о предоставлении ж/п сироте



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июля 2010 г.

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Долгополовой Ю.В.,

при секретаре Казариновой Э.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мелешкиной А.В., действующей в своих интересах и интересах ФИО2, к Администрации г. Ижевска о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Мелешкина А.В., действуя в своих интересах и интересах <данные изъяты> ФИО2 (<дата> года рождения), обратилась в суд с иском к Администрации г. Ижевска о предоставлении жилого помещения. Требования мотивированы следующим.

Истица относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, имеет регистрацию по месту жительства в общежитии по адресу: <адрес>. В настоящее время истица жильем не обеспечена, закрепленного за ней на праве пользования жилого помещения не имеет. Учитывая, что Мелешкина А.В. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях на основании статьи 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ей и ее несовершеннолетнем сыну подлежит предоставлению жилое помещение жилой площадью не менее 26, 6 кв.м.

В суде истица доводы и требования, изложенные в иске, поддержала, просила иск удовлетворить.

Представитель Администрации г. Ижевска – Березин Д.В., действующий на основании доверенности, иск не признал, просил оставить его без удовлетворения в связи с необоснованностью.

Выслушав объяснения истицы, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему.

Мелешкина А.В. (<дата> года рождения) относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

<дата> Мелешкина А.В. поставлена на учет в Администрации г. Ижевска как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилья.

В списке очередности детей-сирот по г. Ижевску по состоянию на <дата> истица состоит под номером <номер>.

Мелешкина А.В. зарегистрирована по месту жительства в общежитии по адресу: <адрес>.

Мелешкина А.В. имеет <данные изъяты> ФИО2 (<дата> года рождения).

Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами.

В качестве оснований заявленных требований истица указывает на наличие у нее права на получение жилого помещения как у лица, относящегося к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 22 августа 2004 г.) (далее - Закон N 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Во исполнение Закона № 159-ФЗ Правительством Удмуртской Республики принято постановление "Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" №435 от 24 апреля 2000 г., в соответствии с которым на Министерство народного образования Удмуртской Республики возложен учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц в возрасте до 23 лет из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения (пункт 1 Постановления).

При этом администрациям районов и городов Удмуртской Республики рекомендовано обеспечивать вне очереди жилыми помещениями по месту выявления и первичного устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц в возрасте до 23 лет из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пункт 3 Постановления).

Согласно пункту 4 Постановления Министерству финансов Удмуртской Республики предписано ежегодно, начиная с 2001 года, предусматривать в республиканском бюджете Министерства народного образования Удмуртской Республики указанные в пункте 3 целевые средства на строительство (приобретение) жилых помещений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц в возрасте до 23 лет из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, Правительством УР возложена на местные администрации. Финансирование такого предоставления осуществляет Министерство финансов УР.

Вышеуказанный порядок согласуется с нормами Жилищного кодекса РФ, определяющими условия и основания предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

Так, порядок предоставления жилых помещений на условиях договора социального найма определен статьей 57 ЖК РФ, согласно части 2 которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу части 3 статьи 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Из системного толкования приведенных выше норм следует, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей должна быть возложена на орган местного самоуправления, в котором такие лица состоят на учете.

Порядок предоставления жилой площади категории лиц, к которой относится истица, определен Законом УР от 6 марта 2007 г. N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями).

Так, в соответствии со статьей 5 вышеприведенного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющие право на внеочередное получение жилой площади, учитываются в органах местного самоуправления отдельно от остальных граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

В силу части 2 статьи 4 Закона УР жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для предоставления жилья по договору социального найма. При расчете норм предоставления жилой площади детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, члены семьи не учитываются.

Аналогичное положение содержится в статье 8 Закона N 159-ФЗ, согласно которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с частью 1 статьи 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (часть 2 статьи 50 ЖК РФ).

Согласно пункту 1.1. Решения Городской думы г. Ижевска от 28.07.2005 N 349 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории города Ижевска" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Ижевске установлена в размере 13,3 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

С учетом вышеизложенного, истица вправе претендовать на предоставление ей жилого помещения общей площадью не менее 13, 3 кв.м. При этом ее сын не подлежит учету при предоставлении жилого помещения, поскольку внеочередное предоставление жилого помещения лицам, относящимся к категории детей-сирот, является индивидуальной льготой и не распространяется на членов их семьи.

Вместе с тем Мелешкина А.В. пояснила в суде, что настаивает на представлении ей жилого помещения жилой площадью не менее 26, 6 кв.м., на предоставление жилого помещения меньшей площадью, истица не согласна. Письменное заявление об отказе истицы от жилого помещения, жилая площадь которого менее 26, 6 кв.м., приобщено к материалам дела.

Поскольку законодательством не предусмотрена возможность предоставления лицам, к категории которых относится истица, жилого помещения в указанных Мелешкиной А.В. размерах, а на предоставление жилого помещения общей площадью 13, 3 кв.м. истица не согласна, ее иск не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Мелешкиной ФИО7, действующей в своих интересах и интересах ФИО2, к Администрации г. Ижевска о предоставлении жилого помещения оставить без удовлетворения.

Решение изготовлено председательствующим на компьютере в совещательной комнате.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Уд­муртской Республики в течение десяти дней через районный суд.

Председательствующий судья Ю.В. Долгополова