный ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не является исчерпывающим. Однако, в силу п. 1 ст. 18 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Таким образом, предложенный для вынесения на местный референдум вопрос противоречит п. 3 ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования (п. 3 ст. 34). В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений (п. 10 ст. 35). Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава (подп. 1 п. 2 ст. 36).

Органы местного самоуправления образуются (создаются) определенным образом (способом) и в определенном порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами. Способами образования (создания) органов могут быть формирование, избрание, назначение, замещение.

Законодатель предусмотрел возможность определения структуры органов местного самоуправления на местном референдуме лишь для случаев создания на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае создания вновь образованного муниципального образования путем преобразования существующего муниципального образования (пункты 5, 6 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Однако изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования решением представительного органа муниципального образования (пункты 3, 7, 8 ст. 34, п.п. 1 п. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

В соответствии с вышеуказанными положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Уставом муниципального образования «город Ижевск» установлено, что глава муниципального образования «город Ижевск» избирается представительным органом муниципального образования из своего состава.

В силу п. 8 ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", на местный референдум не могут быть вынесены вопросы не только о персональном составе органов местного самоуправления, но и об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности.

Таким образом, предложение о вынесении на референдум вопроса об избрании главы муниципального образования противоречит п. 8 ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; лишает представительный орган муниципального образования полномочий в части урегулирования указанного вопроса, что противоречит п. 6 ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Доводы заявителя о том, что содержание вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, не предусматривает внесения изменений в Устав г. Ижевска, не могут быть приняты во внимание.

В силу п.п. 1, 7 ст. 55 Закона УР от 28.04.2007 N 19-РЗ "О местном референдуме в Удмуртской Республике", решение, принятое на местном референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Если для реализации решения, принятого на местном референдуме, дополнительно требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на местном референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия данного нормативного правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца.

Таким образом, решение, вынесенное на местном референдуме, является безусловным основанием для внесения соответствующих изменений в нормативный акт, в рассматриваемой ситуации, в Устав муниципального образования «город Ижевск», что в рассматриваемом случае приведет к вмешательству в компетенцию представительного органа муниципального образования на принятие решения о порядке избрания главы муниципального образования.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что доводы заявителя и его представителя основаны на неправильном толковании закона, а требования о признании вопроса для вынесения на местный референдум соответствующим требованиям закона, о признании незаконным решения Городской думы г. Ижевска являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

В связи с изложенным не может быть удовлетворено и требование о возложении обязанности на Индустриальную территориальную избирательную комиссию г. Ижевска осуществить регистрацию инициативной группы по проведению местного референдума, поскольку в силу п. 11 ст. 36 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, избирательная комиссия отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации.

В связи с отказом в удовлетворении заявления судебные расходы Комитета Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» возмещению за счет органа, чьи действия (бездействие) оспаривались, не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199,261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявлений Комитета Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» о признании незаконным бездействия Городской думы г. Ижевска, признании вопроса для вынесения на местный референдум соответствующим требованиям закона, возложении обязанности на Индустриальную территориальную избирательную комиссию г. Ижевска осуществить регистрацию инициативной группы по проведению местного референдума, о признании незаконным решения Городской думы г. Ижевска отказать.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд УР в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим судьей на компьютере 17 июня 2011 года.

Председательствующий судья: Н.Э. Стех