Дело № 2-2561/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 05.07.2011 г. Октябрьский районный суд г.Ижевска в составе: председательствующего судьи Михалева А.А., при секретаре Шибаевой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Малых Д.Е. об оспаривании решения Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска, УСТАНОВИЛ Малых Д.Е. (далее – заявитель) обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска по отказу в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>. Требования мотивированы следующим. Заявитель является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г<адрес>. Данный земельный участок расположен на землях населенных пунктов и имеет разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства. На момент приобретения заявителем земельного участка на нем находился сгоревший дом. Участок заявитель приобретал для возведения жилого дома и дальнейшего проживания в нем. С целью получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома Малых Д.Е. обратился в ГУАиГ Администрации г.Ижевска с соответствующим заявлением. В выдаче разрешения на строительство дома заявителю было отказано в связи с расположением земельного участка за красной линией, действие градостроительного регламента на который не распространяется. Данный отказ заявитель считает незаконным, ограничивающим его права как собственника земельного участка на строительство на нем индивидуального жилого дома, хозяйственных построек и права на жилище. Заявитель, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия. В порядке части 2 статьи 257 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие заявителя. В судебном заседании представитель заявителя доводы и требования, изложенные в заявлении, поддержала, просила его удовлетворить. Представитель заинтересованного лица ГУАиГ Администрации г.Ижевска требования заявления не признал, просил оставить его без удовлетворения, доводы заявления считает не обоснованными. Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с договором от 28.04.2009 г. Малых Д.Е. купил дом поврежденный пожаром, находящийся по адресу: <адрес> на земельном участке площадью 425 кв.м. 22.06.2009 г. Малых Д.Е. произвел государственную регистрацию права собственности на указанный земельный участок, в подтверждение чего было выдано свидетельство о государственной регистрации права. В декабре 2009 года было выполнено уточнение местоположения границ и площади данного земельного участка, подготовлен межевой план. Площадь земельного участка составила 627 кв.м. 14.01.2010 г. Малых Д.Е. получено повторное, взамен предыдущего, свидетельство о государственной регистрации права, в соответствии с которым Малых Д.Е. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 627 кв.м. Согласно кадастровому паспорту от 30.12.2009 г., земельный участок расположен на землях населенных пунктов, предназначен для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства. 04.03.2011г. Малых Д.Е. обратился в Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> 11.03.2011 г. Малых Д.Е. было отказано в выдаче разрешения на строительство в связи с тем, что его земельный участок практически весь расположен за красной линией, действие градостроительного регламента на который не распространяется. Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами. Заявление Малых Д.Е. об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома суд находит подлежащим удовлетворению в связи со следующим. Согласно статье 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В силу части 1 статьи 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Исследуя вопрос о полномочиях заинтересованного лица на принятие оспариваемого решения, суд приходит к следующему. В соответствии с ч.4 ст.51 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) разрешения на строительство выдаются органом местного самоуправления. Аналогичное положение содержит ст. 44 Устава Администрации г.Ижевска, в соответствии с которой выдача разрешений на строительство относится к компетенции Администрации г.Ижевска. Пункт 2.7 «Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска», утвержденного Решением Городской думы г.Ижевска от 06.06.2006 № 121 (ред. от 26.10.2006) определяет, что выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, осуществляется Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска. В связи с этим, суд приходит к выводу, что Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска обладает полномочиями по принятию решений об отказе в выдаче разрешений на строительство. Кроме того, полномочия ГУАиГ Администрации г.Ижевска на выдачу разрешения на строительство, заявителем не оспариваются, в связи с чем, суд полагает, что оспариваемый отказ принят уполномоченным органом. Рассматривая вопрос о соответствии оспариваемого решения требованиям закона, суд приходит к следующему. Основанием отказа в выдаче разрешения на строительство жилого дома явилось расположение земельного участка за красной линией. Нераспространение на такой земельный участок действия градостроительного регламента. Отсутствие нормативно-правового акта определяющего использование такого земельного участка. Анализируя указанные основания отказа, суд находит их незаконными, в связи со следующим. В соответствии с п.11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) под красными линиями понимаются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты). В соответствии с п. 12 ст. 1 ГрК РФ территории общего пользования это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары). Согласно ч.1 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Согласно ч.4 ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования. По смыслу приведенных норм права действие градостроительного регламента не распространяется на существующие территории общего пользования уже занятые площадями, улицами, проездами, набережными и другими объектами. Однако, из кадастрового паспорта земельного участка, пояснений участников процесса следует, что весь земельный участок расположен на землях населенных пунктов, а не на землях общего пользования. Земельный участок никогда не использовался беспрепятственного неограниченным кругом лиц, никогда не являлся местом общего пользования. При этом право собственности заявителя на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке, земельный участок изначально был выделен под индивидуальное жилищное строительство, и в настоящее время занят домом, поврежденным пожаром. Доказательств обратного заинтересованным лицом не представлено. В связи с изложенным, по мнению суда, у заинтересованного лица отсутствуют основания утверждать, что земельный участок заявителя расположен на территории общего пользования, т.е. за красной линией и на него не распространяется градостроительный регламент. При указанных обстоятельствах, отказ в выдаче разрешения на строительство по мотиву нахождения участка за красной линией, суд находит необоснованным, и в виду нижеизложенного не соответствующим закону. Так, по общему правилу на земельный участок, кроме участка, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка (ч.4 ст. 51 ГРК РФ). В соответствии с ч. 13 ст. 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган, отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч.7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Заявитель получил отказ на строительство жилого дома, мотивированный тем, что его земельный участок находится за красной линией, однако, перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство не содержит такого основания. Поскольку суд пришел к выводу о необоснованности позиции органа о том, что земельный участок заявителя находится на местах общего пользования, оценки доводам отказа об отсутствии нормативно-правового акта, определяющего порядок использования земельного участка, на который не распространяется градостроительный регламент, суд не дает. Также суд приходит к выводу, что оспариваемый заявителем отказ нарушает его права, создает препятствия к осуществлению прав собственника данного земельного участка. В соответствии с п.1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Согласно п. 1 ст. 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (ст.209 ГК РФ) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте. Гражданское и земельное законодательство допускают ограничение прав собственника земельного участка только в предусмотренных законом случаях. В частности, исходя из содержания п.п. 2 и 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ и п.1 ст. 260 ГК РФ, следует, что собственник земельного участка имеет право возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов. Ограничения прав собственника должны быть предусмотрены в законе и известны собственнику. В рассматриваемом случае в отношении земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности, каких-либо ограничений его прав на момент заключения договора купли-продажи земельного участка не существовало. Сведения об этом в свидетельстве о государственной регистрации права собственности отсутствуют. Доказательств введения ограничений прав собственника по отношению к спорному земельному участку заинтересованным лицом суду не представлено. В кадастровом паспорте земельного участка от 30.12.2009г. разрешенное использование земельного участка обозначено как индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства. На наличие ограничений права также не указано. Градостроительный план земельного участка, утвержденный распоряжением Администрации г.Ижевска «Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по улице <адрес> от 16.11.2010 года № 569/5, действительно содержит указание о расположении одной части земельного участка в зоне ЖД1-2 (зона многофункциональной жилой и общественно-деловой застройки в сочетании малоэтажной жилой застройкой) содержащий основные, условно разрешенные и вспомогательные виды использования, а второй части участка за красной линией. Вместе с тем, в силу положений ст. 44 ГрК РФ градостроительный план земельного участка не является способом ограничения прав собственника. Исследуя доводы представителя заинтересованного лица о наличии оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство в соответствии с Правилами землепользования и застройки г.Ижевска, суд приходит к следующему. Правила землепользования и застройки города Ижевска, утвержденные решением Городской думы города Ижевска 27.11.2007 г. № 344 являются муниципальным нормативным правовым актом, целью разработки которых, является обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства и обеспечение равенства участников градостроительных отношений, необходимость учета в градостроительных регламентах фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства. При этом Правила не содержат какие-либо конкретные сроки приведения видов разрешенного использования земли в соответствие с градостроительными регламентами, определяя территориальные зоны, не содержат ограничения прав собственников индивидуальных жилых домов по возведению объектов индивидуального строительства в зависимости от территориальных зон. Согласно подпунктам 2 и 6 пункта 7 Правил градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны. Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. При этом суд отмечает, что в положениях статей 2, 18 и 51 ГрК РФ также не содержится прямого запрета на осуществление и возведение жилого дома, а закрепляются положения о том, что разрешение на строительство должно осуществляться на основе градостроительных норм и должно подтверждать соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка. В разделе 2 Градостроительного плана спорного земельного участка в графе «Иные параметры» указано, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного строительства которых не соответствуют градостроительному регламенту могут использоваться без установления срока приведения их в соответствии с градостроительным регламентом, за исключением случаев, когда их использование опасно для жизни и здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Данные обстоятельства в ходе рассмотрения настоящего дела не установлены. С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для запрета в осуществлении заявителем строительства нового индивидуального жилого дома по <адрес>. Отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома свидетельствует об ограничении права собственника без предусмотренных на то законных оснований. В силу изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома нарушает права заявителя и создает препятствия к их осуществлению, и в связи с этим, также подлежит признанию незаконным. Согласно статье 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Малых Д.Е. оспаривается решение от 11.03.2011 г. С заявлением об оспаривании указанного решения заявитель обратился в суд 16.05.2011г., то есть в пределах установленного срока. Решение состоялось в пользу заявителя, в силу ст. 98 ГПК РФ в его пользу подлежит взысканию с заинтересованного лица государственная пошлина в размере 200 рублей, а также расходы по составлению заявления в сумме 700 рублей. Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд Заявление Малых Д.Е. удовлетворить. Признать незаконным отказ Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска от 11.03.2011 г. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>. Обязать Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска выдать Малых Д.Е. разрешение на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>. Взыскать с Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска в пользу Малых Д.Е. судебные расходы в сумме 900 рублей. Мотивированное решение будет изготовлено в течение 5 дней. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме в Верховный суд УР через районный суд. Резолютивная часть решения изготовлена председательствующим на компьютере в совещательной комнате. Председательствующий судья Михалев А.А. Мотивированное решение изготовлено 18.07.2011 г.