о восстановлении нарушенного права



Дело 2-3425/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 ноября 2010 г. г.Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Плеханова А.Н.,

при секретаре Селезневе Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ожегова В.Е. к государственному учреждению «Специальное управление федеральной противопожарной службы №30» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий о признании незаконным отказа в признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, возложении обязанности по включению в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата,

У с т а н о в и л:

Ожегов В.Е. обратился в суд с иском к государственному учреждению «Специальное управление федеральной противопожарной службы <номер>» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (далее ГУ «Специальное управление ФПС <номер> МЧС России») о признании незаконным отказа в признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, возложении обязанности по включению в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата.

Требования мотивированы следующим.

Приказом от 30 ноября <номер> л/с Ожегов В.Е. уволен из ГПС МЧС России по п. «Ж» ст.58 (по болезни) Положения о службе в органах внутренних дел с <дата>. После выхода на пенсию, Ожегов В.Е. <дата> обратился в ГУ «Специальное управление ФПС <номер> МЧС России» с заявлением о постановке его на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. Ранее Ожегов В.Е. уже был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учёт, о чем имеется выписка из протокола <номер> заседания жилищно-бытовой комиссии СВПЧ-3 ПАСС МВД УР от <дата>. <дата> ответчик направил истцу ответ, в котором отказал в постановке на учёт в качестве нуждающегося, ссылаясь на то, что помещения специализированного жилого фонда (о чем истец не просил) предоставляются только в связи с прохождением службы в ГУ «Специальное управление ФПС <номер> МЧС России». Таким образом, ответчиком неправомерно отказано в признании истца нуждающимся в предоставлении жилого помещения. Кроме того, <дата> Ожеговым В.Е. подавался рапорт на улучшение жилищных условий, а <дата> Ожегов В.Е. обращался к руководству с рапортом о предоставлении служебного жилого помещения по месту службы в <адрес>. <дата> Ожегов В.Е. обратился в ГУ «Специальное управление ФПС <номер> МЧС России» с заявлением в котором просил включить его в состав участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153, Ожегов В.Е. относится к категории А – сотрудники ГПС МЧС России, содержащиеся за счёт средств федерального бюджета, увольняемые со службы по состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Основание для обращения к ответчику является отсутствие на территории РФ другого жилого помещения для проживания, неоднократные обращения по поводу предоставления жилого помещения. Ответчику неоднократно были предоставлены все необходимые документы, подтверждающие, что у Ожегова В.Е. нет другого жилого помещения пригодного для проживания на территории РФ. Рассмотрев заявление истца жилищно-бытовая комиссия ГУ «Специальное управление ФПС <номер> МЧС России» приняла решение об отказе в положительном рассмотрении вопроса о включении Ожегова В.Е. в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», чем нарушено право истца на участие в подпрограмме. Указанное решение не соответствует п.5,7,8,22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее по тексту Правила).

В суде истец, его представитель Богатырева В.В. действующая на основании доверенности, доводы и требования, изложенные в иске, поддержали, просили иск удовлетворить.

Представители ответчика Мамедова Л.Ю., Петров В.В. действующие на основании доверенностей, иск не признали, просили иск оставить без удовлетворения.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему.

ГУ «Специальное управление ФПС <номер> МЧС России» (ранее «Отдел государственной противопожарной <номер> Главного управления Государственной противопожарной службы МЧС России) является самостоятельным юридическим лицом, подразделением федеральной противопожарной службы, созданным в целях <данные изъяты>(п.1 и 5 Положения).

ГУ «Специальное управление ФПС <номер> МЧС России» подчиняется Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий, а непосредственное руководство его деятельностью осуществляет Департамент пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны МЧС России, в компетенцию которого входит управление, координация и обеспечение деятельности специальных подразделений федеральной противопожарной службы (п.3 Положения).

В период с <дата> по <дата> Ожегов В.Е. проходил службу в ГУ «Специальное управление ФПС <номер> МЧС России».

Приказом начальника ГУ «Специальное управление ФПС <номер> МЧС России» от <дата> <номер> л/с <данные изъяты> Ожегов В.Е., <данные изъяты> Специального управления ФПС <номер> МЧС России уволен из государственной противопожарной службы МСЧ России по пункту «Ж» статьи 58 (по болезни) Положения о службе в органах внутренних дел.

Выслуга лет Ожегова В.Е. в календарном исчислении на <дата> составляет 20 лет 04 месяца 15 дней.

<дата> Ожегов В.Е. обратился в ГУ «Специальное управление ФПС <номер> МЧС России» с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Решением жилищно-бытовой комиссии ГУ «Специальное управление ФПС <номер> МЧС России» от <дата> Ожегову В.Е. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Письмом от <дата> <номер> Ожегов В.Е. уведомлен о принятом решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

<дата> Ожегов В.Е. обратился в ГУ «Специальное управление ФПС <номер> МЧС России» с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153, указав, что относится к категории А (сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более).

Решением жилищно-бытовой комиссии ГУ «Специальное управление ФПС <номер> МЧС России» от <дата> Ожегову В.Е. отказано во включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в связи с тем, что Ожегов В.Е. не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Письмом от <дата> <номер> Ожегов В.Е. уведомлен о принятом решения об отказе во включении Ожегова В.Е. в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".

Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами и сторонами по делу не оспариваются.

Разрешая заявленные Ожеговым В.Е. исковые требования, исходя из указанных истцом оснований и предмета иска, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьями 12 и 56 ГПК РФ при подготовке дела и в судебных заседаниях судом определялись обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела и распределялось бремя их доказывания.

При этом на истца была возложена обязанность по представлению доказательств подтверждающие факт прохождения службы в органах федеральной государственной противопожарной службы, факт нарушения прав истца отказом ответчика в признании истца участником подпрограммы; наличие у истца права на участие в подпрограмме по выдаче государственных жилищных сертификатов, наличие оснований для возложения на ответчика обязанности по включению в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, возложения на ответчика обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата.

На ответчика возложена обязанность по предоставлению доказательств, подтверждающих законность принятого решения об отказе в признании истца участником подпрограммы.

Истцом суду не представлена достаточная совокупность относимых допустимых и достоверных доказательств, влекущих удовлетворение заявленных исковых требований, при этом суд исходит из следующего.

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее по тексту Правила).

Согласно п.2 Правил государственный жилищный сертификат (далее - сертификат) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата).

Согласно п.3. Правил, сертификаты выпускаются государственным заказчиком подпрограммы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Согласно ч.4 пп. «А» п.5 Правил, право на участие в подпрограмме имеют сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Согласно п.6 Правил участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание.

Из изложенного следует, что для признания оспариваемого решения ответчика от <дата> об отказе во включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" нарушающим право истца на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения Ожегову В.Е. необходимо было представить совокупность доказательств того, что Ожегов В.Е. на момент принятия данного решения являлся сотрудником:

1) государственной противопожарной службы МЧС России,

2) признанным в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений),

3) содержащимся, за счёт средств федерального бюджета

4) увольняемым со службы по состоянию здоровья.

Как установлено в судебном заседании из объяснений сторон, материалов гражданского дела на момент принятия оспариваемого истцом решения Ожегов В.Е. не являлся сотрудником государственной противопожарной службы МЧС России увольняемым со службы по состоянию здоровья, не был признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) при этом суд руководствуются следующим.

Согласно Положению о прохождении службы в органах внутренних дел РФ, утвержденному Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1 сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном настоящим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

Федеральным законом от 25.07.2002 N 116-ФЗ действие указанного Положения распространено на лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, переходящих на службу в Государственную противопожарную службу МЧС РФ, а также на лиц, вновь поступающих на службу в Государственную противопожарную службу МЧС РФ, до принятия федерального закона, регулирующего прохождение службы в Государственной противопожарной службе МЧС РФ.

Судом установлено, что на момент обращения в ГУ «Специальное управление ФПС <номер> МЧС России» с заявлением о включении в состав участников подпрограммы (<дата>) Ожегов В.Е. был уволен из государственной противопожарной службы МЧС России приказом ГУ «Специальное управление ФПС <номер> МЧС России» от <дата> <номер> л/с, то есть не являлся увольняемым по состоянию здоровья сотрудником государственной службы.

В связи с увольнением Ожегов В.Е. перестал быть сотрудником государственной противопожарной службы.

Помимо этого, Ожегов В.Е. не был признан ГУ «Специальное управление ФПС <номер> МЧС России» в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий( получении жилого помещения).

При этом суд исходит из того, что признание любого лица нуждающимся в улучшении жилищных условий получении жилого помещения) носит заявительный характер, без обращения Ожегова В.Е. ответчик не имеет правовых оснований для принятия данного решения.

Как следует из объяснений сторон и материалов гражданского дела заявление о постановке не учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий подано Ожеговым В.Е. только после увольнения со службы- <дата>.

Решением жилищно-бытовой комиссии ГУ «Специальное управление ФПС <номер> МЧС России» от <дата> Ожегову В.Е. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Требований о признании данного решения незаконным истцом, в рамках настоящего гражданского дела не заявлено. Соответственно обстоятельства принятия данного решения оценке судом при разрешении спора не подлежат.

Помимо этого, в судебном заседании установлено, что Ожегов В.Е. в период прохождения службы в МВД УР, в последующем в Главном управлении МЧС России по Удмуртской Республики с <дата> по <дата> обращался с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий <дата>.

Решением жилищно-бытовой комиссии СВПЧ-3 ПАСС МВД УР от <дата> Ожегов В.Е. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет в качестве такового в общий список сотрудников.

Между тем данное обстоятельство не свидетельствует о том, что Ожегов В.Е. на момент увольнения со службы был признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку решение жилищно-бытовой комиссии СВПЧ-3 ПАСС МВД УР от <дата> было принято до назначения истца на должность в ГУ «Специальное управление ФПС <номер> МЧС России», принято иным работодателем истца, то есть другим лицом, не входящим в структуру ГУ «Специальное управление ФПС <номер> МЧС России»

Доказательств свидетельствующих о том, что Ожегов В.Е. на момент обращения к ответчику с заявлением о включении в состав участников подпрограммы состоял на учете в качестве нуждающегося в органах местного самоуправления истцом суду не представлено.

Факт того, что Ожегов В.Е. в период службы с <дата> по <дата> не был признан ГУ «Специальное управление ФПС <номер> МЧС России» нуждающимся в улучшении жилищных условий(получении жилого помещения) помимо объяснений сторон подтверждается и представленными ответчиком списками лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий за период с 2006 по 2010 годы, в которых Ожегов В.Е. отсутствует.

Объяснения истца, его представителя о том, что Ожегов В.Е. ранее неоднократно обращался с заявлениями о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, которые ответчиком не предоставляются суду, изъяты из личного дела Ожегова В.Е. иными доказательствами не подтверждены, в связи с чем признаются судом недостаточными для признания данного обстоятельства доказанным. Доказательств, свидетельствующих о том, что Ожегов В.Е. в период службы с <дата> по <дата> признавался решением жилищно-бытовой комиссии ответчика лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилого помещения) в материалах гражданского дела не имеется, таковых стороной истца суду не представлено.

Основанием для постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в период службы в СВПЧ-3 ПАСС МВД УР послужила обеспеченность его семьи жилой площадью ниже установленных норм.

Так, согласно пункту 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Удмуртской АССР, утвержденных постановлением Совета Министров УАССР №231 от 30 августа 1984 г. нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 9 кв. метров.

Из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии СВПЧ-3 ПАСС МВД УР от <дата>, что Ожегов В.Е. был постановлен на учет в качестве нуждающегося в связи <данные изъяты>., отсутствием своего жилья, и того, что на каждого члена семьи приходится 4,16 кв.м.

Согласно ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

В судебном заседании установлено, что на момент приема на службу в ГУ «Специальное управление ФПС <номер> МЧС России» <дата> Ожегов В.Е. имел право пользования двухкомнатной квартирой по адресу <адрес>, общей площадь 44,7 кв.м., жилой 30,5 кв.м., при этом иных лиц имеющих право пользования данным жилым помещением не имелось, так как сам Ожегов В.Е. и члены его семьи: <данные изъяты> проживали в квартире по адресу <адрес>.

Изложенное свидетельствует о том, что Ожеговым В.Е.. утрачены основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ему право на получение жилого помещения по договору социального найма.

<дата> между <адрес> и ФИО10 заключен договор передачи жилого помещения по адресу <адрес> в собственность. При этом Ожегов В.Е. имевший право пользования данной квартирой, <дата> отказался от участия в приватизации данного жилого помещения.

<дата> брак между Ожеговым В.Е. и ФИО10 расторгнут.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О ведении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором,

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения на условиях договора социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Из указанной правовой нормы следует, что приватизация жилого помещения возможна только при обязательном согласии на приватизацию всех совершеннолетних членов семьи нанимателя, в том числе бывших членов семьи нанимателя (часть 4 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации). Каких-либо исключений для проживающих совместно с нанимателем членов его семьи, в том числе и для тех, кто ранее участвовал в приватизации другого жилого помещения, данная норма права не устанавливает.

Таким образом, при прекращении семейных отношений с собственником приватизированного жилого помещения за бывшим членом семьи собственника, сохраняется право пользования приватизированным жилым помещением, так как на приватизацию этого жилого помещения необходимо было его согласие.

При этом следует учитывать, что, дав согласие на приватизацию жилого помещения, лицо, совместно проживающее с гражданином, впоследствии приобретшим в собственность данное жилое помещение, исходило из того, что право пользования данным жилым помещением для него будет носить бессрочный характер.

Давая согласие на приватизацию указанной квартиры, Ожегов В.Е. не отказывался от принадлежащего ему права пользования этой жилой площадью, добросовестно полагая, что это право является безусловным.

В связи с этим, данное право пользования жилым помещением сохраняется за ним на неопределенное время, поскольку иное толкование нарушало бы положения статьи 40 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый имеет право на жилище, и никто не может быть произвольно лишен своего жилища.

Соответственно, факт того, что <дата> Ожегов В.Е. снялся с регистрационного учета по указанному адресу не свидетельствует об утрате им права пользования данным жилым помещением.

Изложенное, не позволяет суду считать Ожегова В.Е. признанным в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий на момент принятия ответчиком оспариваемого истцом решения.

Спора о том, что должность, занимаемая истцом до увольнения со службы финансировалась за счёт средств федерального бюджета между сторонами не имеется, однако данное обстоятельство не свидетельствуют о том, что Ожегов В.Е. имеет право на включение в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и не является достаточным для признания оспариваемого истцом решения незаконным.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что на момент принятия оспариваемого истцом решения жилищно-бытовой комиссии ГУ «Специальное управление ФПС <номер> МЧС России» от <дата> об отказе во включении Ожегова В.Е. в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" истец не соответствовал требованиям установленным к данным участникам ч.4 пп. «А» п.5 Правил.

Вышеизложенное позволяет суду прийти к выводу о том, что оспариваемым решением не нарушены права Ожегова В.Е. на получение социальной выплаты, решение об отказе во включении Ожегова В.Е. в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" принято уполномоченным на это лицом и соответствует законодательству.

Рассматривая требования Ожегова В.Е. о возложении на ответчика обязанности по включению в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, возложении на ответчика обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата, суд исходит из нижеследующего.

Решение ответчика об отказе во включении Ожегова В.Е. в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" признано судом законным и обоснованным. Соответственно не подлежит удовлетворению и производные из этого требования о возложении обязанности по включению в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, возложении на ответчика обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата.

Кроме того, основаниями для отказа в удовлетворении указанных требований являются следующие обстоятельства.

Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов предусмотрен определенный порядок формирования списков граждан-участников подпрограммы и подготовки выпуска сертификатов, который носит обязательный характер.

Согласно п. 27 Правил для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы, состоящий на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) в подразделениях, или гражданин, проживающий в закрытом военном городке или поселке, представляет рапорт (заявление) в порядке и сроки, устанавливаемые соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Федеральные органы исполнительной власти представляют до 1 сентября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год.

Согласно п.28 Правил государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на ее реализацию в проекте федерального бюджета на соответствующий год (за исключением средств, предусмотренных на предоставление социальных выплат гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей), и на основании установленного подпрограммой принципа распределения общих объемов финансирования по категориям граждан, а также сводных списков, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и сведений, полученных от федеральных органов исполнительной власти, определяет для каждого органа исполнительной власти контрольные цифры бюджетных средств для предоставления социальных выплат по категориям граждан, которые до 1 октября года, предшествующего планируемому, доводятся до соответствующих органов исполнительной власти.

Распределение объема финансирования между федеральными органами исполнительной власти осуществляется пропорционально заявленной ими потребности в целях обеспечения своевременного увольнения граждан с военной службы (службы), обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), но оставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в этих органах на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), а также отселения граждан - участников подпрограммы из закрытых военных городков и поселков.

Распределение объема финансирования, определенного для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по каждой категории граждан, за исключением граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей), осуществляется пропорционально количеству граждан - участников подпрограммы, указанному в утвержденных сводных списках, с учетом года их постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).

Распределение объема финансирования должно предусматривать возможность получения органом исполнительной власти, представившим сводный список (сведения), не менее 1 сертификата или возможность перечисления средств социальной выплаты по ранее выданным сертификатам.

Распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета для предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматривается в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год.

Согласно п.29 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 10-дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств на основании утвержденного сводного списка, а также норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации (средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по этому субъекту Российской Федерации), действующего на момент получения контрольных цифр бюджетных средств, формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году. Формирование указанных списков осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан - участников подпрограммы.

Указанные списки должны быть доступными для граждан - участников подпрограммы.

Согласно пункту 31 Правил порядок и сроки формирования списков граждан - участников подпрограммы, состоящих на учете в подразделениях и изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти.

Порядок оформления и выдачи сертификатов определяется органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов (пункт 32 Правил).

Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирующим сводный список по сотрудникам ответчика соответствующим условиям, определенным п.5 Правил является ГУ «Специальное управление ФПС <номер> МЧС России», выдачу сертификатов осуществляет МЧС России.

Из содержания пунктов 24 и 26 Правил следует, что право на получение государственного жилищного сертификата возникает у участника подпрограммы в случае его включения в сводный список на планируемый год. Включение в такой список происходит на основании поданного участником заявления о выдаче сертификата и приложенных к указанному заявлению документов.

Судом установлено, что с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата в 2009 г. истец к ответчику не обращался, что помимо объяснений сторон, подтверждается представленными ответчиком сводными списками в которых Ожегов В.Е. отсутствует. Решением от <дата> ответчиком Ожегову В.Е. отказано во включении в состав участников подпрограммы, поскольку Ожегов В.Е. не соответствует требованиям к участникам подпрограммы, установленных Правилами.

Между тем включение истца в указанные списки является одним из оснований для выдачи ему государственного жилищного сертификата.

Пунктом 36 Правил определено, что оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан - участников подпрограммы с учетом реализации положений, установленных пунктом 7 Правил.

Органы исполнительной власти вправе выдавать сертификаты только в пределах размера социальных выплат, установленного приказом государственного заказчика подпрограммы для этого органа в отношении соответствующих категорий граждан (пункт 39).

Из содержания вышеприведенных норм следует, что выдача сертификатов участникам подпрограммы осуществляется в хронологической последовательности, исходя из даты их постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Выдача сертификатов осуществляется в пределах размера социальных выплат, установленных государственным заказчиком. При этом согласно пункту 28 Правил объем финансирования может предусматривать возможность получения органом исполнительной власти, представившим сводный список (сведения), всего одного сертификата.

Судом установлено, что в сводный список ГУ «Специальное управление ФПС <номер> МЧС России» на 2010 год включена ФИО13 (дата постановки на учет <дата>), на 2011 год включен ФИО14 (дата постановки на учет <дата>), что также исключает возможность возложения на ответчика обязанности по выдаче истцу государственного жилищного сертификата.

При таких обстоятельствах иск Ожегова В.Е. не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования Ожегова В.Е. к государственному учреждению «Специальное управление федеральной противопожарной службы <номер>» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий о признании незаконным отказа в признании участником Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, возложении обязанности по включению в состав участников Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме в Верховный суд Удмуртской Республики через районный суд.

Решение изготовлено в окончательной форме <дата>.

Председательствующий судья А.Н. Плеханов